Никифоров Евгений Константинович
Председатель Православного братства «Радонеж», директор радиостанции «Радонеж»
— Верующему человеку очень важно видеть и ощущать вещественные свидетельства, хранящие тепло уст Божиих, целовавших подвиги святых угодников. Это нужно для постоянного напоминания, что святые – это реальные люди, которые жили среди нас, совершали свой жизненный подвиг в условиях подобных нашим. Это "критерий реальности", который помогает избежать опасного ухода в виртуальный мир благочестивых мечтаний. Этот проект поможет нам больше узнать об их жизни и подвигах, о той помощи, которую они оказывают людям сегодня. Замечательно, что люди, которые хотят поехать поклониться тем или иным святыням, теперь могут получить всю информацию в одном месте и подготовиться к поездке.
Место Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Стопочка
Елеонскую гору можно по праву можно назвать сокровищницей евангельских событий. Здесь находится огромное количество достопримечательностей, связанных с последними моментами жизни Иисуса Христа. Среди самых почитаемых из них является место Вознесения Господне, на котором сейчас стоит часовня, в народе получившая название «Стопочка» из-за своей формы.
Не смотря на то, что уже многие столетия это строение является мечетью, ежегодно сюда приезжают тысячи христиан. Каждый из них преследует одну цель – дотронуться до священного камня, на котором стоял Иисус перед тем, как вознестись на небеса. Говорят, что на нем до сих пор виден отпечаток его стопы. Паломники верят, что прикоснувшись к этой святыне, можно стать ближе к Господу и получить ответы на многие вопросы к Нему.
К слову сказать, до того, как Иерусалим завоевал Саладин и изгнал из него крестоносцев, Часовня Вознесения не была мусульманской, здесь располагался православный храм.
Первое святилище было сооружено на этом месте еще в I веке, но спустя 250 лет его перестроили первые христиане. Величественная версия Храма Вознесения появилась при царице Елене, которая не пожалела денег на его преображение. По размеру святыня получилась намного больше нынешней. Вокруг нее возвышались мощные стены (сегодня вместо них стоит ограда из камня). Сама церковь представляла собой круглое строение без крыши. Это было сделано специально для того, чтобы ее прихожане во время молитвы могли видеть небо, на которое вознесся Сын Божий. Небольшой навес имелся только над алтарем. Самой высокой точкой Храма Вознесения был крест, который виднелся уже с Кедронской долины. Прежде чем войти внутрь святилища, необходимо было пройти по огромной террасе с мраморной лестницей.
Красивейший архитектурный памятник подвергся разрушению, когда на Святую Землю пришли персы. Однако уже через два десятилетия в 634 году по указу иерусалимского патриарха Модеста началось его восстановление. Во время строительства Часовни Вознесения были обнаружены два камня со следами Иисуса. Однако сегодня в ней хранится только один из них – с отпечатком Его левой ноги. По преданию, второй камень еще в средневековье был отправлен в Мечеть аль-Акса в Иерусалиме.
Но и новый храм простоял не долго. В 1009 году он был разрушен войском фатимидского халифа Аль-Хакима би-Амрилаха. Заново его отстраивали уже крестоносцы. Но новое святилище в значительной степени уступало его византийскому образцу. Да внешний вид храма теперь был иным: из круглого здания без крыши он превратилось в восьмигранное с покрывающим его куполом полусферической формы. Именно в таком виде Часовня Вознесения и дошла до наших дней, ее ни разу не перестраивали.
Стоит сказать, что внутреннее убранство обители, хранящее память о Вознесении Господнем, весьма скромное – в ней нет ни фресок, ни икон, ни лампад. Но это совсем не смущает приезжающих сюда паломников. Ведь главное сокровище, которое они здесь хотят увидеть – это каменный «след Господа», расположенный на полу.
Отыскать Часовню Вознесения на Елеонской горе просто – для этого достаточно выбрать своим ориентиром колокольню Свято-Вознесенкского монастыря, известную также под названием «Русская свечка».
5 станция Виа Долороса. Место, где Симон перенял Крест у Иисуса Христа
Многие паломники, приехавшие в Иерусалим, в обязательном порядке стремятся пройти тот же самый путь, по которому шел Иисус Христос к месту своей казни. Достопримечательность называется Виа Долороса (Via Dolorosa) (с лат. «Путь скорби») или «Крестный путь». Представляет собой узкую извилистую улочку исторической части Иерусалима, ведущую от Монастыря Бичевания к Храму Гроба Господня.
Здесь находятся девять из четырнадцати остановок, которые Христос совершил во время Крестного пути. Остальные пять расположены на территории Храма Гроба Господня. Все остановки связаны с определенными моментами события. Им посвящены храмы, часовни и мемориалы, встречающиеся на протяжении всего Крестного Пути. Каким образом он происходил, установили в XVI веке францисканские монахи, вот только названия улиц на тот момент уже не совпадали с теми, что были в библейские времена.
Третья остановка, где произошло первое падение Иисуса Христа, находится возле Антониевой башни, во дворе которой Пилат приговорил его к смерти. По утверждению историков, крест, который он нес, весил более 150 килограммов (!), поэтому нет ничего удивительного в том, что он упал под его тяжестью. Особенно, если учесть, что перед этим, его избивали и морили голодом в темнице. Поняв, что пленник не в силах идти, солдаты заставили нести крест первого попавшегося в толпе человека – Симона Киринеянина. Кем он был, точно до сих пор не известно. По одной из версий, мужчина просто пришел в Иерусалим на Пасху. При этом, по мнению немецкого библеиста и теолога Иоганна Бенгеля, он не был ни иудеем, ни римлянином, потому что никто из них не захотел бы нести такую ношу.
Место, где это произошло, отмечено часовней Армянского патриархата. Внутри нее имеется красивый барельеф с изображением падающего Христа. Рядом с обителью, справа на стене, виднеется камень с углублением, которое принято считать следом от руки Господа. Изнемогая от усталости, Он оперся об него, когда избавлялся от креста.
Синайский монастырь св. вмц. Екатерины Александрийской
Иисус Христос сказал: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ухо, чем богатому войти в Царствие Небесное", для монахов живущих на Синайском полуострове это изречение Спасителя стало одним из главных смыслов отделения от мира. Чтобы не поддаться соблазнам мира, полного искушений, будущие монахи покидали свои дома, отправлялись в пустыню, становились отшельниками. Казалось бы невозможно выбраться из греховной пропасти, которую сам Бог сравнивает с игольным ухом. Но там где есть вход, должен быть выход. И здесь в качестве веревки, в качестве такого невидимого каната выступает божий промысел, некая невидимая рука, направляющая на путь истины. И как, однако, трудно было молодым, красивым, сильным юношам оставить все и стать отшельниками? Почему они выбрали узкий путь спасения, а не прелести богатства, сулящие мирские утешения? Понять это мы сможем только побывав на месте их подвига. Посетив монастырь Святой Екатерины только один раз, становиться понятно желание остаться там навсегда.
Около III века монахи начали селиться маленькими группами вокруг горы Хорив — возле будущего монастыря Святой Екатерины, в оазисе Фиран Фаран и других местах южного Синая. Главным их деланием был подвиг отшельничества. Спустя некоторое время община собрала настолько много братии, что возник вопрос о строительстве монастыря. Монахи города Синая обратились к матери императора Константина святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви в честь Богоматери, также башни для укрытия монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено. Следующий шаг в развитии синайский монастырь Святой Екатерины сделал в VI веке. Император Юстиниан I приказал построить защитные стены, окружившие уже имеющиеся постройки святой Елены, церковь, которые сохранились до настоящего времени. Затем он послал на Синай отряд своих воинов для защиты насельников монастыря. Завершение строительства монастыря Святой Екатерины датировано 557 годом.
Одним из игуменов синайского монастыря Святой Екатерины стал Иоанн Лествичник, известный своим бессмертным духовным творением "Лествицей". В своем творении он будто раскрыл формулу прохождения сквозь те врата, которые сам Иисус Христос называет игольным ухом, по полочкам спасения разложил на ступеньки путь восхождения по божественной лестнице, ведущей к самому Спасителю, в Царствие Небесное. Ведь, именно препятствие в виде ворот игольной величины становиться главным на пути к Небесному Иерусалиму. Иоанн Лествичник, примеривший на себя аскетический образ жизни, все тяготы монашеского бытия, отказа от плотских удовольствий и земных удобств, прошел сам, своими ногами тот путь, который он описал в своем произведении. Чтобы пройти крестный путь обязательно надо скинуть с себя груз, тянущий обратно в бездну, привязанность ко всему земному, забыть вкус богатства, ведь, "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" - эта фраза сказана самим Спасителем. Все земное неминуемо тянет за собой к земле, как груз, привязанный к ноге утопленника. И той веревкой, кинутой в пропасть погибели и является "Лествица", книга, описывающая как маленькими шажками добраться до заветных ворот Царствия Небесного, как по ступенькам взойти по Небесной лестнице в дом к самому Спасителю, поселиться в жилище самого Бога Иисуса Христа!
Ощутить ту атмосферу, где была создана "Лествица", вдохнуть воздух, буквально наполненный молитвами святых подвижников, пройти по земле, пропитанной их слезами и трудами, ощутить благодать святого места, приклонить колено перед обителью, вырастившей целое поколение молитвенников, мы можем, божьей милостью, сегодня, побывав на Синайском полуострове в монастыре Святой Екатерины. Время будто замирает, находясь в обители забывается мирская суета, чувствуется божественная близость, божественная сила, невидимая энергия, заставляющая выкинуть из головы все лишнее, все мелочи временного земного бытия и вспомнить о своем высоком предназначении, вспомнить зачем мы пришли в мир. Посетив монастырь Святой Екатерины однажды, вы уже не сможете его забыть.
Место крещения св. равноап. вел. кн. Владимира
На месте, где святой равноапостольный князь Владимир принял Святое Крещение, в память об этом событии, возвышается Кафедральный Собор святого князя Владимира в Севастополе.
В 1850 году было решено возвести монастырь на месте крещения киевского князя Владимира. Первая церковь представляла собой небольшой каменный храм и была освящена в честь княгини Ольги в 1853 году. Рядом с церковью во вновь созданном Херсонесском монастыре построили два небольших дома для монахов. Но во время Крымской войны церковь и другие здания были полностью разрушены от артобстрелов.После окончания войны начались работы по восстановлению Херсонесского монастыря. В короткие сроки были построены кельи для монахов и деревянный храм Семи херсонских епископов-мучеников. Оттого, что строительные работы были выполнены некачественно, храм начал разрушаться. Через три года после постройки его пришлось полностью разобрать и в 1861 году возвести новый каменный.
В дар этому храму из малой церкви Зимнего дворца императором Александром II была передана священная реликвия – часть мощей князя Владимира, хранившаяся в небольшом ковчеге с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым Крещением просветятся, светом познания Христова Землю Русскую озарил еси».По повелению императора с 1857 года из севастопольского адмиралтейского собора в монастырь ежегодно 15 июля совершался крестный ход. В 1858 году было получено высочайшее разрешение на строительство соборного храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. В 1859 году проект храма утвердили и создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А.С. Уваров, который в 1827 году обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир. Цитата из «Повести временных лет»: «… стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг». Мнение, что именно эта церковь могла быть той, где крестился Владимир, впервые независимо друг от друга высказали в 19 веке различные специалисты в области истории и древностей. Из предположения эта версия со временем стала признаваться официальной.
В 1861 году состоялась торжественная закладка нового собора. После молебна император Александр II и императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А Великий князь Владимир Александрович стал покровителем соборного храма. Им собственноручно было заложено основание главного престола святого Владимира. Однако понадобилось 30 лет и более миллиона рублей, чтобы довести начатое до конца.
Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Стройное здание собора имело 26 м высоты и представляло собой шедевр архитектурного искусства. Владимирский собор поражал своей красотой и великолепием убранства.
Вместе с собором рос и Херсонесский монастырь. Монастырь часто посещали представители императорской семьи и царствующих домов Европы. Первая мировая война изменила жизнь монастыря. Многие монахи и послушники вынуждены были покинуть монастырь. В годы революции и гражданской войны Херсонесская обитель оказывала поддержку белой армии барона Врангеля, часть монахов покинули Крым вместе с белогвардейцами.
После установления Советской власти жизнь в монастыре угасала. Из некогда большого числа братии осталось всего восемь человек, остальные разбрелись по большой стране искать лучшей доли. В 1921 году часть зданий монастыря передали воинской части, а в настоятельском корпусе устроили дом для инвалидов. Но в храмах по-прежнему собирались прихожане и велись богослужения.
В 1922 году на Херсонесском городище организуется музей. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквах, мотивируя это тем, что «посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю, и т.п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным».
В 1924 году Владимирский собор в Херсонесе был закрыт и Херсонесский мужской монастырь также, а церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников. Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Так собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником. Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.
Собор долгое время стоял разрушенным. Развалины собора возвышались над руинами Херсонеса и сами казались такими же древними. Ничего не напоминало о том, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.
Только в 1992 году Владимирский собор в Херсонесе вновь передали Церкви и уже в 2004 году Свято-Владимирский собор открыт для верующих.
Пещера прп. Иоанна Лествичника
Пещера Иоанна Лествичника в Синае находится недалеко от монастыря Святой Екатерины, в ущелье Вади Фола на южной части горы Синай в Египте.
Здесь святой жил сорок лет и здесь было видение лестницы в Небо, которая олицетворяет духовное восхождение к Богу.
Обычно пещера закрыта на ключ, который находится на хранении в монастыре Святой Екатерины. Если в группе паломников есть опытный гид или православный священник, получить доступ внутрь не составляет труда. Паломники по одному заходят в пещеру, чтобы помолиться в тишине. При этом каждому дается примерно несколько минут. Рядом с пещерой - примерно в нескольких километрах, расположена церковь в честь святого Иоанна Лествичника и колодец.
Место молитвы Христа о Чаше
Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри Церкви всех наций, построенной в 1919 — 1924 годах. Перед её алтарём, в виде чаши, находится камень, на котором, молился Христос в ночь своего ареста.
Согласно Евангелию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества в Иерусалиме.
Гефсиманский сад почитался как христианская святыня еще со времен византийцев и крестоносцев, а в начале 20-го века здесь была воздвигнута роскошная церковь, построенная по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Называется она Церковью Всех Наций в память о сотрудничестве многих христианских народов, принимавших участие в ее строительстве.
Известна эта церковь и под другими названиями: Базилика Агонии и Церковь Страстей Господних. Базилика была построена вокруг камня, у которого молился Христос в ту горестную ночь. Все детали и фрески здания передают атмосферу скорби и душевных страданий, пережитых Иисусом в ту ночную пору, перед тем, как он был взят под стражу.
В окнах базилики - затемненные стекла, мозаики изображают события, произошедшие в Гефсиманском саду, а на бронзовой двери церкви вычеканено Древо Жизни, произрастающее из креста – орудия убийства, превратившегося в знак победы и воскресения. Есть в этой сравнительно новой церкви фрагменты древних мозаичных изображений, обнаруженных на этом месте.
На мозаичном панно над входом изображен коленопреклоненный Иисус в красных одеждах, символизирующих его страдания, а над ним - ангел со скрижалью, на которой начертаны две греческие буквы: "альфа" и "омега" – символы начала и конца. Слева от него - ученые мужи, а справа - простолюдины, оплакивающие его участь.
Информация о проекте
«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).
Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.
Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.
Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.
Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».
По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru