6 марта - вселенская Родительская суббота (особая поминальная служба по усопшим родным и близким. Вы можете подать записки на службы Родительской субботы в 7 монастырях за родителей, родных и близких в Дивеево, Киево- и Псково-Печерских Лаврах, в Сретенском, Покровском, Даниловом и Свято-Пантелеимоновом монастырях.

Никифоров Евгений Константинович

Председатель Православного братства «Радонеж», директор радиостанции «Радонеж»

— Верующему человеку очень важно видеть и ощущать вещественные свидетельства, хранящие тепло уст Божиих, целовавших подвиги святых угодников. Это нужно для постоянного напоминания, что святые – это реальные люди, которые жили среди нас, совершали свой жизненный подвиг в условиях подобных нашим. Это "критерий реальности", который помогает избежать опасного ухода в виртуальный мир благочестивых мечтаний. Этот проект поможет нам больше узнать об их жизни и подвигах, о той помощи, которую они оказывают людям сегодня.  Замечательно, что люди, которые хотят поехать поклониться тем или иным святыням, теперь могут получить всю информацию в одном месте и подготовиться к поездке.

Читать далее

Место воскрешения и погребальная пещера свт. Лазаря Четверодневного, Китийского, друга Божия, еп.

Ежегодно перед Святой Пасхой православные всего мира вспоминают Лазаря, который был воскрешен Иисусом через четыре дня после своей смерти. Его гроб находится в деревне Аль-Азария (ранее Вифания) в Израиле, что с арабского языка переводится, как «место Лазаря», а само имя Лазарь с древнееврейского означает «Бог мне помог». Вход в усыпальницу сохранился до наших дней. За многие века к его камням прикоснулось настолько много паломников, что сейчас они выглядят отшлифованными. Но давайте разберемся во всей этой истории с чудесным воскрешением подробнее…

Лазарь был братом Марфы и Марии (девушки, которая помазала Иисуса миром и отерла Ему ноги своими волосами). Когда заболел их брат, сестры отправили к Божьему сыну человека, который известил Его об этом.

Как только Господь узнал о том, что Лазарь находится в предсмертном состоянии, тот тут же поспешил вВифанию. Даже не смотря на все уговоры апостолов не делать этого, потому что к этому моменту иудеи уже озлобились на Него и искали причину убить Его. Придя в селение, Иисус вместе со своими учениками остановились отдохнуть.

Тем временем в доме Марфы и Марии случилось горе – скончался их брат Лазарь. Пока сестры безутешно оплакивали свою потерю, им сообщили о том, что Иисус прибыл в Вифанию. После чего Марфа немедленно побежала к Нему и при встрече с Ним сказала: «Если бы Ты подоспел вовремя, то мой брат не был бы сейчас на небесах». На что Христос сказал ей: «Я - есть Воскресение: если умерший человек, верил в меня при жизни, то он обязательно воскреснет. Веришь ли ты этому?» Не поняв до конца Его слова, Марфа ответила: «Я верю в то, что мой брат воскреснет в в конце недели, в воскресенье».

В Библии говорится, когда Спаситель приходил в дом Марфы и Марии, то первая из них всегда хлопотала на кухне, а вторая постоянно сидела у Его ног, слушая божественные учения, которые Он проповедовал. Сердце и душа Марии были больше открыты к Богу. Тем не менее, как и сестра ее, она тоже пришла к Иисусу и сказала Ему ту же самую фразу: «Если бы Ты подоспел вовремя, то мой брат не был бы сейчас на небесах». На что Он не стал говорить ей слова, которые говорил Марфе о том, что Лазарь воскреснет, а просто спросил: «Где погребен твой брат?». Когда Господа отвели к гробнице умершего, то Он сразу же приказал отвалить камень, преграждающий ему путь в нее.

Усыпальницы в Палестине раньше строили двумя способами. Одни представляли собой несколько комнат, высеченных в скале. Другие напоминали погреб, вход в который закрывался камнем - именно в такой гробнице и оказалось тело Лазаря после смерти.

Сестры Мария и Марфа, а также остальные люди, которые были с Иисусом, отговаривали Его от каких-либо действий в адрес Лазаря. Ведь он уже четыре дня, как был мертв, и тело его уже разлагалось. Но Господь никого не послушал, решил показать всем собравшимся свое Божественное начало. С этой целью Он произнес: «Лазарь, выйди вон!». Внезапно четырехдневный покойник вышел из погребальной пещеры живой. Это чудо стало величайшим из всех, что сотворил Христос в течение свой жизни на земле.

В эпоху Ветхого Завета пророки Илия и Елисей тоже оживляли умерших с помощью своих молитв, но это были люди, которые только что скончались. Это же чудо было самым удивительным! Слухи о нем тут же распространились по Святой Земле, в результате чего многие иудеи уверовали в Мессию. Совсем иная реакция последовала со стороны членов правительства и первосвященников: они тут же собрали совещание, на котором решили казнить выскочку, объясняя это так: «Если мы не сделаем этого сейчас, то еще больше людей уверуют в Него». Кроме того, они решили лишить жизни и Лазаря, потому что он стад живым подтверждением Божьей силы Иисуса.

Узнав о том, какую участь ему приготовили, Лазарю ничего не оставалось кроме, как бежать из своей страны. От преследований ему удалось укрыться на острове Кипр. Согласно преданию, воскреснув, он уже больше никогда не улыбался, а земную пищу употреблял только с медом – настолько горькой она ему казалась. Здесь Лазарь стал епископом одного из православных храмов города Ларнака (впоследствии – Храм Святого Лазаря), в котором и был погребен после своей второй кончины. Правда сейчас в ней хранится только часть головы праведника, вторая часть вместе с мощами его сестер Марфы и Марии покоится в Марселе во Франции.

Интересно, что Церковь испокон веков почитает Лазаря, как праведника, а не как святителя. Дело в том, что вплоть до обретения его мощей, доподлинно не было известно, каким священническим саном он обладал. Когда же было установлено, что при жизни святой был епископом, службу по нему не стали переписывать. Что касается лазаревых сестер Марфы и Марии, которые приходили помазать тело Господа миром, то их вспоминают в Неделю жен-мироносиц, в третье воскресенье после Пасхи.

Как уже было сказано выше, пещера Святого Лазаря Четверодневного сохранилась до наших дней. Ее внутреннее пространство выложено камнем. По всей видимости, это было сделано не так давно, во время последних работ по укреплению сводов. Вход остался подлинным, впрочем, как и три последних ступеньки, по которым паломники спускаются в гробницу. Считается, что по ним поднимался воскрешенный Спасителем Лазарь. В период Византийской империи над усыпальницей был построен храм, потом монастырь, который был разрушен в 614 году. Восстановить это святое место пытались крестоносцы, но и их строения долго не просуществовали.

Когда к власти в Палестине пришел султан Саладин, то погребальная пещера Лазаря перешла в собственность мусульман, у которых он тоже пользовался почитанием. Недалеко от места его захоронения была возведена мечеть. Причем так, что вход в гроб святого для христиан оказался отрезан. Тогда один монах-католик сделал в скале новый подход к ней. Сейчас он используется паломниками для спуска в пещеру. Надо сказать, что новый вход находится не на одном уровне с прежним, а немного выше него (из-за небольшого подъема земли), но это совсем не усложняет задачу попасть внутрь.

Для того чтобы спуститься вниз пещеры, необходимо пройти по очень крутой лестнице. Сделать это не страшно, так как имеются поручни, за которые можно держаться во время своего передвижения. Рядом с входом в гробницу находится небольшая площадка, откуда можно увидеть стену с нишей, относящейся к мечети. С этой стороны и был раньше вход в усыпальницу Лазаря. Справа от входа стоял Иисус, когда призвал своего друга восстать из мертвых. Однако обзором пещеры снаружи дело не заканчивается – паломникам разрешено заходить внутрь. Правда, за определенную плату.

В Гробе Святого Лазаря совсем отсутствуют иконы. Этому есть простое объяснение – святыня до сих пор находится в собственности мусульман. Над ней, уже в прошлом веке, греки соорудили новый православный храм, который теперь принадлежит Иерусалимской Патриархии. Двери его всегда закрыты за исключением Лазаревой субботы.

Но даже если вы оказались возле пещеры Лазаря не в день его воскрешения, это не значит, что вы уедите отсюда, не увидев больше ничего. Буквально в километре от святыни располагается греческий православный монастырь «Встречи». По преданию, именно здесь Марфа с Марией встретили Иисуса. Во время разговора с ними Он присел на кремниевый камень, который теперь является местной святыней. На территории монастыря находится много современных зданий. В 1879 году они были сооружены приехавшим с Кипра архимандритом Спиридоном.

Напротив этой достопримечательности располагается другая, не менее интересная – единственная действующая на сегодня русская школа для арабских девочек. Сейчас в ней обучаются как христианки, так и мусульманки. Существует учебное заведение на пожертвования. Но это не мешает ей давать своим воспитанницам хорошее образование. Основные предметы здесь проходят на арабском языке, дополнительные – на русском. Основали школу в 1934 году две сестры шотландки Варвара Робинсон и Аликс Спрот, которые после принятия православной веры сменили свои имена на Марфу и Марию. Больше всех святых на протяжении всей своей жизни они почитали российскую мученицу Великую княгиню Елизавету Федоровну.

Таким образом, если в числе главных достопримечательностей, которые вы хотите посетить во время своего путешествия в Израиль является гроб Святого Лазаря, то лучше всего будет отправиться в поездку хотя бы за пару дней до Пасхи. В этом случае вы не только сможете посетить Храм Святого Лазаря, находящийся над его гробом, но и многое узнать о величайшем чуде, которое Иисус совершил незадолго до своей смерти и своего воскрешения.

«Игольное ухо»

"Игольное ухо", расположено в архитектурном комплексе Александровского подворья в Иерусалиме. Здание подворья было построено архимандритом Антонином в конце XIX в.
"Игольное ушко" - маленькое отверстие, в сохранившемся фрагменте древней городской стены Иерусалима, служило для ограниченного прохода в город, когда большие ворота закрывались на ночь. Пролезть можно было только человеку без поклажи. Чтобы не остаться на улице (а улица не подходящий ночлег для незнакомца), запоздавший путешественник снимал с себя все, кроме одежды и проходил этими способом.
Иерусалимского путешественника трудно представить без верблюда в то время. И насколько невозможно было провести свое средство передвижения через этот маленький проход, обвешенное разными поклажами, тюками, представить не трудно.
Чувствуется символичность сказанной Спасителем фразы. Иисус Христос сказал: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное". Следовать за Христом по узкому пути спасения весьма не удобно имея большое богатство. "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше",- сказал Спаситель. Не платить налоги миру, лежащему во зле, а стяжать Небесные сокровища призывает Иисус Христос. Это божественное изречение говорит о невозможности спасения при большой привязанности ко всему земному, отказаться от богатства многим составляет большого труда. Привязавшись к земным благам трудно пройти сквозь заветный барьер, освободиться от лишнего груза становится невозможно.
Символом божественного изречения стало иерусалимское "игольное ушко". Много паломников стекается в Иерусалим посетить Александровское подворье, попробовать пройти через узкие ворота, убедиться своими глазами в неудобстве узкого пути, символизирующего путь спасения. Однако, многим так и не удается осознать до конца смысл фразы Спасителя. Многие думают, скинуть груз богатства можно непосредственно, стоя перед воротами в Небесный город, избавиться от бремени богатства перед лицом смерти. Но кто знает свой последний, смертный час? Предсказать судьбу человек не может, но и зная наперед о грядущих событиях не все способны сделать правильный выбор. Мамона (богатство) настолько порабощает волю человека, что он становится неспособен думать о чем-либо другом, кроме наживы. "Нельзя служить Богу и Мамоне" - это выражение становится без компромиссным, альтернатива исключена. Человек должен выбрать, что для него важнее, желаннее.
Чтобы не оказаться верблюдом, (в другом переводе "канат", "веревка") пытающимся пройти сквозь игольное ушко (понятно, игла - совершенно непреодолимый барьер), Христос предлагал оставить свое богатство, совершенно неприменимое в Царстве Небесном, поклажу, мешающую пройти в Небесный Иерусалим, еще при земной жизни. Взамен обещал дать иную награду - вечную жизнь. Обрести Царство Божие - задача христианина. Есть выгодный, удобный обменный пункт, где меняются земные богатства на богатства Небесные, успеть совершить обмен при жизни главное для следователей за Христом. Кому предназначались слова Спасителя "Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное",- богатому юноше, юноше слышавшему это изречение из уст Господа и Бога нашего Иисуса Христа! Однако, как трудно, осознав смысл божественной фразы, взять и оставить все, взамен взять свой крест и следовать за Христом! "Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" - говорит Евангелие. Юноша не смог совершить такой невыгодный по его мнению обмен. Земное притяжение богатства оказалось сильнее. Настолько сильно может прельстить животный инстинкт многостяжательства, практически лишающий человека любой возможности получить жизнь вечную.
Многие побывавшие в иерусалимском Александрийском подворье, рассказывают о неописуемых ощущениях в момент прохождения через столь маленький проход. Некоторым людям там открывается смысл божественного послания, ведь, исполнение оного, является необходимым условием для прохода в Царство Небесное. Попытавшись пройти самостоятельно через "Игольное ухо", паломнику уже не хочется оказаться верблюдом, застрявшим там на веки со своими тюками. Убедиться в этом можно самостоятельно, побывав в иерусалимском подворье не забудьте попробовать пройти через "Игольное ухо".

Крестный путь Спасителя - Via Dolorosa

Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби — это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы и через позорную смерть на Кресте к Своему славному Воскресению.

По ходу этого скорбного маршрута выделено и канонизировано 14 остановок (или т.н. станций) Via Dolorosa, отмечающих происходившее в этих местах. Все станции этой Дороги скорби отмечены церквями и часовнями.

Суть и духовная сторона прохождения верующими по стопам Господа и Бога нашего, дать возможность прочувствовать все то, что выпало на долю Спасителя.

На протяжении Крестного пути происходили различные события, которые останавливали печальное шествие.

В школе Эль-Омария (действующая арабская школа) находится первая станция Крестного Пути – место суда над Спасителем. Здесь был Претория – резиденция прокуратора Иудеи и расположения римского гарнизона. В Претории, в башне Антония на месте называемое Лифостратон прокуратор Иудеи Понтий Пилат осудил Иисуса на распятие. Над этим святым местом возвышается католические женский монастырь Сестер Сиона. Нижняя ступень мраморного крыльца перед воротами монастыря сохранилась с римских времён. На стенах церкви в монастыре – современные картины на мотивы евангельских свидетельств о суде над Иисусом. От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галереей. Отсюда Понтий Пилат показал толпе осужденного Христа, воскликнув при этом: “Се человек”. В память этого события арка называется “Экце хомо”.

На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода. Слева — часовня Осуждения, воздвигнута непосредственно над местом осуждения Христа. Плиты, устилающие пол, и четыре колонны сохранились со времен римского владычества. Внутренние стены часовни покрыты росписью на темы осуждения Христа и его встречи с Девой Марией на Крестном пути.

Справа — часовня Бичевания (2 остановка) отмечает место, где Христос был подвергнут бичеванию. Часовня примечательна искусно выполненным витражем, расположенным за алтарем. В подвале монастыря находится Лифостратон ("Литостратос", что с греческого переводится как “мощеное место”). Это был внешний двор претории. Здесь Христос был публично допрошен. Присутствующие при этом солдаты преторианской гвардии грубо издевались над Христом, называя его лжепророком. На плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения оскальзывания лошадей и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости.

Будучи на Лифастроне, стоит обратить внимание на люки в мостовой. Это люки огромных водных резервуаров, которые и сейчас полны водой, как и в библейские времена.

К монастырю Сестер Сиона примыкает здание греческой православной церкви. Над ее входом высечена надпись; "Заточение Христа". Это и есть Темница Христа. Церковь построена на месте тюрьмы римской Претории в которой, содержались Христос и разбойник Варавва. В церкви находится углубление в скале с каменной скамьей. Показывают и темницу Вараввы, представляющую собой пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывались заключенные. Эта пещера расположена ниже темницы Христа.

Дальше улица Виа Долороза круто сворачивает влево у здания Армянского патриархата. Здесь находится 3 станция Виа Долороса. На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню — рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста.

Проходим еще немного по Виа Долороза и видим в стене дверь часовни. Часовня отмечает место встречи Христа с Матерью. Над входом видим картину, изображающую их встречу. Здесь четвертая станция.

На углу Эль-Вад и Виа Долороза (почти напротив 4 станции) стоит францисканская часовня в память о 5 остановке Христа на Крестном пути (пятая станция). По преданию, здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под тяжестью которого изнемогал Христос. В стене около входа в часовню (справа) видим глубокую впадину — отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.

Идем по Виа Долороза в направлении храма Гроба Господня. Пересекаем ул. Эль-Бейрам, которая уходит влево от Виа Долороза, и оказываемся у 6 станции, где стоит часовня св. Вероники. (Дверь в стене по левой стороне улицы с надписью на латыни: “6 станция”). Святая Вероника здесь утерла пот и кровь с чела Христа. На плате отобразился Его лик.

Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сукхан эз Зайн и выходим к 7 станции. Здесь на углу вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Христос упал во второй раз.

Вскоре по левой стороне улицы Виа Долороза над входом в греческий православный монастырь, увидим изображение креста. Это отметка 8 станции, места обращения Иисуса Христа к дщерям Иерусалимским.

Возвращаемся на улицу Сук-хан зэ-Зайн и идем по ней направо. Многие из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать далеких римских времен. Это сохранившиеся остатки декоративных украшений, каменные монолиты в стенах и т.п.

По этой улице выходим к довольно широкой лестнице (с правой стороны). Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише — покосившаяся колонна. Она отмечает 9 станцию — место третьего падения Христа.

Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня, куда можно пройти через эфиопскую церковь, церковь, находящуюся во дворе, соседствующем с коптским монастырем.

Наконец, мы в Храме Гроба Господня. Поднявшись у Каменя Помазания по крутой лестнице, попадаем на вершину горы Голгофы (места распятия Спасителя), где находится часовня, отмечающая 10, 11, 12, 13 станции. Часовня делится на два притвора. В левом притворе престол и распятие отмечают 10 станция Виа Долороса - место снятия одежд с Христа и их деления и 11 станция Виа Долороса - место прибития Спасителя ко Кресту. В этом местеХристос был разоблачен и пригвожден к кресту. В полу под престолом виден серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место крестной смерти Спасителя, куда был вставлен крест, на котором был распят Христос. Это отметка 12 станции.

В правом притворе обозначена небольшим католическим алтарем 13 станция - место снятия Спасителя с Креста. На этом месте, лежало тело Христа после того, как его сняли с креста.

Последняя 14 станция Виа Долороса — "Кувуклия" (Гроб Господень). Место положения тела Христа во гроб представляет собой небольшую купольную часовню, стоящую посреди храма. Она воздвигнута в 1810 году над пещерой, в которой находится Гроб Господень. Здесь же и произошло Светлое Христово Воскресение!

Выходим из храма Гроба Господня через центральные ворота во двор и проходим через калитку (слева в углу двора) к большой нарядной, с внушительной колокольней церкви Спасителя (Редимер). Минуя поворот на улицу Муристан, идем вдоль фасада церкви до конца и оказываемся у входа на территорию Александрийского подворья, примыкающего к храму Гроба Господня.

Здесь находится последний заметный предел Крестного пути — "Судные ворота", камни которых сохранились до наших дней. (Через эти ворота выводили за пределы города осужденных на казнь).

На территории подворья находится храм святого благоверного князя Александра Невского, воздвигнутая над порогом “Судных ворот”. Кусок каменной плиты, закрытый стеклом, считается порогом городских ворот.

Через этот порог, согласно православной традиции, переступил Христос на пути к месту казни. Над ним возвышается распятие, водруженное на природную скалу. Стены церкви покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное основание. Кладка этих блоков относится в периоду царя Ирода.

В церкви обращает на себя внимание арка римского происхождения, две колонны с капителями римского периода (в углу за распятием) и стенная роспись, изображающая страдания Христа. На колонне перед Порогом Судных врат — картина Репина, подаренная им монастырю.

В Александрийском подворье Русской Православной Церкви в Иерусалиме есть маленький музей, где экспонируются реликвии, оставшиеся со времен массового паломничества русских людей в Святую землю.

Здесь же размещена Русская миссия в Палестине.

Терновый венец Спасителя

Терновый Венец Спасителя, тот самый, который воины перед казнью возложили на главу Иисуса Христа - эта величайшая святыня всего христианского мира и главная святыня Франции, - хранится в ризнице собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари).

Прежде чем оказаться в соборе Парижской Богоматери, реликвия прошла долгий, полный опасностей путь. Церковной истории хорошо известно событие, именуемое Обретением Креста Господня. Равноапостольная царица Елена после долгих поисков обнаружила Крест, на котором был распят Спаситель. Вместе с ним царицей были найдены и другие реликвии, связанные с жизнью Искупителя, Его Смертью и Воскресением. Среди них был и Терновый Венец. По преданию, до 1063 года он хранился на горе Сион в Иерусалиме, а при императоре Константине X Дуке, в 1063 году, был перевезен в Константинополь. Здесь Венец почивал в ризнице Императорского дворца.

В 1204 году произошло одно из самых драматических событий в жизни Византии: крестоносцами был взят и разграблен Константинополь. Высокая цель, которая ставилась рыцарями - освобождение Святой Земли от иноверцев, - обернулась страшным разорением христианского государства. Почти на шестьдесят лет в Византии была установлена латинская империя. Во время правления императора Балдуина II де Куртене императорская казна испытывала недостаток в денежных средствах. Пытаясь восполнить его, император заложил французскому королю не только все свои владения во Франции, но и ценнейшие византийские святыни, среди которых был и Терновый Венец Спасителя.

В августе 1238 года король Франции Людовик IX Святой (в 1297 году он был канонизирован Католической Церковью за свое благочестие) торжественно встречал Венец за десять миль от Парижа. Благоговея перед святыней, Людовик снял все королевские регалии и обувь и вместе с братом нес ковчег с драгоценной реликвией на плечах до самой столицы. Через некоторое время, в 1243-1248 годах, в центре Парижа, на острове Ситэ, специально для Тернового Венца была воздвигнута изумительная по красоте и изяществу часовня готической архитектуры - Сент-Шапель. Вместе с Венцом и фрагментом Честного Креста (частица Креста Господня была принесена в Париж в 1241 году) здесь хранился также один из гвоздей, пронзивший тело Христа при распятии.

От Венца отделили часть шипов - их принесли в дар храмам и монастырям христианских стран.

Реликвия хранилась в часовне Сент-Шапель вплоть до Великой французской революции. В пылу революционного безумия часовня была подвергнута разорению и сожжена. Верующие спасли святыню, перенеся ее в хранилище Национальной библиотеки Франции. Хрустальное кольцо, украшенное золотым растительным орнаментом, в котором хранился сплетенный пучок терновых прутьев с несколькими ароматическими веточками зизифуса, предосторожности ради разделили на три отрезка, чтобы в случае посягательств безбожников спасти хотя бы часть святыни. К счастью, все фрагменты Венца благополучно сохранились. Сегодня хорошо видно, что хрустальный корпус, защищающий реликвию, состоит из трех равных частей, соединенных непрозрачными перемычками, которые закрывают места разрезов.

В 1806 году Церковь обратилась с просьбой к Наполеону о возвращении святыни. Несмотря на свою атеистическую настроенность, он вернул верующим Терновый Венец и даже преподнес в дар ковчег для его хранения. Святыня обрела свое место в ризнице собора Парижской Богоматери. Здесь, в главном храме Франции, Венец почивает уже более двух столетий. Реликварий имеет вид средневековой королевской короны, опирающейся на подставку с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Венцом: равноапостольной царицы Елены, императора Латинской империи в Константинополе Бодуэна де Куртене и короля Людовика Святого, который и держит в руках доставленную им в Париж святыню. По традиции Терновый Венец выносили для поклонения лишь раз в год, в Великую Пятницу.

Однако несколько лет назад между Католической и Православной Церквами было достигнуто соглашение, по которому Терновый Венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем теперь выносится для поклонения верующих в каждую первую пятницу месяца в 15.00 - в час, когда Распятый Христос испустил дух. В это время совершается чин поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия - рыцари, дамы в черном и хранители Венца торжественно шествуют вместе с католическими священниками. Святыни проносят по храму и возлагают на престол.

Читается Евангелие Страстей Господних, затем начинается поклонение. В октябре 2007 года у Тернового Венца в соборе Парижской Богоматери отслужил молебен Святейший Патриарх Алексий II. В память о своем поклонении святыне он преподнес в дар собору Нотр-Дам де Пари Владимирскую икону Божией Матери, которая с тех пор хранится в левом приделе.

Известны многочисленные случаи чудесной помощи от Венца Спасителя.
http://www.vidania.ru/statyi/ternovyi_venec_hrista.html

ПЕЩЕРА ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ

Место погребения 14 000 младенцев, первомученников за Христа постадавших от гнева царя Ирода.
Узнав о том, что Волхвы ушли и не покажут место, где находится рожденный Спаситель, Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев от 2-х лет и ниже, в надежде, что будет убит и младенец Христос.

Располагается святыня недалеко от храма Рождества Христова и является частью его подземных захоронений. На самом дне пещеры находится небольшая церковь IV столетия – это древнейший престол в Вифлееме.

Библейский рассказ о массовом убийстве новорожденных детей царем Иродом лег в основу сюжета многих фильмов. Когда смотришь кинематографические шедевры на эту тему, то долго не можешь опомниться от жестокости человека, решившегося на такое зверство. Только самые отважные паломники решаются на то, чтобы побывать в пещере вифлеемских младенцев, где и были захоронены их тела.

Согласно Евангелие, пастухи, отправившиеся поклониться младенцу, первым делом зашли в Иерусалим, чтобы узнать, где именно должен родиться новый царь иудейский. Стоявший в то время у власти царь Ирод побоялся быть свергнутым, поэтому решил схитрить. Прознав, что Иисус появится на свет в Вифлееме, он настоятельно рекомендовал пастухам возвращаться домой через Иерусалим и поведать, где найти новорожденного Спасителя, чтобы он тоже отдал ему дань уважения. Однако ангел предупредил странников о вероломстве царя, благодаря чему те вернулись назад иным путем. Это настолько разгневало Ирода, что он тут же приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Но и тут на помощь пришел ангел, который явился Иосифу Обручнику и посоветовал ему отправиться в египетские земли. Все остальные младенцы были лишены жизни, первыми приняв мучения за Божьего сына. Их останки захоронили в пещере.

Сколько на самом деле было убито вифлеемских младенцев, не известно. В большинстве православных конфессий их количество доходит до «нескольких тысяч». Точную цифру озвучивают лишь в греческой церкви - 14 тысяч, и в антиохийской – 64 тысячи младенцев. Безусловно, это очень много. Даже сложно поверить в то, что в маленьком Вифлемее было столько новорожденных! Да и как такое могло происходить?!

Факты о массовой резне младенцев совсем не упоминаются в античных источниках, включая самый главный из них - «Иудейские древности» историка Иосифа Флавия. Информацию об этом можно найти только в апокрифических «евангелиях детства» и более поздних христианских текстах.

К слову сказать, из сочинений епископов Иринея и Киприана, праведников, живших в III веке, уже тогда в народе вифлеемских младенцев считали священномучениками. Церковь впервые начала чтить память о них только при папе Льве I Великом (V век). В православном же календаре специальный день для поминовения убиенных появился лишь в начале VI века.

Особый интерес вызывает история путешествия мощей младенцев. Как уже говорилось выше, изначально они были захоронены в пещере. Затем их перенесли в Константинополь и оставили в храме Богородицы. А чуть позже вновь переправили в Иерусалим на прежнее место. По некоторым данным сегодня часть останков так и хранится в Константинополе, а часть в Вифлееме.

Паломники, побывавшие в пещере, рассказывают о том, что в ней до сих пор можно увидеть большое количество костей погибших вифлеемских младенцев и их родителей. Одним словом – место не для слабонервных, но достойное того, чтобы в нем побывать!

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru