Быстрая регистрация
Вход без регистрации
Используйте другие сети для доступа в Елицы
Вход
Забыли пароль? Восстановить

Подать записки и заказать Молебен Спиридону Тримифунтскому у его святых мощей и у других удаленных и достопочитаемых православных Святынь.

Внести свою лепту

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Клирик Ивановской епархии Московского Патриархата

"Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний", - эти слова псалма каждый священник произносит, завершая Проскомидию, за несколько минут до начала Литургии - той службы, которая возводит нас в величайшую Святыню, дарованную Господом человеку на этой земле. И недаром, конечно: дом Божий - это Его Святая Церковь, распространенная на всё мироздание - в ту меру, как человек способен и готов вселиться в Его дом. И все многообразие святынь, известных нам, от частиц св. мощей и до целых географических районов, представляет собою ступени в этом непрестанном восхождении.

Очень важно и благотворно поэтому содействовать интересу людей к церковным святыням, систематизировать сведения о них, информировать, просвещать, объяснять, и при том противодействовать всевозможным суевериям и предрассудкам в этой связи, которые, словно ядовитые сорняки, отравляют почву христианской веры.

Читать далее

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Всем известна библейская история о том, что Иисус был рожден в пещере, которая впоследствии стала популярным местом для посещения паломников. Но мало, кто знает, что над гротом вот уже на протяжении многих столетий находится еще и Храм Рождества Христова. Это сооружение считается одной из главнейших святынь на Святой Земле. Безусловно, как и большинство древнейших архитектурных памятников, этот дошел до нас не в своем первозданном виде. История церкви очень насыщенная событиями и требует поэтапного рассмотрения…

Строительство Храма Рождества Христова в Вифлееме было инициировано византийской императрицей Еленой после того, как она побывала на Святой Земле в 330 году. О месте, которое она для этого выбрала, в Евангелие ничего не говорится. Лишь некоторые апокрифические источники говорят о некой пещере, в которой якобы родился Иисус.

Наряду с прочими храмами в Палестине, построенными в византийский период, главная цель этого заключалась не в проведении богослужений, а в предоставлении возможности паломникам увидеть место, где произошло очередное евангельское событие. Такое свое предназначение базилика выполнял около двухсот лет. В 529 году она была полностью уничтожена пожаром в ходе восстания Самарии. Примечательно, что в архитектурном стиле сооружение во многом походило на Храм Гроба Господня.

Восстановление базилики Рождества в Вифлееме пришлось на время правления императора Юстиниана. С этой просьбой к нему обратился преподобный Савва Освященный. Заново отстроенный храм был удачливее своего предшественника. К всеобщему удивлению, он совсем не пострадал во время нашествия персов на Вифлеем в 612-629 годах. Объяснением этому служит одна легенда, существующая с IX столетия: «С западной стороны церкви, по распоряжению Елены, была украшена мозаикой, на которой были изображены Богородица с Младенцем на руках и Волхвы, поклоняющиеся родившемуся Спасителю. Когда персы увидели эту картины, то были ею поражены. Среди волхвов они узнали своих далеких предков. Только из-за уважения к ним они не стали разрушать храм Рождества».

Удивительно, но и при завоевании Вифлеема халифом аль-Хакимом в 1009 году храм тоже остался целым и невредимым. Дело в том, что мусульмане с почтением относились к месту, где родился Иисус Христос. Часть базилики использовалась ими как мечеть.

В период крестовых походов Храм Рождества Христова, который раньше не имел епископской кафедры, наконец, ее приобрел – в 1100 году во главе него был поставлен латинский епископ Вифлеема и Аскалона. Сразу после этого здесь был коронован первый католический правитель Иерусалима Балдуин I, а спустя 18 лет – сменивший его на троне сын Балдуин II. Во времена их правления храм постоянно посещали различные паломники, которые затем описывали его в своих литературных трудах. Например, тогда сооружение было окружено монастырскими зданиями, а защитой ему служила оборонительная стена с прямоугольными выступающими башнями.

Захвативший Вифлеем в 1187 году султан Саладин изгнал латинского епископа и клира из Храма Рождества Христова. По истечению пяти лет разрешение вернуться в него получили трое католических священников. Однако право владения святилищем было отдано Сирийской Православной Церкви.

В 1129 году в Вифлееме вновь начали править франки. Однако вооруженные конфликты на этом не закончились. Из-за непрекращающихся войн в 1244 году храм был осквернен тюрками-хорезмийцами, а в 1263 году подвергся уничтожению один из монастырей, находящийся неподалеку от него. Не обошлось в истории базилики и без расхищений имущества – в 1266 году мамлюкский султан Бейбрас вывез из нее в Каир весь мрамор.

Не смотря ни на что, Храм Рождества Христова не утратил своего величия. С 1271 года его вновь начали посещать католические паломники, с 1277 года им разрешили проводить в нем различные богослужения. Но только спустя 70 лет Католическая Церковь стала владеть одной из частей базилики – ей принадлежит престол в пределе Яслей пещеры Рождества Спасителя. Главный же алтарь в ней и мужской монастырь, расположенный у южной стены, с 1244 года находятся в собственности Греческой Православной Церкви.

В эпоху Османской империи христианские права на владение Храмом Рождества Христова не были ограничены. Сооружение неоднократно подвергалось ремонту. Так, в 1497 году была положена новая кровля, изготовленная на средства английского короля Эдуарда IV, в 1670 году греками был установлен новый иконостас. Российские императоры Александр III и Николай II не раз отправляли в Вифлеем колокола и паникадила. Определенные восстановительные работы, вызванные землетрясением и пожаром в XIX веке, также велись и в пещере Рождества Господа.

Сегодня знаменитый храм в Вифлееме имеет каменный фасад, чем напоминает крепость. С одной стороны от него располагается армянский монастырь Святой Троицы, с другой – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. А маленькая боковая дверь сооружения ведет в дворик католической церкви Святой Екатерины. В восточной части базилики находится пещера, в которой родился Сын Божий.

Вход в Храм Рождества Христова называется «вратами смирения» и имеет свою легенду. Раньше кочевники имели привычку заезжать в него верхом на лошадях, поэтому вход сделали низким и узким – в высоту он составляет всего 120 сантиметров! Каждый, кто входит в храм, должен склониться перед местом, где был рожден Мессия.

Пол базилики имеет двойное покрытие. Сверху находятся каменные плиты. Под ними – византийская мозаика, часто которой можно увидеть в специально оставленном проеме.

Особым способом в храме Рождества расписаны колонны: смешивать краску с расправленным воском придумали крестоносцы. К сожалению, в настоящий момент на них видны только нечеткие изображения святых. Но одна из колонн на фоне остальных все же выделяется – образ Господа на ней ведет себя словно живой. Когда смотришь на него издали, то глаза на его лице кажутся открытыми либо закрытыми, а когда начинаешь двигаться вперед, то открытые глаза закрываются и наоборот. Есть среди колонн еще одна особенная – на ней имеется пять углублений в форме креста. Это подтверждение очередного чуда, случившегося здесь много веков назад. Из данной колонны чудесным образом вылетел рой ос, который защитил прихожан от ворвавшихся в храм арабов-мусульман. А с 2000 года в базилике начала мироточить одна их икон Спасителя, находящаяся на одной из мраморных колон. Интересно, что случается это исключительно в день апостола Фомы, который всегда с недоверием относился к учениям Христа.

Таким образом, отправляясь в Вифлеем, в Храм Рождества Христова, будьте готовы не только к интереснейшей экскурсии с гидом, но и к тому, что вы сможете стать очевидцами происходящих здесь чудес.

Гробница Пресвятой Богородицы

Посетив Храм Гроба Господня, каждый паломник просто обязан побывать еще и в Храме Успения Богородицы. Как и в первом случае, эта почитаемая христианская святыня находится в Иерусалиме (если быть точнее – в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы, в Кедронской долине).

Из библейских рассказов следует, что Богородица умерла в Иерусалиме, после чего апостолы похоронили ее в усыпальнице, где ранее уже были погребены ее родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Но это только одна из версий. Другая говорит о том, что Богородицу похоронили в новой гробнице. А когда отсутствовавший на погребении апостол Фома пришел через трое суток попрощаться с матерью Иисуса, в гробу ее не оказалось - она вознеслась на небеса.

История Храма Успения Богородицы весьма насыщенна событиями. Изначально она была построена на склоне горы в I столетии нашей эры. В 326 году по указу царицы Елены над ней была воздвигнута церковь – крестообразная пещера, вырубленная в скальном массиве.
После того, как в 614 году Храм Успения Богородицы подвергся разрушению в ходе атаки персов, последовало его полное восстановление. Если верить письменным документам очевидцев, посетивших святилище в то время, оно было двухуровневым: на первом этаже были алтарь и гробница Богородицы, на втором – четыре алтаря. Служило здесь более 30 человек, среди которых были и пресвитеры, и священники, и монахи.

Надо сказать, что в таком виде храм простоял недолго. Мусульмане разрушали его еще ни один раз, однако гробница Богородицы всегда оставалась нетронутой. Все дело в том, что в исламе издревле очень почитали эту гробницу, потому что она принадлежала матери пророка Исы (Иисуса Христа). Кроме того, другой пророк Мухаммед, при перелете из Мекки в Иерусалим, видел, как над ней появился свет.

Когда на Святую Землю пришли крестоносцы, усыпальница Богородицы была в руинах. Ее последующая реконструкция пришлась на время правления королевы Иерусалима Мелисенды (после смерти ее тело было погребено в верхней церкви в 1161 году). При ней стены святилища были украшены разноцветными фресками, что придало его общему виду привлекательности. Неподалеку от Храма Успения Богородицы был сооружен бенедиктовский монастырь с тремя башнями, которые стали для него защитой во время вражеских нападений.

В 1187 году войско египетского и сирийского султана Саладина нанесло крестоносцам сокрушительный удар в бою, после чего они были вынуждены покинуть Иерусалим. Новоиспеченный правитель разрушил большую часть построек верхней части церкви, но к нижней даже не прикоснулся. После этого за гробницей Богородицы в течении долгого времени присматривали францисканцы. В настоящий момент храм находится на попечении одновременно Греческой, Армянской, Сирийской и Коптской православных церквей, а также мусульман.

Интересно, что Храм Успения Богородицы практически весь скрыт под землей (на поверхности видны лишь его готические арки XII столетия). Попасть в святилище можно только через южный вход, после чего придется спускаться по каменной лестнице. Она состоит из 50 ступеней шириной в 6, 5 метров!

Незримая часть храма, как уже говорилось выше, по форме напоминает крест. В этом оригинальном помещении находится мраморная кувуклия (часовня размером 2х2 метра), от которой не возможно оторвать глаз из-за обилия на ней драгоценностей. Именно здесь вот уже на протяжении сотен лет и располагается усыпальница Богородицы. В часовню ведут два входа – с запада и с севера.

Со всех сторон кувуклию окружают различные святыни. Так, позади нее, в восточной части храма, можно увидеть очень уважаемую во всем мире икону Божией Матери, которая хранится в ковчеге розового мрамора. Слева, у стены стоит православный жертвенник. С южной стороны действует мусульманская молебна (в исламе также почитают Деву Марию). Всего же в церкви располагается не менее 9 приделов и престолов, которые служат для богослужений представителей различных религиозных конфессий. Длина главного помещения Храма Успения Богородицы составляет около 34 метров с востока на запад, а ширина - 6 метров с севера на юг.

Безусловно, описать на словах во всех красках усыпальницу Богородицы весьма сложно. Для того чтобы оценить ее превосходство, необходимо здесь побывать и увидеть все собственными глазами. Так что, не теряйте времени даром, а собирайте чемоданы и отправляйтесь в паломничество к православным святыням!

Терновый венец Спасителя

Терновый Венец Спасителя, тот самый, который воины перед казнью возложили на главу Иисуса Христа - эта величайшая святыня всего христианского мира и главная святыня Франции, - хранится в ризнице собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари).

Прежде чем оказаться в соборе Парижской Богоматери, реликвия прошла долгий, полный опасностей путь. Церковной истории хорошо известно событие, именуемое Обретением Креста Господня. Равноапостольная царица Елена после долгих поисков обнаружила Крест, на котором был распят Спаситель. Вместе с ним царицей были найдены и другие реликвии, связанные с жизнью Искупителя, Его Смертью и Воскресением. Среди них был и Терновый Венец. По преданию, до 1063 года он хранился на горе Сион в Иерусалиме, а при императоре Константине X Дуке, в 1063 году, был перевезен в Константинополь. Здесь Венец почивал в ризнице Императорского дворца.

В 1204 году произошло одно из самых драматических событий в жизни Византии: крестоносцами был взят и разграблен Константинополь. Высокая цель, которая ставилась рыцарями - освобождение Святой Земли от иноверцев, - обернулась страшным разорением христианского государства. Почти на шестьдесят лет в Византии была установлена латинская империя. Во время правления императора Балдуина II де Куртене императорская казна испытывала недостаток в денежных средствах. Пытаясь восполнить его, император заложил французскому королю не только все свои владения во Франции, но и ценнейшие византийские святыни, среди которых был и Терновый Венец Спасителя.

В августе 1238 года король Франции Людовик IX Святой (в 1297 году он был канонизирован Католической Церковью за свое благочестие) торжественно встречал Венец за десять миль от Парижа. Благоговея перед святыней, Людовик снял все королевские регалии и обувь и вместе с братом нес ковчег с драгоценной реликвией на плечах до самой столицы. Через некоторое время, в 1243-1248 годах, в центре Парижа, на острове Ситэ, специально для Тернового Венца была воздвигнута изумительная по красоте и изяществу часовня готической архитектуры - Сент-Шапель. Вместе с Венцом и фрагментом Честного Креста (частица Креста Господня была принесена в Париж в 1241 году) здесь хранился также один из гвоздей, пронзивший тело Христа при распятии.

От Венца отделили часть шипов - их принесли в дар храмам и монастырям христианских стран.

Реликвия хранилась в часовне Сент-Шапель вплоть до Великой французской революции. В пылу революционного безумия часовня была подвергнута разорению и сожжена. Верующие спасли святыню, перенеся ее в хранилище Национальной библиотеки Франции. Хрустальное кольцо, украшенное золотым растительным орнаментом, в котором хранился сплетенный пучок терновых прутьев с несколькими ароматическими веточками зизифуса, предосторожности ради разделили на три отрезка, чтобы в случае посягательств безбожников спасти хотя бы часть святыни. К счастью, все фрагменты Венца благополучно сохранились. Сегодня хорошо видно, что хрустальный корпус, защищающий реликвию, состоит из трех равных частей, соединенных непрозрачными перемычками, которые закрывают места разрезов.

В 1806 году Церковь обратилась с просьбой к Наполеону о возвращении святыни. Несмотря на свою атеистическую настроенность, он вернул верующим Терновый Венец и даже преподнес в дар ковчег для его хранения. Святыня обрела свое место в ризнице собора Парижской Богоматери. Здесь, в главном храме Франции, Венец почивает уже более двух столетий. Реликварий имеет вид средневековой королевской короны, опирающейся на подставку с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Венцом: равноапостольной царицы Елены, императора Латинской империи в Константинополе Бодуэна де Куртене и короля Людовика Святого, который и держит в руках доставленную им в Париж святыню. По традиции Терновый Венец выносили для поклонения лишь раз в год, в Великую Пятницу.

Однако несколько лет назад между Католической и Православной Церквами было достигнуто соглашение, по которому Терновый Венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем теперь выносится для поклонения верующих в каждую первую пятницу месяца в 15.00 - в час, когда Распятый Христос испустил дух. В это время совершается чин поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия - рыцари, дамы в черном и хранители Венца торжественно шествуют вместе с католическими священниками. Святыни проносят по храму и возлагают на престол.

Читается Евангелие Страстей Господних, затем начинается поклонение. В октябре 2007 года у Тернового Венца в соборе Парижской Богоматери отслужил молебен Святейший Патриарх Алексий II. В память о своем поклонении святыне он преподнес в дар собору Нотр-Дам де Пари Владимирскую икону Божией Матери, которая с тех пор хранится в левом приделе.

Известны многочисленные случаи чудесной помощи от Венца Спасителя.
http://www.vidania.ru/statyi/ternovyi_venec_hrista.html

Источник Пресвятой Богородицы

Одним из самых почитаемых мест в православном мире является Источник Пресвятой Богородицы. Именно здесь Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о том, что она скоро родит Иисуса Христа – Божьего сына и Спасителя всего человечества. В Евангелие это событие вошло под названием Благовещение. Колодец источника находится в городе Назарете, глубоко в крипте Храма Благовещения, который был сооружен на месте греческой церкви Архангела Гавриила, построенной еще императрицей Еленой. Однако обо всем по порядку…

***
На сегодняшний день нет точного жизнеописания Девы Марии. Все исторические источники дают о ней самую разрозненную информацию. Существует две наиболее популярные версии ее происхождения. Первая говорит о том, что Мария состояла в родстве с Елизаветой, женой праведника Захария, чьим потомком был апостол Левий Матвей. Согласно второй, родословная Марии, как и Иосифа, происходит от другого ученика Иисуса Христа – Иуды Кариотского.
Проживала Мария со своими родителями в городе Назарете в Галилее. Однажды, уже будучи обрученной, она отправилась за водой к источнику, где встретила Архангела Гавриила. Он спустился с небес для того, чтобы объявить ей радостную весть о том, что она скоро станет матерью Миссии, которого все так долго ждали. Когда суженный Марии, Иосиф, узнал о том, что ребенок в ее чреве зачат посредствам Святого духа, то очень испугался. Тогда Архангел Гавриил явился к нему во сне и успокоил его. Проснувшись, Иосиф сделал все именно так, как посоветовал ему божий посланник. Он женился на Марии и привел ее в свой дом, но избегал с ней близости до рождения ребенка. Появившегося на свет сына он назвал Иисусом.
Интересно, что когда Мария узнала от Архангела Гавриила о том, что Елизавета, прежде бесплодная, тоже чудесным образом забеременела, то решила немедленно навестить ее. Для этого она отправилась на родину Иуды, в город Кариот, где и проживала ее родственница вместе со своим мужем Захарией.
Спустя три месяца Мария была уже дома, но насладиться уютом семейного очага не получилось. По приказу императора Августа в стране началась перепись населения, поэтому ей с Иосифом пришлось возвратиться в город Вифлеем, откуда они оба были родом. Прибыв в пункт назначения, супруги обнаружили, что ни в одной из гостиниц нет свободных мест. Единственным выходом для них было обосноваться в пещере для скота. Именно здесь и родился Иисус Христос, первой кроваткой для которого стала кормушка для домашних животных. На восьмой день своей жизни новорожденный прошел обряд обрезания. После этого к нему пожаловали волхвы с почтением и дарами. В это время царь Ирод, узнавший о появлении Мессии, приказал перебить всех младенцев в Вифлееме. Семье пришлось срочно бежать в Египет. В Назарет они вернулись только после кончины жестокого правителя. Тем временем жители города так и продолжали пользоваться источником.

***
Как уже было сказано выше, источник известен в первую очередь тем, что к нему за водой ходила Дева Мария, а также свершившимся здесь Благовещением. Он сохранилась до наших дней, и любой паломник может увидеть своими глазами каменную чашу, куда стекается чистейшая вода из источника. Это место считается святым не только у христиан, но и у мусульман, в народе его называют «Колодцем Марии». Небольшой колодец, построенный над источником, является символом Назарета и даже изображен на гербе города.
Это уже пятое сооружение на этом месте с библейских времен. Сам источник, из которого уже тысячи лет бьет чистейшая вода, находится в 150 метрах от колодца и протекает под Храмом Благовещения. Несмотря на то, что сооружение, из которого течет вода называют колодцем, оно по своей сути таковым не является. При этом называться «колодцем Марии» оно стал только с середины 17 века.
Впервые так называемый колодец был здесь построен еще в период правления крестоносцев – в 13 веке. Воду к нему направляли по специально построенному каналу. Есть предположения, что это было сделано потому, что в те времена церковь принадлежала православным, и преимущественно католическое население Назарета там не могло брать воду. Как подтверждают исторические документы, выход воды их источника был очень красиво оформлен: там были колонны и скульптура львиной пасти, у которой изо рта лилась вода. Именно с теми временами связаны и легенды об источнике. Так, например, в одной из них говорится о том, что Иисус однажды принес из него домой воду в полах одежды, Мария же посчитав ее грязной, отказалась ее взять. И тогда Иисус вылил ее на землю, и именно в этом месте появился фонтан. На самом же деле, есть подтверждения тому, что Мария воспринимала воду, как чудо и не могла от нее отказаться. Еще есть легенда о том, что в источнике Мария стирала одежду своего сына и впоследствии он Сам брал здесь воду и носил ее домой.
Во все времена вода из этого источника считалась священной – паломники набирали ее здесь и везли к себе на родину.
В 13 веке, несмотря на то, что Церковь Благовещения была разрушена мамлюками, колодец источника использовался. Впоследствии, в 14 веке, разрушители сами же ее и восстановили. При выходе из церкви был поставлен саркофаг, он использовался для накопления воды, часто здесь поили животных. Недалеко от колодца также были построены бани, и скорее всего, там также использовалась вода из источника.
В 1838 году в Назарете побывал священник и исследователь Писания Э. Робинсон, он отмечает в своих воспоминаниях, что видел у колодца источника большую толпу женщин с кувшинами и слабый ручеек воды, который выливался в саркофаг, поставленный мамлюками.
Спустя короткое время в этих местах также путешествовал известный тогда художник Д. Робертс, на его картинах можно увидеть, что к тому времени у колодца была уже только одна стена, остальные три были разрушены. Интересно также описание Пресвятого источника писателем Марком Твеном. Он отмечает в своих записях, что женщины десятками собирались у источника и набирали воду. Они по мнению писателя, были нехороши собой, громко смеялись и вели себя вызывающе. Одеты они были в бесформенные изношенные до дыр балахоны, при этом на руках у них красовались медные браслеты.
В начале 20 века, в 1911 г. на источнике была замена система подачи воды. Были положены металлические трубы, что увеличило напор воды.
Когда в Назарете был проведен централизованный водопровод, в середине 20 в., источник перестал выполнять свое первоначальное предназначение, и стал просто туристической достопримечательностью. В месте, где стоял колодец, была поставлена его обновленная копия.
Не так давно, в 1999 году, когда праздновалось 2000-летие христианства, была отреставрирована и восстановлена площадь у храма. Также, бетонная копия источника, созданная в конце 19 века, была заменена на новую, каменную, при этом максимально соответствующую первоначальному виду колодца.

***
Храм Благовещения, также известный под названием Храм Архангела Гавриила, под которым протекает источник Пресвятой Богородицы, на сегодняшний день является крупнейшим собором на Ближнем Востоке. Его купола видны еще не доезжая до Иерусалима. Относится церковь к Ордену францисканцев.
В 1964 году святыня получила от Папы Римского Павла VI звание «малой базилики». Безусловно, это придает ей особой статусности не только среди католиков и представителей других вероисповеданий. Ежегодны здесь можно увидеть толпы паломников со всего света, желающих окунуться в прошлое. А оно у храма богатое…
Первая церковь Архангела Гавриила появилась на этом месте в IV веке при императрице Елене, которая таким образом хотела отметить источник, где произошло памятное событие библейских времен. Через три столетия она была разрушена мусульманами, захватившими Палестину.
Следующий храм возник здесь в 1102 году, после взятия крестоносцами Назарета. К тому времени в ней уже служили монахи из францисканского ордена.
В очередной раз обитель подверглась разрушению в 1260 году, когда в ходе кровавого сражения власть в городе перешла мамлюкскому султану Египта и Сирии Бейбарсу I. Что же касается ее обитателей, то они были изгнаны из Назарета.
Окончательно вернуться францисканцам в город разрешили только спустя 350 лет! Все это время источник оставался нетронутым и сохранил чистоту своих вод. На руинах былой церкви монахи соорудили крохотное святилище. А еще почти через столетие им дали разрешение возвести здесь новую церковь.
В 1954 году храм полностью перестроили. Процессом руководил итальянский архитектор Джованни Муцио. Но сперва на месте прежней обители были проведены археологические раскопки, результаты которых представлены в нынешней базилике.
Современный Храм Благовещения был построен в 1969 году на той же земле, над источником, где ранее стояла византийская обитель, а потом церковь времен крестоносцев.
На данный момент святилище представляет собой двухуровневое здание, на нижнем этаже которого располагается Грот Благовещения с Пресвятым источником. Центральные двери храма украшены изображениями, повествующими об основных моментах из жизни Богоматери.
На одной из внутренних стен обители имеется знаменитая фреска «Благовещение у источника». Здесь нужно кое-что пояснить. Считается, что Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о скором рождении сына именно у источника. Собственно, отсюда и название художественного творения. На самом деле в этом месте она просто увидела божьего посланника. С радостной вестью он пришел к ней уже в Гроте - дом, где она жила.
Пройти к храму можно по узкой арабской улочке со множеством сувенирных магазинов и закусочных.

***
Осталось разобраться с тем, что представляет собой город, в котором находится Источник Пресвятой Богородицы и Храм Благовещения.
Назарет, по своей значимости, занимает третье место после Иерусалима и Вифлеема. В то же время это самый христианский израильский город и единственный, где выходным днем считается воскресенье. Кроме того, именно здесь, по преданию, случилось одно из самых главных библейских событий – Благовещение, а источник возле которого это произошло даже изображен на гербе города! В этом же городе прошли детские и юные годы Иисуса Христа, из-за чего его впоследствии стали называть «назарянином».
Когда именно был основан Назарет не известно. Первые упоминания о нем имеются в Евангелие. Некоторые археологи утверждают, что ранее на его месте существовало немногочисленное крестьянское поселение, занимающееся сельским хозяйством. Ясно одно - в дохристианское время это место не имело никакого значения для верующих. Чего не скажешь о нынешнем городе.
Сегодня в Назарете находится национальный парк Сепфорис, в котором паломники могут посетить древний иудейский город Ципори, дом Девы Марии, крепость крестоносцев и многие другие достопримечательности. Главным его строением является Храм Благовещения с расположенным под ним источником. Неподалеку от города - гора Фавор, где произошло Преображение Господне, и деревня Наир, в которой Иисус сотворил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадебном торжестве.
Состоит город из двух уровней – Нижнего Назарета и Верхнего Назарета. Первый считается историческим и населен в большей степени мусульманами (70%), остальную часть (30%) составляют арабы-христиане. Именно здесь и находится источник. Долгие годы Нижний Назарет старался жить обособленно от Верхнего, однако в последнее время все изменилось – наблюдается их сближение.

***
Источник Пресвятой Богородицы – святыня, заслуживающая особого внимания. Ведь именно рядом с ним произошло одно из самых важных евангельских событий. Побывав здесь однажды, вы, наверняка, проникнитесь безграничной духовностью этого места и захотите вернуться сюда еще ни один раз!

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Храм Гроба Господня - центр всего христианского мира, место, где сошлись в одной точке небесное и земное. Здесь закончилась земная жизнь Иисуса Христа и произошло Его Воскресение.
Сложнейшее строение, включающее около 40 отдельных зданий, место где в отсутствие карты практически невозможно не заблудиться - все это Храм Гроба Господня.
В него включены такие святые места, как Голгофа - гора, где прошли последние часы жизни Христа, где он был распят и пещера, где находится Гроб Спасителя. Существуют достоверные сведения о том, что под Храмом есть тайные подземные ходы, доступ к которым имеют избранные. Владеют им – его отдельными частями – несколько христианских конфессий.
За много веков своего существования он три раза уничтожался и строился заново. Как очень точно отмечал некогда один из паломников, все фанатики мира считали своим долгом разрушить Храм.
Последний раз его восстанавливали в 1927 году после сильного землетрясения. Здание, которое мы видим сегодня, было восстановлено после пожара - в 1808 году. Это было время, когда Европу занимало лишь одно - наполеоновская война, поэтому призыв о помощи в восстановлении Святыни тогда не был услышан. Этим умело воспользовались греческие монахи: они быстро получили разрешение от турецких властей на восстановление церкви и стали по факту единственными хозяевами этой ситуации. Но, по попущению Божьему на восстановительные работы были привлечены совсем непрофессиональные люди, что стало причиной уничтожения многих ценных памятников.
Сегодня уже, к сожалению, не увидеть надгробие Готфрида Бульонского, многих правителей Иерусалима, колонны центрального зала и мн. др. Через несколько лет после окончания этих «восстановительных» работ в Храме обвалился главный купол. Он был восстановлен на прежнем месте только при Николае I, при этом финансировались работы Россией и Францией.
Первое строение над Гробом Господня было построено при императоре Константине Великом, большую роль в этом сыграла его мать - царица Елена. Изображение первой постройки сохранилось на одном из экспонатов из слоновой кости, находящемся в немецком музее. Историки полагают, что именно этот первый Храм стал прообразом херсонесского собора, где был крещен Великий князь киевский Владимир.
Позже упомянутый выше император поставил себе цель возвести над Гробом Храм, совершеннее всех, существовавших когда-то на Земле, и чтобы все строения при нем были красивее лучших архитектурных строений того времени. Однако и этого, непревзойденного по своей красоте не стало: он был разрушен в 614 г. царем Персии.
Попытка восстановить Храм была предпринята через некоторое время патриархом Иерусалимским Модестом. Однако и он был разрушен вскоре.
Несколько позже - в 12 в. над Гробом Господним был возведен новый Храм. Это было во времена правления императора Константина (Мономаха). Но, как свидетельствуют исторические данные, он во всем уступал предыдущей постройке – и по красоте, и по качеству. В итоге, крестоносцы, позже захватившие Иерусалим, решили его перестроить, что и начали делать в 1130 году. Он тоже просуществовал недолго - до того времени как крестоносцы ушли со Святой земли. В 16 веке по распоряжению Карла V Храм, построенный крестоносцами, разобрали и построили там же новый, простоявший до пожара 1808 г.
Комплекс строений Храма Гроба Господня сейчас состоит из собора Воскресения, Храма на Голгофе и часовни Гроба Господня.
Камень Помазания - святое место, которое находится рядом со входом в Храм. Это плита, где верные и тайные ученики Иисуса помазали миррой тело Его и окутали Плащаницей. Над Камнем расположен балдахин, стоящий на 4-х колоннах, по периметру его висят лампады с негасимым огнем. Недалеко от Камня - одна из стен Воскресенского собора, а чуть поодаль - вход на Голгофу, находящуюся рядом с Храмом Гроба Господня, буквально рядом с центральным входом. Недалеко от этого места можно увидеть ротонду здания, она покрыта голубым куполом и составляет 32 м в диаметре. Вокруг нее стоит 18 огромных колонн, а в центре ее - стоит часовня из мрамора – Кувуклия, возвышающаяся над пещерой Гроба Господня. Именно здесь погребен Спаситель, после Воскресения, поэтому Кувуклия - это центр всего храмового комплекса строений.
Часовня появилась в начале 17 века. Построена она была греческим архитектором, не поскупившимся на обилие изысканных и богатых архитектурных решений и безукоризненную отделку деталей. Часовня закрывает собой пещеру, где находилась гробница с телом Спасителя. Она поделена на две части: придел Ангела(большая по размеру часть) и пещеру Гроба Господня (вторая, меньшая часть).
Аналой, находящийся в самом центре придела Ангела, содержит в себе часть Святого Камня, который преграждал собой вход в пещеру. Что касается Камня, то по свидетельству евангелиста Матфея, на этом камне сидел Ангел, когда сошел с небес. Именно поэтому придел и получил такое название. В пещере Гроба Господня находится также и каменное ложе, именуемое «лавицей» - именно здесь лежало тело Христа после смерти. Святая «лавица» уже с первого века была своего рода алтарем для проведения литургии. Размеры ее составляют 2 м в длину и 1, 5 м в ширину. Она покрыта белым мрамором, при этом на одной из плит есть трещина. Существует несколько преданий, рассказывающих о том, как появилась эта трещина. Пещеру Гроба Господня освещают 43 лампады, огонь в которых поддерживается представителями разных христианских Церквей. На лавице каждый день разными церквями совершается 3 литургии.
Голгофа - еще одна святыня, входящая Храм Гроба Господня. Подняться на нее можно непосредственно из Храма. К месту Распятия Спасителя нужно подниматься по мраморной лестнице. Священнослужители могут подняться на гору другим путем, не через лестницу. Голгофский Храм небольшой, размер его в диаметре всего 24 метра. Освещается он одним окном, выходящим на небольшую, плохо освещенную солнцем площадку.
Благодаря тому, что Голгофский Храм поделен на две части: православную и католическую, молящиеся часто могут слышать, как происходят службы другой конфессии. Все места, где в библейские времена происходили главные события, отмечены в храме особым образом, например, там, где некогда находился Крест Распятия сейчас стоит престол. Располагается он на нескольких столбах - здесь совершается бескровная жертва. Расположение же крестов разбойников помечено на полу черными окружностями.
Недалеко от престола сквозь окошко, сквозь стекло которого можно увидеть подлинную расселину в камне, образованную в последние секунды жизни Христа. Данные исследований подтверждают, что этой трещине несколько тысяч лет, т. е она совпадает со временем с теми историческими временами.
У спуска горы расположены гробницы первых правителей Иерусалимского королевства.
К Храму Гроба Господня примыкает собор Воскресения, в котором есть четырёхъярусный иконостас, с иконами, в том числе подаренными русским императором Александром I, также здесь есть паникадила, пожертвованные Николаем I.
В самом центре соборного Храма Воскресения есть небольшая возвышенность, своего рода пьедестал. На нем расположена ваза. Это место в народе называют «пупом земли». Также здесь есть небольшая часть тернового венца Спасителя. Паломники, спустившись по длинной лестнице вниз могут попасть в подземный Храм. Именно здесь был найден крест.
В крипт «Обретения Креста» нужно спускаться по 13 неровным ступеням: здесь в 320-х гг. императрица Елена и увидела Крест Господень.
Важной святыней Храма также является Часовня Разделения Риз, принадлежащая армянской церкви. Здесь по библейскому преданию, воины, охранявшие распятого Иисуса Христа, делили Его одежду после смерти. Также рядом находится часовня Пригвождения к Кресту и Распятия.
На территории комплекса Храма Гроба Господня даже сохранилась скала, к которой привязывали крест Иисуса Христа во время жестокого избиения – она находится здесь же – во францисканском монастыре.
Храм Гроба Господня — самое посещаемое святое место у всех христиан. Вот уже две тысячи лет здесь каждый день идут богослужения разных христианских конфессий.
Несколько интересных фактов о Храме Гроба Господня:
1. Эта важнейшая христианская святыня одновременно принадлежит ряду христианских конфессий. Все они хотят иметь на него особые, привилегированные права. Подразумевается, что Храм, так чтимый всеми верующими христианами, должен быть идеальным во всех отношениях, однако это не во всем соответствует действительности. Ведь договориться представителям всех религий очень непросто. Удивляет, что дверь, ведущая в Храм - это очень узкий проход, и не по нему в главные христианские праздники проходят тысячи паломников. Из-за того, что дверь очень узкая и маленькая передвигаться по проходу весьма затруднительно и даже опасно. Все христианские конфессии, владеющие частями Храма Гроба Господня, знают, что нужен более широкий и большой вход, и даже были неоднократные попытки договориться – сделать еще один вход, но это не дало никакого результата. Вряд ли в ближайшее время что-то изменится.
2. Храм поделен между 6-ю христианскими Церквями. Каждой из них выделены свои части в нем, и в разные часы там проходят службы разных религий. Это деление произошло во времена Османской империи, в 1853 году. Указ этот, регламентирующий взаимоотношения всех конфессий и порядок использования святых мест был назван «Статус Кво». Не будь его, вряд ли враждующие между собой религиозные направления христианства могли бы молиться рядом друг с другом. Но есть место и некоторым разногласиям. Так, 5 лет назад Храму грозило отключение воды. Причиной стала банальная неуплата: никто не хотел оплачивать задолженность, считая, что это должны делать другие.
3. Раздел территории Храма произошел, как уже отмечалось в 19 в., однако вопрос хранения использования ключей от него был решен еще в 12 в. Эти права принадлежат двум мусульманским семьям - Юдех и Нусейа. При этом хранятся они в первой, а используются - второй. Право это передается в семьях по наследству.
4. В подземной церкви Святой Елены, вдоль темной лестницы, ведущей к месту Обретения Креста, на стене, если приглядеться, можно увидеть вырезанные кресты. Они были оставлены еще крестоносцами, захватившими Иерусалим в 1099 г.

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru