
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 102
- |
- Видео 18
- |
- Мероприятия 0
Учебный цикл для начинающих. Урок 5
Предыдущий урок: elitsy.ru/communities/107190/718831/
По техническим причинам намеченные на этот урок темы – разбор надписей на иконах, схимническом кресте, общий краткий обзор ЦСЛ грамматики – придётся пока перенести на следующий раз. А пока что только завершим составление лексического минимума служебных слов, часто вызывающих непонимание в реальных текстах. Первая половина часто встречающихся непривычных слов была приведена в предыдущем уроке, все остальные – см. на иллюстрациях 1 – 6.
В качестве источника по-прежнему использован учебный словарь: «Прот. А. Свирелин. Церковнославянский словарь для толкового чтения Св. Евангелия, Часослова, Псалтири, Октоиха (учебных) и других богослужебных книг. 1893». Его описание и ссылка для скачивания полной электронной версии, как и др. словари, были приведены ранее: elitsy.ru/communities/107190/670922/
Позволю себе повторить, что очень важно проделать самостоятельное упражнение: переписать весь этот лексический минимум себе в тетрадь скорописью. Так гораздо лучше запоминаются и сами слова, и тренируется навык правильного употребления в них ударений и всех прочих особенностей. Словарик не такой большой, а польза для обучения будет весьма ощутимая.
________________________
Если вы внимательно знакомились с нашими начальными уроками, разбирали специально подготовленные и приведённые в них иллюстрации, выполняли упражнения (в первую очередь освоили скоропись и переписали в тетрадь слова под титлами и лексический минимум), вы уже должны не испытывать совсем уж непреодолимых трудностей при разборе ЦСЛ текстов. Теперь вы можете попробовать понемногу читать самостоятельно. Даже если не всё будет пока понятно и безошибочно, это способствует привыканию к самим структурам изучаемого языка, он понемногу становится «своим». Через занятие мы уже перейдём к лингафонному курсу, который при постоянном применении быстро даст очень значительный эффект в чтении и понимании текстов, даже без детального изучения грамматики. А пока что я предлагаю начать самостоятельно проговаривать (лучше всего именно проговаривать вслух, а не просто пробегать глазами!) тексты, скорее всего очень знакомые и привычные вам – это самые распространённые повседневные молитвы, большинство из которых любой церковный человек давно знает. Чтение именно таких, необходимых на каждый день текстов идёт, как правило, легче всего – и время для них мы всё равно ведь должны найти, а одновременно и глаз тренируется разбирать ЦСЛ графику. Даже если какие-то молитвы вы твёрдо знаете и читаете в своём ежедневном правиле наизусть, я всё-таки рекомендую теперь некоторое время читать их по книге, обязательно ЦСЛ шрифтом. Для такой практики удобно использовать молитвослов [1], отличающийся очень красивым, крупным и чётким ЦСЛ шрифтом. А в дальнейшем мы присоединим к нему ещё подходящую Псалтирь и Новый Завет, ссылки для скачивания тоже будут.
Дополнительное упражнение: останавливайтесь и отмечайте (хотя бы мысленно) для себя в этих текстах слова из нашего лексического минимума, в первую очередь – местоимения в непривычных падежных формах; так они постепенно станут узнаваемыми.
_________________________
Материалы для скачивания:
[1]. Православный молитвослов. Изд. МП РПЦ. 2011. 384 С. ISBN 978-5-88017-236-8. – Эл. версия в формате DJVU (2 Мб) в архиве на Яндекс-Диске: yadi.sk/i/fV2BxVSvvCwYd
_________________________
Отбор, сокращённое изложение, редакция, обработка графических фрагментов из разных публикаций, исправление обнаруженных неточностей: Наталья Неженцева, 2016.











