- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1395
- |
- Видео 322
- |
- Мероприятия 0
А ВЫ, УЧИТЕЛЬ, ВЕРИТЕ В БОГА?
или зачем современному педагогу знать православное учение о личности.
Профессия педагога трудна и почётна. И пусть так думают не многие, профессиональные задачи учителей не меняются и такой важный труд выбирали и будут выбирать абитуриенты.
Большая доля того как о педагогах судят в обществе, конечно же, вина самих педагогов. Не будем преувеличивать, есть много замечательных учителей, так почему же всё ещё можно услышать в СМИ информацию о несправедливом или даже агрессивном отношении педагога к детям, особенно если это дети с из коррекционных учреждений. В чём причина? Профессиональная усталость? Выгорание? или просто необходимость вкалывать больше чем на одну ставку, что бы получить ту самую среднюю зарплату по указу президента? А может причина ещё глубже в педагогических установках и отношении к детям?
Каждый студент обучаясь в педагогическом ВУЗе получает специальные знания о детях. Это и детская физиология и возрастная психология. А как же? Что бы хорошо работать, нужно знать с кем работать.
В системе образования существует прекрасный лозунг « Уважай личность ребёнка!» И вот тут есть обо что споткнуться. Как же её уважать? Ведь, всё чему учили говорит об обратном и личность ребёнка не сформирована, она развивается. А согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность даже «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, второе — в возрасте подростковом. Не от сюда ли снисходительно - пренебрежительное отношение к детям? «От осины не растут апельсины», «выше тройки ему не прыгнуть», «у меня целый класс дураков» - и это не выдуманные перлы, а услышанные. Повторюсь, конечно, не у всех педагогов.
И вот с таким противоречием в понятиях нужно преподавать. С одной стороны «Уважай», а с другой «За что? Не заслужил». А ценить есть за что. Есть, потому как христианская антропология объяснит, что любой человек есть ценность, непререкаемая, не изменяемая. Он – Личность.
Личность в православии есть глубинное основание человека, принципиально несводимое к природе и сотворенное по образу Божию; личность есть сам человек, как свободный, разумный, словесный, творческий субъект, стремящееся к подобию Божию.
Православное понимание личности имеет фундаментальное значение для психолого – педагогической практики. Понимание личности как ипостаси не имеет аналогов не в одном направлении секулярной психологии и педагогики.
Можно ли воспитывать или развивать личность, заниматься коррекцией личности? Именно на таких задачах базируются фундаментальные теории воспитания, образования и развития в педагогике и психологии. В православном понимании педагог или психолог делать этого не может. Но может только очищать и раскрывать личность. И это другая задача для специалиста требующая и иных методик и практик. Например, не ставить задачей изменить поведение через отучение, удаление нежелательной поведенческой реакции, но создание условий для проявления положительных качеств и характеристик личности.
Из христианского учения о личности вытекает абсолютное признание каждого человека как личности вне зависимости от возраста, здоровья наличия греха, социальных характеристик. Личность выражается через возможность общаться с Богом. А Богообщение доступно всем и неговорящему ребёнку - инвалиду и пятикласснику. Такое положение является фундаментом истинного гуманного подхода в педагогике и психологии.
Психолог или педагог признающий богословское понимание личности несёт ответственность и за себя и за ребёнка. Нужно быть личностью самому, признавать свои грехи, бороться с ними, заниматься самообразованием, т.е. быть кем- то что бы воспитывать кого – то.
Только в православном понимании личности во всей полноте открывается признанный субъект – субъектный подход педагоге, когда ребёнок является полноправным и активным участником социализации. Педагог строит свои взаимоотношения как личность с полноправной личностью.
Конечно, всё вышесказанное будет иметь смысл только при условии наличия веры у педагога. Поэтому и вопрос « А вы, учитель, верите в Бога?»
Наталья Усова
Источник: natalychristian.livejournal.com/
Отличная статья. Главная очень актуальная!!!! Мы же не знаем, что вкладывают в головы и души наших детей учителя помимо правил грамматики и каких-нибудь логарифмов. Раньше учебные заведения шли в ногу с Церковью, а последние 100 лет вразрез! Семье бороться со школьными внушениями очень сложно!
Спаси Бог.полнотью солидарен с автором.простите.
Комментарий был удален.
андрей, Ваше мнение мне очень близко! Только вот я не стала бы так категорично отделять учителей от родителей. Учителя в основном ведь тоже мамы и папы. В остальном во всем согласна с Вами.
Комментарий был удален.
андрей, в протестантских семьях не Благодать Божия, а лукавая подмена.Воспитанные добрыми и хорошими "во имя СВОЕ", они получат горькое разочарование.И хорошо, если успеют в этой земной жизни понять, кто на самом деле тот, кому они служат.прошу прощения.
"Личность в православии есть глубинное основание человека, принципиально несводимое к природе и сотворенное по образу Божию; личность есть сам человек, как свободный, разумный, словесный, творческий субъект, стремящееся к подобию Божию". - Как же надо воспитывать? Из приведенных богословских знан...
Развернуть
"Личность в православии есть глубинное основание человека, принципиально несводимое к природе и сотворенное по образу Божию; личность есть сам человек, как свободный, разумный, словесный, творческий субъект, стремящееся к подобию Божию". - Как же надо воспитывать? Из приведенных богословских знаний трудно вывести какой-нибудь практический вывод. Не общие слова, а конкретный практический шаг в воспитании. На практике этим богословским представлениям о личности должно предшествовать и лежать в основе жизнь по Христу всех участников воспитательного процесса: учителя, родители, ученики... Может даже вся страна и вся культура. Без этого слова останутся словами, их в книгах и так много, хоть отбавляй.
Свернуть
Забавная, чисто педагогическая статья, обо всем и не о чем. Смешаны понятия "личность", "субъект", "воспитание", "развитие". Очень много "свернутых" понятий и лозунгов. Такие статьи пишут аспиранты, первого года, для обоснования актуальности темы своего диссертационного исследования. С...
Развернуть
Забавная, чисто педагогическая статья, обо всем и не о чем. Смешаны понятия "личность", "субъект", "воспитание", "развитие". Очень много "свернутых" понятий и лозунгов. Такие статьи пишут аспиранты, первого года, для обоснования актуальности темы своего диссертационного исследования. Суть статьи, я знаю как не надо, а как надо не скажу (или не знаю....пока)))).
Свернуть