Чудотворный Пояс Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре Москвы Подать записку на Молебен перед святым чудотворным Поясом Богородицы за себя, родных и близких. Отправить записки

Никифоров Евгений Константинович

Председатель Православного братства «Радонеж», директор радиостанции «Радонеж»

— Верующему человеку очень важно видеть и ощущать вещественные свидетельства, хранящие тепло уст Божиих, целовавших подвиги святых угодников. Это нужно для постоянного напоминания, что святые – это реальные люди, которые жили среди нас, совершали свой жизненный подвиг в условиях подобных нашим. Это "критерий реальности", который помогает избежать опасного ухода в виртуальный мир благочестивых мечтаний. Этот проект поможет нам больше узнать об их жизни и подвигах, о той помощи, которую они оказывают людям сегодня.  Замечательно, что люди, которые хотят поехать поклониться тем или иным святыням, теперь могут получить всю информацию в одном месте и подготовиться к поездке.

Читать далее

Каменная чаша "Пуп Земли"

Всем известно популярная в наше время крылатая фраза «пуп Земли». Как правило, ее употребляют в том случае, когда хотят подсмеяться над людьми, считающими себя по неизвестным причинам центром какого-либо процесса. Это выражение, равно как и «краеугольный камень» прочно обосновались в словарном запасе жителей России, вот только немногие из нас знают историю их возникновения. А она, как ни странно, связана с условной централизацией Иерусалима на планете Земля.

Началось все еще в далекой древности, когда греческие христиане стали обозначать центр Земли в Палестине. Обоснований для этого, конечно, не было. Сделано это было для противопоставления уже существующего в то время омфалу (от греч. – «пуп») - центру языческого мироздания, для обозначения которого использовался камень, помещенный в храм Аполлона в Дельфах.

В талмудическом фольклоре говорится, что именно в центре иерусалимского храма находится алтарь, в котором хранится камень мироздания. По одной из версий - именно этот камень Создатель бросил в морскую пучину, с чего и началось сотворение мира, по другой – отгородил им сушу от водного хаоса.

Согласно преданиям, уже во время правления греческой царицы Елены, которая вела раскопки на горе Голгофе, христиане начали обозначать «пуп Земли» рядом с пещерой Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно православной традиции он и теперь там находится - посреди прямой линии, которая соединяет кафедральный собор и часовню под названием Кувуклия. Это местечко на Святой Земле считается спасительным для всех людей. Не мудрено, ведь именно здесь Бог создал первого человека Адама, здесь же человечеству была дарована надежда на прощение после грехопадения.

Для обозначения точного местоположения «пупа Земли», здесь установлена символическая небольшая чаша из желтого мрамора, внутри которой находится шар с крестом. Весит она настолько мало, что любой турист или паломник может спокойно передвинуть ее, или унести с собой, что, по слухам, однажды уже случилось. Чтобы такого больше не произошло, святыню на всякий случай приковывают цепью к полу храма. Только монахи, следящие за чистотой вокруг чаши, вправе передвигать ее во время уборки. Существует поверье, что как только они возвращают "пуп Земли" на прежнее место, на планету возвращается земное равновесие.

Кто и когда установил святыню на Святой Земле не известно. Интересно, что неподалеку от нее всегда можно увидеть ящик для сбора пожертвований и канделябр со многочисленными свечами. Остается загадкой и неизвестный никому обычай, согласно которому посетители Храма Гроба Господня обязательно прикасаются к ней «на счастье».

Кстати, по мнению некоторых исследователей, каменная чаша - это не единственное обозначение «пупа Земли» в мировой истории. Так, некоторые документы западных стран говорят о том, что некогда он имел форму столба или колонны. В XIX столетии центром Вселенной считали круглое отверстие на хорах церкви Святого Гроба. А многие представители ислама до сих пор верят в то, что «пуп Земли» - это люстра с крестовиной, висящая в греческого кафоликоне.
Весьма спорным остается вопрос и относительно его постоянного местоположения возле Храма Гроба Господня. В мире существует документ, датированный 700 годом, написанный епископом Аргулфом. В нем говорится, что в его время «пуп Земли» представлял собой высочайшую колонну, находившуюся к северу от Голгофы, посредине Иерусалима.

Мнение ученых сходится в одном: словосочетание «пуп Земли» - это такой своеобразный мифопоэтический символ центра. Испокон веков люди вкладывали в него важный смысл, в том числе и географический. Между тем подобных местечек на планете много. Понятие «пуп Земли» используется также в качестве символа всего новорожденного. Очень часто его представляют в виде священной горы или острова, выходящего из воды. В мифологии разных стран «пуп Земли» - это место встречи неба с землей или жилище богов.

Надо сказать, что обозначение центра Вселенной на Святой Земле присуще не одним христианам. Иудеи связывают с этим понятием гору Мориа, которая по традиции отождествляется с Храмовой горой на юго-востоке Иерусалима, в старой его части.

Большинство паломников не особенно почитают Храмовую гору, считая ее священной только для иудеев и мусульман. И они в этом глубоко заблуждаются. После того, как на Храмовой горе побывал Иисус Христос, он освятил ее своим присутствием. В период его жизни здесь собиралось огромное количество людей для совершения жертвоприношений (все знают историю об Аврааме и его сыне Исааке). Отсюда начал строиться царем Давидом и сам Иерусалим - центр Святой Земли. Кроме того, известность этому месту придает нахождение здесь «краеугольного каменя». В иудейских энциклопедиях говорится, что на него Всевышний и поместил весь мир на третий день творения.

Фигурирует данный камень и в Коране. Мусульмане признают в нем вершину той горы, с которой пророк Муххамед совершил «мирадж» (поднялся на небеса) из Мекки в Иерусалим и обратно. На южной стороне этого камня имеется отпечаток его стопы, а возле него на земле в специальной маленькой башенке хранятся три волоска из бороды пророка.

Добраться до «Пупа Земли» можно несколькими способами. Для самостоятельной поездки на общественном транспорте достаточно выбрать маршрут, ведущий к Храму Гроба Господня. Регулярные рейсы в те края совершает автобус под номером 73, который делает остановку возле башни Давида. После этого до центра Вселенной будет рукой подать. То же самое можно проделать на такси, либо арендованном автомобиле. Если же более предпочтительным является посещение святыни с гидом, тогда будет лучше примкнуть к направляющимся туда паломническим экскурсиям, которых на Святой Земле всегда огромное количество. Удачного путешествия!

Пещера Откровения ап. и ев. Иоанна Богослова

Две тысячи лет паломники стремятся попасть в Пещеру Откровения, где Иоанн Богослов написал книгу «Апокалипсис».
Патмос – одно из главных святых мест Христианского мира. Если Иерусалим – это начало Евангелия, то Патмос его завершение. Две тысячи лет стремятся на него паломники, чтобы попасть в Пещеру Откровения, где любимый ученик Спасителя апостол любви Иоанн Богослов получил Откровение и записал его в книгу, которую сегодня весь мир называет «Апокалипсис».

Попадая на остров сразу ощущаешь особый покой, умиротворённость, как-бы остановку течения времени. Во втором веке, во времена Римского владычества остров стал местом ссылки. При императоре Домициане на Патмос сослали святого Иоанна Богослова. Здесь он провёл два года. За это время трудами святого Иоанна почти всё население острова приняло христианство. После объявления христианства государственной религией на Патмосе была построена базилика в честь святого апостола Иоанна. ПатмосСо временем возводится здесь великое множество церквей и храмов. Но из-за неоднократных набегов арабских пиратов жители покинули остров, и все храмы, включая базилику Иаонна Богослова, пришли в запустение. Для возрождения острова Господь избрал инока из Малой Азии по имени Христодул. К тому времени он имел уже богатый духовный опыт, как настоятель монастырей в Малой Азии, а также на других близлежащих островах. В 1088 году отец Христодул обратился к Византийскому императору Алексию I Комнину с планом возрождения монашества на островах. В том же году он получил от императора в собственность заброшенный и необитаемый остров Патмос. Монастырь, возведённый по проекту святого Христодула, построенный на месте, где в четвёртом веке стояла базилика святого Иоанна Богослова, и в наши дни возвышается на вершине холма. Некоторое время монахам приходилось мужественно отражать набеги пиратов, а с тринадцатого века и вплоть до 1522 года (когда турки завоевали остров) Патмос достиг своего расцвета. В 1659 году остров был разграблен венецианцами, позже он сильно пострадал от чумы. Под властью турок остров находился до 1912 года и окончательно присоединился к Греции в 1948 году.

ПатмосСегодня монастырь на острове Патмос выглядит так же как и в XI веке. В монастыре пребывают мощи святого Христодула, глава апостола Фомы, мощи святого Антипы, святого Тита, святого Тимофея, святого Фёдора Стратилата и многих других.

Сама пещера, в которой апостол диктовал книгу Откровения, находится на склоне холма в маленьком Монастыре Апокалипсиса. Во времена апостола эта пещера была открытой. Закрыл её, построив здесь храм, тот же святой Христодул. Место, где отдыхал святой Иоанн и опирался рукой, когда хотел подняться с земли, огорожено. На том выступе, где ученик Прохор записывал под диктовку текст Апокалипсиса, лежит Евангелие. Скала на своде пещеры разделена на три части, что знаменует Святую Троицу.

Дом прав. Закхея, мытаря

Библейский персонаж по имени Закхей – личность мало кому знакомая, даже в православных кругах. История о нем упоминается только в Евангелии от Луки. Известно, что этот человек был богачом, зарабатывал на жизнь с помощью сбора налогов, обманывая людей. Так случилось, что именно его заметил в огромной толпе Иисус Христос, когда проходил через Иерихон. А Православная церковь, впоследствии, причислила этого мужчину к лику святых, и вспоминает его 20 апреля. С чем же связано такое внимание к обычному начальнику мытарей?

Согласно преданию, узнав о том, что через его город будет проходить Мессия, Закхей задался целью обязательно Его увидеть. Однако в силу его невысокого роста, это сделать было достаточно проблематично. Поэтому предприимчивый богач залез на смоковницу – фиговое дерево. Благодаря этому Господь увидел его и крикнул: «Слезай скорее! Сегодня я должен быть в твоем доме». Сборщик пошлин и податей с радостью воспринял эти слова и уже в тот же день принимал Иисуса у себя. Он был настолько тронут всей этой ситуацией, что даже пообещал своему гостю исправиться и отдать все, что когда-либо украл, и даже больше, у своих налогоплательщиков! После чего Сын Божий сказал в его доме знаменитые слова: «Сегодня пришло спасение в этот дом, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Сам же грешник впоследствии стал епископом, возглавив церковь в Палестинской Кесарии.

Не осталось без внимания и место, где когда-то стоял дом сборщика налогов. Сегодня на нем располагается Подворье Иоанна Предтечи, принадлежащее Русской Православной Церкви. Этот земельный участок в 1874 году выкупил начальник Русской Миссии в Палестине архимандрит Антониан (Капустин). Предполагалось, что именно здесь будет проходить путь для паломников, желающих посетить гору Искушения Спасителя и (поэтому тут находится часовня Святого Иоанна Предтечи). Кроме того, на этом же месте в VI столетии преподобный Савва Освященный организовал паломнический приют.

На сегодняшний день Иерихон представляет собой рядовой восточный город, наполненный шумом, и не отличающийся особой чистотой. Зато здесь практически повсеместно в воздухе улавливаются приятные запахи различных пряностей и фруктов. В связи с тем, что он располагается в Палестинской автономии, большую часть его жителей составляют арабы-мусульмане, остальную – арабы-христиане.

Если вы когда-нибудь захотите посетить этот один древнейших в мире городов, то никогда об этом не пожалеете. Помимо того, что в нем находится огромное количество достопримечательностей, связанных с библейской тематикой, которые можно увидеть, здесь также живут очень гостеприимные и дружелюбные люди, далекие от политики и военных конфликтов.

(См. Паломничество по святыням Израиля).

Мамврийский дуб. Место явления Святой Троицы Аврааму

«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земныи; если кто может сосчитать песок земныи, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле сей в долготу и широту ее: ибо Я тебе дам ее. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мам-ре, что в Хевроне: и создал там жертвенник Господу». (Быт. 13: 14-18)

Бытует много примет, свидетельствующих о конце мира. Так, согласно преданию, конец времен наступит тогда, когда Мамврийский дуб, у которого поселился Авраам, как было ему возвещено Господом, не даст ни одного зеленого листа. И это случилось в… 1997 году.

Паломник XII века игумен Даниил с восторгом пишет: «От Вифлеема на юг к Хеврону находится Сугубая пещера и Мамврийский дуб. От Иерусалима до Хеврона верст Двадцать восемь, путь идет мимо Вифлеема, до него шесть верст, а от Вифлеема до Афамской реки три версты. Об этой реке Давид говорит в Псалтыре: «Ты исуши реки Афамля, твой есть день и твоя есть нощь». Река эта ныне суха, течет под землею и выходит из-под земли у Мертвого моря, в которое река и впадает.

На другой стороне реки стоит гора, высокая каменная, на горе этой огромные густые леса. Путь через гору эту страшную труднопроходимый, каменистый. Есть здесь крепость большая. В горах нападают сарацины, нет возможности пройти малым группам. Мне же пришлось путешествовать, с доброй дружиной и удалось без ущерба пройти через это страшное место. Тут лежит город Асколон, оттуда нападают иноверцы и многих убивают на этом злом пути.
На этой же горе, в лесу, был в свое время убит сын Давида Авессалом, туда он убежал от отца своего. Тут внес его мул в чащу леса, зацепилась его голова волосами за ветви, и повис он высоко на дереве, и прострелили его сердце тремя стрелами. Так он и умер на этом дереве.

Оттуда до колодца Авраама верст десять, а от колодца до дуба Мамврийского верст шесть…

Есть же дуб той святый у пути близ на правой руце, тамо идучи, стоит на горе красно вельми… И ту стоял шатер Авраамов близ дуба того же, к востоку лиц. И есть же дуб той святой не вельми высок, но раскидист, и часты ветви имущ, и плоду много на нем есть; ветви же его близ земли приклонились. В толще же есть дву сажень, моею рукою измерих его, а вверх до ветви полуторы сажени есть. Дивно же и чудно, ко-лико лет есть тому дубу святому на высоцей горе не вредися, ни гнилости на нем нет, но стоит от Бога утвержен, яко теперь посажен…»

А вот уже наш современник рассказывает: «На Пасху 1998 года Господь сподобил меня побывать в Иерусалиме. В Хеврон к Мамврийскому дубу прибыли только под вечер. Ворота монастыря нам открыл один из монахов обители. На подходе к храму за чугунной решеткой стояло сухое дерево, многочисленные стволы и ветви которого были подперты палками. По преданию, этот дуб является самым старым деревом на земле, проросшим сразу после Всемирного потопа. По тому же преданию, к концу истории дуб должен засохнуть, и, увы, в прошлый год перед нашим приездом на нем засохла последняя зеленая веточка, что навевало всем присутствующим грустные размышления».

Обитатели Палестины во все времена указывали на дубраву Мамре паломникам святых мест. Здесь было местопребывание ветхозаветных патриархов, здесь они жили, умирали и близ этого места погребались. Близ дубравы Мамврийского дуба было явление трех ангелов в виде странников Аврааму, Исаак также жил здесь, когда Иаков возвратился из Падан-Арама.

Вся местность с уцелевшим на ней древнейшим деревом испокон века принадлежала Русской Православной Церкви. А дерево так и называлось — ветхозаветный Русский дуб. Землю эту купил в 1868 году архимандрит Антонин(1817—1894), настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В его времена невозможно было христианину, «иноверцу», приобрести участок в местах, заселенных мусульманами. Но смириться с тем, что православным нет доступа к Мам-врийскому дубу, архимандрит не хотел. И ему удалось приобрести участок с дубом на имя своего верного сподвижника, православного араба Якова Халеби, — тот выдал себя за купца из Сирии. А потом миссия скупила и соседние мелкие участки.

Теперь здесь высится русский монастырь, построенный еще в XIX веке. Большой и вместительный, рассчитанный на тысячу богомольцев, храм по внутреннему.архитектурному решению представляет в плане крест. Он трехпрестоль-ный. Главный, центральный престол посвящен Святым Праотцам, левый — святителю Николаю, правый — Пресвятой Троице. Последнее связано непосредственно со священным событием, память о котором хранит Мамврийский дуб.
По свидетельствам богомольцев, подкрепляемым фотографиями, в 2000 году произошло чудо — на Мамврийском дубе вновь появился зеленый побег…
(См. Паломничество по святыням Израиля).

Св. мощи св. равноап. вел. кн. Владимира

Святые мощи святого равноапостльного князя Владимира покоятся и доступны для поклонения в в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в городе Киев.

Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

На месте Десятинной церкви, где были обретены святые мощи, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь. Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира.

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru