Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Борьба с древом греха

Святитель Игнатий (Брянчанинов) О «страстях»

О «страстях»

www.proza.ru/pics/2013/08/07/2247.jpg

«Во время кончины
сластолюбивое сердце служит для души темницею и оковами;
любящее же подвиг — дверью отверстою».
(Преп. Марк Подвижник. «Слово о законе духовном».

Страсти противоестественны непорочному естеству нашему, каким оно было создано; противоестественны страсти и естеству обновлённому; они естественны падшей природе
Человек, до искупления рода нашего Спасителем, не мог противиться страстям, хотя бы и хотел

Когда какая–нибудь страсть созреет в душе, душа уже не чувствует своего смертного недуга
… Все страсти и все падшие духи находятся в ближайшем сродстве и союзе между собою. Это сродство, этот союз — грех. Если ты подчинился одной страсти, то… подчинился и всем прочим страстям… По побеждении твоём, они будут передавать тебя друг другу, как пленника
Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними

Страсти отступают от того, кто без пощады исповедует их
Когда страсти овладеют человеком, тогда ум, лишённый владычества, служит угодливым и изобретательным слугой страстям для удовлетворения их лукавых, прихотливых, преступных требований

Неувлекающийся какою–либо страстью не должен думать, что нет в нем этой страсти: только не было случая к обнаружению её
Величайшая разница — согрешать намеренно, по расположению к греху, и согрешать по увлечению и немощи, при расположении благоугождать Богу

Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстию усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает страсти увлекающегося ею

Страсти, свойственные падшему естеству, различаются величайшим различием от страстей, усваиваемых произвольно каждым человеком. Сила вторых несравненно значительнее силы первых. Но покаяние, как всемогущее лекарство, преподаваемое всемогущим Врачом — Богом, врачует человека, производящего употребить законно это лекарство, врачует со всею удовлетворительностью от всех греховных недугов

Страсть познается из того, когда человек не престаёт воображать грех и услаждаться мечтанием его, когда плененный им, он уже не в силах противиться увлекающей силе греховных помышлений и картин, которые своею непотребною сладостью поглощают всю его мудрость и крепость. Страстный не престаёт совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, через что поддерживает свое общение с тёмными духами и свою подчиненность им, а потому и свою вечную погибель

Не тревожься восстающими страстями: старайся по возможности противиться им; человек, доколе на земле и облечён в бренное тело, дотоле подвержен изменениям; то чувствует сердечный мир и спокойствие, не возмущаемое никакою страстью, то находится в обуревании страстей. Таковая изменяемость научает нас самопознанию, смирению, научает прибегать непрестанно к помощи Божьей, которая только что нас оставит, хотя бы на одну минуту, то мы падаем и совершаем бесстрашно беззакония

Страсть требует тщательного лечения покаянием и благовременного искоренения противоположной ей добродетелью. Страсть не всегда выражается делом: она может тайно жить в сердце человека, обладая его чувствованиями и помышлениями. Страсть познаётся из того, когда человек не престаёт воображать грех и услаждаться мечтанием его, когда, пленённый им, он уже не в силах противиться увлекающей силе греховных помышлений и картин, которые своей непотребной сладостью поглощают всю его мудрость и крепость. Страстный не престает совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, через что поддерживает своё общение с тёмными духами и свою подчинённость им, а потому и свою вечную погибель

Смотря на себя из такого познания себя, должно хранить мир душевный, никак не смущаться и не унывать, не приходить в недоумение, когда откроется в нас действие страстей. Иногда действие это бывает лёгким, иногда очень сильным. Мужественно воспротивимся страстям. Не престанут они восставать и нападать на нас до гробовой доски! И мы приготовимся к пожизненному сопротивлению им, в твёрдом убеждении, что не можем быть постоянными победителями страстей, что по естественной необходимости мы должны подвергаться невольным побеждениям, что самые эти побеждения споспешествуют преуспеянию, когда поддерживают и усиливают в нас покаяние и рождающееся из него смирение. Не будем доверять нашим победам над страстями, не будем восхищаться этими победами. Страсти, подобно орудующим ими демонам, лукавы: они представляются побеждёнными, чтоб мы превознеслись и чтоб по причине нашего превозношения победа над нами была удобнее и решительнее

Не будем смущаться, когда увидим в себе восстание страстей, как обыкновенно смущается этим неведение себя. Мы повреждены грехом, и страсти сделались нам естественны… При восстании страстей должно немедленно прибегать к Богу молитвою и плачем, с твёрдостью противостоять страстям и в терпении ожидать заступления от Бога

xn--80apausg.net/strasti/brinchaninov.html

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: