Быстрая регистрация
Вход без регистрации
Используйте другие сети для доступа в Елицы
Вход
Забыли пароль? Восстановить

Протоиерей Андрей Ткачев

Христос хочет творить исцеления не только посредством своего волевого приказа, то есть на просьбу «Господи, если хочешь, можешь меня очистить» Господь отвечает: «Хочу, очистись!», и происходит чудесное исцеление.
Но Он производит исцеление и посредством материи (вещества, предметов), всех тех священных мест, святых мощей угодников Божиих, частиц принадлежащих им предметов и одежды, икон и источников, то есть всего того, что мы называем Православные Святыни, и к которым отправляемся в Паломничество для поклонения.
Это очень важный момент, поскольку мертовой материя кажется только атеистам, верующие же люди понимают, что материя восприимчива к Благодати. Вода и прах, из которых в том числе Бог создал человека воспринимают Благодать. Исцеляя слепорожденного Господь показывает в Евангелии, что даже пыль под ногами будет целебной. Вода, земля, дерево, щепка от гроба, кусочек ткани от одежды, которую носил на себе святой и пр. — это все вещи, которые могут пропитаться Благодатью. И Евангелие нам показывает: вот смотрите как материя впитывает Духа Святого, впитывает и отдает Его. Так, что Христос творит чудеса Свои не только волевым повелением и Словом, но и творит чудеса посредством вещества, чтобы показать «если Я захочу, то вещество будет проводником Благодати. https://youtu.be/UyRMCyHNhjs

Читать далее

Каменная чаша "Пуп Земли"

Всем известно популярная в наше время крылатая фраза «пуп Земли». Как правило, ее употребляют в том случае, когда хотят подсмеяться над людьми, считающими себя по неизвестным причинам центром какого-либо процесса. Это выражение, равно как и «краеугольный камень» прочно обосновались в словарном запасе жителей России, вот только немногие из нас знают историю их возникновения. А она, как ни странно, связана с условной централизацией Иерусалима на планете Земля.

Началось все еще в далекой древности, когда греческие христиане стали обозначать центр Земли в Палестине. Обоснований для этого, конечно, не было. Сделано это было для противопоставления уже существующего в то время омфалу (от греч. – «пуп») - центру языческого мироздания, для обозначения которого использовался камень, помещенный в храм Аполлона в Дельфах.

В талмудическом фольклоре говорится, что именно в центре иерусалимского храма находится алтарь, в котором хранится камень мироздания. По одной из версий - именно этот камень Создатель бросил в морскую пучину, с чего и началось сотворение мира, по другой – отгородил им сушу от водного хаоса.

Согласно преданиям, уже во время правления греческой царицы Елены, которая вела раскопки на горе Голгофе, христиане начали обозначать «пуп Земли» рядом с пещерой Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно православной традиции он и теперь там находится - посреди прямой линии, которая соединяет кафедральный собор и часовню под названием Кувуклия. Это местечко на Святой Земле считается спасительным для всех людей. Не мудрено, ведь именно здесь Бог создал первого человека Адама, здесь же человечеству была дарована надежда на прощение после грехопадения.

Для обозначения точного местоположения «пупа Земли», здесь установлена символическая небольшая чаша из желтого мрамора, внутри которой находится шар с крестом. Весит она настолько мало, что любой турист или паломник может спокойно передвинуть ее, или унести с собой, что, по слухам, однажды уже случилось. Чтобы такого больше не произошло, святыню на всякий случай приковывают цепью к полу храма. Только монахи, следящие за чистотой вокруг чаши, вправе передвигать ее во время уборки. Существует поверье, что как только они возвращают "пуп Земли" на прежнее место, на планету возвращается земное равновесие.

Кто и когда установил святыню на Святой Земле не известно. Интересно, что неподалеку от нее всегда можно увидеть ящик для сбора пожертвований и канделябр со многочисленными свечами. Остается загадкой и неизвестный никому обычай, согласно которому посетители Храма Гроба Господня обязательно прикасаются к ней «на счастье».

Кстати, по мнению некоторых исследователей, каменная чаша - это не единственное обозначение «пупа Земли» в мировой истории. Так, некоторые документы западных стран говорят о том, что некогда он имел форму столба или колонны. В XIX столетии центром Вселенной считали круглое отверстие на хорах церкви Святого Гроба. А многие представители ислама до сих пор верят в то, что «пуп Земли» - это люстра с крестовиной, висящая в греческого кафоликоне.
Весьма спорным остается вопрос и относительно его постоянного местоположения возле Храма Гроба Господня. В мире существует документ, датированный 700 годом, написанный епископом Аргулфом. В нем говорится, что в его время «пуп Земли» представлял собой высочайшую колонну, находившуюся к северу от Голгофы, посредине Иерусалима.

Мнение ученых сходится в одном: словосочетание «пуп Земли» - это такой своеобразный мифопоэтический символ центра. Испокон веков люди вкладывали в него важный смысл, в том числе и географический. Между тем подобных местечек на планете много. Понятие «пуп Земли» используется также в качестве символа всего новорожденного. Очень часто его представляют в виде священной горы или острова, выходящего из воды. В мифологии разных стран «пуп Земли» - это место встречи неба с землей или жилище богов.

Надо сказать, что обозначение центра Вселенной на Святой Земле присуще не одним христианам. Иудеи связывают с этим понятием гору Мориа, которая по традиции отождествляется с Храмовой горой на юго-востоке Иерусалима, в старой его части.

Большинство паломников не особенно почитают Храмовую гору, считая ее священной только для иудеев и мусульман. И они в этом глубоко заблуждаются. После того, как на Храмовой горе побывал Иисус Христос, он освятил ее своим присутствием. В период его жизни здесь собиралось огромное количество людей для совершения жертвоприношений (все знают историю об Аврааме и его сыне Исааке). Отсюда начал строиться царем Давидом и сам Иерусалим - центр Святой Земли. Кроме того, известность этому месту придает нахождение здесь «краеугольного каменя». В иудейских энциклопедиях говорится, что на него Всевышний и поместил весь мир на третий день творения.

Фигурирует данный камень и в Коране. Мусульмане признают в нем вершину той горы, с которой пророк Муххамед совершил «мирадж» (поднялся на небеса) из Мекки в Иерусалим и обратно. На южной стороне этого камня имеется отпечаток его стопы, а возле него на земле в специальной маленькой башенке хранятся три волоска из бороды пророка.

Добраться до «Пупа Земли» можно несколькими способами. Для самостоятельной поездки на общественном транспорте достаточно выбрать маршрут, ведущий к Храму Гроба Господня. Регулярные рейсы в те края совершает автобус под номером 73, который делает остановку возле башни Давида. После этого до центра Вселенной будет рукой подать. То же самое можно проделать на такси, либо арендованном автомобиле. Если же более предпочтительным является посещение святыни с гидом, тогда будет лучше примкнуть к направляющимся туда паломническим экскурсиям, которых на Святой Земле всегда огромное количество. Удачного путешествия!

1 станция Виа Долороса. Претория - Место суда над Спасителем

Ощутить атмосферу евангельской эпохи, а именно того момента, когда происходил суд над Иисусом Христом, можно прямо на месте событий. Им принято называть Преторию (лат. pretorium) – официальную резиденцию римских прокураторов в Иерусалиме.

По традиции считается, что ранее она располагалась в крепости Антония, построенной царем Иродом в честь римского военачальника Марка Антония. Это сооружение находилось по соседству с Иерусалимским иудейским храмом. Здесь же находилась и Темница Христа.

В наше время, неподалеку от купальни Вифезда, за которой крепость берет свое начало, возвышается одна из арок ворот Претории, носящая название «Ecce Homo», что с латинского переводится как «Вот человек!». Эта фраза, ставшая крылатой на многие столетия, принадлежит прокуратору Понтию Пилату. Он адресовал ее измученному Иисусу Христу, которого вывел к народу на осуждение. Камни, на которых они тогда стояли, впоследствии были перенесены как раз к месту, где располагается эта арка.

Именно сюда, в резиденцию римского прокуратора, представители духовенства и иудейские начальники привели связанного Спасителя на оглашение его смертного приговора. Однако никто из них не решился войти внутрь. Все побоялись быть оскверненными присутствием в жилом здании язычника накануне Пасхи. Тогда перед ним была организована открытая площадь, на которой судьи и оглашали приговор римскому пленнику. Это место получило два названия: «Лифостратон» - от греческого «Каменный мост» и «Гаввафа» - от еврейского «Мостовая».

Некоторые из каменных плит, которыми была вымощена площадь, сегодня хранятся в католическом францисканском монастыре «Ecce Homo». По рисункам, сохранившимся на этих камнях, можно воссоздать жестокое развлечение, которое пользовалось большой популярностью у римских воинов, называвших его игрой «в царя». В данной забаве использовалось несколько нарисованных символов – корона, меч и греческая буква «бета» (с которой начиналось слово «Василевс» - царь»).

Смысл игры заключался в следующем: среди заключенных воины выбирали себе жертву «в цари», облачали ее в багряную одежду, похожую на царскую, надевали ей на голову шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Получившемуся «царю» оказывались всяческие насмешливые почести. Затем его убивали. Данное развлечение по своему сценарию очень схоже с тем, что пришлось пережить Иисусу Христу. Насмехаясь над Ним, солдаты кричали: «Радуйся, царь иудейский!» После чего сняли с Него карнавальное одеяние, приказав Ему надеть свои лохмотья, и тут же повели Его на казнь. Не каждый смертный смог вы вынести такое унижение. Но у Сына Божьего была цель – искупить своими страданиями грехи всего рода людского.

Согласно второй версии, подтвержденной многими историками и архелогами первого десятилетия XXI века, Претория располагалась не в крепости Антония, а совсем в другом построенном царем Иродом здании – в его дворце с солдатскими казармами. Хотя, действительно, в те годы именно эти две точки контролировались римскими военными.

Нахождение в крепости Антония римского наместника является маловероятным, впрочем, как и свершившейся на ее территории судилище. Установлено, что главная башня этого сооружения, скорее всего, исполняла роль наблюдательного пункта. Ее габариты (90х40 метров) с легкостью позволяли вести слежку за монахами в Иерусалимском иудейском храме. К тому же, помещения крепости были слишком маленькими для того, чтобы здесь могли одновременно сосуществовать правительственные чиновники и легионеры.

Между тем, дворец Ирода на тот момент был самым восхитительным по красоте после Иерусалимского Храма сооружением, к которому прилегали обширные сады и военные казармы. А раз так, значит, именно это здание являлось резиденцией римского прокуратора, здесь же располагалась и Претория, где судили Спасителя. Его территория была огорожена мощными стенами с тремя башнями, которые носили названия «Гиппикус», «Фазаэль» и «Мариамна». На сегодняшний день сохранилось основание только одной из них. Постройка, которую над ней сделали турки, получила название «Башня Давида». От самого дворца Ирода остались только развалины и ступенька его крыльца.

Какой из этих версий верить – это сугубо личное дело каждого паломника. Ясно лишь одно: если вы решили до конца разобраться в этом вопросе, то лучше всего посетить обе достопримечательности, где возможно судили Иисуса Христа – в крепости Антония и на месте развалин дворца Ирода. Увидев все собственными глазами и внимательно выслушав гида, вы сами сможете сделать какие-то выводы, ну, и, конечно же, прочувствовать события тех времен. Интересной экскурсии!

Лестница на Голгофу

Голгофа (с греческого – «лобное место», с арамейского – «череп, голова»), или, как ее еще называют Кальвария – это небольшая гора, которая стала местом распятия Иисуса Христа. Наряду с Гробом Господним она считается одной из главнейших христианских святынь.
В древности занимала достаточно большую площадь, расположенную за Иерусалимом. На западе горы росли великолепные сады, один из которых даже принадлежал Иосифу Арифамейскому. А неподалеку от холма Гареб, в состав которого ранее входила Голгофа, находилась средней величины смотровая площадка. Каждый раз перед казнью преступников на ней собирался любопытный народ.
Когда пришла пора возведения византийских храмов, Голгофа стала выглядеть иначе. Украшавшие ее ранее сады были уничтожены. На вершине горы установлен золотой Крест. Для того чтобы до него было проще добраться, построили мраморную лестницу, состоящую на тот момент из 28 ступеней. Она расположена прямо у дверей Храма Гроба Господня, с правой стороны от Камня Помазания. Раньше по ней разрешали ходить, только предварительно сняв обувь, чтобы не измазать грязью ступени, которых две тысячи лет касалась нога Божьего сына.
По приказу халифа аль-Халима в 1009 году Голгофу с ее многочисленными святыми постройками пытались полностью разрушить, однако до конца сделать это не удалось. С годами здесь появились новые архитектурные сооружения. Сегодня гора достигает 5 метров в высоту над уровнем моря, а размер ее вершины составляет 11, 45х9, 25 метров.
Сохранилась до наших дней и лестница, ведущая на Голгофу. Правда, количество ступеней на ней заметно уменьшилось - до 18. Первые четыре из них, самые нижние, имеют более широкую форму, все последующие – намного уже. Таким образом, подняться по этим ступеням не так уж и просто. Но сей факт совсем не пугает паломников, которые постоянно сюда приезжают. Считается, что каждый истинно верующий христианин просто обязан ступить на землю, где находятся три последних остановки Крестного пути, который прошел Иисус Христос перед распятием.

Лестница Спасителя, по которой Господь восходил в Иерусалим

Среди святынь Русской Гефсимании особым почитанием пользуются «Лестница Спасителя». В результате работ по расчистке русским историком-археологом профессором Григорием Ивановичем Лукьяновым были открыты 7 последних ступеней Библейской лестницы, служившей для религиозных процессий, еще в ветхозаветный период.

Это место, место события Входа Господня в Иерусалим. В 1987 над ступеньками лестницы, на пожертвования «русских австралийцев» была построена маленькая открытая часовня, посвященная евангельскому событию входа Господня в Иерусалим.

Была первая половина первого весеннего месяца, первый день недели. В этот вечно празднуемый день, когда красное солнышко еще только поднялось из-за Аравийских гор и приветливо осветило пределы Иудейские, достигая своими лучами величественной столицы Израиля /.../, толпы народа, собравшиеся к великому празднику Пасхи, шумно толковали о слышанном величайшем чуде. Многие с нетерпеньем желали видеть славного чудотворца, а поэтому с поспешностью выходили на дорогу в Вифанию.

Дорога же эта неминуемо проходила через Елеонскую гору, кратчайшим путем на которую вела библейская лестница, служившая для религиозных процессий в ветхо- и новозаветные времена.

В 1931 году русским историком-археологом проф. Григорием Ивановичем Лукьяновым были расчищены последние оставшиеся ступени этой лестницы, ведшей когда-то от Золотых ворот на вершину священной горы Елеон.

В 808 году, согласно «Cornmeratorium de casis Die vel monasteriis», можно было различить и сосчитать со стороны города и до Кедронского потока 195 ступеней и оттуда еще 537 до вершины Елеона. И если на топографическом плане окрестностей Иерусалима начертить прямую линию от места, именуемого «Отче наш» - «Pater noster», к месту ступеней у места гибели первомученика Стефана, то эта линия, прямо пересечет место ступеней в Русской Гефсимании.

Работа по расчистке длилась три года, во время которых каждое лето супруги Лукьяновы проводили в Иерусалиме, снимая «нижний» гефсиманский домик. Археологу удалось расчистить семь ступеней в Русской Гефсимании и восемь - на противоположном склоне Кедронской долины, рядом с греческой церковью св. первомученика Стефана. По этой лестнице и свершился вход Господень в Иерусалим. И в память евангельского события, которым освящены эти ступени, в 1987 году на них была построена маленькая открытая часовня. Строил ее тогдашний начальник РДМ архим. Алексей (Розентул) на пожертвования «русских австралийцев».

Сестры очень чтут это святое место. Там стоит лампада, и на ступенях всегда цветы.
Сестры монастыря, некоторые из которых являются профессиональными художниками, выполнили мозаичную икону Великого двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим.

Ступени лестницы по которой Господь и Бог наш Иисус Христос восходил в Иерусалим после воскрешения Лазаря четверодневного и когда его встречал народ с пальмовыми ветвями и криками "Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!". Господь наш Иисус Христос добровольно идёт в Иерусалим, зная, что там Его ожидают предательство, арест, издевательства, надсмеяния, поругания, оплевания, оклеветания, ложное осуждение по клевете, предание в руки язычников и лютая, страшная и позорная по человеческим меркам смерть на Кресте. Он не только все это знал и ожидал, но и сознательно брал на Себя с одной целью – ради нашего спасения!

Гробница вмч. Георгия Победоносца

Паломничество к месту упокоения святого великомученика Георгия Победоносца осуществляется пилигримами и верующими туристами круглый год. Наряду с чудесным образом обретенными мощами великомученика Георгия Победоносца, Кандалами, в которые был заключен святой, а так же Чудотворной иконой Божьей Матери "Лиддская" доступны для поклонения в Георгиевской церкви в городе Лидда. В Лидде вмч. Георгий родился, вырос, обрел истинную веру. Этот город стал родиной для великомученика. Благочестивые христиане после его благой кончины перенесли честные мощи святого в Лидду из Никомидии, где великомученик принял смерть ради Христа. Считалось очень важным для православного воина быть погребенным на своей родине. Там теперь находится место захоронения Георгия Победоносца в крипте церкви в честь святого.
Строение храма претерпело множество изменений, оно неоднократно разрушалось людскими руками, однако, и стихийные бедствия не обошли своим вниманием святое место. При землетрясении пострадали аспида северной части храма и его свод. Люди стали поговаривать, что события эти происходят по грехам, что гневается Господь на грехи людские и отбирает у них святыню. Другие видели в этом символичность, ведь, всегда после разрушения церковь, где находится гробница Георгия Победоносца восстанавливалась, как и тело святого после мучений неминуемо ведущих к смерти. Быль гласит, что император Диоклетиан не один раз безрезультатно пытался умертвить свою жертву, однако, святой Георгий оставался невредим.
Первоначально базилика, построенная на месте неизвестной церкви, имела три нефа и три аспиды, часть которых сохранились и встроены в нынешний православный храм. Базилика была разрушена Халифом аль-Хакимом. Восстановить святыню сподобился император Константин. Византийский правитель Константин Мономах и здесь запечатлил свое имя в истории.
После землетрясения, которое также повредило церковь, город был подвержен длительной осаде турков. Все это время мощи святого покоились под главным алтарем церкви, центральный придел которой освящен в честь великомученика.
Когда в Лидде произошло противостояние мусульман и крестоносцев, во время иерусалимского штурма, мусульмане разрушили церковь, боясь, что огромные балки из дерева будут применены крестоносцами для осады города. Однако, это не повлияло на ход событий. Лидда была захвачена крестоносцами, которые вновь восстановили храм Георгия Победоносца. Затем в ХII веке церковь Георгия пытался уничтожить новый захватчик Салах-ад-Дин, но по неизвестным причинам церковь лишь немного повредилась. Английский король ее реставрировал. Во время христианских гонений храм вновь разрушили. Северная стена стала частью мечети. Это было последнее испытание для святого места.
Инициатором восстановления церкви святого Георгия в этот раз стал иерусалимский патриарх Кирилл второй. Он испросил средства для восстановления церкви у России. В 1872 году был построен и освящен новый храм. В его состав входила часть церкви, сохранившаяся с ХII века, визант. кладка северной аспиды находится в ее основании. А там, где расположен неф и южная аспида, раскинулся сад, принадлежащий мусульманам. Сохранилось также множество колонн со времен реконструкции храма крестоносцами, колонны не претерпели значительного ущерба.
И так претерпевшее огромное количество нападений, будучи неоднократно разрушенным, святыня всегда по воле Божьей восстанавливалась. Видимо, поэтому христиане видят символическую связь этих событий с жизнеописанием самого святого. Святой Георгий является символом победы, на иконе он изображен как всадник на белом коне, поражающий копьем змея. "На Аспида и Василиска наступишь, попирать будешь льва и дракона", - девяностый псалом Давида является прообразом святого, показавшего всю мощь и силу веры во Христа. Многократное возрождение святого после зверских мучений явило собой чудо веры и любви к Богу, для которого возможно все. Не даром здание церкви сравнивают с телом, а прихожан, находящихся в ней с душой. Пусто тело без души. Пуста церковь без прихода. И Господь, вновь и вновь, наполняет церковь великомученика прихожанами и паломниками, снова вдыхает жизнь в тело, которое многие века пытаются уничтожить.
Мощи святого Георгия сейчас доступны для поклонения в Иерусалиме. Крипта с кенотафом великомученика Георгия, сделанная из мрамора, находится в церкви великомученика. Паломники имеют возможность приложиться к святыне и вознести молитвы перед честными нетленными мощами великомученика Георгия, часть которых и ныне производит множество чудес по молитвам святого, для верующих христиан.

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru

';