Ближайшие поездки
О святых местах
Россия

Оптина Пустынь

...
Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь много десятилетий остается одним из наиболее почитаемых святых мест России. Оптина пустынь была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником Оптой, отсюда и название. В XIX веке становится настоящим духовным центром России благодаря своим старцам, в первую очередь Амвросию Оптинскому. О мудрости оптинских старцев, молившихся за всех, готовых поддержать ослабевшего, поднять оступившегося, помочь духовным советом, говорили в разных уголках огромной державы. По преданию, именно с Амвросия Оптинского Достоевский написал своего старца Зосиму в "Братьях Карамазовых". Люди и сегодня едут в обитель, стремясь изменить что-то в своей жизни, вырваться из череды нескончаемых проблем, дать небольшой отдых душе, прикоснуться к чему-то светлому и чистому.
Подробнее
Россия

Рождество-Богородицкий мужской монастырь

...
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь занимает особое положение среди других обителей России. Его называют Русским Иерусалимом. К нему стекаются десятки тысяч верующих с разных уголков мира. Прикоснуться к святыне может каждый, осуществив паломническую поездку в Задонск. <br /> <h4>Немного о самом монастыре</h4> Основана обитель была в далеком 1610 году. Тогда на берег Тешевки, на место ее впадения в Дон, пришли схимонахи Герасим и Кирилл. Прибыли они из Москвы с копией Владимирской иконы Богородицы. Первый храм построили из дерева в 1630 году. С этого момента и началась активная фаза развития монастыря. Буквально через 72 года в обители произошел пожар. В огне сгорело практически все. Чудом сохранилась только Владимирская икона. В дальнейшем она не раз являла свою чудодейственную силу. Спасла насельников монастыря от свирепствовавшей холеры. Уберегла жизни людей и постройки во время пожаров. К ней с особым благоговением относился святитель Тихон Задонский. К сожалению, в советское время, в 30-е годы, эта икона была утеряна. Благодаря сохраненному описанию святыни иеромонаха Геронтия впоследствии ее удалось воспроизвести с максимальной художественной точностью. Сегодня паломники прикладываются к копии Владимирской иконы Божией Матери. Это одна из главных святынь обители. <br /><Br /> В XVII, XVIIІ и ХІХ веках монастырь разросся. Появилось множество новых построек и храмов. Паломники добирались сюда даже с самых удаленных уголков Руси. В 1845 году начали строить новый Владимирский собор. Он поражал своими размерами и величием. Три этажа, восемь престолов, пять куполов. Красота нового храма захватывала дух. Он сохранился и по сей день. <br /><Br /> Особое место в истории развития монастыря занял епископ Тихон. Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год. Отошел ко Господу на 59 году жизни и был захоронен под Владимирской церковью. При начале строительства нового храма в 1845 году обрели нетленные мощи святителя. Когда разбирали старый деревянный храм, обнаружили, что гроб Тихона Задонского сильно обветшал. А после поднятия крышки увидели нетленное тело. Прославление святого после тщательного исследования Священного Синода состоялось в 1861 году. От мощей святителя и копии Владимирской иконы проистекало сотни чудес. Это привлекало тысячи верующих со всей Российской империи. К концу ХІХ столетия Задонская Рождество-Богородицкой мужская обитель стала известна во всех концах страны. Ее пределы существенно расширились, и она превратилась в настоящий монастырь-город. <h4>Обитель сегодня</h4> Сегодня в монастыре более 500 насельников (монашествующих и послушников), 9 храмов, восстановлен один святой источник, возвращены мощи великих задонских подвижников, в том числе святителя. Это обитель, которая поражает своей красотой. Она является настоящей жемчужиной русской духовности и всегда готова поделиться своими сокровищами со всеми желающими. <br /><Br /> По прибытии в монастырь сразу обращаешь внимание на высокую колокольню, величественный памятник Тихону Задонскому, установленный на площади перед храмом, и, конечно, огромный Владимирский собор. В Рождество-Богородицкий мужском монастыре можно заказать любые требы (о здравии и упокоении). Это место, наполненное особой благодатью. Если вы чувствуете необходимость укрепить свои духовные силы, приезжайте сюда. Вам всегда будут рады.
Подробнее
Россия

Спасо-Вифанский мужской монастырь

...
Во многом Спасо-Вифанский монастырь обязан своим основанием ректору Троице-Сергиевой семинарии архиепископу Московскому Платону, который облюбовал место недалеко от Лавры, обосновав здесь скит в 1783 году. Название «Вифания» новый построенный скит получил по приделу Преображенской Церкви Лазаря, который был воскрешен в Вифании Палестинской. Сам храм разделен на две части – нижняя в честь Воскрешения Лазаря, верхняя – в часть Преображения Господня. Такое расположение храмов задумывал сам митрополит, объясняя тем, что выходя их гроба воскресением, восходит душа в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. <br /><Br/> В 1797 году Вифанию посетил сам император Павел I, приезжайший поклониться мощам преподобного Сергия в Троице-Сергиеву Лавру. Вскоре после отъезда царя, Платон отправил Павлу I пастырского послание, в котором резко осуждал его за суровое отношение к дворянам, император запретил ему покидать столицу. И хотя личные взаимоотношения царя и митрополита не сложились, императором был подписан указ о назначении скита монастырем.<br /><Br/> В XIX веке монастырь претерпел положительные изменения во внешнем обличье. Появились новые стены с башнями и колокольня, стал строиться величественный пятиглавый собор с храмами Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Сошествия Святого Духа на первом и втором этажах. Были перестроены покои митрополита Платона, восстановлена домовая церковь, а позже была построена трехэтажная гостиница. <br /><Br/> После революции началась темная страница истории монастыря. В 1918 году он был закрыт, на его территории находились различные учреждения, монастырь потерял большую часть своих строений. Казалось, что монастырь потерян безвозвратно. <br /><Br/> Однако в 1990-е годы начинается перерождение монастыря. Территория снова вернулась Церкви и началась активная работа по восстановлению утраченных святынь. Сейчас посетители могут увидеть восстановленную колокольню, храм в честь Сошествия Святаго Духа, восстановлен Преображенский собор. А к 200-летию со дня кончины митрополита состоялось торжественное открытие памятника Платону.
Подробнее
Города
Россия

Севск

...
Севск – это крохотный городок на Брянщине, в 120 километрах к югу от областной столицы. Первое упоминание о нём относится к 1146 году, хотя, по данным археологов, уже в X веке через Севск шла бойкая торговля с Хазарией.

В 1185 году севчане приняли участие походе Игоря Святославовича на половцев. Поход, описанный в «Слове о полку Игореве», окончился крахом для русского войска, тем не менее, стал очень значимой вехой в воинской истории Севска.

После разорения ордынцами Севск перешёл в орбиту влияния уцелевшего Брянска. Вместе с ним город был захвачен литовцами в середине XIV века и возвращён в лоно Русского государства в последние годы правления «собирателя земель» Ивана Великого.

Прошли века, прежде чем Севск стал тихой российской провинцией. Иван Грозный уделял большое внимание усилению оборонной мощи этого города, призванного защищать Москву от крымских татар, поляков и литовцев. В последующие годы внушительную часть населения Севска составили именно воины и мастера, трудившиеся на нужды армии. Обороноспособности Севска служили не только люди, но и широкие в те годы воды реки Сев.

В смутное время по Севску прокатилось восстание Хлопка; позднее часть жителей города примкнула к восстанию Ивана Болотникова. Через Севск бежал со своим отрядом к Рыльску самозванец Лжедмитрий I.

После Деулинского перемирия с Речью Посполитой в 1618 году русские земли к западу от Севска перешли к неприятелю, сам Севск оказался на неспокойной границе. Это предопределило его большое военное значение в последующих русско-польских войнах XVII века.

Севску, как важной составной части обороны Москвы, пристальное внимание уделялось при Пётре. Не зря именно сюда были выселены тысячи стрельцов после подавления Стрелецкого бунта. Во времена Петра Великого население этого города было больше, чем сегодня! Половину, если не больше, составляли военные люди. В Севске существовали Стрелецкая, Пушкарная, Солдатская слободы, чьи названия говорят сами за себя. В 1686-1687 в Севске чеканилась монета, о которой мечтает, пожалуй, всякий коллекционер, так называемый севский чех. Он предназначался для материального обеспечения Крымского похода князя Голицина. Это, к слову, первая русская монета с датировкой от Рождества Христова, да ещё и изготовленная редким способом вальцевания (прокатка между двумя валиками с изображениями аверса и реверса).

После смерти первого российского императора Севск утратил своё оборонное значение. Севская крепость до наших времён не сохранилась (этому немало поспособствовал страшный пожар 1718 года). Жители города, тем не менее, достойно проявили себя в годы обеих Отечественных войн, сохранив и умножив военные традиции своей малой родины.

В Севске осталась старая историческая планировка, действуют три храма, ещё несколько пребывают в запустении. В черте города действует Севский Свято-Троицкий мужской монастырь с довольно примечательной архитектурой. Ещё более приметен находящийся на окраине полуразрушенный Спасо-Преображенский монастырь. Он выглядит, словно младший брат Московского Кремля! Его длинные краснокирпичные стены украшены «ласточкиными хвостами», а вершины башен имеют очень узнаваемую форму шатров.
Подробнее
Россия

Звенигород

...
Главной святыней Звенигорода, безусловно, является Саввино-Сторожевский монастырь, основанный на горе Сторожи одним из лучших учеников Сергия Радонежского — преподобным Саввой Сторожевским.

Со временем монастырь стал одним из любимых мест моления русских царей. Алексей Михайлович сделал его своей резиденцией, построил дворец и палаты для своей первой супруги Марии Милославской, провёл к нему дорогу, по которой впоследствии совершались паломничества из Москвы.

Достигший во второй половине XVII века своего расцвета, Саввино-Сторожевский монастырь был по воле Алексея Романова первым удостоен высшего титула — лавры. Хотя последующие века значение монастыря постепенно снижалось, в наше время лаврами на территории России являются только Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде и Александро-Невская в Санкт-Петербурге.

С Саввино-Сторожевским монастырём связано множество чудес, два из них являются особенно достопамятными. Первое – это чудесное спасение явившимся преподобным Саввой царя Алексея Михайловича, от медведя во время охоты. Второе чудо случилось в 1812 году, когда монастырь занял вице-король Италии, видный французский генерал и пасынок Наполеона Бонапарта — Евгений (Эжен) Богарне. В первую же ночь Евгению Богарне явился во сне основатель монастыря преподобный Савва. Он потребовал от генерала не опустошать и не грабить обитель. Пообещал Евгению Богарне, что тот переживёт войну, и предсказал, что его потомки обоснуются в России. Богарне, вняв требованию Саввы, благополучно пережил войну. А его сын Максимилиан, приехав в конце 1830-х годов в Российскую империю, познакомился и женился на дочери Николая I, став самым высокопоставленным католиком в нашей стране.

В центре монастыря стоит Собор Рождества Богородицы примерно 1407 года постройки (в этом же году почил преподобный Савва). Собор окружён удивительным по красоте своей и яркости использованных красок архитектурным ансамблем, радующим всякого паломника пёстрым сочетанием белого, красного и золотого.

В километре от монастыря расположен Саввинский скит. Здесь в небольшой пещерке, можно помолиться в уединении – подобно тому, как это делал сам преподобный Савва. Вниз от скита уходит дорожка к святому источнику-купальне.

Среди храмов Звенигорода, стоящих вне стен Саввино-Сторожевского монастыря, особенно примечателен Успенский собор на Городке: росписи внутри него приписывают кисти Андрея Рублёва и Даниила Чёрного.
Подробнее
Россия

Санкт-Петербург

...
Названный в честь апостола Петра (покровителя основателя города, Петра Великого), Санкт-Петербург был заложен в 1703 году. К 1712 году город уже был столицей Русского государства. Застраиваемый по четко выверенному генеральному плану, Санкт-Петербург развивался на глазах. Город служил базой для войны со шведами, успешно закончившейся в 1721 году. Именно в Санкт-Петербурге Россия стала империей.

Новая столица интенсивно росла на протяжении XVIII и XIX веков. Петровские здания гибли от пожаров и наводнений, но на смену им приходила новая застройка. Анна Иоановна, Екатерина II, Павел I – каждый из этих и последующих властителей стремился добавить к облику города что-то новое. К концу XVIII века город насчитывал 220 тысяч человек, обогнав Москву. С 1830-х годов происходит промышленный бум – заводы и фабрики в это время росли как на дрожжах, облекая Петербург в оболочку из больших промышленных зон. Развивалась железная дорога – в середине XIX века установилось постоянное рельсовое сообщение с Москвой.

В 1914 году началась Первая мировая война. Дабы не смущать жителей немецким звучанием, город срочно переименовали в Петроград. Еще через 10 лет он станет Ленинградом, и только в 1991 году получит обратно первоначальное название. Как бы то ни было, социальные проблемы, назревавшие в империи как минимум с 1860-х годов, вкупе с бесконечной позиционной войной не могли не привести к взрыву. Петроград стал колыбелью двух революций – Февральской и Октябрьской. Искра, воспламенившая дремлющие процессы грандиозных масштабов, была зажжена именно в этом городе.

В 1918 году Петроград потерял статус столицы – с отпадением финляндских и прибалтийских территорий город стал слишком уязвим для внезапного десанта или артобстрела с моря. Правительство переехало в Москву. Впрочем, после Гражданской войны жизнь в городе мало-помалу налаживалась.

Но самое страшное было впереди – во время Великой Отечественной войны нацисты и финны блокировали город, отрезав его от «большой земли». Внутри по-прежнему базировался флот, производилась военная продукция – Ленинград ни в коем случае нельзя было сдать врагу. Это, впрочем, ничего бы и не дало – Гитлер не нуждался в большом русском порту на Балтике, и с удовольствием разрушил бы город, попади тот к нему в руки. А пока не было возможности это сделать, он (вкупе с блокировавшими Ленинград с севера финскими войсками) с отраженным в документах удовлетворением морил голодом население города.

Блокада длилась почти 900 дней и унесла миллионы жизней. В настоящий момент Санкт-Петербург оправился от последствий этого злодеяния, но жители сохраняют память о Блокаде и по сей день.

В Петербурге действует 131 православный храм, причем 19 (если считать с Пушкиным и Петергофом) из них являются соборами. Наиболее красивым и величественным считается собор преподобного Исаакия Далматского, построенный в 1818-58 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана. Продолжавшееся 40 лет строительство ознаменовалось многочисленной переменой планов, спорами и рядом скандальных историй, чего, пожалуй, по определению не может избежать длительное возведение столь крупного объекта. Как бы то ни было, результат получился впечатляющим – грандиозный храм, освященный в присутствии императора Александа II, стал негласным символом города, и его символическое, архитектурное и религиозное значение для жителей Петербурга переоценить невозможно.

Вторым по узнаваемости является храм Спаса на Крови – достигающий в высоту 81 метра девятиглавый собор, расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга. Возводимый с 1883 по 1907 годы, этот храм стал данью памяти императора Александра III отцу, Александру II, погибшему от народовольской бомбы на том самом месте, где ныне стоит собор. Здание построено в русском стиле, и с первого же взгляда напоминает другой известнейший русский храм – собор Василия Блаженного.

Санкт-Петербург – город с богатейшим культурным наследием. Наполненный красивейшими храмами, он представляет собой настоящую жемчужину в обширной копилке русских архитектурных богатств.
Подробнее
Места размещения
Россия

Паломнический центр Козельской Епархии

...
Подробнее

Паломничество и паломнические поездки

О проекте

Мы создали для вас единую информационную систему паломнических маршрутов, где можно выбрать подходящий вариант путешествия к православным святыням с учётом самых разных личных предпочтений. Наша обширная база данных содержит предложения для паломников от проверенных агентств с надёжной репутацией, которые гарантируют комфортные и безопасные условия поездки, профессионализм экскурсоводов и незабываемые впечатления.

О паломничестве

Если целью туризма может быть отдых у моря, посещение достопримечательностей или просто перемена места, то ориентиром паломничества всегда остаётся святыня. На Руси это явление называли «богомольем», и его истоки уходят в особый аскетический подвиг странничества, который подразумевал уход из мира, отказ от определённого места и отречение от уюта и комфорта. Это помогает в полной мере раскрыть смысл и значение настоящего паломничества.

Паломничество в наше время

На сегодняшний день коллективные поездки к святыням организуются либо паломническими организациями, либо инициативными группами при церковных приходах. В каждом случае в зависимости от выбранного маршрута планируется программа поездки, и решаются вопросы по организации транспорта, гостиничных мест и питания. От того, как исполняются эти задачи, зависит качество и цена обслуживания, а также общее впечатление от поездки. Однако следует понимать, что комфорт в паломничестве не является приоритетом.