Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

Боящемуся Господи благо будет напоследок

Проповедь прот.Сергия Филимонова в Лазареву Субботу 11 апреля 2020 г.

В день Лазаря четверодневного мне бы хотелось вспомнить один стих из книги Иисуса, сына Сирахова. Давайте вслушаемся в него: «Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение» (Сир. 1, 13). В этом кратком стихе нам, дорогие братья и сестры, напоминается о том, что мы по-человечески хотим пользоваться всеми благами в этой жизни, но бывает иногда, что получаем лишь скорби и трудности. Тогда некоторые ропщут: «Когда же все это кончится?» Им отвечает ветхозаветная мудрость: благо будет напоследок. Остается робкая надежда, что «напоследок» это не так далеко по времени, но будем объективны, «напоследок» – это значит в самом конце жизни. Об этом нам говорят и святые отцы.

Бывает, человека мучает страсть, какие-то внутренние раздирающие душу пороки, и тот, кто теряет надежду, печалится, что не может излечиться. Те, кто ходит в храм не формально, а работая над своим сердцем и душой, постепенно углубляются в свое сердце и обнаруживают в нем все больше и больше грязи и пороков. И тогда наступает момент, когда в сознании всплывает евангельский вопрос: а кто же может спастись? Он тоже не формальный, не из тех, которые возникают от умствования после ознакомительного чтения святых отцов и Евангелия, а идет из глубины сердца, отчаявшегося справиться со своими страстями, со своими греховными привычками. И, вроде, каялся в них, но опять согрешаешь. Вроде, старался исправиться, и в этот пост это удалось, но прошел месяц – и опять то же самое. Получается, действительно, спастись практически невозможно? Возможно. Просто борьба со страстями будет продолжаться до конца жизни, до самой последней минуты. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22).

Святые отцы говорят, что именно в этом смысле следует понимать строки из книги Иисуса, сына Сирахова о спасении «напоследок». Если человек боролся до конца жизни, был противляющимся страстям, то в момент смерти Господь посылает ему милость. «Напоследок» – это как раз и есть смертный час, когда человек оставляет свое бренное тело и переходит в мир иной. И в этот миг ему отпускаются его болезни, его страдания. Если человек был настоящим христианином, то раздирающие внутри страсти оставляют его в момент разлучения души с телом. Не удавалась Иисусова молитва – она природняется к душе. Был человек слепой – стал зрячим. Был человек больной – стал здоровым. Другой мир – другие законы. И Господь за терпение человека, как здесь сказано далее в этом ветхозаветном стихе, «боящемуся Господа», то есть человеку, испытывающему страх Божий, почитающему Его закон, исполняющему его на деле, воздает сторицей.

Но только не в случае двойных стандартов. Зачастую сегодняшний христианин испорчен и живет лукаво. В церкви он один: читает Священное Писание и все понимает, а выйдя из храма, поступает как язычник. Господь нас обличает, и ничего в этом нового нет. Множество притчей Господних неоднократно обличали тех людей, которые, казалось бы, были верующие и ходили в Иерусалимский храм. А тех, кто не считал себя достойным богообщения, наоборот, превозносит. Так, в притче о милосердном самарянине Он в конце заканчивает: «и се бе самарянин», разговаривает с самарянкой у колодца. А ведь эти люди считались презренными в народе Израильском, отбросами духовными, если можно так сказать.

Все это мы должны понимать, помнить и не уподобляться тем, кто ропщет и считает, что совершает неподъемный труд, мол, вот тружусь-тружусь, молюсь, причащаюсь, годами хожу, и ничего не меняется, все так же страдаю, все так же одолеваем проблемами. Некоторые из таких по своему малодушию заходят далеко в своем ропоте: отходят от церкви, перестают верить в Бога. Читайте Священное Писание, там написано, когда все придет. Господь знает, что если мы воспримем успокоение в этой жизни, то можем погибнуть. В книге Царств мы читаем, как Господь через пророков, через пророков Иеремию, Исайю и других, взывает к народу Израильскому, поскольку «ожирело сердце их, как тук» (Пс. 118, 70). Это значит, что сердце людей стало невосприимчиво к слову Божию, успокоилось. Все. А это ведь смерть духовная, и она страшна.

Поэтому мы должны благодарить Милосердного Господа за то, что Он дает нам успокоение от страстей и страданий только напоследок. «Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение». Как это важно, какая это надежда, что именно в момент нашей смерти задается такой духовный трамплин. Именно в этот момент мы получим то необходимое благословение, тот духовный опыт, ту милость Божию, которая нам так необходима, чтобы войти в Царствие Божие. Поэтому жизнь нам дана с вами для того, чтобы трудиться. Придет смерть, и Господь все расставит на свои места. Умер Лазарь, и Господь его воскресил. И нас Он воскресит в последний день. Поэтому будем уповать на Него, не роптать, а учиться быть духовными стайерами. Помните, кто спортом занимался, кто такие «стайеры»? Спринтеры – это те, которые бегут сто метров. Стометровку пробежал – язык на плечо, и упал. А стайеры – это те, которые бегут долго-долго. Бегут десять, двадцать, тридцать километров, рассчитывая свои силы. Вот и вы рассчитывайте свои духовные силы, и благо будет вам напоследок, и даст вам Господь в день смерти благословение Свое.

11.04.2020

Воскрешение Лазаря

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: