Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Никифоров Евгений Константинович

Председатель Православного братства «Радонеж», директор радиостанции «Радонеж»

— Верующему человеку очень важно видеть и ощущать вещественные свидетельства, хранящие тепло уст Божиих, целовавших подвиги святых угодников. Это нужно для постоянного напоминания, что святые – это реальные люди, которые жили среди нас, совершали свой жизненный подвиг в условиях подобных нашим. Это "критерий реальности", который помогает избежать опасного ухода в виртуальный мир благочестивых мечтаний. Этот проект поможет нам больше узнать об их жизни и подвигах, о той помощи, которую они оказывают людям сегодня.  Замечательно, что люди, которые хотят поехать поклониться тем или иным святыням, теперь могут получить всю информацию в одном месте и подготовиться к поездке.

Читать далее

Дом св. прав. Вероники

Дом святой Вероники находится на пересечении улицы Крестного Пути Спасителя- Виа Долороса (Via Dolorosa) и улицы Эль-Байрам по направлению ко Храму Гроба Господня. Над дверью в стене – надпись на латыни: «Шестая станция».

На этом месте, почитаемом православными святыней, Иисус проходил мимо дома Вероники, она отерла кровь и пот с Его лица платком, на котором запечатлелось изображение Христа, называемый Спас Нерукотворный.

Св. Вероника (Береника), уроженка Кесарии Филипповой, была не кто иная, как та самая кровоточащая женщина, исцеленная Иисусом в Капернауме, о чем упоминается Матфеем (9:20-22), Лукой (8:43-48) и более подробно Марком (Мк. 5:25-34).

После исцеления, эта женщина поставила у себя дома в память об этом чуде статую, изображающую Иисуса и ее самое у ног Его. Евсевий Кесарийский в своей “Церковной истории” пишет: “Именно кровоточивая жена, которая, как нам известно из священных Евангелий (Мф. 9:20-23, Мк. 5:25-34, Лк. 8:43-48), получила исцеление своей болезни от Спасителя нашего, происходила, говорили, из этого города (Кесарии Филипповой ). Здесь и теперь еще указывают дом ее и сохраняют славные памятники благодеяния, оказанного ей Спасителем. На месте ее дома осталась колонна, вмурованная сейчас в стену, возле которой произошла встреча св. Вероники со Христом. Именно, перед дверями ее дома лежал высокий камень, и на нем поставлено медное изваяние женщины, с преклоненными коленями и с простертыми вперед руками, представляющей подобие молящейся. Против нее стоит из того же металла прямая фигура мужчины, красиво облеченного, в двойную мантию и простирающего руку к женщине. У ног его, на самом пьедестале, растет какая-то незнакомая трава, досягающая до подола медной мантии и служащая противоядием всякого рода болезней. Эта статуя представляет, говорили, образ Иисуса. Она сохранилась до нашего времени, и мы собственными глазами видели ее в бытность нашу в этом городе. Впрочем, нет ничего удивительного, что в старину облагодетельствованные Спасителем язычники делали такого рода вещи.

Эту статую видел также в 530 году архидиакон Феодосий, который посетил Кесарию Филиппову (Баниас), он пишет: “Оттуда была жена, которую Господь Христос избавил от тока крови, имя этой жены Мароза; там находится статуя Господа из электра, в церкви, построенной этой Марозой”. О статуе из бронзы в Кесарии Филипповой упоминает также и Виллибальд, посетивший это место в 20-х годах VIII века.

Итак, во время Страстей эта женщина вместе с другими людьми исцеленными Иисусом, смело отправилась к Пилату и просила за Него. В апокрифическом (IV век) Евангелии Никодима (Деяния Святой Троицы) так описывается эта свидетельница: “И некая жена по имени Вероника сказала: «Я истекала кровью двенадцать лет, и только края ризы Его коснулась – и остановился поток крови моей». Сказали иудеи: «Закон имеем – в свидетели женщин не брать»”.

Синайский монастырь св. вмц. Екатерины Александрийской

Иисус Христос сказал: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ухо, чем богатому войти в Царствие Небесное", для монахов живущих на Синайском полуострове это изречение Спасителя стало одним из главных смыслов отделения от мира. Чтобы не поддаться соблазнам мира, полного искушений, будущие монахи покидали свои дома, отправлялись в пустыню, становились отшельниками. Казалось бы невозможно выбраться из греховной пропасти, которую сам Бог сравнивает с игольным ухом. Но там где есть вход, должен быть выход. И здесь в качестве веревки, в качестве такого невидимого каната выступает божий промысел, некая невидимая рука, направляющая на путь истины. И как, однако, трудно было молодым, красивым, сильным юношам оставить все и стать отшельниками? Почему они выбрали узкий путь спасения, а не прелести богатства, сулящие мирские утешения? Понять это мы сможем только побывав на месте их подвига. Посетив монастырь Святой Екатерины только один раз, становиться понятно желание остаться там навсегда.
Около III века монахи начали селиться маленькими группами вокруг горы Хорив — возле будущего монастыря Святой Екатерины, в оазисе Фиран Фаран и других местах южного Синая. Главным их деланием был подвиг отшельничества. Спустя некоторое время община собрала настолько много братии, что возник вопрос о строительстве монастыря. Монахи города Синая обратились к матери императора Константина святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви в честь Богоматери, также башни для укрытия монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено. Следующий шаг в развитии синайский монастырь Святой Екатерины сделал в VI веке. Император Юстиниан I приказал построить защитные стены, окружившие уже имеющиеся постройки святой Елены, церковь, которые сохранились до настоящего времени. Затем он послал на Синай отряд своих воинов для защиты насельников монастыря. Завершение строительства монастыря Святой Екатерины датировано 557 годом.
Одним из игуменов синайского монастыря Святой Екатерины стал Иоанн Лествичник, известный своим бессмертным духовным творением "Лествицей". В своем творении он будто раскрыл формулу прохождения сквозь те врата, которые сам Иисус Христос называет игольным ухом, по полочкам спасения разложил на ступеньки путь восхождения по божественной лестнице, ведущей к самому Спасителю, в Царствие Небесное. Ведь, именно препятствие в виде ворот игольной величины становиться главным на пути к Небесному Иерусалиму. Иоанн Лествичник, примеривший на себя аскетический образ жизни, все тяготы монашеского бытия, отказа от плотских удовольствий и земных удобств, прошел сам, своими ногами тот путь, который он описал в своем произведении. Чтобы пройти крестный путь обязательно надо скинуть с себя груз, тянущий обратно в бездну, привязанность ко всему земному, забыть вкус богатства, ведь, "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" - эта фраза сказана самим Спасителем. Все земное неминуемо тянет за собой к земле, как груз, привязанный к ноге утопленника. И той веревкой, кинутой в пропасть погибели и является "Лествица", книга, описывающая как маленькими шажками добраться до заветных ворот Царствия Небесного, как по ступенькам взойти по Небесной лестнице в дом к самому Спасителю, поселиться в жилище самого Бога Иисуса Христа!
Ощутить ту атмосферу, где была создана "Лествица", вдохнуть воздух, буквально наполненный молитвами святых подвижников, пройти по земле, пропитанной их слезами и трудами, ощутить благодать святого места, приклонить колено перед обителью, вырастившей целое поколение молитвенников, мы можем, божьей милостью, сегодня, побывав на Синайском полуострове в монастыре Святой Екатерины. Время будто замирает, находясь в обители забывается мирская суета, чувствуется божественная близость, божественная сила, невидимая энергия, заставляющая выкинуть из головы все лишнее, все мелочи временного земного бытия и вспомнить о своем высоком предназначении, вспомнить зачем мы пришли в мир. Посетив монастырь Святой Екатерины однажды, вы уже не сможете его забыть.

Храм архиерейского служения свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца

Храм, в котором служил Литургии святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских.

Святой Николай Чудотворец одним из самых почитаемых святых в христианстве. Святой Николай почитается не только как заступник от бед и несчастий, но и как хранитель на водах. Русские мореплаватели считают его своим покровителем.
По легенде Николай был на корабле, совершая паломничество по морю в Иерусалим и в сильнейший шторм, силой молитвы укротил разбушевавшуюся стихию, грозившую перевернуть корабль. Слава об этом быстро распространилась далеко за пределами ликийской земли.
Николай родился в 245 г. в городе Патара в близости от Демре. Родители относились к богатому известному роду, и от них Николай унаследовал состояние. Но он был безразличен к материальным благам, потому что с детства вел духовную жизнь. В 300 году он стал епископом города Миры, где и прожил до своей смерти.
Церковь Святого Николая Чудотворца, считается третьим по важности религиозным сооружением византийской архитектуры. Церковь Святого Николая Чудотворца была построена в начале VI в. на месте древнего храма богини Артемиды.
Самостоятельная дорога на местных маршрутках (долмушах) до Демре из Кемера достаточно утомительна, прямого долмуша нет, а при пересадках требуется знать турецкий, так как большинство водителей маршруток не понимают ни по английски ни тем более по-русски. Гугл карта проложила маршрут, чуть менее 100 км, если есть желание, то арендованная машина + самый дорогой бензин в мире и вы на месте.

Место 1-го и 2-го обретения честной главы прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Еще одна святыня монастыря – это часовня на месте Обретения Главы Иоанна Предтечи. На мозаичном полу, найденном о. Антонином при раскопках, имеется углубление. Оно считается чудотворным, поскольку здесь лежала Глава Крестителя во время обретения. Паломники с благоговением склоняют колени перед этим местом, опуская головы в углубление.
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Инокн отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.
(См. так же святые мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru