три фронта умного делания
" .. Как это понимать?
Первый фронт – это келья, келейные занятия молитвой.
Второй – это храм и служба, молитва богослужебная в сочетании с Иисусовой.
Третий – молитва во все оставшееся время суток: на послушаниях,
за трапезой, на отдыхе, при ходьбе, при засыпании и так далее.
На всех фронтах необходимо работать над молитвой, с равным усилием и
постоянством. Это три разных поля деятельности,
на каждом есть свои задачи, свои приемы и методы.
Дело в том, что в каждом из этих трех положений – келья, служба, послушание – человек находится в разных состояниях сознания. Иначе говоря, во всех этих ситуациях ум и рассудок взаимодействуют по-разному, задействуются в различном соотношении: в одном случае доминирует ум, в другом – рассудок, а иногда активность равная. Этим соотношением и определяется состояние сознания человека. Смысл в том, что все эти три уровня необходимо проработать, то есть молитвенный навык нужно освоить и закрепить при каждом состоянии сознания. При отставании на одном из фронтов молитва останется неполноценной. Это будет хилый росток со слабыми корнями, который будет снесен при первом же порыве ветра. Чтобы росток укрепил свои корни, устоял и возрос, чтобы молитва стала устойчивой, крепкой и сильной, необходимо трудиться на всех трех фронтах.
Когда мы находимся в условиях благоприятных, в уединенном скиту например, когда вокруг тишина, никакой суеты, службы идут одна за другой, – тогда у нас молитвенное состояние само собой появляется, молитва может нас не оставлять, и кажется, что так теперь и будет. Но как только попадем в стрессовую ситуацию, то от молитвы, если она глубоко не укоренена, тут же и следа не останется – потеряем ее мгновенно. Поэтому молитва, чтобы стать настоящим надежным оружием, должна войти в нашу плоть и кровь, стать частью нашего естества. Это будет означать, что человек живет молитвой, что она удержится в любой ситуации – не только в миру, но и на войне. Это и будет истинным исихастским устроением. Вот в чем смысл работы на трех фронтах. Но и этого мало.
Надо помнить, что всем нам предстоит умирать. Разлучение души с телом – это ситуация сверхэкстремальная. Мы столкнемся с тем, что абсолютно вне нашего опыта, с тем, что даже за гранью нашего воображения: весь наш человеческий состав начнет распадается на составляющие, душа испытает глубочайшее потрясение. Даже при кончине праведников, когда они отходят тихо, мирно, благостно – это то, что мы видим со стороны, а что испытывают их души при разлучении с телом, нам неведомо. В любом случае – будет ли это переживанием со знаком «плюс» или со знаком «минус», но это будет сильнейший стресс.
И вот в такой ситуации, если молитва не укоренилась в духе, то мы тут же ее потеряем или просто не сможем о ней и вспомнить, потрясенные страхом и трепетом. А пересекать эту грань миров без молитвы нельзя. Страшно подумать, что нас тогда ожидает. Нельзя оказаться безоружным, вступая в неведомый духовный мир, где нас скорее всего не ангелы сразу примут и на крыльях понесут, а встретят демоны, противостать которым возможно только силой молитвы. Так вот, для этого недостаточно, чтобы молитва вошла в нашу плоть и кровь. Потому что плоть и кровь Царствия Божия не наследуют. И если мы через долгий и трудный подвиг достигли того, что молитва вошла в плоть и кровь нашего естества, то она, вместе с плотью, тут и останется – в землю отидет. По этой причине необходимо, чтобы молитва вошла в наше естество еще глубже – в дух. Чтобы она соединилась и породнилась с духом. Вот тогда она останется с нами и за гранью этого мира. Такая, соединенная с духом, молитва – это и есть молитва духовная, истинная, умно-сердечная. .."
www.biblioteka3.ru/biblioteka/novikov/vnutrennij-podvig.html
---
Умная Иисусова молитва, по слову архимандрита Ефрема Святогорца,
служит при переходе в вечность доспехами для беззащитной души:
«Когда душа, имеющая эту молитву, выйдет из тела, то как возможно,
чтобы рядом с ней стали демоны ? Эта душа будет как бы одета в броню
молитвы, и к ней не смогут приступить демоны.
Так велика польза от этой молитвы »
«Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто
одни лица священного сана и монахи долг имеют непре
станно и всегда молиться, а не и миряне. Нет, нет — все мы
христиане имеем долг всегда пребывать в молитве... —
- читаем мы в Добротолюбии в главе “О том, что всем вообще
христианам надлежит непре...
Развернуть
«Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто
одни лица священного сана и монахи долг имеют непре
станно и всегда молиться, а не и миряне. Нет, нет — все мы
христиане имеем долг всегда пребывать в молитве... —
- читаем мы в Добротолюбии в главе “О том, что всем вообще
христианам надлежит непрестанно молиться”.
— Имеют долг все вообще христиане от мала до велика
молиться всегда умной молитвой: Господи Иисусе Христе,
помилуй мя! — так, чтоб ум их и их сердце навык имели всегда
изрекать священные слова сии». Такова мысль свт. Григория
Паламы: «Всякому вообще христианину надлежит подви
заться в молитве всегда, и молиться непрестанно, как запо
ведует апостол Павел... и как говорит о себе пророк Давид,
при всем том, что был царь и имел попечение о всем
царстве своем: Предзрех Господа предо мною выну. То есть
всегда мысленно зрю Господа предо мною в молитве моей»,
что достижимо, конечно, только через умное и сердечное
делание. К этому же призывает свт. Григорий Богослов. Он
утверждает, что каждому христианину «чаще надлежит по
минать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух... Пови
нуясь заповеданиям святых, нам надлежит не только самим
молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех вооб
ще: и монахов и мирян, и мудрых и простых, и мужей, и
жен, и детей, — и побуждать их молиться непрестанно».
Свернуть
Беда в том, что отрицательное отношение, которое можно встретить
у современных пастырей к умной молитве, — это не безобидное яв
ление, но, по существу, одна из форм варлаамитской ереси,
выражающейся в недопонимании необходимости для христианина
умного делания. Варлаамизм не признавал нетварности Ф...
Развернуть
Беда в том, что отрицательное отношение, которое можно встретить
у современных пастырей к умной молитве, — это не безобидное яв
ление, но, по существу, одна из форм варлаамитской ереси,
выражающейся в недопонимании необходимости для христианина
умного делания. Варлаамизм не признавал нетварности Фаворского
света и тем самым отрицал возможность живого богообщения в молитве
и возможность обожения человеческой природы.
Как следствие, варлаамиты, которым уподобляются некоторые
современные пастыри, отвергали насущную потребность в обретении
непрестанной умной молитвы. Между тем учение исихазма признает
практику умной молитвы необходимым средством на пути
достижения богопознания и восхождения к обожению.
---
Для нас особенно интересно и авторитетно мнение тех,
кто ради молитвы удалился от мира, — иноков, посвятив
ших свою жизнь подвигу умного делания, а тем более —
мнение подвижников современной пустыни.
Вот рассуждение опытного пустынника,
ныне подвизающегося в горах Кавказа.
Когда евангельский слепец, говорит отец Константин, кричал:
Сыне Давидов, помилуй мя, то многие заставляли его молчать.
Но он кричал еще больше. Это образ того, как противостоять
действию врага. «Лукавые советники предлагают прекратить молитву
под самыми разнообразными предлогами: “Да ты все равно не умеешь
молиться... Это бесполезное дело, оставь... Все равно ты не получишь
настоящей молитвы... Сегодня нет наставников в делании молитвы,
оставь ею заниматься, а то в прелесть впадешь!” — и прочие
разнообразные предлоги внушаются нам бесами, не допускающими
нас призывать Целителя и Спасителя нашего.
И если мы перестаем молиться, то делаем большую ошибку...
Нет такой души в мире, о спасении которой не заботился бы Господь.
И потому Бог слышит современных людей и внимает их, пусть
даже немощным, молитвенным обращениям.
---
Матф.23:13
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство
Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Свернуть
Мы имеем возможность услышать мнение ныне здрав
ствующих старцев Афона, один из них — отец Ефрем Свя-
тогорец" - самый известный из учеников Иосифа Исихас
та. О подвизающихся мирянах старец говорит: «В миру
множество людей, главным образом женщин, которые тру
дятся в молитве, несмотря на то, что у...
Развернуть
Мы имеем возможность услышать мнение ныне здрав
ствующих старцев Афона, один из них — отец Ефрем Свя-
тогорец" - самый известный из учеников Иосифа Исихас
та. О подвизающихся мирянах старец говорит: «В миру
множество людей, главным образом женщин, которые тру
дятся в молитве, несмотря на то, что у них мирские попече
ния, дети, работа и множество других обязанностей. Одна
ко они выкраивают время для молитвы и поминания имени
Божия... Я знаю тысячи душ в миру, я бы сказал, во всем
мире, которые понуждают себя на молитву, и это приносит
чудесные плоды. Молитва укрепляет их в духовном подви
ге, она просвещает их изнутри... И они не могут более жить
без молитвы... Мы видим, как освятились миряне, занима
ясь молитвой... человек, где бы он ни был и какую бы жизнь
ни проводил, занимаясь этой чудотворной молитвой, спо
добляется благодати Божией... Пребывая в миру, подвизай
ся, читай, молись, сколько можешь, твори молитву, ибо си
ла ее величайшая... И в миру, и в тишине гор можно дости
гать многого благодаря молитве... Каждый из нас может
стяжать внутреннюю молитву — средство обшения с Госпо
дом. Она дается даром, необходимо только старание, чтобы
погрузиться в пучину молчания и глубину сердечную, а так
же забота о сколь возможно частом призывании имени
сладчайшего Иисуса Христа.
---
Как в книгах свтт. Феофана Затворника, так и в частной его переписке
повсеместно встречаются подобные строки:
«У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет... Она обязательна и для мирских людей... Без умной молитвы никому нельзя обойтись... Новоначальные должны помнить, что молитва без умного и сердечного обращения к Богу — не молитва... В сердце — жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа... Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она — начало дела... Се закон не одних отшельников, а всех христиан... Дело молитвы не безмолв ников только есть дело, а всех христиан, — и это до самых высших ее степеней.
Все степени молитвы Божие суть дело. У Бога же все равны...
И молитву сию творить всякому, не монаху только, но и мирянину... Все должны молиться сердцем и умом. Всякая другая молитва не молитва... Всякому покаявшемуся, или начавшему искать Господа, можно и должно на первый же раз и преподать полное наставление в делании молитвы Иисусовой, а с нею уже вводить и во все другие, потому что этим путем скорее укре питься можно, скорее прозреть духовно и дойти до мира внутреннего».
---
Свернуть