Быстрая регистрация
Вход без регистрации
Используйте другие сети для доступа в Елицы
Вход
Забыли пароль? Восстановить

23 октября - день памяти прп. Амвросия Оптинского, великого духовника России. "Елицы.Записки" предоставляет возможность подать записку на молебен у св. мощей прп. Амвросия Оптинского за себя, свою семью, родных и близких.

Внести свою лепту

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Святыня – это материальный образ присутствия Божьего царства в человеческой истории.
Так всегда святыня и воспринималась в религиозном сознании людей. И потому перед святынями поклонялись и отправлялись в паломничество по святым местам в самые тяжелые моменты истории и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Александр Суворов - в самые судьбоносные моменты истории.
И Господь слышал молитву и помогал.

Читать далее

14 станция Виа Долороса. Место положения тела Христа во гроб

Место, где тело Господня было положено во Гроб и, где в третий день произошло Его славное Воскресение, является 14 и последней станцией Крестного Пути Спасителя- Виа Долороса (Via Dolorosa).

Над Гробом Господнем возвышается храме, который назван в честь этого места - Храм Гроба Господня. Здесь сконцентрировано большое количество Святынь, связанных с самым главным в жизни.

Над Гробом Господним установлена Кувуклия. Тут Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в склеп, римские войны заложили вход огромным камнем, а первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Здесь же, в третий день, произошло славное Воскресение Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Каменная чаша "Пуп Земли"

Всем известно популярная в наше время крылатая фраза «пуп Земли». Как правило, ее употребляют в том случае, когда хотят подсмеяться над людьми, считающими себя по неизвестным причинам центром какого-либо процесса. Это выражение, равно как и «краеугольный камень» прочно обосновались в словарном запасе жителей России, вот только немногие из нас знают историю их возникновения. А она, как ни странно, связана с условной централизацией Иерусалима на планете Земля.

Началось все еще в далекой древности, когда греческие христиане стали обозначать центр Земли в Палестине. Обоснований для этого, конечно, не было. Сделано это было для противопоставления уже существующего в то время омфалу (от греч. – «пуп») - центру языческого мироздания, для обозначения которого использовался камень, помещенный в храм Аполлона в Дельфах.

В талмудическом фольклоре говорится, что именно в центре иерусалимского храма находится алтарь, в котором хранится камень мироздания. По одной из версий - именно этот камень Создатель бросил в морскую пучину, с чего и началось сотворение мира, по другой – отгородил им сушу от водного хаоса.

Согласно преданиям, уже во время правления греческой царицы Елены, которая вела раскопки на горе Голгофе, христиане начали обозначать «пуп Земли» рядом с пещерой Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно православной традиции он и теперь там находится - посреди прямой линии, которая соединяет кафедральный собор и часовню под названием Кувуклия. Это местечко на Святой Земле считается спасительным для всех людей. Не мудрено, ведь именно здесь Бог создал первого человека Адама, здесь же человечеству была дарована надежда на прощение после грехопадения.

Для обозначения точного местоположения «пупа Земли», здесь установлена символическая небольшая чаша из желтого мрамора, внутри которой находится шар с крестом. Весит она настолько мало, что любой турист или паломник может спокойно передвинуть ее, или унести с собой, что, по слухам, однажды уже случилось. Чтобы такого больше не произошло, святыню на всякий случай приковывают цепью к полу храма. Только монахи, следящие за чистотой вокруг чаши, вправе передвигать ее во время уборки. Существует поверье, что как только они возвращают "пуп Земли" на прежнее место, на планету возвращается земное равновесие.

Кто и когда установил святыню на Святой Земле не известно. Интересно, что неподалеку от нее всегда можно увидеть ящик для сбора пожертвований и канделябр со многочисленными свечами. Остается загадкой и неизвестный никому обычай, согласно которому посетители Храма Гроба Господня обязательно прикасаются к ней «на счастье».

Кстати, по мнению некоторых исследователей, каменная чаша - это не единственное обозначение «пупа Земли» в мировой истории. Так, некоторые документы западных стран говорят о том, что некогда он имел форму столба или колонны. В XIX столетии центром Вселенной считали круглое отверстие на хорах церкви Святого Гроба. А многие представители ислама до сих пор верят в то, что «пуп Земли» - это люстра с крестовиной, висящая в греческого кафоликоне.
Весьма спорным остается вопрос и относительно его постоянного местоположения возле Храма Гроба Господня. В мире существует документ, датированный 700 годом, написанный епископом Аргулфом. В нем говорится, что в его время «пуп Земли» представлял собой высочайшую колонну, находившуюся к северу от Голгофы, посредине Иерусалима.

Мнение ученых сходится в одном: словосочетание «пуп Земли» - это такой своеобразный мифопоэтический символ центра. Испокон веков люди вкладывали в него важный смысл, в том числе и географический. Между тем подобных местечек на планете много. Понятие «пуп Земли» используется также в качестве символа всего новорожденного. Очень часто его представляют в виде священной горы или острова, выходящего из воды. В мифологии разных стран «пуп Земли» - это место встречи неба с землей или жилище богов.

Надо сказать, что обозначение центра Вселенной на Святой Земле присуще не одним христианам. Иудеи связывают с этим понятием гору Мориа, которая по традиции отождествляется с Храмовой горой на юго-востоке Иерусалима, в старой его части.

Большинство паломников не особенно почитают Храмовую гору, считая ее священной только для иудеев и мусульман. И они в этом глубоко заблуждаются. После того, как на Храмовой горе побывал Иисус Христос, он освятил ее своим присутствием. В период его жизни здесь собиралось огромное количество людей для совершения жертвоприношений (все знают историю об Аврааме и его сыне Исааке). Отсюда начал строиться царем Давидом и сам Иерусалим - центр Святой Земли. Кроме того, известность этому месту придает нахождение здесь «краеугольного каменя». В иудейских энциклопедиях говорится, что на него Всевышний и поместил весь мир на третий день творения.

Фигурирует данный камень и в Коране. Мусульмане признают в нем вершину той горы, с которой пророк Муххамед совершил «мирадж» (поднялся на небеса) из Мекки в Иерусалим и обратно. На южной стороне этого камня имеется отпечаток его стопы, а возле него на земле в специальной маленькой башенке хранятся три волоска из бороды пророка.

Добраться до «Пупа Земли» можно несколькими способами. Для самостоятельной поездки на общественном транспорте достаточно выбрать маршрут, ведущий к Храму Гроба Господня. Регулярные рейсы в те края совершает автобус под номером 73, который делает остановку возле башни Давида. После этого до центра Вселенной будет рукой подать. То же самое можно проделать на такси, либо арендованном автомобиле. Если же более предпочтительным является посещение святыни с гидом, тогда будет лучше примкнуть к направляющимся туда паломническим экскурсиям, которых на Святой Земле всегда огромное количество. Удачного путешествия!

Место 1-го и 2-го обретения честной главы прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Еще одна святыня монастыря – это часовня на месте Обретения Главы Иоанна Предтечи. На мозаичном полу, найденном о. Антонином при раскопках, имеется углубление. Оно считается чудотворным, поскольку здесь лежала Глава Крестителя во время обретения. Паломники с благоговением склоняют колени перед этим местом, опуская головы в углубление.
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Инокн отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.
(См. так же святые мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).

Лестница Спасителя, по которой Господь восходил в Иерусалим

Среди святынь Русской Гефсимании особым почитанием пользуются «Лестница Спасителя». В результате работ по расчистке русским историком-археологом профессором Григорием Ивановичем Лукьяновым были открыты 7 последних ступеней Библейской лестницы, служившей для религиозных процессий, еще в ветхозаветный период.

Это место, место события Входа Господня в Иерусалим. В 1987 над ступеньками лестницы, на пожертвования «русских австралийцев» была построена маленькая открытая часовня, посвященная евангельскому событию входа Господня в Иерусалим.

Была первая половина первого весеннего месяца, первый день недели. В этот вечно празднуемый день, когда красное солнышко еще только поднялось из-за Аравийских гор и приветливо осветило пределы Иудейские, достигая своими лучами величественной столицы Израиля /.../, толпы народа, собравшиеся к великому празднику Пасхи, шумно толковали о слышанном величайшем чуде. Многие с нетерпеньем желали видеть славного чудотворца, а поэтому с поспешностью выходили на дорогу в Вифанию.

Дорога же эта неминуемо проходила через Елеонскую гору, кратчайшим путем на которую вела библейская лестница, служившая для религиозных процессий в ветхо- и новозаветные времена.

В 1931 году русским историком-археологом проф. Григорием Ивановичем Лукьяновым были расчищены последние оставшиеся ступени этой лестницы, ведшей когда-то от Золотых ворот на вершину священной горы Елеон.

В 808 году, согласно «Cornmeratorium de casis Die vel monasteriis», можно было различить и сосчитать со стороны города и до Кедронского потока 195 ступеней и оттуда еще 537 до вершины Елеона. И если на топографическом плане окрестностей Иерусалима начертить прямую линию от места, именуемого «Отче наш» - «Pater noster», к месту ступеней у места гибели первомученика Стефана, то эта линия, прямо пересечет место ступеней в Русской Гефсимании.

Работа по расчистке длилась три года, во время которых каждое лето супруги Лукьяновы проводили в Иерусалиме, снимая «нижний» гефсиманский домик. Археологу удалось расчистить семь ступеней в Русской Гефсимании и восемь - на противоположном склоне Кедронской долины, рядом с греческой церковью св. первомученика Стефана. По этой лестнице и свершился вход Господень в Иерусалим. И в память евангельского события, которым освящены эти ступени, в 1987 году на них была построена маленькая открытая часовня. Строил ее тогдашний начальник РДМ архим. Алексей (Розентул) на пожертвования «русских австралийцев».

Сестры очень чтут это святое место. Там стоит лампада, и на ступенях всегда цветы.
Сестры монастыря, некоторые из которых являются профессиональными художниками, выполнили мозаичную икону Великого двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим.

Ступени лестницы по которой Господь и Бог наш Иисус Христос восходил в Иерусалим после воскрешения Лазаря четверодневного и когда его встречал народ с пальмовыми ветвями и криками "Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!". Господь наш Иисус Христос добровольно идёт в Иерусалим, зная, что там Его ожидают предательство, арест, издевательства, надсмеяния, поругания, оплевания, оклеветания, ложное осуждение по клевете, предание в руки язычников и лютая, страшная и позорная по человеческим меркам смерть на Кресте. Он не только все это знал и ожидал, но и сознательно брал на Себя с одной целью – ради нашего спасения!

Место произрастания древа, из которого был сделан Крест Господень

Самая большая православная святыня Монастыря Святого Креста в Иерусалиме - это место, где росло священное дерево, из которого, впоследствии, был сделан Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа.

История Древа, на котором распяли Спасителя начинается во времена Патриарха Авраама и связана с явлением ему Святой Троицы у Мамврийского дуба, в образе трёх Ангелов. Далее Ангелы отправились в Содом, но оставили Аврааму свои три посоха.

После разрушения Содома и Гоморры праведный Лот укрылся со своими двумя дочерьми в Пещере. Его дочери решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому они напоили вином своего отца и согрешили с ним. От этих детей впоследствии пошли два народа - моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей.

Тогда Лот просил у своего дяди Авраама помочь ему вымолить у Господа прощение в своем грехе. Авраам передал Лоту, полученные от Ангелов, посоха, наказав посадить их в землю и поливать до тех пор пока не прорастут.

33 года Лот потратил на вымаливание этого греха: носил воду из Иордана и поливал эти посохи. Вражина искушал его, принимая вид человека, просил пить и выпивал или выливал всю воду на землю. Когда же три посоха проросли тремя вечнозелеными деревьями; кедром, кипарисом и певгом (сосной) и срослись в один ствол с тремя верхушками, являя образ Святой Троицы, Лот понял, что грех его прощен.

Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исайя говорит: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60. 13). В православном Богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижении). Крест Христов называется кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7). Кедр и кипарис упоминаются в числе райских деревьев в книге прока Иезекииля (31; 8). Готовясь к строительству Дома Господня. Соломон просил Хирама, царя Тпрского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар. 2. 8).

Дерево, посаженное Лотом и взращенное великим трудом в покаянии, выросло очень необычным и красивым. Царь Соломон хотел использовать его для строительства храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу здания, и подходящим нашли именно это Дерево. Его спилили, но использовать так и не смогли, ибо оно постоянно менялось в размерах - то сокращалось, то увеличивалось.

После этого балку, сделанную из сего Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе (по другой версии, использовали для изготовления моста через реку). Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на эту балку отдохнуть. Но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.

Впоследствии на этом месте была построена Купальня Вифезда или Овчая купель для омовения жертвенных животных. Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие. Незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда срочно понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, этому бревну, было найдено окончательное применение.

Купальня Вифезда

Многие паломники стремятся побывать в местах, где случались божественные чудеса, чтобы впитать в себя их силу и мощь. Одной из таких чудодейственных святынь в православном мире считается купальня Вифезда (Овчая купель), что на древнегреческом языке означает «Дом милосердия».

Здесь в евангельские времена постоянно собиралось большое количество людей, мечтающих избавиться от своих болезней. В этом месте Иисус исцелил больного, страдающего на протяжении 38 лет тяжким недугом. Здесь же, в купальне, располагалось доска из святого Древа, из которого впоследствии был сделан Крест, на котором был распят Сын Божий.

Почти две тысячи лет данная святыня была скрыта от людских глаз. Обнаружили ее только в 1914 году на территории монастыря Белых отцов, рядом с Монастырем святой Анны, неподалеку от Овчих (Львинных) ворот.

Купальню Вифезда соорудили еще при Ироде Великом. В те далекие времена ее использовали в качестве водоема, в котором мыли животных перед жертвоприношением. После того, как они попадали в город через Овчие ворота, их закланивали в Иерусалимском храме.

Что касается внешнего вида купальни Вифезда, то тогда она походила на котлован глубиной около 10 метров и площадью 100Х50 метров. На дне были 2 бассейна с 5-тью открытыми галереями, разделенными стенами из камня. Чтобы попасть к воде, нужно было спуститься по лестнице.

Во втором веке нашей эры римляне построили недалеко от водоемов языческий храм, который был разрушен после того, как святой город стал христианским. На его месте была возведена православная церковь. Впоследствии святой град Иерусалим еще не раз атаковали, разрушали и восстанавливали заново. Именно по этой причине сегодня купальня Вифезда располагается на глубине около 20 метров ниже нынешнего уровня города.

Для того чтобы попасть к воде, необходимо спуститься по крутой лестнице. Отсюда можно увидеть, что с евангельских времен сооружение значительно уменьшилась - буквально половина его оказалась под руинами последней церкви. Однако это совсем не уменьшает величия данной святыни. Находиться на месте, где происходили евангельские события, пусть даже на остатках какого-то великого сооружения, это уже великое счастье!

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru