Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Отец Иоанн Кронштадтский. Беседа шестнадцатая. Протоиерей Артемий Владимиров

Приветствую вас, дорогие друзья,
мы с вами продолжаем живописать наши словесные акварели, избрав главным героем их в наших последних нескольких передачах праведного отца Иоанна Кронштадтского. Сегодня побеседуем о почитании всероссийского пастыря при его жизни и поговорим о подводных камнях, которые по происку дьявола имели место в этом почитании. Некоторые исследователи церковной духовной жизни на Руси, в том числе архиепископ Киприан Керн, знаменитый богослов середины 20-го столетия парижской школы, говорил о том, что сердце русской женщины лирично, романтично, женскому русскому сердцу свойственна идеализация. Если ей встречается человек великих дарований, душевных или духовных, то очень часто она абсолютизирует личность, забывая, что источником всех дорог в человеке является Всевышний. И, поэтому, нужно уметь, воздавая должное историческому деятелю, ни в коем случае не обожествлять его, понимая, что все мы овцы стада Христова, все мы Его ученики, и, стало быть, взирая на человека, нужно видеть за ним воскресшего Иисуса Христа. Феноменальная личность отца Иоанна Кронштадтского, его глубочайшее смирение пред Богом, ощущение собственного ничтожества и малости сочеталось с дерзновенной верой в Святую Троицу и подаваемую по вере благодать Господню. У батюшки во второй половине его жизни стали проявляться дары прозорливости, чудотворения, исцеления, что, конечно, воздействовало на огромное количество людей, и те, уступая отцу Иоанну в духовной просвещенности, не имея целостного православного миросозерцания, не взойдя еще на высоту духовной культуры, приписывали батюшке эти дары, как человеку, взятому самому по себе, в отрыве от личности Господа Иисуса Христа, Который таинственно соприбывал священнику Божьему. Вот психологическое объяснение тех нетрезвенных брожений, волнений, которые воплотились в кругу (может быть он был не слишком обширный) почитателей и почитательниц отца Иоанна, называвших себя ионитами и ионитками. Сколько страданий причиняли они нежнейшей, чистейшей и смиреннейшей душе пастыря Божья. Отец Иоанн Кронштадтский с амвона свидетельствовал им об отлучении от церкви, от святого причастия. Со слезами на глазах он призывал их к покаянию. Между тем эти не слишком здоровые на голову люди (а ведь и сегодня подобной публики мы немало встретим во всех слоях общества) почитали его чуть ли не воплощением Христа, стремились не просто дотронуться до него, но оторвать от него не кусочек одежды, а кусочек его плоти, нарушали благочиние храма и мешали службе, своими истерическими визгами, кликушеством, толпились вокруг отца Иоанна, препятствуя подойти к нему тем, кто истинно нуждался в слове пастыря. Был ли в этом виноват батюшка? Нимало. Мы уже сказали, что он и печатно, и публично, и в частных беседах обличал подобное нездоровое явление. Однако те оставались «жалом в плоть», по выражению апостола Павла, смиренного батюшки. И он молил Господа Бога о просвещении их затуманенных голов.
Сегодня этот разговор, я думаю, достаточно актуален, потому что нынешняя паства, прихожане наших храмов еще менее просвещены и образованы, зачастую вовсе лишены православной культуры, и поэтому очень падки на подобные соблазны. Об этом пишет в своем учебнике по пастырскому богословию упомянутый мною архимандрит Киприан Керн. Едва лишь только появится на приходе молодой священник с импозантной внешностью, мало-мальски умеющий мысль воплощать в слово, пастырь, который старается произносить искренние проповеди, как тотчас вокруг него появляются не совсем здоровые или совсем нездоровые особы. Превозносящие пастыря до небес, они стремятся служить ему собственной персоной, их восторженные впечатления о священнике и безудержная хвала становятся пищей для всяких пересудов и соблазнов, прежде всего, опасных для самого священника и его семьи. Вот почему отец Иоанн Кронштадтский является образом трезвения. Раскроем его дневник и мы увидим, в какую глубину покаяния нисходил ум пастыря. «Господи, я не нечто немаловажное пред Тобою, а совершеннейшее ничто! Господи, как я люблю быть нулем, - говорил отец Иоанн,- хочу предоставить Тебе место действования, стараюсь всегда уходить в сторону, дабы Твоя сила, Твоя благость, Твоя милость изливались на людей, чтущих Тебя невидимого, во мне пребывающего». И мы с вами, завершая эту интересную и достаточно болезненную тему, будем, друзья, настраивать лиру своей души на трезвение, критическое отношение к самим себе, умение со стороны трезво оценивать свои недостатки, а, главное, будем бояться всякого идолопоклонничества и кумиротворчества, воспевая в сердцах «един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь». Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу!

Протоиерей Артемий Владимиров

"post

Посмотреть предыдущие комментарии
28 октября 2016 в 17:12

Батюшка сам от этого страдает: от артемидок.

30 октября 2016 в 21:51

Спаси, Господи!

04 ноября 2016 в 15:09

«един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь». Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу! Спаси Господи! :heart:

04 апреля 2017 в 11:51

Спаси Господи!

04 апреля 2017 в 19:35

Спасибо о. Артемий за наставление!

12 сентября 2018 в 11:45

Спаси Господи!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем