Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная психотерапия

СНОВА О ВАЖНОСТИ САМОПОЗНАНИЯ

Я разместила на своей страничке ВК (vk.com/id4563130) довольно много заметок, касающихся самых различных аспектов православной психотерапии. Мне казалось, что все важные темы, представлены именно с учетом характерных особенностей этого направления. Для лучшего понимания изложенного материала я старалась не только давать теоретические обоснования, но сочетать это с опытом, с практикой… Одновременно я старалась использовать не только свои знания и опыт практической работы психологом, но и святоотеческие тексты, и Евангельские притчи…
Но вот недавно был звонок. Звонила подруга. Она систематично ходит в храм, исповедуется, причащается… Вроде бы и статьи мои читает, и даже находит их интересными и полезными… Но все как всегда: непонятная тревога, трудности с принятием решений, накопившаяся усталость…
Видимо надо продолжать писать. Возможно, те же самые темы, которые уже освещались, следует приоткрывать с несколько другой стороны, подавать в каком-то ином ракурсе, искать иные слова и иные метафоры… А, возможно, следует снова и снова напоминать вещи, о которых мы вроде бы знаем, но это знание почему-то не становится нашим опытом, не прорастает вглубь, а умирает точно так как зерно, брошенное на каменистую почву…
Итак, о чем писать? Что есть начало наших внутренних изменений?
Ответ простой:
без самопознания, без глубокого исследования нашей внутренней жизни, вряд ли мы можем рассчитывать на перемены не только в нашем внутреннем состоянии, но и во вне, в нашем ближайшем окружении.

Это касается абсолютно всего, даже социальных перемен, которые касаются процессов, происходящих в нашей с вами стране.
Хорошо известная фраза прп. Серафима Саровского - спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся, как раз об этом. Слово спасись, в данном контексте имеет глубокий смысл. Оно означает: и внутреннее исцеление (приведение к целостности всех расщепленных частей нашей личности); и устранение противоречивых (амбивалентных) внутренних состояний; и обретение доверия Богу; и вообще все то, что мы можем обозначить как обретение благодатного состояния. Начало пути в этом направлении всегда связано с самопознанием своего внутреннего человека.
Снова немного теории. Мы помним, что согласно христианской концепции, человек создан по Образу и Подобию Божиему. После грехопадения целостная структура человека нарушилась. Зараженность гордыней изменило, исказило природу человека… И вот здесь, на этом месте следует остановиться. Сделать паузу…
То, о чем сказано - касается всех, касается каждого из нас. Никто из нас не соответствует Образу Божиему. Этот образ прячется где-то глубоко внутри. Здесь уместна метафора, которую приводит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой, покрытой копотью и грязью. Где-то под слоем этой копаться скрывается светлый лик каждой человеческой личности. Но он не будет виден до тех пор, пока эта грязь не будет очищена. Он не будет виден не только окружающим, но он, это лик не виден также самому человеку. Иногда человек даже не подозревает, что этот лик в нем существует.
Когда говорят, что мы призваны к осуществлению Образа Божия в себе, говорят о том, что мы должны докопаться до этой глубины. Мы помним слова Христа, где он говорит о том, что прежде всего следует искать Царствие небесное. И добавляет, что оно внутри нас есть. И еще добавляет, что все остальное приложится. То есть это как раз о том, что это самое первое назначение наше - докопаться в себе до своего глубинного, истинного Я. Все остальное уже приложится. Оно как бы само собой будет происходить. И все то, что нам необходимо прожить, через что пройти; все, что необходимо нам в этой жизни получить и испытать все будет дано. Но… обретя свое глубинное Я, человек начинает проживать свою жизнь в контакте, в личных отношениях с Богом… А это уже качественно совсем другая жизнь, другие переживания и другие ощущения, иная полнота бытия.
Наше глубинное Я стремится к самоактуализации. Как зерно, брошенное в благодатную почву, начинает пробуждаться, так при подходящих благоприятных условиях начинается процесс нашего духовного возрождения.

Много факторов способствует этому. Один из важнейших – это процесс покаяния. Собственно говоря, сам – этот процесс и есть духовное возрождение, трансформация, обожение. И связан он с переменой ума, изменением сознания. О чем это? Что это за перемена ума такая?
Итак, наше обычное состояние - это состояние нашей духовной спячки или духовного нездоровья. В христианстве для описания этого состояния часто используется еще термин – наш ветхий человек. И оно, это состояние, обладает определенными вполне конкретными и понятными характеристиками.
Первое, что важно знать об этом состоянии: в нем мы отождествлены с нашим эго. Мы говорим о себе: я злюсь, я ревную, я завидую, я осуждаю… Важно понять, что говоря о себе я, мы имеем в виду не то глубинное Я, истинное Я, о котором подробно говорилось выше. Говоря так о себе, мы отождествляем себя с той частью себя, или с тем я, которое заражено гордыней – со своим эго.
Иными словами, болезненное образование в нашей душе, мы называем своим я.

До тех пор, пока не произойдет в нашем уме четкого осознавания и понимания того, о каком именно я идет речь, когда мы ощущаем в себе психологический дискомфорт или исходя из какого я совершаем те или иные поступки, у нас будут периодически возникать дискомфортные психологические состояния и продолжаться трудности во взаимоотношениях, основанные на внутренних конфликтах.
Казалось бы, мы идем по пути еще большего расщепления своей психики. И это может привести, условно говоря, к шизофреническому расстройству. Но это не так.
Такой подход на разделение здоровой части Я и нездоровой его части, часто используется в практической психологии, причем во многих ее направления. Там конечно не говорят ни о каком Образе Божием, но, тем не менее, психологи как-то сумели это понять (или почувствовать) и в меру тех или иных психологических концепций разделяют Я на здоровую и нездоровую часть.

Все мы слышали о таком психотерапевтическом направлении как психоанализ.
Но есть еще направление - психосинтез. Основоположником его является Ассаджиоли.
В начале 20 века Роберто Ассаджиоли. Он соединил в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал новый метод лечения - психосинтез. Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное Фрейдом, Юнгом, П. Жане и другими аналитиками. А также создать возможности для самопознания себя, самоосвобождения личности от её иллюзий, перестройки вокруг нового «центра Я».
Если совсем коротко, то: для достижения гармоничной внутренней интеграции, постижения истинного «Я» и формирования правильных взаимоотношений с другими людьми Ассаджиоли предложил следующий подход:
1. Глубокое познание своей личности.
2. Контроль над составными частями своей личности.
3. Постижение своего «Высшего Я».
4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра – Высшего Я.

Понятно, что это не совсем то, о чем мы говорим в православной психотерапии, поскольку язык психологии полностью не в состоянии отразить те понятия и состояния человека, которые описывает христианство.
Однако, что касается православной психотерапии, то мы можем дать более конкретные определения понятиям я и нашего глубинного Я. И все-таки, понятно, что все эти определения - это условные понятия. Но что это нам дает?
Во-первых, если мы продолжаем упорно отождествлять со своим эго, то как бы мы не трудились над своим исцелением, нам это не по силам.
Необходимо разграничить, разделить наше эго, и наше глубинное Я. Когда я говорю, к примеру: я злюсь, я ревную, я завидую… Уместно задать себе вопрос: Кто злиться? Кто ревнует? Кто завидует? (О каком я в данном случае идет речь? Само себя эго никогда не будет исцелять, это равносильно для него уничтожить себя. Мы можем исцелить себя только в том случае, если начинаем отождествлять себя со своим глубинным Я. И тут очень важно ответить себя на вопрос: что это за Я? Какое оно? Можем ли мы описать его? Способны ли мы различать изнутри какого я совершается тот или иной поступок, говорятся те или иные слова, происходят те или иные наши внутренние переживания?
Все это требует развитого навыка самонаблюдения. Внимательного и спокойного размышления на эту тему… И вот, если мы уже начали осознавать этот процесс в себе, отделять свое зараженное гордыней я, от истинного глубинного Я, то нам просто остается внимательным образом наблюдать процессы внутри себя.
Не надо больше ничего делать. Все остальное постепенно будет меняться. Ведь Христос сказал, что самое главное – это найти Царствие небесное внутри себя. А все остальное, оно приложится. Так и происходит…
У святых отцов сказано: отделяй грех от грешника. Это как раз о том, чтобы не отождествлять ни себя, ни других людей с нездоровыми страстными состояниями от истинного глубинного Я.
Читая в святоотеческих текстах о работе с помыслами, мы тоже видим, что нас предостерегают от того, чтобы отождествляться с помыслами, чтобы принимать помыслы внутрь себя. Не следует придавать им значения поскольку зачастую они происходят от нашей нездоровой природы. Или они приходят из вне…
На самом деле все просто. Необходимо лишь научиться делать это всегда и везде. Имеется в виду - задавать те вопросы и просто дожидаться ответа.
Почему это просто? Да потому что на протяжении всего дня мы испытываем различные переживания, смену настроений… Мы вступаем в отношения с людьми, совершаем какие-либо поступки или произносим слова… И мы всегда остаемся непосредственно рядом с собой. То есть, оба этих я, они всегда, что называются под рукой. Мы просто наблюдаем… Мы можем таким образом исследовать любые свои эмоциональные переживания, наши реакции на события, наши поступки и слова… И если этому процессу уделять достаточно времени, то постепенно все начнет становится на свои места. Дело только в том, насколько сильно наше намерение. Ведь работа по самоисследованию – это процесс, который требует терпения, внимания и сосредоточенности на самом себе.
Когда мы готовимся к исповеди, мы как раз этим и занимаемся. Внимательная подготовка к исповеди – это по сути глубокий процесс самоисследования. Таинство исповеди и причастия даны нам не случайно. Церковь – лечебница духа. Вот почему систематичная исповедь и причастие помогают нам на пути исцеления.
Но ведь мы можем заниматься этим не от случая к случаю, а достаточно систематично и целенаправленно. И если этот навык войдет в нашу жизнь, то многое начнет меняться.
В заключении, снова про психосинтез. Помню, как-то на одном из тренингов по психосинтезу мы делали такое упражнение: отвечали на вопрос КТО Я? И приходили к выводу, что я – это не мое тело, не мой характер, не мой пол, не мои какие-то ролевые обязанности, не моя профессия… Шли дальше и дальше, шаг за шагом. В итоге на вопрос: кто Я? Приходили к очень похожим, но в то же время по разному описываемым определениям…
Попробуйте пойти этим путем. Ответьте себе на этот вопрос. Дойдите до самой глубины осознавания СВОЕГО Я.…

Возможно, у кого-то получится, как у апостола Павла – теперь не я живу, но живет во мне Христос… Возможно, что-то другое… Ту самое главное быть честным с собой и не бояться отсекать то, что есть социально обусловленное, или просто наносное и вторичное, а возможно и болезненное…

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество

    Елицы.Записки

    Сообщество