Быстрая регистрация
Вход без регистрации
Используйте другие сети для доступа в Елицы
Вход
Забыли пароль? Восстановить

Дорогие друзья! По вашим просьбам, "Елицы" организовывали прием Записок и треб к достопочитаемым православным Святыням.
Подать Записку к Гробу Господня в Иерусалиме, к мощам блж.Матроны Московской, к иконе "Неупиваемая чаша", к мощам вмч. и целителя Пантелеимона

Протоиерей Андрей Ткачев

Христос хочет творить исцеления не только посредством своего волевого приказа, то есть на просьбу «Господи, если хочешь, можешь меня очистить» Господь отвечает: «Хочу, очистись!», и происходит чудесное исцеление.
Но Он производит исцеление и посредством материи (вещества, предметов), всех тех священных мест, святых мощей угодников Божиих, частиц принадлежащих им предметов и одежды, икон и источников, то есть всего того, что мы называем Православные Святыни, и к которым отправляемся в Паломничество для поклонения.
Это очень важный момент, поскольку мертовой материя кажется только атеистам, верующие же люди понимают, что материя восприимчива к Благодати. Вода и прах, из которых в том числе Бог создал человека воспринимают Благодать. Исцеляя слепорожденного Господь показывает в Евангелии, что даже пыль под ногами будет целебной. Вода, земля, дерево, щепка от гроба, кусочек ткани от одежды, которую носил на себе святой и пр. — это все вещи, которые могут пропитаться Благодатью. И Евангелие нам показывает: вот смотрите как материя впитывает Духа Святого, впитывает и отдает Его. Так, что Христос творит чудеса Свои не только волевым повелением и Словом, но и творит чудеса посредством вещества, чтобы показать «если Я захочу, то вещество будет проводником Благодати. https://youtu.be/UyRMCyHNhjs

Читать далее

5 станция Виа Долороса. Место, где Симон перенял Крест у Иисуса Христа

Многие паломники, приехавшие в Иерусалим, в обязательном порядке стремятся пройти тот же самый путь, по которому шел Иисус Христос к месту своей казни. Достопримечательность называется Виа Долороса (Via Dolorosa) (с лат. «Путь скорби») или «Крестный путь». Представляет собой узкую извилистую улочку исторической части Иерусалима, ведущую от Монастыря Бичевания к Храму Гроба Господня.

Здесь находятся девять из четырнадцати остановок, которые Христос совершил во время Крестного пути. Остальные пять расположены на территории Храма Гроба Господня. Все остановки связаны с определенными моментами события. Им посвящены храмы, часовни и мемориалы, встречающиеся на протяжении всего Крестного Пути. Каким образом он происходил, установили в XVI веке францисканские монахи, вот только названия улиц на тот момент уже не совпадали с теми, что были в библейские времена.

Третья остановка, где произошло первое падение Иисуса Христа, находится возле Антониевой башни, во дворе которой Пилат приговорил его к смерти. По утверждению историков, крест, который он нес, весил более 150 килограммов (!), поэтому нет ничего удивительного в том, что он упал под его тяжестью. Особенно, если учесть, что перед этим, его избивали и морили голодом в темнице. Поняв, что пленник не в силах идти, солдаты заставили нести крест первого попавшегося в толпе человека – Симона Киринеянина. Кем он был, точно до сих пор не известно. По одной из версий, мужчина просто пришел в Иерусалим на Пасху. При этом, по мнению немецкого библеиста и теолога Иоганна Бенгеля, он не был ни иудеем, ни римлянином, потому что никто из них не захотел бы нести такую ношу.

Место, где это произошло, отмечено часовней Армянского патриархата. Внутри нее имеется красивый барельеф с изображением падающего Христа. Рядом с обителью, справа на стене, виднеется камень с углублением, которое принято считать следом от руки Господа. Изнемогая от усталости, Он оперся об него, когда избавлялся от креста.

Лестница Спасителя, по которой Господь восходил в Иерусалим

Среди святынь Русской Гефсимании особым почитанием пользуются «Лестница Спасителя». В результате работ по расчистке русским историком-археологом профессором Григорием Ивановичем Лукьяновым были открыты 7 последних ступеней Библейской лестницы, служившей для религиозных процессий, еще в ветхозаветный период.

Это место, место события Входа Господня в Иерусалим. В 1987 над ступеньками лестницы, на пожертвования «русских австралийцев» была построена маленькая открытая часовня, посвященная евангельскому событию входа Господня в Иерусалим.

Была первая половина первого весеннего месяца, первый день недели. В этот вечно празднуемый день, когда красное солнышко еще только поднялось из-за Аравийских гор и приветливо осветило пределы Иудейские, достигая своими лучами величественной столицы Израиля /.../, толпы народа, собравшиеся к великому празднику Пасхи, шумно толковали о слышанном величайшем чуде. Многие с нетерпеньем желали видеть славного чудотворца, а поэтому с поспешностью выходили на дорогу в Вифанию.

Дорога же эта неминуемо проходила через Елеонскую гору, кратчайшим путем на которую вела библейская лестница, служившая для религиозных процессий в ветхо- и новозаветные времена.

В 1931 году русским историком-археологом проф. Григорием Ивановичем Лукьяновым были расчищены последние оставшиеся ступени этой лестницы, ведшей когда-то от Золотых ворот на вершину священной горы Елеон.

В 808 году, согласно «Cornmeratorium de casis Die vel monasteriis», можно было различить и сосчитать со стороны города и до Кедронского потока 195 ступеней и оттуда еще 537 до вершины Елеона. И если на топографическом плане окрестностей Иерусалима начертить прямую линию от места, именуемого «Отче наш» - «Pater noster», к месту ступеней у места гибели первомученика Стефана, то эта линия, прямо пересечет место ступеней в Русской Гефсимании.

Работа по расчистке длилась три года, во время которых каждое лето супруги Лукьяновы проводили в Иерусалиме, снимая «нижний» гефсиманский домик. Археологу удалось расчистить семь ступеней в Русской Гефсимании и восемь - на противоположном склоне Кедронской долины, рядом с греческой церковью св. первомученика Стефана. По этой лестнице и свершился вход Господень в Иерусалим. И в память евангельского события, которым освящены эти ступени, в 1987 году на них была построена маленькая открытая часовня. Строил ее тогдашний начальник РДМ архим. Алексей (Розентул) на пожертвования «русских австралийцев».

Сестры очень чтут это святое место. Там стоит лампада, и на ступенях всегда цветы.
Сестры монастыря, некоторые из которых являются профессиональными художниками, выполнили мозаичную икону Великого двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим.

Ступени лестницы по которой Господь и Бог наш Иисус Христос восходил в Иерусалим после воскрешения Лазаря четверодневного и когда его встречал народ с пальмовыми ветвями и криками "Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!". Господь наш Иисус Христос добровольно идёт в Иерусалим, зная, что там Его ожидают предательство, арест, издевательства, надсмеяния, поругания, оплевания, оклеветания, ложное осуждение по клевете, предание в руки язычников и лютая, страшная и позорная по человеческим меркам смерть на Кресте. Он не только все это знал и ожидал, но и сознательно брал на Себя с одной целью – ради нашего спасения!

Источник Пресвятой Богородицы

Одним из самых почитаемых мест в православном мире является Источник Пресвятой Богородицы. Именно здесь Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о том, что она скоро родит Иисуса Христа – Божьего сына и Спасителя всего человечества. В Евангелие это событие вошло под названием Благовещение. Колодец источника находится в городе Назарете, глубоко в крипте Храма Благовещения, который был сооружен на месте греческой церкви Архангела Гавриила, построенной еще императрицей Еленой. Однако обо всем по порядку…

***
На сегодняшний день нет точного жизнеописания Девы Марии. Все исторические источники дают о ней самую разрозненную информацию. Существует две наиболее популярные версии ее происхождения. Первая говорит о том, что Мария состояла в родстве с Елизаветой, женой праведника Захария, чьим потомком был апостол Левий Матвей. Согласно второй, родословная Марии, как и Иосифа, происходит от другого ученика Иисуса Христа – Иуды Кариотского.
Проживала Мария со своими родителями в городе Назарете в Галилее. Однажды, уже будучи обрученной, она отправилась за водой к источнику, где встретила Архангела Гавриила. Он спустился с небес для того, чтобы объявить ей радостную весть о том, что она скоро станет матерью Миссии, которого все так долго ждали. Когда суженный Марии, Иосиф, узнал о том, что ребенок в ее чреве зачат посредствам Святого духа, то очень испугался. Тогда Архангел Гавриил явился к нему во сне и успокоил его. Проснувшись, Иосиф сделал все именно так, как посоветовал ему божий посланник. Он женился на Марии и привел ее в свой дом, но избегал с ней близости до рождения ребенка. Появившегося на свет сына он назвал Иисусом.
Интересно, что когда Мария узнала от Архангела Гавриила о том, что Елизавета, прежде бесплодная, тоже чудесным образом забеременела, то решила немедленно навестить ее. Для этого она отправилась на родину Иуды, в город Кариот, где и проживала ее родственница вместе со своим мужем Захарией.
Спустя три месяца Мария была уже дома, но насладиться уютом семейного очага не получилось. По приказу императора Августа в стране началась перепись населения, поэтому ей с Иосифом пришлось возвратиться в город Вифлеем, откуда они оба были родом. Прибыв в пункт назначения, супруги обнаружили, что ни в одной из гостиниц нет свободных мест. Единственным выходом для них было обосноваться в пещере для скота. Именно здесь и родился Иисус Христос, первой кроваткой для которого стала кормушка для домашних животных. На восьмой день своей жизни новорожденный прошел обряд обрезания. После этого к нему пожаловали волхвы с почтением и дарами. В это время царь Ирод, узнавший о появлении Мессии, приказал перебить всех младенцев в Вифлееме. Семье пришлось срочно бежать в Египет. В Назарет они вернулись только после кончины жестокого правителя. Тем временем жители города так и продолжали пользоваться источником.

***
Как уже было сказано выше, источник известен в первую очередь тем, что к нему за водой ходила Дева Мария, а также свершившимся здесь Благовещением. Он сохранилась до наших дней, и любой паломник может увидеть своими глазами каменную чашу, куда стекается чистейшая вода из источника. Это место считается святым не только у христиан, но и у мусульман, в народе его называют «Колодцем Марии». Небольшой колодец, построенный над источником, является символом Назарета и даже изображен на гербе города.
Это уже пятое сооружение на этом месте с библейских времен. Сам источник, из которого уже тысячи лет бьет чистейшая вода, находится в 150 метрах от колодца и протекает под Храмом Благовещения. Несмотря на то, что сооружение, из которого течет вода называют колодцем, оно по своей сути таковым не является. При этом называться «колодцем Марии» оно стал только с середины 17 века.
Впервые так называемый колодец был здесь построен еще в период правления крестоносцев – в 13 веке. Воду к нему направляли по специально построенному каналу. Есть предположения, что это было сделано потому, что в те времена церковь принадлежала православным, и преимущественно католическое население Назарета там не могло брать воду. Как подтверждают исторические документы, выход воды их источника был очень красиво оформлен: там были колонны и скульптура львиной пасти, у которой изо рта лилась вода. Именно с теми временами связаны и легенды об источнике. Так, например, в одной из них говорится о том, что Иисус однажды принес из него домой воду в полах одежды, Мария же посчитав ее грязной, отказалась ее взять. И тогда Иисус вылил ее на землю, и именно в этом месте появился фонтан. На самом же деле, есть подтверждения тому, что Мария воспринимала воду, как чудо и не могла от нее отказаться. Еще есть легенда о том, что в источнике Мария стирала одежду своего сына и впоследствии он Сам брал здесь воду и носил ее домой.
Во все времена вода из этого источника считалась священной – паломники набирали ее здесь и везли к себе на родину.
В 13 веке, несмотря на то, что Церковь Благовещения была разрушена мамлюками, колодец источника использовался. Впоследствии, в 14 веке, разрушители сами же ее и восстановили. При выходе из церкви был поставлен саркофаг, он использовался для накопления воды, часто здесь поили животных. Недалеко от колодца также были построены бани, и скорее всего, там также использовалась вода из источника.
В 1838 году в Назарете побывал священник и исследователь Писания Э. Робинсон, он отмечает в своих воспоминаниях, что видел у колодца источника большую толпу женщин с кувшинами и слабый ручеек воды, который выливался в саркофаг, поставленный мамлюками.
Спустя короткое время в этих местах также путешествовал известный тогда художник Д. Робертс, на его картинах можно увидеть, что к тому времени у колодца была уже только одна стена, остальные три были разрушены. Интересно также описание Пресвятого источника писателем Марком Твеном. Он отмечает в своих записях, что женщины десятками собирались у источника и набирали воду. Они по мнению писателя, были нехороши собой, громко смеялись и вели себя вызывающе. Одеты они были в бесформенные изношенные до дыр балахоны, при этом на руках у них красовались медные браслеты.
В начале 20 века, в 1911 г. на источнике была замена система подачи воды. Были положены металлические трубы, что увеличило напор воды.
Когда в Назарете был проведен централизованный водопровод, в середине 20 в., источник перестал выполнять свое первоначальное предназначение, и стал просто туристической достопримечательностью. В месте, где стоял колодец, была поставлена его обновленная копия.
Не так давно, в 1999 году, когда праздновалось 2000-летие христианства, была отреставрирована и восстановлена площадь у храма. Также, бетонная копия источника, созданная в конце 19 века, была заменена на новую, каменную, при этом максимально соответствующую первоначальному виду колодца.

***
Храм Благовещения, также известный под названием Храм Архангела Гавриила, под которым протекает источник Пресвятой Богородицы, на сегодняшний день является крупнейшим собором на Ближнем Востоке. Его купола видны еще не доезжая до Иерусалима. Относится церковь к Ордену францисканцев.
В 1964 году святыня получила от Папы Римского Павла VI звание «малой базилики». Безусловно, это придает ей особой статусности не только среди католиков и представителей других вероисповеданий. Ежегодны здесь можно увидеть толпы паломников со всего света, желающих окунуться в прошлое. А оно у храма богатое…
Первая церковь Архангела Гавриила появилась на этом месте в IV веке при императрице Елене, которая таким образом хотела отметить источник, где произошло памятное событие библейских времен. Через три столетия она была разрушена мусульманами, захватившими Палестину.
Следующий храм возник здесь в 1102 году, после взятия крестоносцами Назарета. К тому времени в ней уже служили монахи из францисканского ордена.
В очередной раз обитель подверглась разрушению в 1260 году, когда в ходе кровавого сражения власть в городе перешла мамлюкскому султану Египта и Сирии Бейбарсу I. Что же касается ее обитателей, то они были изгнаны из Назарета.
Окончательно вернуться францисканцам в город разрешили только спустя 350 лет! Все это время источник оставался нетронутым и сохранил чистоту своих вод. На руинах былой церкви монахи соорудили крохотное святилище. А еще почти через столетие им дали разрешение возвести здесь новую церковь.
В 1954 году храм полностью перестроили. Процессом руководил итальянский архитектор Джованни Муцио. Но сперва на месте прежней обители были проведены археологические раскопки, результаты которых представлены в нынешней базилике.
Современный Храм Благовещения был построен в 1969 году на той же земле, над источником, где ранее стояла византийская обитель, а потом церковь времен крестоносцев.
На данный момент святилище представляет собой двухуровневое здание, на нижнем этаже которого располагается Грот Благовещения с Пресвятым источником. Центральные двери храма украшены изображениями, повествующими об основных моментах из жизни Богоматери.
На одной из внутренних стен обители имеется знаменитая фреска «Благовещение у источника». Здесь нужно кое-что пояснить. Считается, что Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о скором рождении сына именно у источника. Собственно, отсюда и название художественного творения. На самом деле в этом месте она просто увидела божьего посланника. С радостной вестью он пришел к ней уже в Гроте - дом, где она жила.
Пройти к храму можно по узкой арабской улочке со множеством сувенирных магазинов и закусочных.

***
Осталось разобраться с тем, что представляет собой город, в котором находится Источник Пресвятой Богородицы и Храм Благовещения.
Назарет, по своей значимости, занимает третье место после Иерусалима и Вифлеема. В то же время это самый христианский израильский город и единственный, где выходным днем считается воскресенье. Кроме того, именно здесь, по преданию, случилось одно из самых главных библейских событий – Благовещение, а источник возле которого это произошло даже изображен на гербе города! В этом же городе прошли детские и юные годы Иисуса Христа, из-за чего его впоследствии стали называть «назарянином».
Когда именно был основан Назарет не известно. Первые упоминания о нем имеются в Евангелие. Некоторые археологи утверждают, что ранее на его месте существовало немногочисленное крестьянское поселение, занимающееся сельским хозяйством. Ясно одно - в дохристианское время это место не имело никакого значения для верующих. Чего не скажешь о нынешнем городе.
Сегодня в Назарете находится национальный парк Сепфорис, в котором паломники могут посетить древний иудейский город Ципори, дом Девы Марии, крепость крестоносцев и многие другие достопримечательности. Главным его строением является Храм Благовещения с расположенным под ним источником. Неподалеку от города - гора Фавор, где произошло Преображение Господне, и деревня Наир, в которой Иисус сотворил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадебном торжестве.
Состоит город из двух уровней – Нижнего Назарета и Верхнего Назарета. Первый считается историческим и населен в большей степени мусульманами (70%), остальную часть (30%) составляют арабы-христиане. Именно здесь и находится источник. Долгие годы Нижний Назарет старался жить обособленно от Верхнего, однако в последнее время все изменилось – наблюдается их сближение.

***
Источник Пресвятой Богородицы – святыня, заслуживающая особого внимания. Ведь именно рядом с ним произошло одно из самых важных евангельских событий. Побывав здесь однажды, вы, наверняка, проникнитесь безграничной духовностью этого места и захотите вернуться сюда еще ни один раз!

Гробница Пресвятой Богородицы

Посетив Храм Гроба Господня, каждый паломник просто обязан побывать еще и в Храме Успения Богородицы. Как и в первом случае, эта почитаемая христианская святыня находится в Иерусалиме (если быть точнее – в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы, в Кедронской долине).

Из библейских рассказов следует, что Богородица умерла в Иерусалиме, после чего апостолы похоронили ее в усыпальнице, где ранее уже были погребены ее родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Но это только одна из версий. Другая говорит о том, что Богородицу похоронили в новой гробнице. А когда отсутствовавший на погребении апостол Фома пришел через трое суток попрощаться с матерью Иисуса, в гробу ее не оказалось - она вознеслась на небеса.

История Храма Успения Богородицы весьма насыщенна событиями. Изначально она была построена на склоне горы в I столетии нашей эры. В 326 году по указу царицы Елены над ней была воздвигнута церковь – крестообразная пещера, вырубленная в скальном массиве.
После того, как в 614 году Храм Успения Богородицы подвергся разрушению в ходе атаки персов, последовало его полное восстановление. Если верить письменным документам очевидцев, посетивших святилище в то время, оно было двухуровневым: на первом этаже были алтарь и гробница Богородицы, на втором – четыре алтаря. Служило здесь более 30 человек, среди которых были и пресвитеры, и священники, и монахи.

Надо сказать, что в таком виде храм простоял недолго. Мусульмане разрушали его еще ни один раз, однако гробница Богородицы всегда оставалась нетронутой. Все дело в том, что в исламе издревле очень почитали эту гробницу, потому что она принадлежала матери пророка Исы (Иисуса Христа). Кроме того, другой пророк Мухаммед, при перелете из Мекки в Иерусалим, видел, как над ней появился свет.

Когда на Святую Землю пришли крестоносцы, усыпальница Богородицы была в руинах. Ее последующая реконструкция пришлась на время правления королевы Иерусалима Мелисенды (после смерти ее тело было погребено в верхней церкви в 1161 году). При ней стены святилища были украшены разноцветными фресками, что придало его общему виду привлекательности. Неподалеку от Храма Успения Богородицы был сооружен бенедиктовский монастырь с тремя башнями, которые стали для него защитой во время вражеских нападений.

В 1187 году войско египетского и сирийского султана Саладина нанесло крестоносцам сокрушительный удар в бою, после чего они были вынуждены покинуть Иерусалим. Новоиспеченный правитель разрушил большую часть построек верхней части церкви, но к нижней даже не прикоснулся. После этого за гробницей Богородицы в течении долгого времени присматривали францисканцы. В настоящий момент храм находится на попечении одновременно Греческой, Армянской, Сирийской и Коптской православных церквей, а также мусульман.

Интересно, что Храм Успения Богородицы практически весь скрыт под землей (на поверхности видны лишь его готические арки XII столетия). Попасть в святилище можно только через южный вход, после чего придется спускаться по каменной лестнице. Она состоит из 50 ступеней шириной в 6, 5 метров!

Незримая часть храма, как уже говорилось выше, по форме напоминает крест. В этом оригинальном помещении находится мраморная кувуклия (часовня размером 2х2 метра), от которой не возможно оторвать глаз из-за обилия на ней драгоценностей. Именно здесь вот уже на протяжении сотен лет и располагается усыпальница Богородицы. В часовню ведут два входа – с запада и с севера.

Со всех сторон кувуклию окружают различные святыни. Так, позади нее, в восточной части храма, можно увидеть очень уважаемую во всем мире икону Божией Матери, которая хранится в ковчеге розового мрамора. Слева, у стены стоит православный жертвенник. С южной стороны действует мусульманская молебна (в исламе также почитают Деву Марию). Всего же в церкви располагается не менее 9 приделов и престолов, которые служат для богослужений представителей различных религиозных конфессий. Длина главного помещения Храма Успения Богородицы составляет около 34 метров с востока на запад, а ширина - 6 метров с севера на юг.

Безусловно, описать на словах во всех красках усыпальницу Богородицы весьма сложно. Для того чтобы оценить ее превосходство, необходимо здесь побывать и увидеть все собственными глазами. Так что, не теряйте времени даром, а собирайте чемоданы и отправляйтесь в паломничество к православным святыням!

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru

';