Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святыня – это материальный образ присутствия Божьего царства в человеческой истории.
Так всегда святыня и воспринималась в религиозном сознании людей. И потому перед святынями поклонялись и отправлялись в паломничество по святым местам в самые тяжелые моменты истории и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Александр Суворов - в самые судьбоносные моменты истории.
И Господь слышал молитву и помогал.
1 станция Виа Долороса. Претория - Место суда над Спасителем
Ощутить атмосферу евангельской эпохи, а именно того момента, когда происходил суд над Иисусом Христом, можно прямо на месте событий. Им принято называть Преторию (лат. pretorium) – официальную резиденцию римских прокураторов в Иерусалиме.
По традиции считается, что ранее она располагалась в крепости Антония, построенной царем Иродом в честь римского военачальника Марка Антония. Это сооружение находилось по соседству с Иерусалимским иудейским храмом. Здесь же находилась и Темница Христа.
В наше время, неподалеку от купальни Вифезда, за которой крепость берет свое начало, возвышается одна из арок ворот Претории, носящая название «Ecce Homo», что с латинского переводится как «Вот человек!». Эта фраза, ставшая крылатой на многие столетия, принадлежит прокуратору Понтию Пилату. Он адресовал ее измученному Иисусу Христу, которого вывел к народу на осуждение. Камни, на которых они тогда стояли, впоследствии были перенесены как раз к месту, где располагается эта арка.
Именно сюда, в резиденцию римского прокуратора, представители духовенства и иудейские начальники привели связанного Спасителя на оглашение его смертного приговора. Однако никто из них не решился войти внутрь. Все побоялись быть оскверненными присутствием в жилом здании язычника накануне Пасхи. Тогда перед ним была организована открытая площадь, на которой судьи и оглашали приговор римскому пленнику. Это место получило два названия: «Лифостратон» - от греческого «Каменный мост» и «Гаввафа» - от еврейского «Мостовая».
Некоторые из каменных плит, которыми была вымощена площадь, сегодня хранятся в католическом францисканском монастыре «Ecce Homo». По рисункам, сохранившимся на этих камнях, можно воссоздать жестокое развлечение, которое пользовалось большой популярностью у римских воинов, называвших его игрой «в царя». В данной забаве использовалось несколько нарисованных символов – корона, меч и греческая буква «бета» (с которой начиналось слово «Василевс» - царь»).
Смысл игры заключался в следующем: среди заключенных воины выбирали себе жертву «в цари», облачали ее в багряную одежду, похожую на царскую, надевали ей на голову шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Получившемуся «царю» оказывались всяческие насмешливые почести. Затем его убивали. Данное развлечение по своему сценарию очень схоже с тем, что пришлось пережить Иисусу Христу. Насмехаясь над Ним, солдаты кричали: «Радуйся, царь иудейский!» После чего сняли с Него карнавальное одеяние, приказав Ему надеть свои лохмотья, и тут же повели Его на казнь. Не каждый смертный смог вы вынести такое унижение. Но у Сына Божьего была цель – искупить своими страданиями грехи всего рода людского.
Согласно второй версии, подтвержденной многими историками и архелогами первого десятилетия XXI века, Претория располагалась не в крепости Антония, а совсем в другом построенном царем Иродом здании – в его дворце с солдатскими казармами. Хотя, действительно, в те годы именно эти две точки контролировались римскими военными.
Нахождение в крепости Антония римского наместника является маловероятным, впрочем, как и свершившейся на ее территории судилище. Установлено, что главная башня этого сооружения, скорее всего, исполняла роль наблюдательного пункта. Ее габариты (90х40 метров) с легкостью позволяли вести слежку за монахами в Иерусалимском иудейском храме. К тому же, помещения крепости были слишком маленькими для того, чтобы здесь могли одновременно сосуществовать правительственные чиновники и легионеры.
Между тем, дворец Ирода на тот момент был самым восхитительным по красоте после Иерусалимского Храма сооружением, к которому прилегали обширные сады и военные казармы. А раз так, значит, именно это здание являлось резиденцией римского прокуратора, здесь же располагалась и Претория, где судили Спасителя. Его территория была огорожена мощными стенами с тремя башнями, которые носили названия «Гиппикус», «Фазаэль» и «Мариамна». На сегодняшний день сохранилось основание только одной из них. Постройка, которую над ней сделали турки, получила название «Башня Давида». От самого дворца Ирода остались только развалины и ступенька его крыльца.
Какой из этих версий верить – это сугубо личное дело каждого паломника. Ясно лишь одно: если вы решили до конца разобраться в этом вопросе, то лучше всего посетить обе достопримечательности, где возможно судили Иисуса Христа – в крепости Антония и на месте развалин дворца Ирода. Увидев все собственными глазами и внимательно выслушав гида, вы сами сможете сделать какие-то выводы, ну, и, конечно же, прочувствовать события тех времен. Интересной экскурсии!
10 станция Виа Долороса. Место снятия одежд с Христа и их деления
Место снятия одежд с Христа находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Также именуется оно 10 станцией Крестного Пути Спасителя - Виа Долороса (Via Dolorosa).
При входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. В псалтири можно найти об этом моменте пророческие слова царя Давида: "Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий". Так же, Святое Евангелие повествует о том, как римские солдаты делили его одежды на этом месте: "И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники..." (Лк. гл. 24, 34-35)
Далее следует 11 станция Дороги Скорби, место, где Спасителя прибивали ко Кресту.
Гроб Господень
Гроб Господень расположен внутри Кувуклии (Часовня Гроба Господня), которая стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды.
Пещера Гроба Господня на высоту чуть выше человеческого роста обложена белым мрамором. В этой пещере и находится каменный выступ, три дня служивший Спасителю смертным ложем. Отсюда Он воскрес во искупление грехов человеческих и для воссоединения людей с Богом. Апостолы и святые отцы церкви свидетельствуют, что при воскресении Иисуса Христа гроб Его осветился невещественным светом. Гроб Христов расположен справа от входа. Он покрыт каменной плитой, на которой высечено изображение Иисуса Христа с вытянутыми руками. Тут же стоит серебряный ковчег, в который вложен Символ веры на греческом языке. Само погребальное ложе Спасителя сейчас не видно, оно покрыто мраморной плитой, которую положила царица Елена, чтобы никто не касался священного одра. В плите сделаны отверстия, через которые паломники и прикладываются к трехдневному ложу Спасителя; кроме того, верхняя часть плиты посередине расколота, и священное предание рассказывает об этом следующее: Однажды турки захотели получить этот мрамор для своей мечети, но Ангел провел по ней знак, после чего плита треснула, сразу потеряв для турок всякую ценность. По другой версии сами христиане распилили эту плиту, чтобы отвлечь от нее внимание турок.
Над святым гробом поставлена икона с образом Воскресшего Иисуса Христа; вокруг много древних икон в богатых окладах, еще больше свечей, и вся мраморная плита уставлена подсвечниками с горящими лампадами и вазами с цветами. Часовню Живоносного Гроба Господня покрывает малый купол, обитый оловом; купол поддерживают 12 златоглавых столбов, а под ними более 50 золотых и серебряных лампад спускаются со свода, освещая Кувуклию. Лампады принадлежат четырем конфессиям: православным, армянам, католикам и коптам. Одновременно в этом приделе могут находиться не более 3-4 человек; каждого входящего монах окропляет освященной ароматной водой. Низко склонившись, приникают паломники к неиссякаемому Источнику утешения, принося бремя своих скорбей и страданий к подножию Гроба Спасителя мира, раскрывают тайны души своей и смиренно просят милости Божьей. Окон в Кувуклии нет, а в северной и южной стенах устроены отверстия, через которые патриарх в заутреню Пасхи раздает через епископов пучки свечей с благодатным огнем Господним. Выходят из придела пятясь, чтобы лицо человека оставалось обращенным к Гробу Господню.
По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам.
Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов.
Кувуклия (8, 3х5, 9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2, 07х1, 93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3, 4х3, 9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем ). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Гроб Господень – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года.
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел.
Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.
Кожаный пояс Господа нашего Иисуса Христа
В Ахене хранятся три святыни, которые находятся в позолоченных реликвариях, украшенных жемчугом, драгоценными камнями и горным хрусталем:
Кожаный пояс Господа нашего Иисуса Христа;
Тканый пояс Пресвятой Богородицы;
Частица веревки, которой был привязан Спаситель к столбу бичевания.
Место явления Ангелов жене помора. Секирная гора.
В 3 километрах от Савватьевского скита, основанного на месте, где располагались келья преподобного Савватия и келья преподобного Германа, и в 12 километрах от Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря с его святынями, расположено чтимие место православного паломничества, обязательно посещаемая пилигримами и туристами. Это гора Секирная, которую величает Свято-Вознесенский скит Соловецкого монастыря.
История горы:
Секирная гора была названа в честь чудесного события о светлых Ангелах, которые явились и высекли вицами (розгами) жену помора, который на Соловецких островах ловил рыбу и косил сено, но не позволял это делать монахам и хотел изгнать иноков. Но случилось чудо – двое светлых юношей предстали перед женой рыбака, высекли ее и изгнали горы, говоря при этом, что этот остров предназначен для иноков. Рыбаки спешно покинули остров и стали относиться к преподобным с большим уважением.
В XIX веке у подножия Секирной горы был поставлен камень (не сохранился) с надписью, рассказывающей об этой истории.
Место, где стоял Христос во время осуждения - Лифостратон (Гаввафа)
Лифостратон (по греч. - гаввафа) - это почитаемая православная святыня и представляет собой каменный помост перед дворцом римского прокуратора в Иерусалиме, на котором производился суд. Упомянут в Евангелии от Иоанна, и в переводе означает «вымощенный камнем».
Лифостратон сохранился в целости ниже уровня современного города под рядом монастырей и храмов. Наибольшую его часть можно наблюдать в подвале монастыря Сионских сестер. Там можно увидеть неровные старые плиты помоста, желоба для стока дождевой веды, с насечками, чтобы не скользили ноги коней, с грубо начертанными кругами для игры в кости в часы досуга солдат-преторианцев.
Край этого помоста выходит за пределы католического монастыря Сионских сестер и принадлежит православным в смежном здании. В этом же здании находится римская тюрьма Претории, в которой содержался Варавва и его единомышленники, а недолгое время перед римским судом был в заключении и Господь наш Иисус Христос.
Плиты Лифостротона несут подлинную летопись жизни, протекавшей на них два тысячелетия назад. Сохранились желобки для отвода воды; насечка против скольжения конских копыт. Это древние камни Иерусалима времени Иисуса. На них даже можно увидеть выбитые на камнях мостовой "сетки" для древней азартной игры в кости, за которой частенько коротала время городская стража. В такую же игру римские солдаты разыграли одежды Иисуса.
Информация о проекте
«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).
Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.
Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.
Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.
Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».
По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru





