Никифоров Евгений Константинович

Председатель Православного братства «Радонеж», директор радиостанции «Радонеж»

— Верующему человеку очень важно видеть и ощущать вещественные свидетельства, хранящие тепло уст Божиих, целовавших подвиги святых угодников. Это нужно для постоянного напоминания, что святые – это реальные люди, которые жили среди нас, совершали свой жизненный подвиг в условиях подобных нашим. Это "критерий реальности", который помогает избежать опасного ухода в виртуальный мир благочестивых мечтаний. Этот проект поможет нам больше узнать об их жизни и подвигах, о той помощи, которую они оказывают людям сегодня.  Замечательно, что люди, которые хотят поехать поклониться тем или иным святыням, теперь могут получить всю информацию в одном месте и подготовиться к поездке.

Читать далее

Купальня Вифезда

Многие паломники стремятся побывать в местах, где случались божественные чудеса, чтобы впитать в себя их силу и мощь. Одной из таких чудодейственных святынь в православном мире считается купальня Вифезда (Овчая купель), что на древнегреческом языке означает «Дом милосердия».

Здесь в евангельские времена постоянно собиралось большое количество людей, мечтающих избавиться от своих болезней. В этом месте Иисус исцелил больного, страдающего на протяжении 38 лет тяжким недугом. Здесь же, в купальне, располагалось доска из святого Древа, из которого впоследствии был сделан Крест, на котором был распят Сын Божий.

Почти две тысячи лет данная святыня была скрыта от людских глаз. Обнаружили ее только в 1914 году на территории монастыря Белых отцов, рядом с Монастырем святой Анны, неподалеку от Овчих (Львинных) ворот.

Купальню Вифезда соорудили еще при Ироде Великом. В те далекие времена ее использовали в качестве водоема, в котором мыли животных перед жертвоприношением. После того, как они попадали в город через Овчие ворота, их закланивали в Иерусалимском храме.

Что касается внешнего вида купальни Вифезда, то тогда она походила на котлован глубиной около 10 метров и площадью 100Х50 метров. На дне были 2 бассейна с 5-тью открытыми галереями, разделенными стенами из камня. Чтобы попасть к воде, нужно было спуститься по лестнице.

Во втором веке нашей эры римляне построили недалеко от водоемов языческий храм, который был разрушен после того, как святой город стал христианским. На его месте была возведена православная церковь. Впоследствии святой град Иерусалим еще не раз атаковали, разрушали и восстанавливали заново. Именно по этой причине сегодня купальня Вифезда располагается на глубине около 20 метров ниже нынешнего уровня города.

Для того чтобы попасть к воде, необходимо спуститься по крутой лестнице. Отсюда можно увидеть, что с евангельских времен сооружение значительно уменьшилась - буквально половина его оказалась под руинами последней церкви. Однако это совсем не уменьшает величия данной святыни. Находиться на месте, где происходили евангельские события, пусть даже на остатках какого-то великого сооружения, это уже великое счастье!

ПЕЩЕРА ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ

Место погребения 14 000 младенцев, первомученников за Христа постадавших от гнева царя Ирода.
Узнав о том, что Волхвы ушли и не покажут место, где находится рожденный Спаситель, Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев от 2-х лет и ниже, в надежде, что будет убит и младенец Христос.

Располагается святыня недалеко от храма Рождества Христова и является частью его подземных захоронений. На самом дне пещеры находится небольшая церковь IV столетия – это древнейший престол в Вифлееме.

Библейский рассказ о массовом убийстве новорожденных детей царем Иродом лег в основу сюжета многих фильмов. Когда смотришь кинематографические шедевры на эту тему, то долго не можешь опомниться от жестокости человека, решившегося на такое зверство. Только самые отважные паломники решаются на то, чтобы побывать в пещере вифлеемских младенцев, где и были захоронены их тела.

Согласно Евангелие, пастухи, отправившиеся поклониться младенцу, первым делом зашли в Иерусалим, чтобы узнать, где именно должен родиться новый царь иудейский. Стоявший в то время у власти царь Ирод побоялся быть свергнутым, поэтому решил схитрить. Прознав, что Иисус появится на свет в Вифлееме, он настоятельно рекомендовал пастухам возвращаться домой через Иерусалим и поведать, где найти новорожденного Спасителя, чтобы он тоже отдал ему дань уважения. Однако ангел предупредил странников о вероломстве царя, благодаря чему те вернулись назад иным путем. Это настолько разгневало Ирода, что он тут же приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Но и тут на помощь пришел ангел, который явился Иосифу Обручнику и посоветовал ему отправиться в египетские земли. Все остальные младенцы были лишены жизни, первыми приняв мучения за Божьего сына. Их останки захоронили в пещере.

Сколько на самом деле было убито вифлеемских младенцев, не известно. В большинстве православных конфессий их количество доходит до «нескольких тысяч». Точную цифру озвучивают лишь в греческой церкви - 14 тысяч, и в антиохийской – 64 тысячи младенцев. Безусловно, это очень много. Даже сложно поверить в то, что в маленьком Вифлемее было столько новорожденных! Да и как такое могло происходить?!

Факты о массовой резне младенцев совсем не упоминаются в античных источниках, включая самый главный из них - «Иудейские древности» историка Иосифа Флавия. Информацию об этом можно найти только в апокрифических «евангелиях детства» и более поздних христианских текстах.

К слову сказать, из сочинений епископов Иринея и Киприана, праведников, живших в III веке, уже тогда в народе вифлеемских младенцев считали священномучениками. Церковь впервые начала чтить память о них только при папе Льве I Великом (V век). В православном же календаре специальный день для поминовения убиенных появился лишь в начале VI века.

Особый интерес вызывает история путешествия мощей младенцев. Как уже говорилось выше, изначально они были захоронены в пещере. Затем их перенесли в Константинополь и оставили в храме Богородицы. А чуть позже вновь переправили в Иерусалим на прежнее место. По некоторым данным сегодня часть останков так и хранится в Константинополе, а часть в Вифлееме.

Паломники, побывавшие в пещере, рассказывают о том, что в ней до сих пор можно увидеть большое количество костей погибших вифлеемских младенцев и их родителей. Одним словом – место не для слабонервных, но достойное того, чтобы в нем побывать!

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Всем известна библейская история о том, что Иисус был рожден в пещере, которая впоследствии стала популярным местом для посещения паломников. Но мало, кто знает, что над гротом вот уже на протяжении многих столетий находится еще и Храм Рождества Христова. Это сооружение считается одной из главнейших святынь на Святой Земле. Безусловно, как и большинство древнейших архитектурных памятников, этот дошел до нас не в своем первозданном виде. История церкви очень насыщенная событиями и требует поэтапного рассмотрения…

Строительство Храма Рождества Христова в Вифлееме было инициировано византийской императрицей Еленой после того, как она побывала на Святой Земле в 330 году. О месте, которое она для этого выбрала, в Евангелие ничего не говорится. Лишь некоторые апокрифические источники говорят о некой пещере, в которой якобы родился Иисус.

Наряду с прочими храмами в Палестине, построенными в византийский период, главная цель этого заключалась не в проведении богослужений, а в предоставлении возможности паломникам увидеть место, где произошло очередное евангельское событие. Такое свое предназначение базилика выполнял около двухсот лет. В 529 году она была полностью уничтожена пожаром в ходе восстания Самарии. Примечательно, что в архитектурном стиле сооружение во многом походило на Храм Гроба Господня.

Восстановление базилики Рождества в Вифлееме пришлось на время правления императора Юстиниана. С этой просьбой к нему обратился преподобный Савва Освященный. Заново отстроенный храм был удачливее своего предшественника. К всеобщему удивлению, он совсем не пострадал во время нашествия персов на Вифлеем в 612-629 годах. Объяснением этому служит одна легенда, существующая с IX столетия: «С западной стороны церкви, по распоряжению Елены, была украшена мозаикой, на которой были изображены Богородица с Младенцем на руках и Волхвы, поклоняющиеся родившемуся Спасителю. Когда персы увидели эту картины, то были ею поражены. Среди волхвов они узнали своих далеких предков. Только из-за уважения к ним они не стали разрушать храм Рождества».

Удивительно, но и при завоевании Вифлеема халифом аль-Хакимом в 1009 году храм тоже остался целым и невредимым. Дело в том, что мусульмане с почтением относились к месту, где родился Иисус Христос. Часть базилики использовалась ими как мечеть.

В период крестовых походов Храм Рождества Христова, который раньше не имел епископской кафедры, наконец, ее приобрел – в 1100 году во главе него был поставлен латинский епископ Вифлеема и Аскалона. Сразу после этого здесь был коронован первый католический правитель Иерусалима Балдуин I, а спустя 18 лет – сменивший его на троне сын Балдуин II. Во времена их правления храм постоянно посещали различные паломники, которые затем описывали его в своих литературных трудах. Например, тогда сооружение было окружено монастырскими зданиями, а защитой ему служила оборонительная стена с прямоугольными выступающими башнями.

Захвативший Вифлеем в 1187 году султан Саладин изгнал латинского епископа и клира из Храма Рождества Христова. По истечению пяти лет разрешение вернуться в него получили трое католических священников. Однако право владения святилищем было отдано Сирийской Православной Церкви.

В 1129 году в Вифлееме вновь начали править франки. Однако вооруженные конфликты на этом не закончились. Из-за непрекращающихся войн в 1244 году храм был осквернен тюрками-хорезмийцами, а в 1263 году подвергся уничтожению один из монастырей, находящийся неподалеку от него. Не обошлось в истории базилики и без расхищений имущества – в 1266 году мамлюкский султан Бейбрас вывез из нее в Каир весь мрамор.

Не смотря ни на что, Храм Рождества Христова не утратил своего величия. С 1271 года его вновь начали посещать католические паломники, с 1277 года им разрешили проводить в нем различные богослужения. Но только спустя 70 лет Католическая Церковь стала владеть одной из частей базилики – ей принадлежит престол в пределе Яслей пещеры Рождества Спасителя. Главный же алтарь в ней и мужской монастырь, расположенный у южной стены, с 1244 года находятся в собственности Греческой Православной Церкви.

В эпоху Османской империи христианские права на владение Храмом Рождества Христова не были ограничены. Сооружение неоднократно подвергалось ремонту. Так, в 1497 году была положена новая кровля, изготовленная на средства английского короля Эдуарда IV, в 1670 году греками был установлен новый иконостас. Российские императоры Александр III и Николай II не раз отправляли в Вифлеем колокола и паникадила. Определенные восстановительные работы, вызванные землетрясением и пожаром в XIX веке, также велись и в пещере Рождества Господа.

Сегодня знаменитый храм в Вифлееме имеет каменный фасад, чем напоминает крепость. С одной стороны от него располагается армянский монастырь Святой Троицы, с другой – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. А маленькая боковая дверь сооружения ведет в дворик католической церкви Святой Екатерины. В восточной части базилики находится пещера, в которой родился Сын Божий.

Вход в Храм Рождества Христова называется «вратами смирения» и имеет свою легенду. Раньше кочевники имели привычку заезжать в него верхом на лошадях, поэтому вход сделали низким и узким – в высоту он составляет всего 120 сантиметров! Каждый, кто входит в храм, должен склониться перед местом, где был рожден Мессия.

Пол базилики имеет двойное покрытие. Сверху находятся каменные плиты. Под ними – византийская мозаика, часто которой можно увидеть в специально оставленном проеме.

Особым способом в храме Рождества расписаны колонны: смешивать краску с расправленным воском придумали крестоносцы. К сожалению, в настоящий момент на них видны только нечеткие изображения святых. Но одна из колонн на фоне остальных все же выделяется – образ Господа на ней ведет себя словно живой. Когда смотришь на него издали, то глаза на его лице кажутся открытыми либо закрытыми, а когда начинаешь двигаться вперед, то открытые глаза закрываются и наоборот. Есть среди колонн еще одна особенная – на ней имеется пять углублений в форме креста. Это подтверждение очередного чуда, случившегося здесь много веков назад. Из данной колонны чудесным образом вылетел рой ос, который защитил прихожан от ворвавшихся в храм арабов-мусульман. А с 2000 года в базилике начала мироточить одна их икон Спасителя, находящаяся на одной из мраморных колон. Интересно, что случается это исключительно в день апостола Фомы, который всегда с недоверием относился к учениям Христа.

Таким образом, отправляясь в Вифлеем, в Храм Рождества Христова, будьте готовы не только к интереснейшей экскурсии с гидом, но и к тому, что вы сможете стать очевидцами происходящих здесь чудес.

Место крещения св. равноап. вел. кн. Владимира

На месте, где святой равноапостольный князь Владимир принял Святое Крещение, в память об этом событии, возвышается Кафедральный Собор святого князя Владимира в Севастополе.
В 1850 году было решено возвести монастырь на месте крещения киевского князя Владимира. Первая церковь представляла собой небольшой каменный храм и была освящена в честь княгини Ольги в 1853 году. Рядом с церковью во вновь созданном Херсонесском монастыре построили два небольших дома для монахов. Но во время Крымской войны церковь и другие здания были полностью разрушены от артобстрелов.После окончания войны начались работы по восстановлению Херсонесского монастыря. В короткие сроки были построены кельи для монахов и деревянный храм Семи херсонских епископов-мучеников. Оттого, что строительные работы были выполнены некачественно, храм начал разрушаться. Через три года после постройки его пришлось полностью разобрать и в 1861 году возвести новый каменный.

В дар этому храму из малой церкви Зимнего дворца императором Александром II была передана священная реликвия – часть мощей князя Владимира, хранившаяся в небольшом ковчеге с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым Крещением просветятся, светом познания Христова Землю Русскую озарил еси».По повелению императора с 1857 года из севастопольского адмиралтейского собора в монастырь ежегодно 15 июля совершался крестный ход. В 1858 году было получено высочайшее разрешение на строительство соборного храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. В 1859 году проект храма утвердили и создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А.С. Уваров, который в 1827 году обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир. Цитата из «Повести временных лет»: «… стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг». Мнение, что именно эта церковь могла быть той, где крестился Владимир, впервые независимо друг от друга высказали в 19 веке различные специалисты в области истории и древностей. Из предположения эта версия со временем стала признаваться официальной.

В 1861 году состоялась торжественная закладка нового собора. После молебна император Александр II и императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А Великий князь Владимир Александрович стал покровителем соборного храма. Им собственноручно было заложено основание главного престола святого Владимира. Однако понадобилось 30 лет и более миллиона рублей, чтобы довести начатое до конца.

Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Стройное здание собора имело 26 м высоты и представляло собой шедевр архитектурного искусства. Владимирский собор поражал своей красотой и великолепием убранства.

Вместе с собором рос и Херсонесский монастырь. Монастырь часто посещали представители императорской семьи и царствующих домов Европы. Первая мировая война изменила жизнь монастыря. Многие монахи и послушники вынуждены были покинуть монастырь. В годы революции и гражданской войны Херсонесская обитель оказывала поддержку белой армии барона Врангеля, часть монахов покинули Крым вместе с белогвардейцами.

После установления Советской власти жизнь в монастыре угасала. Из некогда большого числа братии осталось всего восемь человек, остальные разбрелись по большой стране искать лучшей доли. В 1921 году часть зданий монастыря передали воинской части, а в настоятельском корпусе устроили дом для инвалидов. Но в храмах по-прежнему собирались прихожане и велись богослужения.

В 1922 году на Херсонесском городище организуется музей. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквах, мотивируя это тем, что «посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю, и т.п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным».

В 1924 году Владимирский собор в Херсонесе был закрыт и Херсонесский мужской монастырь также, а церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников. Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Так собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником. Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

Собор долгое время стоял разрушенным. Развалины собора возвышались над руинами Херсонеса и сами казались такими же древними. Ничего не напоминало о том, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

Только в 1992 году Владимирский собор в Херсонесе вновь передали Церкви и уже в 2004 году Свято-Владимирский собор открыт для верующих.

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru