Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Запой, пьянство и недуг Психолог Павел Малахов & Иеромонах Макарий Маркиш

- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя наша беседа с врачом-наркологом. Павел, добрый Вам день!
- Добрый день.
- Разговор будет на тему неприятную, но всем хорошо понятную, большинству из нас близкую и очень актуальную. Тема – это злоупотребление алкоголем и, может быть, по развитию темы, другими зловредными веществами. Все мы знаем, что такое запой, к сожалению, нас не нужно этому учить и рассказывать. Но когда мы говорим про запой (люди, свободные от этого недуга), часто от нас многое ускользает. И чтобы помочь нашим близким, и, может быть, кто-то и себе будет помогать, мы должны разобрать, раскрыть, что происходит с пьющим человеком, что происходит с запойным алкоголиком, почему снова и снова, как говорится, люди «срываются». Павел, скажите, вот был у человека запой, вывели его из запоя, он сказал, что все, больше этой дряни не будет. Проходит месяц, проходит другой, иногда третий, сколько получится, - и привет! И все в недоумении, а он сам, если его спросить, ничего связать не может. Пока он пьяный, то говорить без толку, а когда он трезвый, то не склонен даже говорить. Вот расскажите нам, пожалуйста, механизм этого ужасного, порочного такого круга.
- Да, я сейчас хотел сказать именно этим термином. Это «порочный круг», действительно. Ну, надо сказать, что это тема обширная, сразу же, и запои бывают разные, и ремиссии, и длительности между ними, светлые промежутки – тоже абсолютно разные. Вот если брать, скажем, точку отсчета именно конец запоя, то человек из него выходит, намучавшись. Физически, психологически, нравственно, духовно. Т.е. его обуревает масса чувств. Это и чувство вины, и душевной боли, и стыда, и чувство собственной неполноценности. И, выходя в трезвое состояние, он чувствует некоторое облегчение и надежду, что это позади, что это состояние позади на какое-то время. Месяц, два, как Вы сказали… Разные могут быть сроки. Он живет с памятью о том, что это было, и тешит себя надеждой, что этого больше не будет. Вот эта надежда его поддерживает.
- Хорошо, а что же она дальше перестает его поддерживать?
- Она пропадает, потому что те самые чувств, которые он испытывает во время запоя, в конце запоя – вина, жалость к себе, все эти разрушительные чувства и эмоции, на самом деле они родились намного-намного раньше и преследуют его всю жизнь. И это еще одна иллюзия. Алкоголизм из одних иллюзий и состоит, можно так сказать… И это – иллюзия, что он от них избавился. Потому что это в структуре его личности. Эти чувства, от которых он избавился, когда вышел из запоя, эти же чувства его ввергают и в запой. Почему это «порочный круг»? Чтобы от них избавиться, они снова к нему приходят, они снова его посещают, и самое лучшее средство от них избавиться – им же давно проверенное, испытанное и помогает прекрасно. Это алкоголь.
- Как антидепрессант.
- Да, универсальный транквилизатор на какой-то момент. Почему и относится к области наркологии. Однокоренное слово – «наркоз».
- Анестезия. Обесчувствование.
- Да. Потому что растет напряжение вот этих чувств, оно становится невыносимым, и человек вводит себя в наркоз, обезболивает. Душевно он себя обезболивает.
- Ну, в таком случае, исходя из Ваших слов, мы видим, что вопрос чисто психологический.
- Да, абсолютно верно.
- Наркология… Вот это начало употребления алкоголя в тот момент, когда его нельзя употреблять – импульс психологический, а не физиологический. Ну, тут, может, повод какой-нибудь, кто-то предложит этот стакан… Так его никто не предлагает, он сидит себе, не знает, что делать, а потом друзья говорят: «Да ладно, да рюмку только выпьешь, тебе ничего не будет!» И он на это соглашается. Это я знаю, это мы видим, эти вещи. И часто они, эти несчастные алкоголики, действительно несчастные, я употребляю это слово без всякой задней мысли, они потом обвиняют: «Я тут ни при чем, это Вася, он тут споил меня!» Но, как Вам кажется, можно ли удержать алкоголика от падения в этот страшный порочный круг, просто изолируя его от среды себе подобных? Иногда так рассуждают, например, родители по отношению к своим детям или супруги по отношению к мужьям. «Вот только не ходи туда, в гараж, и все будет в порядке!»
- Гараж – зло!
- Да, гараж – зло, и действительно из гаража возвращаются уже – и все.
- Да, вот тут мне вспомнился один рассказ Джека Лондона, когда капитан корабля пытался избавить от зависимости одного человека, насильно. Он взял его в плавание без капли спиртного и заставил все плавание чистить ржавые цепи до блеска. И там описана вся буря эмоций, которую переживал этот человек, как он ненавидел и себя, и капитана, и эти цепи, потом все это перешло в жалость к себе, в слезы, и он столько этапов проходит. Но заканчивается там все счастливо – он высаживается на берег, пройдя все эти стадии и не ощущая никакой потребности выпить. Есть в этом доля правды, конечно, но в действительности никого нельзя изолировать.
- Вот в том-то и дело. Почему я и спросил Вас. Риторический вопрос. Ответ отрицательный?
- Да. Изолировать – это не выход. Человек и в изоляции остается самим собой. С тем багажом психологических проблем, поломок, неустройства внутреннего, которое и ведет его снова в срыв.
- Ну, видите, как священник я могу сказать, что психологические проявления мы видим, но в практике пастырской работы как-то принято у нас быть очень оптимистичными в этом направлении. Сказать, что вы, друзья, следуйте дорогой Христа, исповедуйте ваши грехи, признайте себя виновными. Чем нам близка эта позиция алкоголиков? Да, я алкоголик, да, я грешник. Практически одно и то же. Ну, и Господь дает нам возможность не возвращаться в свою грязь. Идите, идите за Христом. Ну, это магистральная линия такая, понятная, но, к сожалению, работает далеко не всегда. Вот у Вас есть какой-то опыт, может быть, именно по отношению к христианскому, прямолинейному ходу. Не хочешь пить – бросай, тебе Господь поможет! Все. Исполняй Его волю. В двух словах скажешь, но, понятно, что жизнь, она сложнее.
- Мне нравится этот подход, потому что алкоголики – люди безответственные, надо прямо сказать. В отношении зависимости. Он может быть ответственным на работе, допустим, еще в каких-то делах, но все, что касается спиртного – вся воля пропадает. И какая-то дисциплина им нужна. И этот подход даст им эту дисциплину. Но не только он. Не только он, дело в том, что алкоголь – это просто симптом, верхушка айсберга, а сами точки, проблемы, если их обозначить, работают именно с ними, как раз таки. Что заставляет человека пить? И именно эти точки являют собой те душевные моменты, психологические поломки, расстройства, которые человек вынес из детства, за всю свою жизнь и так далее. Решение этих проблем с психологом, с психотерапевтом, наркологом ведет к тому, что человек в процессе работы, успешной работы, и у него, как минимум, удлиняются периоды трезвости.
- Ну, да, но нам хотелось бы, конечно, всем не просто удлинять… В этой парадигме православной, христианской и православной, речь не идет об удлинении, а чтобы сказать – все! Я аналогию могу привести, правда, не с алкоголем, а с сигаретами. Иду я по храму, у нас храм был большой, монастырский, сидит священник, разговаривает с женщиной. Подзывает меня и говорит: «Знаешь, отец Макарий, что случилось? Я решил бросить курить!» У меня там челюсть отвисла, я же знаю, что он никогда не курил. И дает мне пачку сигарет и говорит: «Вот, иди, выкинь ее. Или сам покури, или выкинь. А мне она больше не нужна». Ну, я сразу сообразил, в чем дело. Вот так они с этой женщиной, в кавычках или без кавычек, бросили курить. Он говорит: «Хотите бросить курить? Давайте! Давайте сигареты, сейчас отдадим священнику, больше нет их у вас, все. Вы больше не курите». Вот такого рода кавалерийский наскок.
- Тут речь о мотивации уже.
- Ну да, но в этот момент это не была мотивация. Совершенно не было никакой уверенности, что завтра же эта женщина не пойдет в ближайший ларек и не купит еще пачку сигарет. Так примерно и с алкоголиком, вот у меня мысль какая. Есть ли какая-то возможность или стратегия, чтобы провести жирную черту и сказать «Все! Дальше – ни шагу!»? Вот в чем задача наша, понимаете?
- Но человек сам для себя проводит неосознанно эту черту, когда лишается многого в жизни. Семьи там, и т.д. Трагично, конечно, это трагичные моменты, но они порой приносят пользу, надо признать. Но, главное, чтобы человек не был один, он должен быть информирован и он должен быть уверен, что будет помощь ему, если он решит наконец-то избавиться от спиртного, бросить пить.
- Как Вы говорите «если он решит».
- Если решит. А в другом случае мы говорим, что перед нами алкоголик, человек пьющий, с абсолютным отсутствием критики к своему состоянию, к своей болезни, который говорит: «Я алкоголик? Да ну что вы! Я 15 раз в наркологии лежал, потому что в первый раз у меня нервы сдали, во второй раз скорая ошиблась квартирой… И так далее.
- Да, друзья подставили… Я ни при чем.
- Да, я вообще спал. И все в таком духе. Как провести черту? Это действительно большой вопрос.
- Верно. Понимаете, здесь у нас немного ассиметричная ситуация, потому что если я, священник, имею дело с алкоголиком, я уже говорю: «Да! Вы православный? Да. Вы верите Господу? Да! А раз верите Ему, значит выполняйте Его волю. Все!» А дальше поддержка ему идет, какая-то подпорка. Я думаю, я надеюсь, если такой человек сохраняет православный образ жизни, регулярно исповедуется, регулярно в церкви, то вот этот вот первоначальный импульс, как Вы сказали, освобождение от психологического давления, от психологических дефектов, оно должно уйти не вниз, а, наоборот, вверх. Укрепиться в нем.
- Это имеет, как ни странно, свой терапевтический эффект для них. Абсолютно резонно, да-да.
- Ну, что же, это оптимистичная нота. Будем считать, есть результат нашей беседы.
- Результат есть. Я надеюсь, что он будет в прогрессии.
- Главное, чтобы был результат там, у наших зрителей и слушателей. Спасибо!
- Спасибо Вам.

Психолог, врач-нарколог Павел Малахов и Иеромонах Макарий Маркиш

"post

Посмотреть предыдущие комментарии
22 марта 2017 в 00:23
22 марта 2017 в 03:52

Димитрий, спасибо за ссылку, я даже не знала, что существует такой сайт, очень понравился!

22 марта 2017 в 08:47

Димитрий, Часто Достоевского разбирают без контекста веры и православия. Хорошо бы на этом сайте было не так.

22 марта 2017 в 10:26

Димитрий, благодарю Вас за эти ссылки! Полезнее информации давно не получал!
Сам я сильно зависимый и ужасно ленивый... И только с Божией помощью, если Господь укрепит меня в деле сем, возможно и я смогу выбраться из этой ямы самообмана, самонадеянности, саможаления и самообольщения.
Спаси, Г...

Развернуть

22 марта 2017 в 16:12

Спаси Господи!

22 марта 2017 в 16:38
Ангелина# 22 марта 2017 в 08:47

Димитрий, Часто Достоевского разбирают без контекста веры и православия. Хорошо бы на этом сайте было не так.

Ангелина, в данном случае интересен разбор этого конкретного типа зависимого человека, а не писательский гений Фёдора Михайловича.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество

    Елицы.Записки

    Сообщество