Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алексей Ильич Осипов

На исповеди нужно говорить только самое главное

Вопрос: «В смущении, что не все грехи подробно исповедую. Утаиваю грехи, хотя и пишу длинные списки. Объясните, пожалуйста, суть исповеди и отличие ее от покаяния».

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Первое, что советуют действительно опытные люди: на исповеди нужно говорить только самое главное. Не перечислять все грехи, потому что если мы начнем их перечислять, то и до своей смерти не закончим, так как мы ни одной минуты не проводим по божьему. Надо говорить самое главное, а когда мы начинаем перечислять – это превращается в форму. Исповедь – это покаяние в присутствии священника, который говорит: «Я только свидетель». Кстати, не инквизитор, а свидетель. Генеральная исповедь предназначена только для человека, который никогда не исповедовался или исповедовался очень давно – лет двадцать назад. Если же человек живет в церкви и постоянно исповедуется, и вдруг батюшка требует генеральную исповедь – это первый признак того, что вы попали не туда. Это первое и очень важное.

Второе. Если в каких-то тяжелых грехах, совершаемых единично, человек уже покаялся (например, осуждаем-то мы постоянно, поэтому и каяться приходится каждый раз) и получил разрешение, то на следующих исповедях этот грех повторно не исповедуется. В отношении покаяния опытные люди предупреждают: на исповеди «не размазывать» свои грехи, особенно – плотские. Запрещается. Так же, как запрещается священнику «лезть в кровать». Бог видит, что ты сделал и в чем ты каешься. И здесь не суд происходит, а покаяние – это совсем разные вещи. Это тоже очень важный момент.

Об этом приходится говорить, поскольку очень часто встречаются такие случаи… Недавно ко мне подошла женщина лет 50-ти со слезами на глазах: попала она на генеральную исповедь к молодому иеромонаху, и как она говорила: « Он такие задавал мне вопросы, что стыдно было! Срам просто! Как он смеет такое спрашивать?» И это – безобразие! Чистый католицизм! Понятно, почему допытываются там – чтобы знать, что ты должен за это сделать. А у нас требуется – покаяние! Много рассказал правый разбойник Иисусу Христу?

Говорить требуется очень трезво, без расписывания, только самую суть. Тогда это будет исповедь с покаянием. В противном случае можно превратить исповедь в отчет о проделанных грехах, и отойти, ничего не получив. Понятно, если человек долго не исповедовался и у него есть много, о чем надо сказать, то в этом случае, конечно, следует записать, чтобы не забыть. А если человек часто исповедуется – зачем писать эти талмуды? Кому вы пишете? Возьми, батюшка, почитай, а я пока в магазин схожу? Зачем превращать исповедь в формальность?

Надо запомнить: форма не поможет. Не молитва священника отпускает грехи, а – Бог! А молитва – лишь свидетельство: если ты действительно каешься – отпускаются тебе грехи, а если не каешься – ничто тебе не поможет! А я вижу, что это очень понравилось: и пишут, и пишут… Нельзя превращать такое великое дело в формальность, потому что мы останемся пустыми и ничего не получим от исповеди! А соответственно и причастие может нам очень мало дать. Поэтому нельзя к этому так легкомысленно относиться и отделываться писаниной. Если у меня о чем-то душа болит – разве я забуду об этом? И зачем тогда писать эти «сочинения»?

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Свеча

    Сообщество