Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

🌴Что такое Осанна. Господи, спаси же!

Проповедь прот.Сергия Филимонова 17.04.2022 г., Вход Господень в Иерусалим

В этот праздничный день мне хочется обратить внимание на один момент. Господь входит в святой град Иерусалим, Ему постилают ризы и возглашают и младенцы, и взрослые: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Что означает «осанна»? Некоторые могут подумать, что это хвала Сыну Давидову. Однако это не соответствует действительности, хотя в бытовом смысле есть такое понятие: петь кому-то осанну, то есть льстить, превозносить с корыстью.

На самом деле у этого слова есть глубокие религиозные корни. Мы встречаем их в 117 псалме Давидовом (Пс. 117, 25). На греческий язык «осанна» переводится: «О Кирие, сосен ди», а на церковнославянский: «О Господи, спаси же». То есть это просьба к Богу о помиловании и спасении. Это возглашение употреблялось в иудейском народе, но оно остается и в новозаветную эпоху. На литургии во время Евхаристического канона мы поем: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» А зачем? Это помогает понять пророк Иоиль: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2, 32).
Люди, которые находятся при дверях Иерусалима, может быть, даже не совсем понимая происходившее, выражали свою любовь к Божественному Учителю. Этими словами они говорили: «Без Тебя, Господи, спасение невозможно. Без Тебя ничего не будет». И вот, Он идет на спасение рода человеческого. Они кричат Ему: «Осанна», не подозревая, что совсем скоро Он будет распят на кресте, что скажет: «Совершилось» (Ин. 19, 30), и будут побеждена смерть и сокрушены двери адовы. Но между «Господи, спаси же» и «Совершилось» пройдет некоторое время.

«Господи, спаси же». И в этих словах мы с вами слышим ответ Господа апостолам на вопрос, заданный в отчаянии: «Так кто же может спастись?». Господь отвечает: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 25–26). Здесь содержится очень важный посыл, что это не просто пророк входит в город, не великий учитель, не гуманист или философ. Это входит Сын Божий, Который говорит: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). «Господи, спаси же», — и Он отвечает на этот призыв.

Нам с вами важно замечать, когда наше понимание происходящего деформируется. В какой-то момент своей христианской жизни можно подумать, что ты в состоянии спастись молитвами, поклонами, постом, добрыми делами. Но нет, будучи искупленными кровью Господа нашего Иисуса Христа, мы спасаемся исключительно только Им, только Божией благодатью, и никаким иллюзиям, никаким учениям бесовским здесь нет места. Мы уповаем на Него и смиренно смотрим на себя, не веря лжедуховному современному мнению, что человек может своими силами достигнуть какого-то духовного совершенства. Но не может. Не спасется.

В этом событии есть и еще нечто важное. Мы можем заметить, что Господь смеется над великими князьями и умниками Иерусалима. Он мог бы явиться на колеснице или на коне, как Царь Иудейский, ведь и табличка была над Ним на кресте: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (см. Ин. 19, 19). Но Господь въезжает, согласно пророчествам, «сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9). Что такое ослица? Это образ упрямого иудейского народа.

«Весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?» (Мф. 21, 10). Могло бы быть иначе, и все бы вышли с факелами, со знаменами — наконец в столицу входит великий Мессия на белом коне. Но нет, Он въезжает на осленке. Иерусалим являет образ нашего сердца. И Господь в него въезжает не как сектанты, с факелами и фейерверками, а очень кротко. И вдруг оно сотрясается: кто Сей, Который появился в нашем упрямом сердце вот так тихо, незаметно? Но это касается тех людей, которые еще далеки от Христа и ходят вокруг храма.

А Господь, сидя на осленке, тихо въезжает и говорит: «Иерусалиме, Иерусалиме, не узнал ты время пришествия твоего, — говорит Господь, — Се оставляется дом ваш пуст» (Лк. 19, 44; Мф. 23, 38). То же самое происходит с сердцами наших современников, безумных, упрямых, жестких людей. Они сотрясаются, но что потом? Господь говорит душе, не принявшей Его: «Се оставляется дом твой пуст, ибо не познал ты время пришествия твоего». На самом деле это очень страшный момент Святого Евангелия.

Давайте же помнить, что, когда мы говорим «осанна в вышних», то на самом деле произносим: «Господи, спаси же нас — людей, любящих Тебя, верующих в Тебя, причащающихся, стремящихся к Тебе. Спаси же нас, здесь живущих, чтобы наша жизнь не осталась безрезультатной, чтобы мы попали в Царство Небесное, несмотря на то что мы злы, что у нас куча грехов. Господи, спаси же наши души!»

Прот. Сергий Филимонов - настоятель храма Державной иконы Божией Матери на пр.Культуры Санкт-Петербурга, председатель Общества православных врачей СПб, д.м.н, практикующий врач-хирург. Приход строит медико-социальный центр "Дом милосердия", помогает раненым в госпиталях и военным, присоединяйтесь!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности