Быстрая регистрация
Вход без регистрации
Используйте другие сети для доступа в Елицы
Вход
Забыли пароль? Восстановить

19 января Церковь празднует Крещение (Богоявление) Господа и Бога нашего Иисуса Христа Отправить записку на праздничную Крещенскую Литургию на Святую Землю в Храм Рождества Христова в Вифлееме за себя, родных и близких.

Внести свою лепту

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Святыня – это материальный образ присутствия Божьего царства в человеческой истории.
Так всегда святыня и воспринималась в религиозном сознании людей. И потому перед святынями поклонялись и отправлялись в паломничество по святым местам в самые тяжелые моменты истории и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Александр Суворов - в самые судьбоносные моменты истории.
И Господь слышал молитву и помогал.

Читать далее

Терновый венец Спасителя

Терновый Венец Спасителя, тот самый, который воины перед казнью возложили на главу Иисуса Христа - эта величайшая святыня всего христианского мира и главная святыня Франции, - хранится в ризнице собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари).

Прежде чем оказаться в соборе Парижской Богоматери, реликвия прошла долгий, полный опасностей путь. Церковной истории хорошо известно событие, именуемое Обретением Креста Господня. Равноапостольная царица Елена после долгих поисков обнаружила Крест, на котором был распят Спаситель. Вместе с ним царицей были найдены и другие реликвии, связанные с жизнью Искупителя, Его Смертью и Воскресением. Среди них был и Терновый Венец. По преданию, до 1063 года он хранился на горе Сион в Иерусалиме, а при императоре Константине X Дуке, в 1063 году, был перевезен в Константинополь. Здесь Венец почивал в ризнице Императорского дворца.

В 1204 году произошло одно из самых драматических событий в жизни Византии: крестоносцами был взят и разграблен Константинополь. Высокая цель, которая ставилась рыцарями - освобождение Святой Земли от иноверцев, - обернулась страшным разорением христианского государства. Почти на шестьдесят лет в Византии была установлена латинская империя. Во время правления императора Балдуина II де Куртене императорская казна испытывала недостаток в денежных средствах. Пытаясь восполнить его, император заложил французскому королю не только все свои владения во Франции, но и ценнейшие византийские святыни, среди которых был и Терновый Венец Спасителя.

В августе 1238 года король Франции Людовик IX Святой (в 1297 году он был канонизирован Католической Церковью за свое благочестие) торжественно встречал Венец за десять миль от Парижа. Благоговея перед святыней, Людовик снял все королевские регалии и обувь и вместе с братом нес ковчег с драгоценной реликвией на плечах до самой столицы. Через некоторое время, в 1243-1248 годах, в центре Парижа, на острове Ситэ, специально для Тернового Венца была воздвигнута изумительная по красоте и изяществу часовня готической архитектуры - Сент-Шапель. Вместе с Венцом и фрагментом Честного Креста (частица Креста Господня была принесена в Париж в 1241 году) здесь хранился также один из гвоздей, пронзивший тело Христа при распятии.

От Венца отделили часть шипов - их принесли в дар храмам и монастырям христианских стран.

Реликвия хранилась в часовне Сент-Шапель вплоть до Великой французской революции. В пылу революционного безумия часовня была подвергнута разорению и сожжена. Верующие спасли святыню, перенеся ее в хранилище Национальной библиотеки Франции. Хрустальное кольцо, украшенное золотым растительным орнаментом, в котором хранился сплетенный пучок терновых прутьев с несколькими ароматическими веточками зизифуса, предосторожности ради разделили на три отрезка, чтобы в случае посягательств безбожников спасти хотя бы часть святыни. К счастью, все фрагменты Венца благополучно сохранились. Сегодня хорошо видно, что хрустальный корпус, защищающий реликвию, состоит из трех равных частей, соединенных непрозрачными перемычками, которые закрывают места разрезов.

В 1806 году Церковь обратилась с просьбой к Наполеону о возвращении святыни. Несмотря на свою атеистическую настроенность, он вернул верующим Терновый Венец и даже преподнес в дар ковчег для его хранения. Святыня обрела свое место в ризнице собора Парижской Богоматери. Здесь, в главном храме Франции, Венец почивает уже более двух столетий. Реликварий имеет вид средневековой королевской короны, опирающейся на подставку с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Венцом: равноапостольной царицы Елены, императора Латинской империи в Константинополе Бодуэна де Куртене и короля Людовика Святого, который и держит в руках доставленную им в Париж святыню. По традиции Терновый Венец выносили для поклонения лишь раз в год, в Великую Пятницу.

Однако несколько лет назад между Католической и Православной Церквами было достигнуто соглашение, по которому Терновый Венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем теперь выносится для поклонения верующих в каждую первую пятницу месяца в 15.00 - в час, когда Распятый Христос испустил дух. В это время совершается чин поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия - рыцари, дамы в черном и хранители Венца торжественно шествуют вместе с католическими священниками. Святыни проносят по храму и возлагают на престол.

Читается Евангелие Страстей Господних, затем начинается поклонение. В октябре 2007 года у Тернового Венца в соборе Парижской Богоматери отслужил молебен Святейший Патриарх Алексий II. В память о своем поклонении святыне он преподнес в дар собору Нотр-Дам де Пари Владимирскую икону Божией Матери, которая с тех пор хранится в левом приделе.

Известны многочисленные случаи чудесной помощи от Венца Спасителя.
http://www.vidania.ru/statyi/ternovyi_venec_hrista.html

Место рождения Пресвятой Богородицы

В мусульманском квартале Старого города Иерусалима, недалеко от Львиных ворот, находится православный греческий монастырь Святой Анны. Первый этаж обители занимает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а в ее основании, под землей, скрывается пещера, в которой и появилась на свет Дева Мария.

Грот этот ранее был частью дома Иоакима и Анны, родителей будущей матери Иисуса Христа. До глубокой старости святые праведники не имели детей, за что получали постоянное осуждение в обществе. В те времена ребенок в семье считался подарком от Господа, а бездетность - наказанием за содеянные грехи. Последней каплей терпения для несчастных супругов послужил случай, произошедший во время одного из праздников, когда первосвященник Иерусалимского Храма не принял подношения от Иоакима, объяснив свой поступок тем, что тот находится в немилости Божьей. Опечалившись, мужчина отправился в пустыню, где сорок дней пребывал в посте и молитвах. Его жена Анна тоже времени зря не теряла, в слезах умоляя Бога послать ей ребенка. И только после того, как она пообещала посвятить свое дитя Всевышнему, Он смилостивился над ней. Уже вскоре у супругов, в пещере, где они жили, родилась Дева Мария.

В период правления византийской царицы Елены на месте Рождества Пресвятой Богородицы был построен первый православный монастырь, который впоследствии не раз разрушался и подвергался разорениям. К моменту завоевания Святой Земли крестоносцами, он представляла собой небольшую бедную обитель. Новые правители всячески способствовали ее процветанию, и даже отправляли в нее своих родственниц.

Позднее здесь были построены две церкви, одна из которых находилась прямо в пещере, доме родителей Девы Марии. Захватившие Иерусалим мусульмане, сделали из верхней церкви во имя Святой Анны мечеть, а из монастыря – школу. В первой половине XIX века все постройки были разрушены в ходе сильного землетрясения.

В 1907 году за восстановление святого места взялись греки. С помощью России на нижнем этаже монастыря они соорудили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Из нее, по ведущей вниз лестнице, паломники могут попасть в само бывшее жилище Иоакима и Анны. Ежегодно, восьмого сентября, греческое духовенство проводит здесь торжественные службы. Между тем, сам монастырь во имя Святой Анны находится в собственности Иерусалимской православной церкви.

Неопалимая купина. Куст, на котором Господь в виде огня явился Моисею

Неопалимая купина́ — это объятый пламенем, но несгораемый куст, истолкованный богословами как прообраз Богоматери и воплощения Сына Божьего.

"В начале долины было много келий отшельников, и ещё церковь с кустом. Куст растёт до сих пор и даёт отростки. Это куст, о котором я уже рассказывала, из которого Бог в пламени огня обратился к Моисею. Там, где перед церковью растёт куст, разбит очень приятный сад".

Такое описание этого места дала паломница из Испании по имени Этерия, посетившая его в конце IV века. Примерно так же выглядит оно и сейчас. Часовня Неопалимой купины находится за алтарём главной церкви. Паломники входят в это самое святое место монастыря без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5).

Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на ту же тему. На других иконах - изображение Богоматери с Иисусом Христом на руках, сидящей в центре Неопалимой купины.

Святой алтарь часовни расположен не как обычно - над святыми мощами мучеников, а над корнями Неопалимой купины. В апсиде часовни - мозаичное изображение креста, относящееся к X веку. Каждую субботу в часовне служат божественную литургию.

Куст буйно растёт в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями.

Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела.

Темница Христа. Место заключения Спасителя перед казнью

В подвале католического монастыря Сестер Сиона, рядом с местом, где проходил суд Пилата над Спасителем находится темница, где Спаситель провел ночь перед Свой крестной смертью.

Темница Христа – небольшая пещера, где в одной из одиночных камер с каменными колодками находился Христос перед казнью. На этом месте сейчас небольшой православный монастырь. Сохранилось несколько подземных помещений темницы.

Другое помещение - более обширное и глубокое - называется "темницей Вараввы". Эта камера представляет собой достаточно большое помещение с каменными скамьями по стенам и приспособлениями в стене, к которым за поднятые руки привязывали заключенных. Разбойник Варавва, которого толпа потребовала отпустить на волю вместо Иисуса Христа, содержался в этой общей камере.

Колонна Благодатного Огня

Каждый посетитель Храма Гроба Господня может видеть мраморную колонну, рассечённую вдоль необычной трещиной. Её длина- более метра в длину, к низу она расширяется до 8 см в ширину и глубину.
Трещина чудесным образом появилась в 1579 году в Великую Субботу. Великая Суббота - это день, когда по молитве православного Патриарха Благодатный Огонь сходит во Гроб Господень.
Пробовали молиться о Благодатном Огне представители других конфессий, но безрезультатно.

И вот одна из таких попыток закончилась следующим:
В Великую Субботу 1579 года представители Армянской церкви (к сожалению, как и с Католической церковью у Православной нет Евхаристического общения) добились у иерусалимского паши разрешения в Великую субботу быть одним в храме. Дав свое согласие, паша тем самым не впустил православного Патриарха и остальных православных, собравшихся у храма. Они были вынуждены молиться у входа в храм. Вдруг среди ясного неба раздался громовой удар, одна из колонн начала трескаться и оттуда брызнул Благодатный Огонь, от которого Патриарх зажег свою свечу.

Его примеру последовали все пришедшие в храм. При этом православные стали прыгать и кричать, прославляя Бога. С того момента это стало их традицией. После этого события представители других конфессий оставили попытки молитв о Благодатном Огне.

Кроме того, мусульманин Омир, увидев это чудо, бесстрашно провозгласил, что он теперь христианин. За это он был обезглавлен, а его тело сожжено перед храмом. Служения в память о нем совершаются 19 апреля.

Гробница вмч. Георгия Победоносца

Паломничество к месту упокоения святого великомученика Георгия Победоносца осуществляется пилигримами и верующими туристами круглый год. Наряду с чудесным образом обретенными мощами великомученика Георгия Победоносца, Кандалами, в которые был заключен святой, а так же Чудотворной иконой Божьей Матери "Лиддская" доступны для поклонения в Георгиевской церкви в городе Лидда. В Лидде вмч. Георгий родился, вырос, обрел истинную веру. Этот город стал родиной для великомученика. Благочестивые христиане после его благой кончины перенесли честные мощи святого в Лидду из Никомидии, где великомученик принял смерть ради Христа. Считалось очень важным для православного воина быть погребенным на своей родине. Там теперь находится место захоронения Георгия Победоносца в крипте церкви в честь святого.
Строение храма претерпело множество изменений, оно неоднократно разрушалось людскими руками, однако, и стихийные бедствия не обошли своим вниманием святое место. При землетрясении пострадали аспида северной части храма и его свод. Люди стали поговаривать, что события эти происходят по грехам, что гневается Господь на грехи людские и отбирает у них святыню. Другие видели в этом символичность, ведь, всегда после разрушения церковь, где находится гробница Георгия Победоносца восстанавливалась, как и тело святого после мучений неминуемо ведущих к смерти. Быль гласит, что император Диоклетиан не один раз безрезультатно пытался умертвить свою жертву, однако, святой Георгий оставался невредим.
Первоначально базилика, построенная на месте неизвестной церкви, имела три нефа и три аспиды, часть которых сохранились и встроены в нынешний православный храм. Базилика была разрушена Халифом аль-Хакимом. Восстановить святыню сподобился император Константин. Византийский правитель Константин Мономах и здесь запечатлил свое имя в истории.
После землетрясения, которое также повредило церковь, город был подвержен длительной осаде турков. Все это время мощи святого покоились под главным алтарем церкви, центральный придел которой освящен в честь великомученика.
Когда в Лидде произошло противостояние мусульман и крестоносцев, во время иерусалимского штурма, мусульмане разрушили церковь, боясь, что огромные балки из дерева будут применены крестоносцами для осады города. Однако, это не повлияло на ход событий. Лидда была захвачена крестоносцами, которые вновь восстановили храм Георгия Победоносца. Затем в ХII веке церковь Георгия пытался уничтожить новый захватчик Салах-ад-Дин, но по неизвестным причинам церковь лишь немного повредилась. Английский король ее реставрировал. Во время христианских гонений храм вновь разрушили. Северная стена стала частью мечети. Это было последнее испытание для святого места.
Инициатором восстановления церкви святого Георгия в этот раз стал иерусалимский патриарх Кирилл второй. Он испросил средства для восстановления церкви у России. В 1872 году был построен и освящен новый храм. В его состав входила часть церкви, сохранившаяся с ХII века, визант. кладка северной аспиды находится в ее основании. А там, где расположен неф и южная аспида, раскинулся сад, принадлежащий мусульманам. Сохранилось также множество колонн со времен реконструкции храма крестоносцами, колонны не претерпели значительного ущерба.
И так претерпевшее огромное количество нападений, будучи неоднократно разрушенным, святыня всегда по воле Божьей восстанавливалась. Видимо, поэтому христиане видят символическую связь этих событий с жизнеописанием самого святого. Святой Георгий является символом победы, на иконе он изображен как всадник на белом коне, поражающий копьем змея. "На Аспида и Василиска наступишь, попирать будешь льва и дракона", - девяностый псалом Давида является прообразом святого, показавшего всю мощь и силу веры во Христа. Многократное возрождение святого после зверских мучений явило собой чудо веры и любви к Богу, для которого возможно все. Не даром здание церкви сравнивают с телом, а прихожан, находящихся в ней с душой. Пусто тело без души. Пуста церковь без прихода. И Господь, вновь и вновь, наполняет церковь великомученика прихожанами и паломниками, снова вдыхает жизнь в тело, которое многие века пытаются уничтожить.
Мощи святого Георгия сейчас доступны для поклонения в Иерусалиме. Крипта с кенотафом великомученика Георгия, сделанная из мрамора, находится в церкви великомученика. Паломники имеют возможность приложиться к святыне и вознести молитвы перед честными нетленными мощами великомученика Георгия, часть которых и ныне производит множество чудес по молитвам святого, для верующих христиан.

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru