- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 893
- |
- Видео 112
- |
- Мероприятия 0
Иоанн Златоуст.
4: 6.
Каким же образом ангел уверяет его?
Послушай и подивись мудрости того, что сказано.
Пришедши, ангел говорит ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою» (Мф.1:20).
Тотчас приводит ему на память Давида, от которого должен был произойти Христос, и не дает оставаться ему в смущении, наименованием предков напомнив об обетовании, данном всему роду.
Иначе, для чего бы его называть сыном Давидовым?
«Не бойся».
В других случаях Бог поступает не так; и когда некто против супруги Авраамовой умышлял, чего не должно, Бог употребил сильнейшие выражения и угрозу, хотя и там причиною было неведение.
Фараон взял к себе Сарру по незнанию, однако же, Бог привел его в страх.
Но здесь Бог поступает снисходительнее потому, что совершалось дело весьма важное, и большая была разность между фараоном и Иосифом, почему и не нужно было угроз.
Сказавши же: «Не бойся», показывает, что Иосиф боялся оскорбить Бога, держа в доме подозреваемую в прелюбодействе, потому что, если бы этого не было, он и не подумал бы Ее отпускать.
Итак, из всего открывается, что ангел пришел от Бога, обнаруживая и пересказывая все, о чем Иосиф размышлял, и чем был встревожен ум его.
Изрекши же имя Девы, ангел не остановился на этом, но присовокупил: «жену твою», каким именем не назвал бы, если бы Ее девство было растлено.
Женою же называет здесь обрученную: так обыкновенно Писание обрученных еще до брака называет зятьями.
Что же значит: «принять»?
Удержать у себя в доме, потому что Иосиф мысленно уже отпустил Деву.
Эту-то отпущенную, говорит ангел, удержи у себя; ее поручает тебе Бог, а не родители.
Поручает же ее не для брака, но чтобы жить вместе; вручает, объявляя о том чрез меня.
Как Христос после поручил Ее ученику, так ныне поручается Она Иосифу.
Потом ангел, намекнув о причине своего явления, умолчал о худом Иосифовом подозрении; а между тем уничтожил его скромнее и благопристойнее, изъяснив причину зачатия и показав, что потому самому, почему Иосиф опасался и хотел Ее отпустить, он должен принять и удержать Ее у себя, и, таким образом, совершенно освободил его от беспокойства.
Она не только чиста от беззаконного смешения, говорит ангел, но и зачала во чреве сверхъестественным образом.
Потому не только отложи страх, но еще возрадуйся: «Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф.1:20).
Странное дело, превосходящее человеческое разумение и превышающее законы природы!
Чем уверится в сем Иосиф, не слыхавший о таковых событиях?
Открытием прошедшего, говорит ангел.
Для того он и обнаружил все, что происходило в уме Иосифовом, чем был он возмущен, чего боялся и на что решался, чтобы чрез это уверить и в том.
Справедливее же сказать, ангел уверяет Иосифа не только прошедшим, но и будущим.
«Родит же, – говорит он, – Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Мф. 1:21).
Хотя родившееся есть от Духа Святого, но не думай о себе, что ты устранен от служения при воплощении.
Хотя ты не содействуешь к рождению, и Дева пребыла неприкосновенною, однако же, что принадлежит отцу, то, не вредя достоинству девства, предоставляю тебе, то есть, ты дашь имя рождаемому, – ты «наречешь Ему имя».
Хотя Он не твой сын, но ты будь Ему вместо отца.
Итак, начиная с наречения имени, усвояю тебя рождаемому.
Потом, чтобы кто-либо отсюда не заключил, что Иосиф есть отец, послушай, с какою осторожностью говорит ангел далее.
«Родит же, – говорит он, – Сына».
Не сказал: родит тебе, но выразился неопределенно: родит, так как Мария родила не ему, но целой вселенной.