Иеромонах Макарий (Маркиш)
Клирик Ивановской епархии Московского Патриархата
"Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний", - эти слова псалма каждый священник произносит, завершая Проскомидию, за несколько минут до начала Литургии - той службы, которая возводит нас в величайшую Святыню, дарованную Господом человеку на этой земле. И недаром, конечно: дом Божий - это Его Святая Церковь, распространенная на всё мироздание - в ту меру, как человек способен и готов вселиться в Его дом. И все многообразие святынь, известных нам, от частиц св. мощей и до целых географических районов, представляет собою ступени в этом непрестанном восхождении.
Очень важно и благотворно поэтому содействовать интересу людей к церковным святыням, систематизировать сведения о них, информировать, просвещать, объяснять, и при том противодействовать всевозможным суевериям и предрассудкам в этой связи, которые, словно ядовитые сорняки, отравляют почву христианской веры.
Место воскрешения и погребальная пещера свт. Лазаря Четверодневного, Китийского, друга Божия, еп.
Ежегодно перед Святой Пасхой православные всего мира вспоминают Лазаря, который был воскрешен Иисусом через четыре дня после своей смерти. Его гроб находится в деревне Аль-Азария (ранее Вифания) в Израиле, что с арабского языка переводится, как «место Лазаря», а само имя Лазарь с древнееврейского означает «Бог мне помог». Вход в усыпальницу сохранился до наших дней. За многие века к его камням прикоснулось настолько много паломников, что сейчас они выглядят отшлифованными. Но давайте разберемся во всей этой истории с чудесным воскрешением подробнее…
Лазарь был братом Марфы и Марии (девушки, которая помазала Иисуса миром и отерла Ему ноги своими волосами). Когда заболел их брат, сестры отправили к Божьему сыну человека, который известил Его об этом.
Как только Господь узнал о том, что Лазарь находится в предсмертном состоянии, тот тут же поспешил вВифанию. Даже не смотря на все уговоры апостолов не делать этого, потому что к этому моменту иудеи уже озлобились на Него и искали причину убить Его. Придя в селение, Иисус вместе со своими учениками остановились отдохнуть.
Тем временем в доме Марфы и Марии случилось горе – скончался их брат Лазарь. Пока сестры безутешно оплакивали свою потерю, им сообщили о том, что Иисус прибыл в Вифанию. После чего Марфа немедленно побежала к Нему и при встрече с Ним сказала: «Если бы Ты подоспел вовремя, то мой брат не был бы сейчас на небесах». На что Христос сказал ей: «Я - есть Воскресение: если умерший человек, верил в меня при жизни, то он обязательно воскреснет. Веришь ли ты этому?» Не поняв до конца Его слова, Марфа ответила: «Я верю в то, что мой брат воскреснет в в конце недели, в воскресенье».
В Библии говорится, когда Спаситель приходил в дом Марфы и Марии, то первая из них всегда хлопотала на кухне, а вторая постоянно сидела у Его ног, слушая божественные учения, которые Он проповедовал. Сердце и душа Марии были больше открыты к Богу. Тем не менее, как и сестра ее, она тоже пришла к Иисусу и сказала Ему ту же самую фразу: «Если бы Ты подоспел вовремя, то мой брат не был бы сейчас на небесах». На что Он не стал говорить ей слова, которые говорил Марфе о том, что Лазарь воскреснет, а просто спросил: «Где погребен твой брат?». Когда Господа отвели к гробнице умершего, то Он сразу же приказал отвалить камень, преграждающий ему путь в нее.
Усыпальницы в Палестине раньше строили двумя способами. Одни представляли собой несколько комнат, высеченных в скале. Другие напоминали погреб, вход в который закрывался камнем - именно в такой гробнице и оказалось тело Лазаря после смерти.
Сестры Мария и Марфа, а также остальные люди, которые были с Иисусом, отговаривали Его от каких-либо действий в адрес Лазаря. Ведь он уже четыре дня, как был мертв, и тело его уже разлагалось. Но Господь никого не послушал, решил показать всем собравшимся свое Божественное начало. С этой целью Он произнес: «Лазарь, выйди вон!». Внезапно четырехдневный покойник вышел из погребальной пещеры живой. Это чудо стало величайшим из всех, что сотворил Христос в течение свой жизни на земле.
В эпоху Ветхого Завета пророки Илия и Елисей тоже оживляли умерших с помощью своих молитв, но это были люди, которые только что скончались. Это же чудо было самым удивительным! Слухи о нем тут же распространились по Святой Земле, в результате чего многие иудеи уверовали в Мессию. Совсем иная реакция последовала со стороны членов правительства и первосвященников: они тут же собрали совещание, на котором решили казнить выскочку, объясняя это так: «Если мы не сделаем этого сейчас, то еще больше людей уверуют в Него». Кроме того, они решили лишить жизни и Лазаря, потому что он стад живым подтверждением Божьей силы Иисуса.
Узнав о том, какую участь ему приготовили, Лазарю ничего не оставалось кроме, как бежать из своей страны. От преследований ему удалось укрыться на острове Кипр. Согласно преданию, воскреснув, он уже больше никогда не улыбался, а земную пищу употреблял только с медом – настолько горькой она ему казалась. Здесь Лазарь стал епископом одного из православных храмов города Ларнака (впоследствии – Храм Святого Лазаря), в котором и был погребен после своей второй кончины. Правда сейчас в ней хранится только часть головы праведника, вторая часть вместе с мощами его сестер Марфы и Марии покоится в Марселе во Франции.
Интересно, что Церковь испокон веков почитает Лазаря, как праведника, а не как святителя. Дело в том, что вплоть до обретения его мощей, доподлинно не было известно, каким священническим саном он обладал. Когда же было установлено, что при жизни святой был епископом, службу по нему не стали переписывать. Что касается лазаревых сестер Марфы и Марии, которые приходили помазать тело Господа миром, то их вспоминают в Неделю жен-мироносиц, в третье воскресенье после Пасхи.
Как уже было сказано выше, пещера Святого Лазаря Четверодневного сохранилась до наших дней. Ее внутреннее пространство выложено камнем. По всей видимости, это было сделано не так давно, во время последних работ по укреплению сводов. Вход остался подлинным, впрочем, как и три последних ступеньки, по которым паломники спускаются в гробницу. Считается, что по ним поднимался воскрешенный Спасителем Лазарь. В период Византийской империи над усыпальницей был построен храм, потом монастырь, который был разрушен в 614 году. Восстановить это святое место пытались крестоносцы, но и их строения долго не просуществовали.
Когда к власти в Палестине пришел султан Саладин, то погребальная пещера Лазаря перешла в собственность мусульман, у которых он тоже пользовался почитанием. Недалеко от места его захоронения была возведена мечеть. Причем так, что вход в гроб святого для христиан оказался отрезан. Тогда один монах-католик сделал в скале новый подход к ней. Сейчас он используется паломниками для спуска в пещеру. Надо сказать, что новый вход находится не на одном уровне с прежним, а немного выше него (из-за небольшого подъема земли), но это совсем не усложняет задачу попасть внутрь.
Для того чтобы спуститься вниз пещеры, необходимо пройти по очень крутой лестнице. Сделать это не страшно, так как имеются поручни, за которые можно держаться во время своего передвижения. Рядом с входом в гробницу находится небольшая площадка, откуда можно увидеть стену с нишей, относящейся к мечети. С этой стороны и был раньше вход в усыпальницу Лазаря. Справа от входа стоял Иисус, когда призвал своего друга восстать из мертвых. Однако обзором пещеры снаружи дело не заканчивается – паломникам разрешено заходить внутрь. Правда, за определенную плату.
В Гробе Святого Лазаря совсем отсутствуют иконы. Этому есть простое объяснение – святыня до сих пор находится в собственности мусульман. Над ней, уже в прошлом веке, греки соорудили новый православный храм, который теперь принадлежит Иерусалимской Патриархии. Двери его всегда закрыты за исключением Лазаревой субботы.
Но даже если вы оказались возле пещеры Лазаря не в день его воскрешения, это не значит, что вы уедите отсюда, не увидев больше ничего. Буквально в километре от святыни располагается греческий православный монастырь «Встречи». По преданию, именно здесь Марфа с Марией встретили Иисуса. Во время разговора с ними Он присел на кремниевый камень, который теперь является местной святыней. На территории монастыря находится много современных зданий. В 1879 году они были сооружены приехавшим с Кипра архимандритом Спиридоном.
Напротив этой достопримечательности располагается другая, не менее интересная – единственная действующая на сегодня русская школа для арабских девочек. Сейчас в ней обучаются как христианки, так и мусульманки. Существует учебное заведение на пожертвования. Но это не мешает ей давать своим воспитанницам хорошее образование. Основные предметы здесь проходят на арабском языке, дополнительные – на русском. Основали школу в 1934 году две сестры шотландки Варвара Робинсон и Аликс Спрот, которые после принятия православной веры сменили свои имена на Марфу и Марию. Больше всех святых на протяжении всей своей жизни они почитали российскую мученицу Великую княгиню Елизавету Федоровну.
Таким образом, если в числе главных достопримечательностей, которые вы хотите посетить во время своего путешествия в Израиль является гроб Святого Лазаря, то лучше всего будет отправиться в поездку хотя бы за пару дней до Пасхи. В этом случае вы не только сможете посетить Храм Святого Лазаря, находящийся над его гробом, но и многое узнать о величайшем чуде, которое Иисус совершил незадолго до своей смерти и своего воскрешения.
«Игольное ухо»
"Игольное ухо", расположено в архитектурном комплексе Александровского подворья в Иерусалиме. Здание подворья было построено архимандритом Антонином в конце XIX в.
"Игольное ушко" - маленькое отверстие, в сохранившемся фрагменте древней городской стены Иерусалима, служило для ограниченного прохода в город, когда большие ворота закрывались на ночь. Пролезть можно было только человеку без поклажи. Чтобы не остаться на улице (а улица не подходящий ночлег для незнакомца), запоздавший путешественник снимал с себя все, кроме одежды и проходил этими способом.
Иерусалимского путешественника трудно представить без верблюда в то время. И насколько невозможно было провести свое средство передвижения через этот маленький проход, обвешенное разными поклажами, тюками, представить не трудно.
Чувствуется символичность сказанной Спасителем фразы. Иисус Христос сказал: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное". Следовать за Христом по узкому пути спасения весьма не удобно имея большое богатство. "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше",- сказал Спаситель. Не платить налоги миру, лежащему во зле, а стяжать Небесные сокровища призывает Иисус Христос. Это божественное изречение говорит о невозможности спасения при большой привязанности ко всему земному, отказаться от богатства многим составляет большого труда. Привязавшись к земным благам трудно пройти сквозь заветный барьер, освободиться от лишнего груза становится невозможно.
Символом божественного изречения стало иерусалимское "игольное ушко". Много паломников стекается в Иерусалим посетить Александровское подворье, попробовать пройти через узкие ворота, убедиться своими глазами в неудобстве узкого пути, символизирующего путь спасения. Однако, многим так и не удается осознать до конца смысл фразы Спасителя. Многие думают, скинуть груз богатства можно непосредственно, стоя перед воротами в Небесный город, избавиться от бремени богатства перед лицом смерти. Но кто знает свой последний, смертный час? Предсказать судьбу человек не может, но и зная наперед о грядущих событиях не все способны сделать правильный выбор. Мамона (богатство) настолько порабощает волю человека, что он становится неспособен думать о чем-либо другом, кроме наживы. "Нельзя служить Богу и Мамоне" - это выражение становится без компромиссным, альтернатива исключена. Человек должен выбрать, что для него важнее, желаннее.
Чтобы не оказаться верблюдом, (в другом переводе "канат", "веревка") пытающимся пройти сквозь игольное ушко (понятно, игла - совершенно непреодолимый барьер), Христос предлагал оставить свое богатство, совершенно неприменимое в Царстве Небесном, поклажу, мешающую пройти в Небесный Иерусалим, еще при земной жизни. Взамен обещал дать иную награду - вечную жизнь. Обрести Царство Божие - задача христианина. Есть выгодный, удобный обменный пункт, где меняются земные богатства на богатства Небесные, успеть совершить обмен при жизни главное для следователей за Христом. Кому предназначались слова Спасителя "Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное",- богатому юноше, юноше слышавшему это изречение из уст Господа и Бога нашего Иисуса Христа! Однако, как трудно, осознав смысл божественной фразы, взять и оставить все, взамен взять свой крест и следовать за Христом! "Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" - говорит Евангелие. Юноша не смог совершить такой невыгодный по его мнению обмен. Земное притяжение богатства оказалось сильнее. Настолько сильно может прельстить животный инстинкт многостяжательства, практически лишающий человека любой возможности получить жизнь вечную.
Многие побывавшие в иерусалимском Александрийском подворье, рассказывают о неописуемых ощущениях в момент прохождения через столь маленький проход. Некоторым людям там открывается смысл божественного послания, ведь, исполнение оного, является необходимым условием для прохода в Царство Небесное. Попытавшись пройти самостоятельно через "Игольное ухо", паломнику уже не хочется оказаться верблюдом, застрявшим там на веки со своими тюками. Убедиться в этом можно самостоятельно, побывав в иерусалимском подворье не забудьте попробовать пройти через "Игольное ухо".
Купальня Вифезда
Многие паломники стремятся побывать в местах, где случались божественные чудеса, чтобы впитать в себя их силу и мощь. Одной из таких чудодейственных святынь в православном мире считается купальня Вифезда (Овчая купель), что на древнегреческом языке означает «Дом милосердия».
Здесь в евангельские времена постоянно собиралось большое количество людей, мечтающих избавиться от своих болезней. В этом месте Иисус исцелил больного, страдающего на протяжении 38 лет тяжким недугом. Здесь же, в купальне, располагалось доска из святого Древа, из которого впоследствии был сделан Крест, на котором был распят Сын Божий.
Почти две тысячи лет данная святыня была скрыта от людских глаз. Обнаружили ее только в 1914 году на территории монастыря Белых отцов, рядом с Монастырем святой Анны, неподалеку от Овчих (Львинных) ворот.
Купальню Вифезда соорудили еще при Ироде Великом. В те далекие времена ее использовали в качестве водоема, в котором мыли животных перед жертвоприношением. После того, как они попадали в город через Овчие ворота, их закланивали в Иерусалимском храме.
Что касается внешнего вида купальни Вифезда, то тогда она походила на котлован глубиной около 10 метров и площадью 100Х50 метров. На дне были 2 бассейна с 5-тью открытыми галереями, разделенными стенами из камня. Чтобы попасть к воде, нужно было спуститься по лестнице.
Во втором веке нашей эры римляне построили недалеко от водоемов языческий храм, который был разрушен после того, как святой город стал христианским. На его месте была возведена православная церковь. Впоследствии святой град Иерусалим еще не раз атаковали, разрушали и восстанавливали заново. Именно по этой причине сегодня купальня Вифезда располагается на глубине около 20 метров ниже нынешнего уровня города.
Для того чтобы попасть к воде, необходимо спуститься по крутой лестнице. Отсюда можно увидеть, что с евангельских времен сооружение значительно уменьшилась - буквально половина его оказалась под руинами последней церкви. Однако это совсем не уменьшает величия данной святыни. Находиться на месте, где происходили евангельские события, пусть даже на остатках какого-то великого сооружения, это уже великое счастье!
Место поселения прп. Савватия Соловецкого
Место первой кельи преподобного Савватия по прибытии на Соловецкий архипелаг. Сейчас здесь располагается Савватьевский скит в 13 километрах от Соловецкого монастыря с его святынями.
В карбасе инок вместе с преподобным Германом переправились на Соловецкий остров и, найдя удобное место в километре от берега, недалеко от горы, позже названной в честь Чуда произошедшего на ней - Секирная, и возле озера Долгое, построили две кельи, одну для себя, а другую келью преподобному Герману. Позже, на месте их поселения возник скит, который назвали Савватиевским. Согласно «летописцу соловецкому» нач. XVIII в., иноки прибыли на Соловки в 6937 (1428/29) г. Шесть лет подвизались монахи в уединенном скиту.
Сегодня в зданиях скита ведутся строительные и реставрационные работы.
Пещера Откровения ап. и ев. Иоанна Богослова
Две тысячи лет паломники стремятся попасть в Пещеру Откровения, где Иоанн Богослов написал книгу «Апокалипсис».
Патмос – одно из главных святых мест Христианского мира. Если Иерусалим – это начало Евангелия, то Патмос его завершение. Две тысячи лет стремятся на него паломники, чтобы попасть в Пещеру Откровения, где любимый ученик Спасителя апостол любви Иоанн Богослов получил Откровение и записал его в книгу, которую сегодня весь мир называет «Апокалипсис».
Попадая на остров сразу ощущаешь особый покой, умиротворённость, как-бы остановку течения времени. Во втором веке, во времена Римского владычества остров стал местом ссылки. При императоре Домициане на Патмос сослали святого Иоанна Богослова. Здесь он провёл два года. За это время трудами святого Иоанна почти всё население острова приняло христианство. После объявления христианства государственной религией на Патмосе была построена базилика в честь святого апостола Иоанна. ПатмосСо временем возводится здесь великое множество церквей и храмов. Но из-за неоднократных набегов арабских пиратов жители покинули остров, и все храмы, включая базилику Иаонна Богослова, пришли в запустение. Для возрождения острова Господь избрал инока из Малой Азии по имени Христодул. К тому времени он имел уже богатый духовный опыт, как настоятель монастырей в Малой Азии, а также на других близлежащих островах. В 1088 году отец Христодул обратился к Византийскому императору Алексию I Комнину с планом возрождения монашества на островах. В том же году он получил от императора в собственность заброшенный и необитаемый остров Патмос. Монастырь, возведённый по проекту святого Христодула, построенный на месте, где в четвёртом веке стояла базилика святого Иоанна Богослова, и в наши дни возвышается на вершине холма. Некоторое время монахам приходилось мужественно отражать набеги пиратов, а с тринадцатого века и вплоть до 1522 года (когда турки завоевали остров) Патмос достиг своего расцвета. В 1659 году остров был разграблен венецианцами, позже он сильно пострадал от чумы. Под властью турок остров находился до 1912 года и окончательно присоединился к Греции в 1948 году.
ПатмосСегодня монастырь на острове Патмос выглядит так же как и в XI веке. В монастыре пребывают мощи святого Христодула, глава апостола Фомы, мощи святого Антипы, святого Тита, святого Тимофея, святого Фёдора Стратилата и многих других.
Сама пещера, в которой апостол диктовал книгу Откровения, находится на склоне холма в маленьком Монастыре Апокалипсиса. Во времена апостола эта пещера была открытой. Закрыл её, построив здесь храм, тот же святой Христодул. Место, где отдыхал святой Иоанн и опирался рукой, когда хотел подняться с земли, огорожено. На том выступе, где ученик Прохор записывал под диктовку текст Апокалипсиса, лежит Евангелие. Скала на своде пещеры разделена на три части, что знаменует Святую Троицу.
Гроб Господень
Гроб Господень расположен внутри Кувуклии (Часовня Гроба Господня), которая стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды.
Пещера Гроба Господня на высоту чуть выше человеческого роста обложена белым мрамором. В этой пещере и находится каменный выступ, три дня служивший Спасителю смертным ложем. Отсюда Он воскрес во искупление грехов человеческих и для воссоединения людей с Богом. Апостолы и святые отцы церкви свидетельствуют, что при воскресении Иисуса Христа гроб Его осветился невещественным светом. Гроб Христов расположен справа от входа. Он покрыт каменной плитой, на которой высечено изображение Иисуса Христа с вытянутыми руками. Тут же стоит серебряный ковчег, в который вложен Символ веры на греческом языке. Само погребальное ложе Спасителя сейчас не видно, оно покрыто мраморной плитой, которую положила царица Елена, чтобы никто не касался священного одра. В плите сделаны отверстия, через которые паломники и прикладываются к трехдневному ложу Спасителя; кроме того, верхняя часть плиты посередине расколота, и священное предание рассказывает об этом следующее: Однажды турки захотели получить этот мрамор для своей мечети, но Ангел провел по ней знак, после чего плита треснула, сразу потеряв для турок всякую ценность. По другой версии сами христиане распилили эту плиту, чтобы отвлечь от нее внимание турок.
Над святым гробом поставлена икона с образом Воскресшего Иисуса Христа; вокруг много древних икон в богатых окладах, еще больше свечей, и вся мраморная плита уставлена подсвечниками с горящими лампадами и вазами с цветами. Часовню Живоносного Гроба Господня покрывает малый купол, обитый оловом; купол поддерживают 12 златоглавых столбов, а под ними более 50 золотых и серебряных лампад спускаются со свода, освещая Кувуклию. Лампады принадлежат четырем конфессиям: православным, армянам, католикам и коптам. Одновременно в этом приделе могут находиться не более 3-4 человек; каждого входящего монах окропляет освященной ароматной водой. Низко склонившись, приникают паломники к неиссякаемому Источнику утешения, принося бремя своих скорбей и страданий к подножию Гроба Спасителя мира, раскрывают тайны души своей и смиренно просят милости Божьей. Окон в Кувуклии нет, а в северной и южной стенах устроены отверстия, через которые патриарх в заутреню Пасхи раздает через епископов пучки свечей с благодатным огнем Господним. Выходят из придела пятясь, чтобы лицо человека оставалось обращенным к Гробу Господню.
По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам.
Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов.
Кувуклия (8, 3х5, 9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2, 07х1, 93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3, 4х3, 9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем ). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Гроб Господень – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года.
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел.
Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.
Информация о проекте
«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).
Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.
Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.
Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.
Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».
По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru





