Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Бог каждого из нас призывает к святости...

УМНАЯ МОЛИТВА И СЛОВЕСНАЯ МОЛИТВА. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.

Диалог:

— Умная молитва это неформальная, не придуманная заранее, спонтанная, искренняя речь, обращённая к Богу.

*** Не всякая искренняя молитва - умная молитва.

— Да, искренней может быть и словесная молитва. А умно-сердечная молитва не может не быть искренней.

*** Если: "Умная молитва это неформальная, не придуманная заранее, спонтанная, искренняя речь, обращённая к Богу." — то можно аналогично сказать что и словесная молитва бывает неформальной, не придуманной заранее, спонтанной, искренней речью обращённой к Богу. И если так то в чём разница между искренней словесной молитвой и искренней умной молитвой?

— Похоже, Вы называете умной молитвой молитву, которая произносится не вслух или шёпотом, а про себя.
В моём же пнимании, умной молитвой человек может молиться и про себя, и вслух и даже письменно (почему нет?). Различие между словесной и умной молитвой в том, что первая использует готовые словесные формулы, а вторая нет.

*** Тогда уточню:
Если: "Умная молитва это неформальная, не придуманная заранее, спонтанная, искренняя речь, обращённая к Богу."
То можно аналогично сказать что и словесная молитва, произносимая про себя, бывает неформальной, не придуманной заранее, спонтанной, искренней речью обращённой к Богу. И если так то в чём разница между искренней словесной молитвой и искренней умной молитвой?
Вслух или про себя - сути не меняет. Словесная молитва может произноситься и про себя. И словесная молитва точно так же может испытывать не готовые словесные формы. Собственно, с такой формы начинается молитва у человека, который ещё только обратился к Богу (или собирается обратиться) и который понятия не имеет о готовых формах. Поэтому остаётся непонятным, чем же отличается умная молитва от словесной в своей сути. Думаю что это отличие надо рассматривать в динамике изменения духовного состояния человека, которому Бог дарует некое духовное преуспеяние, постепенное очищение, оживление духа, что отражается в изменении "качества" молитвы.

— И словесная, и умная, и умно-сердечная молитва в какие-то моменты даётся Богом (любому) человеку в любом состоянии. Тут неважно, обратился ли человек к Богу только что или молится Ему уже много лет.
Мерой духовного преуспеяния у человека, который пытается молиться непрестанно, служит преобладающая форма его молитвы. Кто-то просто повторяет и повторяет слова молитвы, кто-то постоянно беседует с Богом словами, которые рождает его ум (действием благодати Господа), кто-то постоянно молится из глубины сердца. Но у всех троих бывают эпизоды умной молитвы, бывают эпизоды словесной молитвы, а бывают — умно-сердечной.
> остаётся непонятным, чем же отличается умная молитва от словесной в своей сути.
Как я уже сказал, умная молитва это молитвенная мысль, которая рождается в недрах ума человека. А словесная молитва это использование готовой формулы.
> словесная молитва, произносимая про себя, бывает неформальной, не придуманной заранее, спонтанной, искренней речью обращённой к Богу
Если она не придумана заранее, а рождается спонтанно и искренне, то это уже не словесная, а умная молитва. При этом неважно, вслух она звучит или произносится про себя.

*** «Как я уже сказал, умная молитва это молитвенная мысль, которая рождается в недрах ума человека. А словесная молитва это использование готовой формулы.»
Иисусова молитва - использование готовой формы. Однакр такое использование готовой формы не говорит о том что делатель Иисусовой молитвы творит исключительно словесную молитву из за "готовой формы".
Судя по всему, так как умная молитва это молитвенная мысль, которая рождается в недрах ума человека и "по существу, умная молитва духом питается и духом творится", то дело не в "готовой форме" или иной форме, а в том что дух рождает молитвенную мысль. И эта молитвенная мысль, рождённая духом, может совпадать с готовой формой, а может облекаться в иную форму. Отцы именно сами мыслили цитатами из Библии, а не вспоминали заученную цитату. То есть, словесная молитва - это молитва где слово привлекает к себе ум, заставляет его погружаться в смысл слова, приучая его к мыслям содержащимся в смыслах слов. А умная - это молитва где ум сам рождает молитвенную мысль, а в какую форму словесную облечётся - в готовую или в "импровизированную" - это не имеет значения

— Да, умная молитва может сочетаться со словесной, если находит готовую словесную формулу подходящей для своего выражения.
Также и сердечная молитва может сочетаться с умной молитвой и находить выражение в той же словесной формуле. А может родить иную.

*** Дело не в том что умная молитва "находит" готовую словесную форму. Дело в том что эта словесная форма становится собственной для мысли. Иисусова молитва - готовая форма. И формой она остаётся до тех пор пока ум сам не начнёт рождать ту мысль, которая заключена в словах Иисусовой молитвы. И тогда слова Иисусовой молитвы становятся тем что наилучшим образом выражают рождённую в уме его собственную мысль. И мысль, например, о помиловании, чтобы стать искренней и собственной, не может быть собственной для духа человеческого, сочувствующего своим страстям, особенно гордости и самомнению.
Мысль молниеносна. Слово нуждается во времени. Словесная молитва не должна быть поспешной чтобы ум успел учлышать слово, услышать мысль выраженную словом, погрузиться в неё. Словесная молитва - слово зовёт ум погрузиться в мысль заключённую в слове. Умная молитва, рождённая в недрах ума, мысль которая "тормозится" словесным выражением. Может поэтому на некотором этапе молитва и становится в описании отцов "быстро произносимой", чтобы слово, оставаясь выражением мысли рождённой в уме, не тормозило эту молитвенную мысль.

— Если бы все на свете молитвенные мысли наилучшим образом выражались в одной формуле, то для чего бы Отцам составлять другие молитвы?

*** Все молитвенные мысли не выражаются наилучшим образом одной молитвенной формой. Речь о другом. Речь о том что человек, молившийся словесно через конкретную форму, со временем может начать молится умно, продолжая использовать те же слова. Но теперь чужие слова становятся его собственными, то есть словами которыми человек выражает прежде чужую, а теперь свою собственную мысль. Это как если взять отпечаток (слово) с предмета (мысль) и глядя на слепок (слово) пытаться точно понять с какого предмета (мысли) этот слепок сделан. Когда же человек начинает обладать самим предметом (мыслью), то этот предмет (мысль) оставляет именно тот отпечаток (слово), которое прежде для человека было только формой дающей некое понятие о предмете.
Вращая ум в наставлениях отцов, в их учении, в молитвах составленных отцами, человек начинает именно мыслить как они и говорить как они. Порой внешне люди не верят что человек говорит не заученными цитатами отцов, а именно сам от себя рождает такие мысли и формы, которые внешний человек оценивает как "говорит заученными, скопированными фразами, цитатами".
По поводу же искренности в молитве Иисусовой как признака умной молитвы и начала спасения... Иисусова молитва - покаянная молитва. И покаянная она не потому как человек знает что надо себя называть грешным и просить помилования, а потому что мысль искреннего осознания себя грешником и искреннего желания чтобы Господь помиловал тебя, истинно осознающего себя грешником - это мысль смирения и нищеты духовной. Это мысль предания себя всецело в волю Бога без оглядки на то что помилование Божье твориться через посылание человеку скорбей. Часто человек слово "помилуй мя, Господи", воспринимает как некое избавление от напасти - временной ли болезни, проблем житейских, или вечного мучения. Но предавшийся в волю Бога предал себя Его Промыслу спасительному, который к спасению ведёт через скорби а не через ограждение человека от скорбей, болезней, проблем. Поэтому и сказано:
«Умная деятельная молитва Иисусова называется умной потому, что читается мысленно, а деятельной именуется потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божью, совершается человеком намеренно, а не самодвижно Духом Святым....
Множить количество (умной молитвы) необходимо для того, чтобы ум окреп в мысленном творчестве, чтобы, неизменно предаваясь в волю Божью» (владыко Антоний)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Во Славу Божию!

    Сообщество