Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Любители церковнославянского языка

Учебный цикл для начинающих. Урок 3

Предыдущий урок: elitsy.ru/communities/107190/690071/

С праздником Успения Пресвятой Богородицы!

На этом уроке мы разберём ЦСЛ цифирь, освоим скоропись и рассмотрим наиболее часто встречающиеся слова под титлами.

Числа в ЦСЛ языке записываются не арабскими цифрами, а теми же ЦСЛ буквами с обязательным одиночным простым титлом сверху. Эта традиция заимствована из древнегреческого языка, где все буквы алфавита имели числовые значения. Однако поскольку ЦСЛ алфавит отличается от греческого (некоторые буквы не используются, многие добавлены), то в ЦСЛ числовые значения букв кое-где идут не совсем в алфавитном порядке. Нужно их постепенно запоминать, так как иначе будет трудно ориентироваться в церковных книгах, где номера страниц, глав, «зачал», стихов Св. Писания, даты, года издания и др. числовые элементы приводятся именно в ЦСЛ форме (см. иллюстрацию 1).

Поскольку числа, состоящие из целого числа десятков или сотен, имеют в ЦСЛ языке свои отдельные буквенные обозначения, то зачастую арабской многозначной записи числа соответствует только один знак в ЦСЛ. Обратите также внимание на такую особенность: в ЦСЛ языке числа от 11 до 19 записываются цифрами в том же порядке, как они читаются (ЕДИНОНАДЕСЯТЬ = АI, ДВАНАДЕСЯТЬ = ВI..., т.е. сначала и говорится, и пишется число единиц, потом 10; в русском сохранилось похожее произношение – «один-на-дцать, две-на-дцать..., хотя из-за использования арабских чисел с их строго позиционной системой мы фактически пишем наоборот – сначала 10, а потом число единиц сверх десяти: 11 = 10 + 1, 12 = 10 + 2... У чисел свыше 20 в ЦСЛ порядок и чтения, и записи аналогичен русскому и арабскому: слева – число десятков, справа к нему добавляется число единиц. Многозначные ЦСЛ числа формируются тоже по позиционному принципу, т.е. дополнительные числа приписываются справа к обозначению тысяч, сотен, десятков, но с сохранением указанной традиции написания чисел от 11 до 19 «внутри».

В однозначных числах титло ставится над единственной буквой, в двузначных и многозначных – над второй буквой от конца (предпоследней); знак тысяч (дважды перечёркнутая косая черта) при этом не учитывается: если кроме него есть только одна буквенная цифра, титло ставится над ней, т.е. над знаком тысяч оно не ставится никогда (см. иллюстрацию 2). Над буквой ОТЪ (число 800), у которой и так есть надстрочный знак, титло может не ставиться совсем.

Рекомендую при помощи этих таблиц почаще упражняться в прочтении и записи многозначных чисел и перевода их из системы летосчисления от Сотворения мира и от Рождества Христова. В учебниках, ссылки на которые давались на предыдущих уроках, приводятся также некоторые экзотические древнеславянские обозначения очень больших чисел (ТМА, ЛЕГЕОНЪ, ЛЕОДРЪ, ВРАНЪ, КОЛОДА, ТМА ТЕМЪ), но в церковных книгах они на самом деле не встречаются. Чтение и запись количественных и порядковых числительных словами и их склонения мы освоим немного позже.
________________________

Перейдём к ЦСЛ скорописи. Она нам необходима главным образом для того, чтобы вы могли в дальнейшем самым простым способом, при помощи обычной ручки и бумаги самостоятельно выполнять различные практические задания нашего курса, если у вас на компьютере нет ЦСЛ шрифтов и специальных программных средств для их набора и редактирования со всеми необходимыми знаками, в том числе надстрочными. Практическое освоение скорописи мы соединим с реальными упражнениями, поэтому особо больших дополнительных усилий вам на неё не потребуется. Посмотрите иллюстрацию 3: это скан таблицы ЦСЛ алфавита, которую я выписала вручную (пером и тушью); стрелками указаны рекомендуемые направления и последовательность ручного ведения штрихов для каждой буквы. Не будем тратить время на вырисовывание заглавных букв, вполне достаточно одних строчных. Вы можете воспользоваться этой таблицей и писать так же, либо изменить способ написания отдельных букв так, как удобно лично вам. Моя цель лишь показать, что в этом нет ничего сложного.

В приведённой таблице направления штрихов учитывают специфику использования простого металлического пера: им удобнее проводить штрихи сверху вниз и слева направо (для правши); но вы, скорее всего, будете пользоваться обычной шариковой (лучше – гелевой) ручкой, поэтому направления ведения штрихов могут быть и более свободные. Если у вас легко получается рисовать контур буквы так, чтобы начинать с конечной точки и вести в равной степени снизу вверх и справа налево, то вы сможете уменьшить количество отдельных штрихов в некоторых буквах (например, МЫСЛЕТЕ, ОНЪ, ОМЕГА, ИЖИЦА), рисуя их одним росчерком, без отрыва руки – тогда можно будет писать быстрее. В конечном счёте наша задача сейчас не каллиграфия, а освоение чисто технического приёма. Вполне достаточно, чтобы вы сами легко узнавали написанные вами буквы. Старайтесь только, чтобы они были примерно одинаковой высоты (примерно в 1, 5 – 2 раза больше, чем у вашего обычного почерка на русском), и сразу привыкайте оставлять достаточный интервал между строками для размещения надстрочных знаков. Конечно, удобнее использовать линованную бумагу (например, обычную тетрадку в клеточку, которую я ещё раз рекомендую завести специально для упражнений по ЦСЛ).
________________________

Вернёмся теперь к обозначенной нами на прошлом занятии теме слов под титлами. Кстати, обратите внимание: по-ЦСЛ само слово ТIТЛО – ср. рода, и во множ. числе оно пишется так: (многие) ТIТЛА (причём в качестве знака ударения над I используется «камора» для отличия от родит. падежа ед. числа), а вовсе не «титлы», как по-русски (иногда ошибочно думают, что ТIТЛА – это жен. р. ед. ч.). На иллюстрации 4 вы увидите основной набор титл, встречающихся в церковных книгах XIX и последующих веков, и некоторые характерные примеры. Освоить правильное опознавание титл на письме и их прочтение (а слова под титлами всегда произносятся вслух полностью, без сокращений) очень важно, т.к. они достаточно часто встречаются в церковных текстах. Запинки на непривычных титлах или неверное их раскрытие – самые частые ошибки начинающих чтецов. Необходимо запомнить, что в каждом конкретном слове сокращается одна или несколько букв, а в случае надписания над ним не простого, а буквенного титла оно указывает только одну (самую важную) из пропущенных.

На иллюстрации 5 приведена довольно представительная таблица большинства слов под титлами. Все производные слова, а также составные из них, тоже используют аналогичные сокращения. В некоторых случаях могут встретиться по два и даже три варианта написания одного и того же слова под титлом. Обращайте внимание на похожие, но разные сокращения близких слов, например: ПРВ(Д)Н = ПРАВЕДЕНЪ и ПРП(Д)БЕНЪ = ПРЕПОДОБЕНЪ; ЧТ(С)Ь = ЧЕСТЬ и ЧТ(С)Ъ = ЧИСТЪ (особенно легко спутать в вариантах ЧТ(С)ЫЙ = ЧИСТЫЙ и ЧТ(С)НЫЙ = ЧЕСТНЫЙ), и т.п.

В качестве важного самостоятельного упражнения перепишите всю эту таблицу слов под титлами скорописью, с расшифровкой (тоже на ЦСЛ, а не на русском, как в таблице). Я бы также рекомендовала эту таблицу распечатать на листочке и при упражнениях первое время постоянно держать его под рукой. Если какие-то слова будут вызывать затруднения, особенно в постановке ударений, посмотрите в ЦСЛ словарях, ссылки на которые приводились в нашем сообществе. Упражнение на слова под титлами одновременно сформирует у вас навык быстрой свободной записи ЦСЛ слов скорописью (вы убедитесь, что в этом нет ничего сложного) и поможет освоить самые частые сокращения. Встречая их потом в тексте, вы уже без труда вспомните, как они раскрываются, и сможете прочитать правильно. (Могу признаться: когда я начинала осваивать ЦСЛ язык, то чтобы быстро запомнить слова под титлами, заставила себя вручную написать каждое слово из такой таблицы даже не один раз, а по 10 раз подряд в строку. Это заняло всего около часа, а результат оказался фантастическим: больше у меня никогда не было проблем с распознаванием таких слов!)

В заключение – ещё несколько упражнений на закрепление понимания ЦСЛ цифири, они приведены на иллюстрации 6. Поскольку теперь вы уже можете сами писать и ЦСЛ слова, и буквенные обозначения чисел, то подглядывая при необходимости в таблицы, приведённые на иллюстрациях 1 и 2, вы без труда справитесь и с этими заданиями. Особенную практическую пользу даёт последнее упражнение, которое вы можете сами дополнить, находя в ЦСЛ и русской Библии соответствующие номера глав и стихов и записывая их обозначения ЦСЛ цифирью. Это существенно поможет в будущем быстро ориентироваться в церковных книгах, находить в них нужное место по оглавлению или богослужебным указаниям глав, стихов, «зачал» и страниц.
_________________________

На следующем уроке рассмотрим сложные (но замечательно красивые!) буквицы, научимся разбирать заголовки «вязью», а также начнём освоение ЦСЛ лексического минимума – будем выписывать различные служебные слова, часто вызывающие недоумения и непонимание в реальных текстах.
_________________________

Отбор, сокращённое изложение, редакция, обработка графических фрагментов из разных публикаций, исправление обнаруженных неточностей: Наталья Неженцева, 2016.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Мир моей души

    Сообщество