- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 361
- |
- Видео 5
- |
- Мероприятия 2
ОРЁЛ ЗРЯ В ВЫШНИХ БОГА...
"Орел зря в вышних Бога..." - редчайшая икона 1729 г.
Чрезмерный аллегоризм барокко сочетается в ней с традиционным иконописными элементами. Вообще же с начала 18 века изменяется прежнее представление о красоте и тех канонических формах, в которых она воплощается. Создаются школы нового типа, но не просто школы, а именно «академии», которые догматически и формально натаскивают неофитов.
Идея академии — в фундаментальном знании, которое может быть передано талантливому и ревностному ученику. Акцент тут ставится на фундаментальности, серьёзности и систематичности. Академия предоставляет исчерпывающее знание, то есть всё, что вообще возможно знать. То, чему не учат в академии, относится к сфере дилетантов, самоучек, недоучек, профанов. Они отличаются не столько неполнотой своего знания, сколько неспособностью занять «правильную» точку зрения. Ведь академия — это общественный институт, ответственный за формирование (по возможности в высокохудожественных образах) картины мироздания, более того, за формирование официальной картины мироздания.
Приступая к выполнению композиционного задания, ученик академии получал не только тему, но и ее программную разработку, выраженную в словесной форме то велеречиво, то наивно. В 1776 году Г. Гроот в следующих словах разработал для живописного класса программу, которая должна была выразить взаимоотношения Екатерины II и ее подданных:
«Написать на приятном ландшафте наседку, вышедшую из кустарника и являющуюся некоторому числу малых цыплят, к ней приспешающих с распростертыми крылышками, для изъявления своей питательнице, покровительнице и повелительнице их сокровенной радости о возвращении ее, а при том своей любви, благодарности и повиновения; при чем на особливом мраморном куске изобразить в барелиеве Гениуса, у коего на одной стороне лежат орудия свободных художеств и который, с поднятыми к правой стороне обеими руками, показывает на восходящее солнце со изъявлением бодрствующей своей об оном солнце радости».
В целом картина на XVIII в получается такая: мэйнстримом была академическая живопись, традиционная иконопись постепенно вытеснялись на периферию, в область народных ремесел и фольклора. Искусство старообрядцев пребывало в глубоком андеграунде и самоизоляции.
Из доклада Фёдора Пирвица «Четвертый Ориген. Часть 1. «Традиционное искусство в лабиринтах модерна»