22 февраля - Первая предпостовая Вселенская родительская суббота. День особого сугубого поминовения усопших. Подайте записки на поминальные службы Вселенской родительской субботы сразу в 7 монастырей за ваших родных и близких.

Внести свою лепту

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Клирик Ивановской епархии Московского Патриархата

"Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний", - эти слова псалма каждый священник произносит, завершая Проскомидию, за несколько минут до начала Литургии - той службы, которая возводит нас в величайшую Святыню, дарованную Господом человеку на этой земле. И недаром, конечно: дом Божий - это Его Святая Церковь, распространенная на всё мироздание - в ту меру, как человек способен и готов вселиться в Его дом. И все многообразие святынь, известных нам, от частиц св. мощей и до целых географических районов, представляет собою ступени в этом непрестанном восхождении.

Очень важно и благотворно поэтому содействовать интересу людей к церковным святыням, систематизировать сведения о них, информировать, просвещать, объяснять, и при том противодействовать всевозможным суевериям и предрассудкам в этой связи, которые, словно ядовитые сорняки, отравляют почву христианской веры.

Читать далее

Камень бичевания Господа

Паломники, которые окажутся в Храме Гроба Господня, наверняка захотят обойти его полностью и заглянут в его нижнюю галерею. Здесь хранится одна из христианских святынь – Камень Бичевания Иисуса Христа. Именно на нем Его избивали плетями, надевали на Его голову терновый венец и снимали с Него одежду.
Ежегодно в Святую Пятницу здесь происходят настоящие чудеса. Каждый, кто прикладывает свое ухо к этому месту страданий Господа, слышит отголоски событий, которые произошли с Ним две тысячи лет назад: Его стоны, свист плетей, крики разъяренной толпы «Распни Его!», и, даже, как натужно кричит, или, вернее сказать, рычит тот человек, который подвергает бичеванию тело Божьего сына.
К сожалению, прочувствовать все это дано совсем не каждому. Только человек с чистой душой и добрым сердцем может прикоснуться к великому прошлому. По словам счастливчиков – это незабываемое ощущение, которое затем позволяет иначе смотреть на жизнь, и даже прибавляет мудрости. Что касается грешников, то им чаще всего слышатся совершенно иные звуки, к примеру, конский топот.
Храм Гроба Господня (храм Воскресения) – это уникальный архитектурный памятник, каких больше нет нигде на земном шаре. Несмотря на отсутствие вычурности, в нем повсеместно присутствуют неповторимое величие и неоспоримая святость. Согласно Библии именно здесь была пролита кровь Иисуса Христа, которая навсегда освятила грешную землю. Как и множество других величайших сооружений, храм строился веками. Ну и, конечно же, не раз подвергался разрушениям. Его отстраивали дважды, последний раз в XII столетии.

Пещера прор. Илии Фесвитянина

Пещера, в которой, скрывался пророк Илия от преследования нечестивым израильским царем Ахавом и царицей Иезавель.

В этом месте воздвигнута Православная пещерная церковь пророков Илии и Елисея. Она расположена на северном спуске с вершины горы Хорив. Этот спуск ведет на хребет Хорив по гранитным ступеням в горной долине, расположенной на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря.
Церковь пророка Илии находится практически у самого начала спуска. Несколько ниже того уровня, на котором расположен храм, находятся две древние каменные арки. Они были установлены в узких скальных проходах, а под ними была построена православная часовня Богородицы. Церковь пророка Илии была построена грузинским царем Давидом II в период с 1089 по 1125 годы. Ее поставили над пещерой, в которой, скрывался пророк Илия от преследования нечестивым израильским царем Ахавом и царицей Иезавель. Вблизи церкви, за невысокой каменной стеной, находится колодец пророка Илии, воду из которого можно пить. За стеной также находится несколько деревьев и кустарники.

Камень, с которого Богородица взирала на Вознесение своего Сына

Место на котором стояла Матерь Божия, когда Господь и Бог наш Иисус Христос возносился на Небо.

Как же была обретена Святыня: В результате раскопок над древними храмами и поиском святынь, на которых они были основаны, была обнаружена святыня. Им оказался камень, на котором стояла Дева Мария, наблюдая за вознесением своего Сына. Вокруг камня были найдены остатки мозаики, куски белого мрамора, основания двух колонн и гробница иеродиакона. Из церковной истории было известно, что святыни Елеонской Горы (https://elitsy.ru/holy/387/) были разрушены персами в 614 году, когда мученическую смерть приняли 1200 насельников древнего монастыря.
Отец Антонин решает сделать найденный им камень краеугольным для будущего храма в честь Вознесения Господня.

7 станция Виа Долороса. Порог Судных врат

Всегда очень волнительно оказаться на месте, где вершились судьбы людей. Одной из таких достопримечательностей для православных паломников является Порог Судных Врат. Эта христианская святыня находится в пределах Александровского подворья в исторической части Иерусалима, и представляет собой брус в нижней части проема древнейших ворот. Говорят, что две тысячи лет назад через них переступал Спаситель, идущий на казнь. Именно здесь Он сделал седьмую остановку во время своего Крестного пути (Виа Долороса).

Нынешней стены, отделяющей с западной стороны Старый Иерусалим от Нового, в евангельские времена не существовало. Тогда она проходила на востоке и имела ворота, которые в народе прозвали «Судные врата». Возле них осужденным на казнь провозглашался окончательный и бесповоротный приговор – отсюда и такое название. Построил стену иудейский царь Езекия перед самым наступлением на город ассириан еще в VIII веке до Рождества Христова. Через два столетия ее восстановил Нехемья, наместник Иудеи под властью Персии. Именно в том виде, который стена получила при нем, и видел ее Иисус Христос, когда проходил через Порог ворот.

С 1858 года на месте бывшей стены начались археологические раскопки, в которых принимали участие ученые со всего мира. Их первой находкой стали пропили и остатки колонн Константиновской базилики, построенной в 335 году. Также была обнаружена большая комната длиной почти 15 метров, и шириной в 5, 5 метров.

И вот, спустя 25 лет русские археологи наткнулись на Порог древних городских ворот. Первым, кто предположил, что через них переступал Мессия во время своего пути на Голгофу, был архимандрит Антониан (Капустин). Позднее он сам оспорил свою гипотезу. По его словам, петлицы найденных ворот были очень мелкими и могли быть сделаны только из дерева. Деревянные же затворы для городских дверей тогда нигде не делали.

Надо сказать, что к моменту обнаружения Порога, территория, на которой он находился, была выкуплена Российской империей. В 1884 году, с целью уберечь найденную святыню, было принято решение о строительстве на этом месте Александровского подворья. Для реализации данной идеи Императорским Православным Палестинским Обществом были собраны средства со всех губерний страны. Однако решающее слово о строительстве «Русского места в старой части Иерусалима» было за чиновниками Османской империи. Получить одобрение от них удалось только в 1887 году.

Руководителем проекта был назначен первый уполномоченный Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, уроженец Перми – Дмитрий Дмитриевич Смышляев. На тот момент он также принимал участие в строительстве Нового (Сергиевского) подворья на Мейдамской площади. В 1889 году его сменил новый уполномоченный Обществом Н.Г. Михайлов.

Приглашение стать архитектором проекта получил известный на Святой Земле Георгий Франгья, за плечами которого уже был опыт в строительстве Сергиевского подворья в Иерусалиме и храма Святой Марии Магдалины в Гефсимании. В качестве подрядчика выступил православный грек Николай Г. Вальсамаки.

В 1887 году, 11 сентября, в Иерусалиме прошло торжественное мероприятие, посвященное закладке первого камня будущего Александровского подворья. Сооружение было построено всего за три года. Помимо всего прочего, в нем также начали обустраивать место для церкви. Вот только освятить ее долгое время не получалось – турецкое правительство не давало на это своего разрешения.

Кстати, завершить работу над проектом планировалось к 1890 году, в то время, когда цесаревич Николай Александрович планировал посетить Палестину и договориться с турецким султаном о строительстве церкви. В итоге эту поездку пришлось отменить.

Общая площадь готового здания Александровского подворья составила 1342 квадратных метров. Его освящение состоялось 5 сентября 1891 года. Церемония была проведена начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонианом (Капустиным) в присутствии уполномоченного Императорского Православного Палестинского Общества Н.Г. Михайлова.

Что же касается Порога Судных Врат, то он был огорожен с трех сторон красивой решеткой. Неподалеку от него на Иерусалимском камне водружено распятие. Здесь же, правее от святыни, установлены черные мраморные доски, на которые помещены фотографии и имена людей, чья деятельность пошла во благо Святой Земле.

Место убиения ап. от 70-ти Стефана, первомученика, архидиакона

На месте, где принял мученическую смерть, через побивание камнями, за проповедь Христову первомученик Архидиакон Стефан, сейчас возвышается католическая Церковь Святого Стефана (Иерусалим)

Святой Стефан - первый мученик за Христа, был привлечен к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года. На месте мученичества св. Стефана византийской императрицей Евдокией была построена церковь. От византийской церкви до нашего времени сохранился лишь фундамент старой базилики, обнаруженный археологами в конце XIX в. Современная церковь была построена в 1930 г. на руинах византийской церкви.

Святой Стефан почитается христианской церковью, как первомученик, архидиакон и апостол.
Он происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли, которые назывались эллинистами.

После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы, апостолы сделали их своими ближайшими помощниками.
Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион — высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды, побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.
Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

В настоящее время церковь Святого Стефана находится на территории доминиканского монастыря, в котором расположена французская Библейская и археологическая школа в Иерусалиме. Развалины базилики были обнаружены в конце XIX века и исследованы профессорами этой школы, в частности, её основателем М.-Ж. Лагранжем. Среди останков первоначальной базилики: огромный сводчатый резервуар для воды под атрием, соединённый с колодцем, вокруг которого сохранилась облицовка V века. В самой церкви сохранились фрагменты византийского мозаичного пола с геометрическим узором. Сохранилось и одно из византийских надгробий в северном портике церкви.

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru