Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святыня – это материальный образ присутствия Божьего царства в человеческой истории.
Так всегда святыня и воспринималась в религиозном сознании людей. И потому перед святынями поклонялись и отправлялись в паломничество по святым местам в самые тяжелые моменты истории и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Александр Суворов - в самые судьбоносные моменты истории.
И Господь слышал молитву и помогал.
Источник Пресвятой Богородицы
Одним из самых почитаемых мест в православном мире является Источник Пресвятой Богородицы. Именно здесь Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о том, что она скоро родит Иисуса Христа – Божьего сына и Спасителя всего человечества. В Евангелие это событие вошло под названием Благовещение. Колодец источника находится в городе Назарете, глубоко в крипте Храма Благовещения, который был сооружен на месте греческой церкви Архангела Гавриила, построенной еще императрицей Еленой. Однако обо всем по порядку…
***
На сегодняшний день нет точного жизнеописания Девы Марии. Все исторические источники дают о ней самую разрозненную информацию. Существует две наиболее популярные версии ее происхождения. Первая говорит о том, что Мария состояла в родстве с Елизаветой, женой праведника Захария, чьим потомком был апостол Левий Матвей. Согласно второй, родословная Марии, как и Иосифа, происходит от другого ученика Иисуса Христа – Иуды Кариотского.
Проживала Мария со своими родителями в городе Назарете в Галилее. Однажды, уже будучи обрученной, она отправилась за водой к источнику, где встретила Архангела Гавриила. Он спустился с небес для того, чтобы объявить ей радостную весть о том, что она скоро станет матерью Миссии, которого все так долго ждали. Когда суженный Марии, Иосиф, узнал о том, что ребенок в ее чреве зачат посредствам Святого духа, то очень испугался. Тогда Архангел Гавриил явился к нему во сне и успокоил его. Проснувшись, Иосиф сделал все именно так, как посоветовал ему божий посланник. Он женился на Марии и привел ее в свой дом, но избегал с ней близости до рождения ребенка. Появившегося на свет сына он назвал Иисусом.
Интересно, что когда Мария узнала от Архангела Гавриила о том, что Елизавета, прежде бесплодная, тоже чудесным образом забеременела, то решила немедленно навестить ее. Для этого она отправилась на родину Иуды, в город Кариот, где и проживала ее родственница вместе со своим мужем Захарией.
Спустя три месяца Мария была уже дома, но насладиться уютом семейного очага не получилось. По приказу императора Августа в стране началась перепись населения, поэтому ей с Иосифом пришлось возвратиться в город Вифлеем, откуда они оба были родом. Прибыв в пункт назначения, супруги обнаружили, что ни в одной из гостиниц нет свободных мест. Единственным выходом для них было обосноваться в пещере для скота. Именно здесь и родился Иисус Христос, первой кроваткой для которого стала кормушка для домашних животных. На восьмой день своей жизни новорожденный прошел обряд обрезания. После этого к нему пожаловали волхвы с почтением и дарами. В это время царь Ирод, узнавший о появлении Мессии, приказал перебить всех младенцев в Вифлееме. Семье пришлось срочно бежать в Египет. В Назарет они вернулись только после кончины жестокого правителя. Тем временем жители города так и продолжали пользоваться источником.
***
Как уже было сказано выше, источник известен в первую очередь тем, что к нему за водой ходила Дева Мария, а также свершившимся здесь Благовещением. Он сохранилась до наших дней, и любой паломник может увидеть своими глазами каменную чашу, куда стекается чистейшая вода из источника. Это место считается святым не только у христиан, но и у мусульман, в народе его называют «Колодцем Марии». Небольшой колодец, построенный над источником, является символом Назарета и даже изображен на гербе города.
Это уже пятое сооружение на этом месте с библейских времен. Сам источник, из которого уже тысячи лет бьет чистейшая вода, находится в 150 метрах от колодца и протекает под Храмом Благовещения. Несмотря на то, что сооружение, из которого течет вода называют колодцем, оно по своей сути таковым не является. При этом называться «колодцем Марии» оно стал только с середины 17 века.
Впервые так называемый колодец был здесь построен еще в период правления крестоносцев – в 13 веке. Воду к нему направляли по специально построенному каналу. Есть предположения, что это было сделано потому, что в те времена церковь принадлежала православным, и преимущественно католическое население Назарета там не могло брать воду. Как подтверждают исторические документы, выход воды их источника был очень красиво оформлен: там были колонны и скульптура львиной пасти, у которой изо рта лилась вода. Именно с теми временами связаны и легенды об источнике. Так, например, в одной из них говорится о том, что Иисус однажды принес из него домой воду в полах одежды, Мария же посчитав ее грязной, отказалась ее взять. И тогда Иисус вылил ее на землю, и именно в этом месте появился фонтан. На самом же деле, есть подтверждения тому, что Мария воспринимала воду, как чудо и не могла от нее отказаться. Еще есть легенда о том, что в источнике Мария стирала одежду своего сына и впоследствии он Сам брал здесь воду и носил ее домой.
Во все времена вода из этого источника считалась священной – паломники набирали ее здесь и везли к себе на родину.
В 13 веке, несмотря на то, что Церковь Благовещения была разрушена мамлюками, колодец источника использовался. Впоследствии, в 14 веке, разрушители сами же ее и восстановили. При выходе из церкви был поставлен саркофаг, он использовался для накопления воды, часто здесь поили животных. Недалеко от колодца также были построены бани, и скорее всего, там также использовалась вода из источника.
В 1838 году в Назарете побывал священник и исследователь Писания Э. Робинсон, он отмечает в своих воспоминаниях, что видел у колодца источника большую толпу женщин с кувшинами и слабый ручеек воды, который выливался в саркофаг, поставленный мамлюками.
Спустя короткое время в этих местах также путешествовал известный тогда художник Д. Робертс, на его картинах можно увидеть, что к тому времени у колодца была уже только одна стена, остальные три были разрушены. Интересно также описание Пресвятого источника писателем Марком Твеном. Он отмечает в своих записях, что женщины десятками собирались у источника и набирали воду. Они по мнению писателя, были нехороши собой, громко смеялись и вели себя вызывающе. Одеты они были в бесформенные изношенные до дыр балахоны, при этом на руках у них красовались медные браслеты.
В начале 20 века, в 1911 г. на источнике была замена система подачи воды. Были положены металлические трубы, что увеличило напор воды.
Когда в Назарете был проведен централизованный водопровод, в середине 20 в., источник перестал выполнять свое первоначальное предназначение, и стал просто туристической достопримечательностью. В месте, где стоял колодец, была поставлена его обновленная копия.
Не так давно, в 1999 году, когда праздновалось 2000-летие христианства, была отреставрирована и восстановлена площадь у храма. Также, бетонная копия источника, созданная в конце 19 века, была заменена на новую, каменную, при этом максимально соответствующую первоначальному виду колодца.
***
Храм Благовещения, также известный под названием Храм Архангела Гавриила, под которым протекает источник Пресвятой Богородицы, на сегодняшний день является крупнейшим собором на Ближнем Востоке. Его купола видны еще не доезжая до Иерусалима. Относится церковь к Ордену францисканцев.
В 1964 году святыня получила от Папы Римского Павла VI звание «малой базилики». Безусловно, это придает ей особой статусности не только среди католиков и представителей других вероисповеданий. Ежегодны здесь можно увидеть толпы паломников со всего света, желающих окунуться в прошлое. А оно у храма богатое…
Первая церковь Архангела Гавриила появилась на этом месте в IV веке при императрице Елене, которая таким образом хотела отметить источник, где произошло памятное событие библейских времен. Через три столетия она была разрушена мусульманами, захватившими Палестину.
Следующий храм возник здесь в 1102 году, после взятия крестоносцами Назарета. К тому времени в ней уже служили монахи из францисканского ордена.
В очередной раз обитель подверглась разрушению в 1260 году, когда в ходе кровавого сражения власть в городе перешла мамлюкскому султану Египта и Сирии Бейбарсу I. Что же касается ее обитателей, то они были изгнаны из Назарета.
Окончательно вернуться францисканцам в город разрешили только спустя 350 лет! Все это время источник оставался нетронутым и сохранил чистоту своих вод. На руинах былой церкви монахи соорудили крохотное святилище. А еще почти через столетие им дали разрешение возвести здесь новую церковь.
В 1954 году храм полностью перестроили. Процессом руководил итальянский архитектор Джованни Муцио. Но сперва на месте прежней обители были проведены археологические раскопки, результаты которых представлены в нынешней базилике.
Современный Храм Благовещения был построен в 1969 году на той же земле, над источником, где ранее стояла византийская обитель, а потом церковь времен крестоносцев.
На данный момент святилище представляет собой двухуровневое здание, на нижнем этаже которого располагается Грот Благовещения с Пресвятым источником. Центральные двери храма украшены изображениями, повествующими об основных моментах из жизни Богоматери.
На одной из внутренних стен обители имеется знаменитая фреска «Благовещение у источника». Здесь нужно кое-что пояснить. Считается, что Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о скором рождении сына именно у источника. Собственно, отсюда и название художественного творения. На самом деле в этом месте она просто увидела божьего посланника. С радостной вестью он пришел к ней уже в Гроте - дом, где она жила.
Пройти к храму можно по узкой арабской улочке со множеством сувенирных магазинов и закусочных.
***
Осталось разобраться с тем, что представляет собой город, в котором находится Источник Пресвятой Богородицы и Храм Благовещения.
Назарет, по своей значимости, занимает третье место после Иерусалима и Вифлеема. В то же время это самый христианский израильский город и единственный, где выходным днем считается воскресенье. Кроме того, именно здесь, по преданию, случилось одно из самых главных библейских событий – Благовещение, а источник возле которого это произошло даже изображен на гербе города! В этом же городе прошли детские и юные годы Иисуса Христа, из-за чего его впоследствии стали называть «назарянином».
Когда именно был основан Назарет не известно. Первые упоминания о нем имеются в Евангелие. Некоторые археологи утверждают, что ранее на его месте существовало немногочисленное крестьянское поселение, занимающееся сельским хозяйством. Ясно одно - в дохристианское время это место не имело никакого значения для верующих. Чего не скажешь о нынешнем городе.
Сегодня в Назарете находится национальный парк Сепфорис, в котором паломники могут посетить древний иудейский город Ципори, дом Девы Марии, крепость крестоносцев и многие другие достопримечательности. Главным его строением является Храм Благовещения с расположенным под ним источником. Неподалеку от города - гора Фавор, где произошло Преображение Господне, и деревня Наир, в которой Иисус сотворил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадебном торжестве.
Состоит город из двух уровней – Нижнего Назарета и Верхнего Назарета. Первый считается историческим и населен в большей степени мусульманами (70%), остальную часть (30%) составляют арабы-христиане. Именно здесь и находится источник. Долгие годы Нижний Назарет старался жить обособленно от Верхнего, однако в последнее время все изменилось – наблюдается их сближение.
***
Источник Пресвятой Богородицы – святыня, заслуживающая особого внимания. Ведь именно рядом с ним произошло одно из самых важных евангельских событий. Побывав здесь однажды, вы, наверняка, проникнитесь безграничной духовностью этого места и захотите вернуться сюда еще ни один раз!
Пещера прав. Лота, племянника патр. Авраама
Одной из почитаемых в православии святынь является пещера Лота. Как это ни удивительно, но ее появлением христиане обязаны печально известной истории о Содоме и Гоморре – городах, которые Господь решил испепелить за царящий в них разврат и жестокость. Лота, единственного праведника, вместе с женой и двумя дочерьми, Ангелы по воле Божией вывели из охваченного огнем Содома, попросив их ни в коем случае не оборачиваться назад. Не смотря на это, супруга Лота, нарушила запрет, после чего сразу же превратилась в соляной столп. По форме он напоминает человеческую фигуру и находится рядом с пещерой Лота.
Что касается Лота с детьми, то они спрятались в пещере, расположенной на высоком холме. Именно здесь дочери вступили в половую связь со своим отцом с целью забеременеть, предварительно напоив его до потери рассудка. Решиться на такой отчаянный шаг их заставила полная уверенность в том, что огонь, разрушивший Содом, одновременно уничтожил и все человечество.
На прилегающей к пещере Лота территории находится монастырский комплекс, возведенный у подножия холма в честь праведника еще византийцами. Он включает в себя действующую обитель, а также жилые и служебные помещения для монахов и гостей – паломников, а также несколько усыпальниц.
Кроме того, у подножия холма, на котором располагается пещера Лота, стоит красивейшая церковь, построенная в византийский период. Со времен средневековья здесь сохранился живописный пол, искусно выложенный мозаикой. Помимо красивых узоров на нем можно увидеть надписи, среди которых есть упоминание и о Лоте.
Пещера Лота – это уникальный памятник древней архитектуры, находящийся на территории Иордании, и позволяющий большому количеству паломников со всех уголков мира взглянуть заново на библейские истории. Не упустите и вы шанс побывать в этом уникальном месте! Христиане, уже сделавшие это, затем ощущает несравнимую ни с чем благодать и умиротворение. Еще бы, ведь здесь когда-то жил сам Лот – последний из оставшихся праведников Содома. Оказавшись в его укрытии, люди, сразу же находят путь для решения своих проблем. Кто знает, может быть тоже самое случится и с вами?
7 станция Виа Долороса. Порог Судных врат
Всегда очень волнительно оказаться на месте, где вершились судьбы людей. Одной из таких достопримечательностей для православных паломников является Порог Судных Врат. Эта христианская святыня находится в пределах Александровского подворья в исторической части Иерусалима, и представляет собой брус в нижней части проема древнейших ворот. Говорят, что две тысячи лет назад через них переступал Спаситель, идущий на казнь. Именно здесь Он сделал седьмую остановку во время своего Крестного пути (Виа Долороса).
Нынешней стены, отделяющей с западной стороны Старый Иерусалим от Нового, в евангельские времена не существовало. Тогда она проходила на востоке и имела ворота, которые в народе прозвали «Судные врата». Возле них осужденным на казнь провозглашался окончательный и бесповоротный приговор – отсюда и такое название. Построил стену иудейский царь Езекия перед самым наступлением на город ассириан еще в VIII веке до Рождества Христова. Через два столетия ее восстановил Нехемья, наместник Иудеи под властью Персии. Именно в том виде, который стена получила при нем, и видел ее Иисус Христос, когда проходил через Порог ворот.
С 1858 года на месте бывшей стены начались археологические раскопки, в которых принимали участие ученые со всего мира. Их первой находкой стали пропили и остатки колонн Константиновской базилики, построенной в 335 году. Также была обнаружена большая комната длиной почти 15 метров, и шириной в 5, 5 метров.
И вот, спустя 25 лет русские археологи наткнулись на Порог древних городских ворот. Первым, кто предположил, что через них переступал Мессия во время своего пути на Голгофу, был архимандрит Антониан (Капустин). Позднее он сам оспорил свою гипотезу. По его словам, петлицы найденных ворот были очень мелкими и могли быть сделаны только из дерева. Деревянные же затворы для городских дверей тогда нигде не делали.
Надо сказать, что к моменту обнаружения Порога, территория, на которой он находился, была выкуплена Российской империей. В 1884 году, с целью уберечь найденную святыню, было принято решение о строительстве на этом месте Александровского подворья. Для реализации данной идеи Императорским Православным Палестинским Обществом были собраны средства со всех губерний страны. Однако решающее слово о строительстве «Русского места в старой части Иерусалима» было за чиновниками Османской империи. Получить одобрение от них удалось только в 1887 году.
Руководителем проекта был назначен первый уполномоченный Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, уроженец Перми – Дмитрий Дмитриевич Смышляев. На тот момент он также принимал участие в строительстве Нового (Сергиевского) подворья на Мейдамской площади. В 1889 году его сменил новый уполномоченный Обществом Н.Г. Михайлов.
Приглашение стать архитектором проекта получил известный на Святой Земле Георгий Франгья, за плечами которого уже был опыт в строительстве Сергиевского подворья в Иерусалиме и храма Святой Марии Магдалины в Гефсимании. В качестве подрядчика выступил православный грек Николай Г. Вальсамаки.
В 1887 году, 11 сентября, в Иерусалиме прошло торжественное мероприятие, посвященное закладке первого камня будущего Александровского подворья. Сооружение было построено всего за три года. Помимо всего прочего, в нем также начали обустраивать место для церкви. Вот только освятить ее долгое время не получалось – турецкое правительство не давало на это своего разрешения.
Кстати, завершить работу над проектом планировалось к 1890 году, в то время, когда цесаревич Николай Александрович планировал посетить Палестину и договориться с турецким султаном о строительстве церкви. В итоге эту поездку пришлось отменить.
Общая площадь готового здания Александровского подворья составила 1342 квадратных метров. Его освящение состоялось 5 сентября 1891 года. Церемония была проведена начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонианом (Капустиным) в присутствии уполномоченного Императорского Православного Палестинского Общества Н.Г. Михайлова.
Что же касается Порога Судных Врат, то он был огорожен с трех сторон красивой решеткой. Неподалеку от него на Иерусалимском камне водружено распятие. Здесь же, правее от святыни, установлены черные мраморные доски, на которые помещены фотографии и имена людей, чья деятельность пошла во благо Святой Земле.
Каменная чаша "Пуп Земли"
Всем известно популярная в наше время крылатая фраза «пуп Земли». Как правило, ее употребляют в том случае, когда хотят подсмеяться над людьми, считающими себя по неизвестным причинам центром какого-либо процесса. Это выражение, равно как и «краеугольный камень» прочно обосновались в словарном запасе жителей России, вот только немногие из нас знают историю их возникновения. А она, как ни странно, связана с условной централизацией Иерусалима на планете Земля.
Началось все еще в далекой древности, когда греческие христиане стали обозначать центр Земли в Палестине. Обоснований для этого, конечно, не было. Сделано это было для противопоставления уже существующего в то время омфалу (от греч. – «пуп») - центру языческого мироздания, для обозначения которого использовался камень, помещенный в храм Аполлона в Дельфах.
В талмудическом фольклоре говорится, что именно в центре иерусалимского храма находится алтарь, в котором хранится камень мироздания. По одной из версий - именно этот камень Создатель бросил в морскую пучину, с чего и началось сотворение мира, по другой – отгородил им сушу от водного хаоса.
Согласно преданиям, уже во время правления греческой царицы Елены, которая вела раскопки на горе Голгофе, христиане начали обозначать «пуп Земли» рядом с пещерой Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно православной традиции он и теперь там находится - посреди прямой линии, которая соединяет кафедральный собор и часовню под названием Кувуклия. Это местечко на Святой Земле считается спасительным для всех людей. Не мудрено, ведь именно здесь Бог создал первого человека Адама, здесь же человечеству была дарована надежда на прощение после грехопадения.
Для обозначения точного местоположения «пупа Земли», здесь установлена символическая небольшая чаша из желтого мрамора, внутри которой находится шар с крестом. Весит она настолько мало, что любой турист или паломник может спокойно передвинуть ее, или унести с собой, что, по слухам, однажды уже случилось. Чтобы такого больше не произошло, святыню на всякий случай приковывают цепью к полу храма. Только монахи, следящие за чистотой вокруг чаши, вправе передвигать ее во время уборки. Существует поверье, что как только они возвращают "пуп Земли" на прежнее место, на планету возвращается земное равновесие.
Кто и когда установил святыню на Святой Земле не известно. Интересно, что неподалеку от нее всегда можно увидеть ящик для сбора пожертвований и канделябр со многочисленными свечами. Остается загадкой и неизвестный никому обычай, согласно которому посетители Храма Гроба Господня обязательно прикасаются к ней «на счастье».
Кстати, по мнению некоторых исследователей, каменная чаша - это не единственное обозначение «пупа Земли» в мировой истории. Так, некоторые документы западных стран говорят о том, что некогда он имел форму столба или колонны. В XIX столетии центром Вселенной считали круглое отверстие на хорах церкви Святого Гроба. А многие представители ислама до сих пор верят в то, что «пуп Земли» - это люстра с крестовиной, висящая в греческого кафоликоне.
Весьма спорным остается вопрос и относительно его постоянного местоположения возле Храма Гроба Господня. В мире существует документ, датированный 700 годом, написанный епископом Аргулфом. В нем говорится, что в его время «пуп Земли» представлял собой высочайшую колонну, находившуюся к северу от Голгофы, посредине Иерусалима.
Мнение ученых сходится в одном: словосочетание «пуп Земли» - это такой своеобразный мифопоэтический символ центра. Испокон веков люди вкладывали в него важный смысл, в том числе и географический. Между тем подобных местечек на планете много. Понятие «пуп Земли» используется также в качестве символа всего новорожденного. Очень часто его представляют в виде священной горы или острова, выходящего из воды. В мифологии разных стран «пуп Земли» - это место встречи неба с землей или жилище богов.
Надо сказать, что обозначение центра Вселенной на Святой Земле присуще не одним христианам. Иудеи связывают с этим понятием гору Мориа, которая по традиции отождествляется с Храмовой горой на юго-востоке Иерусалима, в старой его части.
Большинство паломников не особенно почитают Храмовую гору, считая ее священной только для иудеев и мусульман. И они в этом глубоко заблуждаются. После того, как на Храмовой горе побывал Иисус Христос, он освятил ее своим присутствием. В период его жизни здесь собиралось огромное количество людей для совершения жертвоприношений (все знают историю об Аврааме и его сыне Исааке). Отсюда начал строиться царем Давидом и сам Иерусалим - центр Святой Земли. Кроме того, известность этому месту придает нахождение здесь «краеугольного каменя». В иудейских энциклопедиях говорится, что на него Всевышний и поместил весь мир на третий день творения.
Фигурирует данный камень и в Коране. Мусульмане признают в нем вершину той горы, с которой пророк Муххамед совершил «мирадж» (поднялся на небеса) из Мекки в Иерусалим и обратно. На южной стороне этого камня имеется отпечаток его стопы, а возле него на земле в специальной маленькой башенке хранятся три волоска из бороды пророка.
Добраться до «Пупа Земли» можно несколькими способами. Для самостоятельной поездки на общественном транспорте достаточно выбрать маршрут, ведущий к Храму Гроба Господня. Регулярные рейсы в те края совершает автобус под номером 73, который делает остановку возле башни Давида. После этого до центра Вселенной будет рукой подать. То же самое можно проделать на такси, либо арендованном автомобиле. Если же более предпочтительным является посещение святыни с гидом, тогда будет лучше примкнуть к направляющимся туда паломническим экскурсиям, которых на Святой Земле всегда огромное количество. Удачного путешествия!
Место, где Марфа встретила Господа перед воскрешением Лазаря
Неподалеку от гробницы праведного Лазаря находится место, где Марфа, вышедшая навстречу Господу, встретилась с Ним. Потом сюда же пришла и Мария, услышав, что Господь пришел и зовет ее.
Сохранился участок старой дороги из Иерихона в Иерусалим, проходившей здесь. По ней ступал и Спаситель. Рядом с дорогой был обретен камень с надписью «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых. Господь...» (далее текст обрывается).
Над камнем воздвигнута небольшая часовня. А рядом были обнаружены остатки древнего византийского храма.
Этот участок был куплен Русской Духовной Миссией в конце XIX века. Впоследствии он оказался в ведении Русской Зарубежной Церкви. Здесь также устроен замечательный пещерный храм, освященный в честь святителя Николая Чудотворца.
Дом св. прав. Вероники
Дом святой Вероники находится на пересечении улицы Крестного Пути Спасителя- Виа Долороса (Via Dolorosa) и улицы Эль-Байрам по направлению ко Храму Гроба Господня. Над дверью в стене – надпись на латыни: «Шестая станция».
На этом месте, почитаемом православными святыней, Иисус проходил мимо дома Вероники, она отерла кровь и пот с Его лица платком, на котором запечатлелось изображение Христа, называемый Спас Нерукотворный.
Св. Вероника (Береника), уроженка Кесарии Филипповой, была не кто иная, как та самая кровоточащая женщина, исцеленная Иисусом в Капернауме, о чем упоминается Матфеем (9:20-22), Лукой (8:43-48) и более подробно Марком (Мк. 5:25-34).
После исцеления, эта женщина поставила у себя дома в память об этом чуде статую, изображающую Иисуса и ее самое у ног Его. Евсевий Кесарийский в своей “Церковной истории” пишет: “Именно кровоточивая жена, которая, как нам известно из священных Евангелий (Мф. 9:20-23, Мк. 5:25-34, Лк. 8:43-48), получила исцеление своей болезни от Спасителя нашего, происходила, говорили, из этого города (Кесарии Филипповой ). Здесь и теперь еще указывают дом ее и сохраняют славные памятники благодеяния, оказанного ей Спасителем. На месте ее дома осталась колонна, вмурованная сейчас в стену, возле которой произошла встреча св. Вероники со Христом. Именно, перед дверями ее дома лежал высокий камень, и на нем поставлено медное изваяние женщины, с преклоненными коленями и с простертыми вперед руками, представляющей подобие молящейся. Против нее стоит из того же металла прямая фигура мужчины, красиво облеченного, в двойную мантию и простирающего руку к женщине. У ног его, на самом пьедестале, растет какая-то незнакомая трава, досягающая до подола медной мантии и служащая противоядием всякого рода болезней. Эта статуя представляет, говорили, образ Иисуса. Она сохранилась до нашего времени, и мы собственными глазами видели ее в бытность нашу в этом городе. Впрочем, нет ничего удивительного, что в старину облагодетельствованные Спасителем язычники делали такого рода вещи.
Эту статую видел также в 530 году архидиакон Феодосий, который посетил Кесарию Филиппову (Баниас), он пишет: “Оттуда была жена, которую Господь Христос избавил от тока крови, имя этой жены Мароза; там находится статуя Господа из электра, в церкви, построенной этой Марозой”. О статуе из бронзы в Кесарии Филипповой упоминает также и Виллибальд, посетивший это место в 20-х годах VIII века.
Итак, во время Страстей эта женщина вместе с другими людьми исцеленными Иисусом, смело отправилась к Пилату и просила за Него. В апокрифическом (IV век) Евангелии Никодима (Деяния Святой Троицы) так описывается эта свидетельница: “И некая жена по имени Вероника сказала: «Я истекала кровью двенадцать лет, и только края ризы Его коснулась – и остановился поток крови моей». Сказали иудеи: «Закон имеем – в свидетели женщин не брать»”.
Информация о проекте
«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).
Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.
Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.
Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.
Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».
По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru





