Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Диалог с Хромогиной Мариной Юрьевной

Марина Юрьевна Хромогина
825 ответов

Здравый смысл и духовная жизнь

Святые пишут про безгневие - что даже легкое раздражение или мысль гнева - грех. Психология говорит что нужно дать выйти пару, а грех это когда мы цепляем ближних. В церкви внушают что похвалить себя, порадоваться какая же я молодец - я это сделала - это значит "уже получать награду свою". Святые...

Прочитать весь вопрос

Добрый день.
Если я правильно поняла суть Вашего вопроса, то он в том, что Вы вроде как запутались. Не знаете как жить так, чтобы с одной стороны следовать по пути духовной жизни христианина, с другой стороны жить жизнью человеческой. Другими словами как разделить кесарево и Богово, а потом это совместить.

На мой взгляд, первое, в чем нужно разобраться, так это в сути того, что предлагается.
С одной стороны гнев называется одним и смертных грехов, с другой стороны « Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;(Пс.4:5) и « Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26) .
С одной стороны « Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.» (Прит.29:22) , с другой стороны Господь проявил сильное возмущение, выгнав торговцев из храма, рассыпав деньги меновщиков по полу, а столы их опрокинув.

С одной стороны в одной статье о гневе священник Павел Гумеров пишет «Раздражительность, гнев не только являются причиной конфликтов, но и убивают те чувства любви, дружбы, симпатии, уважения, которые мы имеем к людям. В минуту гнева меняется наше отношение к человеку; его черты, особенности, милые привычки, вызывавшие, может быть, наше восхищение, предстают теперь в искаженном, уродливом, карикатурном виде. От любви до ненависти, как говорится, один шаг.» ,
а с другой стороны психолог, по опыту своей работы и знаний, скажет что гнев не является причиной конфликтов. Он вторичен. А причиной конфликтов обычно является слабый навык саморегуляции, не понимание особенностей своих психических процессов и процессов другого человека. И слова про то, что в минуту гнева меняется отношение к человеку – это снова про навык саморегуляции и про навык чувствовать одновременно несколько чувств. Обычно у людей навык и любить и гневаться одновременно не развит. А его можно развить. И во время посетившего гнева не терять контакт со своими положительными чувствами к этому человеку. И получается, что священник опирается в своей статье на свои ограниченные представления о психической жизни людей.

Еще пример, когда нужно разбираться.
Вы пишите, что в церкви внушают что похвалить себя, порадоваться какая же я молодец - я это сделала - это значит "уже получать награду свою". И вроде как награду получат плохо. Но при этом буквально на первых страницах Библии Бог по сути хвалит Себя за содеянное, давая оценку созданному, что это хорошо : « И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Быт.1:31)

К чему я все эти примеры приводила? К тому, что хотела подвести Вас к размышлению, что над всем нужно разбираться, что нет однозначного как в духовной жизни, так и в обычной. Что хорошо бы учиться разделять. Что есть симпатия к красивым лицам, а есть блудный грех. И они могут одновременно проявляться. Но это не значит, что сама по себе симпатия уже грех.

Или как гневаться, не согрешая? И сколько видов гнева бывает и какой из них является смертным грехом? А Господь каким гневом гневался в храме?

Здравый смысл – это что для Вас? Как Вы его понимаете?
Для меня здравый смысл – это размышление, поиск середины, а не утверждения крайностей. В одном случае нож может быть инструментов зла ( в руках грабителя), а в другом инструментом добра ( на операционном столе).

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит специалист. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный специалист не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.