- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1112
- |
- Видео 1078
- |
- Мероприятия 0
И отсюда, от признания вины и смирения со смертной участью, была дарована ему великая вера...
В храмах наших Великим постом ставят Распятия. Часто возле распятого Господа изображены Его Мать и любимый ученик. Но никогда мы не изображаем на таких распятиях, а следовательно, и не видим еще двух участников Голгофского кошмара. Это – разбойники.
На страницах Библии они предстают пред нашим взором в последние часы своей земной жизни. Истории их мы не знаем. Знаем только, что их дороги разошлись, а значит, при общности внешнего поведения сердца их (на глубине) жили разными мыслями и чувствами.
Конец человеческой жизни неизбежно связан со всей прожитой жизнью, и именно поэтому одни люди в последний момент способны на измену и предательство, а другие – на смерть за Истину. Тот разбойник, которого мы называем «благоразумным», чрезвычайно важен. Мы не можем ни разу причаститься, чтобы не помянуть его и Иуду. «Ни лобзание Тебе дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В этом спасшемся для вечности человеке было признание своих грехов и признание тяжелого наказания законным. И отсюда, от признания вины и смирения со смертной участью, родилась в нем (была дарована ему) великая вера в Небесного Царя, Который в это самое время совсем на царя не был похож.
Люди видели Христа воскрешающим мертвых; видели Его умножающим пищу, очищающим прокаженных. Исцеление всяких болезней иногда происходило вдали от любопытных глаз, а иногда при собрании народа. Люди видели, что Иисус из Назарета сильнее любой болезни, сильнее любого демона, и даже смерть не может ослушаться голоса Его. Вряд ли благоразумный разбойник видел все это. Ему дано было познать в Иисусе Мессию в тот момент, когда даже ученики Иисуса оставили. Сын Божий был унижен, изувечен битьем и распят, как злодей. Но в это-то самое время распятый рядом с Господом разбойник узнал в Нем Мессию. По этой причине его вера, быть может, больше всех.
Он не случайно вошел в число насельников Рая, но действительно спасся верою в таких условиях, в которых убегали и сдавались самые крепкие. Узнав Господа, разбойник попросил всего лишь вспомнить о нем в Царствии Божием. Не спасти, не даровать блаженство, но только вспомнить, «помянуть». В ответ он услышал, что будет в этот же день с Господом в Раю. Говорят, у мирских начальников надо просить много, потому что получишь лишь малую часть из просимого. А у Господа можно просить мало, потому что получишь всегда больше. Так разбойник попросил вспомнить его и не более, но в ответ получил обещание Царства, в которое вскоре вошла душа его.
Но чтобы мы не обольщали себя мыслью о том, что всякое страдание открывает двери Царства, второй разбойник говорит нам: «Не все распятые оказываются в Раю. Я тоже был распят. Я тоже был рядом с Иисусом. Но я не в Раю, потому что для спасения мало одних страданий. Нужна вера, услаждающая душу посреди самой боли. И этой веры у меня не было, равно, как не было и покаяния».
Пик страданий Господних был между шестым и девятым часом, то есть между полуднем и тремя часами дня. Именно «о девятом часе возопи Иисус гласом велиим: «Или, Или, Лима савахвани». В этом крике собрались все крики и вопли сыновей и дочерей Адамовых. Вся глубина покинутости и богооставленности была взята на Себя Иисусом Христом. В ответ на Его крик под Крестом люди посвистывали и прищелкивали языками, но Вселенная готова была треснуть напополам, подобно разорвавшейся завесе Храма.
В это страшное время солнце начало меркнуть и камни трескаться. Природа бунтовала против насилия людей над воплотившимся Творцом. Воспоминание об этом вошло в службу постового девятого часа. Там, от лица разбойника, видящего совершающееся страшное таинство природного бунта, в кондаке говорится, что видел он Начальника жизни, на кресте висящего, и говорил: если бы не был Он Богом воплотившимся, то солнце бы не скрыло лучей, и земля бы не тряслась. Но, терпящий все, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Потом, в другом кондаке, говорится о Кресте, как о «мериле праведном». Одному из разбойников крестное страдание не принесло облегчения, но низвело его в ад «тяготою хуления». То есть он от страдания крестного перешел к страданию адскому. Господи помилуй! Другому же разбойнику крестная мука стала познанием богословия и облегчением прегрешений.
Это очень важные молитвенные тексты. Они говорят нам о том, что страдание само по себе не искупительно, если страдает грешник. Страдание грешника есть неумолимость и следствие отчужденности от жизни Божией. Только страдание «Единого Безгрешного» искупает человека, терпящего свою собственную боль и молящегося: «помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».
Мы же часто готовы самочинно выписать себе пропуск в вечное блаженство только на том основании, что, якобы, страдали много. Хотя, что значит в этом вопросе «много» или «мало»? И кто, кроме Бога, может сравнительно взвесить страдания человеческие?
Повторяя одними лишь устами перед Причастием и на третьем антифоне слова разбойника «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», мы можем в то же время быть весьма далеки от того, чтобы реально сочислить себя злодеям и явным преступникам воли Божией. «Да, конечно я сделал то-то и то-то. Но согласитесь, что все-таки…», - говорим мы наедине или в реальных диалогах. И это внутреннее нежелание признать в себе подлинного разбойника (то есть преступника Божественных законов) делает бесплодными и лицемерными наши взывания «Помяни мя». Христос реально вошел в общение с грешниками и когда крестился среди них на Иордане, и когда распятием исполнил написанное: «И со беззаконными вменися» Вот и нам бы отказаться от внутреннего фарисейства, дескать, «я еще ничего, а другие вон чего…» Разбойник он и есть разбойник. Для того, чтобы помянул меня Господь во Царствии Своем и, паче чаяния, это самое Царствие даровал, нужно и мне без самооправданий признать в себе подлинного злодея. Тогда и Крест, посреди храма стоящий, будет врачевством души моей, и крест, который я на плечах через всю жизнь нести должен, будет не просто законным наказанием, но познанием богословия и облегчением прегрешений.
Протоиерей Андрей Ткачев
Оля, я на этот вопрос ответил уже раньше Сергию из Омска вот здесь: https://elitsy.ru/communities/106539/1782521/. Вы должны были его видеть. Если нет- то это последний, кажется, мой комментарий ему.
Аркадий, уф, ну Вы мне и задачку задали)) Еле нашла Ваш коммент) Если я не ошиблась, то это он: "...хочешь родить покаяние не из страха Божия, а из любви Божией?- скорее всего станешь вторым Франциском Ассизским, который не видел за собой ничего греховного, а одно только подобие в себе Богу, весь...
Развернуть
Аркадий, уф, ну Вы мне и задачку задали)) Еле нашла Ваш коммент) Если я не ошиблась, то это он: "...хочешь родить покаяние не из страха Божия, а из любви Божией?- скорее всего станешь вторым Франциском Ассизским, который не видел за собой ничего греховного, а одно только подобие в себе Богу, весь переполненный любовью... Его и других таких же Игнатий Брянчанинов называл западными сумасшедшими. Покаяния без страха Божия не бывает. Вот во мне сейчас страха Божия нет- нет во мне и покаяния. Я и не причащаюсь потому уже неск. месяцев- чтобы себя еще больше не осудить." Аркадий, вот это мне и интересно, что Вы с Алексием подразумеваете под страхом Божиим? Какого страха Божьего нет лично у Вас сейчас, как Вы это чувствуете?
Свернуть
Комментарий был удален.
Алексий, и все-таки, Вы можете объяснить, по причине какого страха было раскаяние у разбойника в своих злодеяниях? А у Вас есть страх Божий или нет? И если есть, то чем он отличается или не отличается от страха разбойника?
Аркадий, уф, ну Вы мне и задачку задали)) Еле нашла Ваш коммент) Если я не ошиблась, то это он: "...хочешь родить покаяние не из страха Божия, а из любви Божией?- скорее всего станешь вторым Франциском Ассизским, который не видел за собой ничего греховного, а одно только подобие в себе Богу, весь...
Развернуть
Аркадий, уф, ну Вы мне и задачку задали)) Еле нашла Ваш коммент) Если я не ошиблась, то это он: "...хочешь родить покаяние не из страха Божия, а из любви Божией?- скорее всего станешь вторым Франциском Ассизским, который не видел за собой ничего греховного, а одно только подобие в себе Богу, весь переполненный любовью... Его и других таких же Игнатий Брянчанинов называл западными сумасшедшими. Покаяния без страха Божия не бывает. Вот во мне сейчас страха Божия нет- нет во мне и покаяния. Я и не причащаюсь потому уже неск. месяцев- чтобы себя еще больше не осудить." Аркадий, вот это мне и интересно, что Вы с Алексием подразумеваете под страхом Божиим? Какого страха Божьего нет лично у Вас сейчас, как Вы это чувствуете?
Свернуть
Оля, сестра моя во Христе, надеюсь, Бог вознаградит тебя за терпение. Я хотел добавить дату и время коммента, но редактирование уже было закрыто.
Очень просто ощущаю потерю страха Божия: покаяние исчезло. Мне есть с чем сравнивать, поверьте. Когда был этот животворящий страх, было и покаяние- я со...
Развернуть
Оля, сестра моя во Христе, надеюсь, Бог вознаградит тебя за терпение. Я хотел добавить дату и время коммента, но редактирование уже было закрыто.
Очень просто ощущаю потерю страха Божия: покаяние исчезло. Мне есть с чем сравнивать, поверьте. Когда был этот животворящий страх, было и покаяние- я со многими страстями с Божией помощью боролся, многие грехи с Его помощью поборол, было желание больше не грешить, и- главное- была уверенность, что не грешить- в моих силах, потому что со мной Бог. Как в пс 31: "Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои".
А сейчас этого нет-ничего не делается без Божьего страха для спасения, заставить духом смирять желание душевной радости и угождения плоти- дело бессмысленное. Это и есть- уныние: жить обычными мирскими радостями и не пытаться от них отстать.
Хорошая ты, Оля, умная и порядочная. Осипов тебя испортил. Прости, меня, грешного, я тебя много обижал. Постараюсь больше в этом не усердствовать.
Свернуть
Оля, сестра моя во Христе, надеюсь, Бог вознаградит тебя за терпение. Я хотел добавить дату и время коммента, но редактирование уже было закрыто.
Очень просто ощущаю потерю страха Божия: покаяние исчезло. Мне есть с чем сравнивать, поверьте. Когда был этот животворящий страх, было и покаяние- я со...
Развернуть
Оля, сестра моя во Христе, надеюсь, Бог вознаградит тебя за терпение. Я хотел добавить дату и время коммента, но редактирование уже было закрыто.
Очень просто ощущаю потерю страха Божия: покаяние исчезло. Мне есть с чем сравнивать, поверьте. Когда был этот животворящий страх, было и покаяние- я со многими страстями с Божией помощью боролся, многие грехи с Его помощью поборол, было желание больше не грешить, и- главное- была уверенность, что не грешить- в моих силах, потому что со мной Бог. Как в пс 31: "Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои".
А сейчас этого нет-ничего не делается без Божьего страха для спасения, заставить духом смирять желание душевной радости и угождения плоти- дело бессмысленное. Это и есть- уныние: жить обычными мирскими радостями и не пытаться от них отстать.
Хорошая ты, Оля, умная и порядочная. Осипов тебя испортил. Прости, меня, грешного, я тебя много обижал. Постараюсь больше в этом не усердствовать.
Свернуть
Аркадий... сердце больно сжалось от Вашего признания... даже не знаю, что ответить Вам... Но ведь Вы так и не сказали, как Вы понимаете "Страх Божий"... Ведь у него есть разные определения... и если отталкиваться от этих определений, то можно хоть приблизительно найти определение страха и для себ...
Развернуть
Аркадий... сердце больно сжалось от Вашего признания... даже не знаю, что ответить Вам... Но ведь Вы так и не сказали, как Вы понимаете "Страх Божий"... Ведь у него есть разные определения... и если отталкиваться от этих определений, то можно хоть приблизительно найти определение страха и для себя... ведь у верующего человека, христианина всегда есть страх, если верить словам Отцов и прислушиваться к себе... только страх этот имеет разные состояния... и у Вас он, конечно, есть... Аркадий, мне кажется, Вы хорошо относитесь к иерею Георгию Максимову, и, если не ошибаюсь, Вы прислушиваетесь к учению С.М. Масленникова. Прошу Вас, не расцените это как какой-то вызов Вам, но послушайте, пожалуйста, Георгия Максимова. Может, причина Вашего теперешнего состояния кроется именно в этом... Не отвечайте мне на этот комментарий. Простите и Вы меня, я тоже не подарок:) https://www.youtube.com/watch?v=828Z7r3Xlzc
Свернуть
Оля просила меня не отвечать на ее ссылку https://www.youtube.com/watch?v=828Z7r3Xlzc, поэтому я и не буду. Тем более, что хочу это сказать не только Оле, а всем, кто пойдет по этой ссылке. Я действительно уважаю и Масленникова и о. Георгия, и выбирать между ними нет необходимости. Как схожий с м...
Развернуть
Оля просила меня не отвечать на ее ссылку https://www.youtube.com/watch?v=828Z7r3Xlzc, поэтому я и не буду. Тем более, что хочу это сказать не только Оле, а всем, кто пойдет по этой ссылке. Я действительно уважаю и Масленникова и о. Георгия, и выбирать между ними нет необходимости. Как схожий с мои мнением, могу привести ответ из комментариев к этому видео:
Lana Год назад
Очень жаль, что современные священники не знакомы с аскетикой и трудами святых отцов.... Как вы учите покаянию своих прихожан? Масленников молодец. Когда по его дневнику исповедовала все свои смертные грехи - я впервые достойно причастилась. Ту благодать, которую я ощутила в себе, я не могу передать словами.
Я давно уже смотрел ответ Масленникова в семи частях (большой, да, зато- исчерпывающий) о. Георгию, о нем вполне говорит другой комментарий:
Aleks Savinov Год назад
Отца Георгия уважаю, но ответ данный С.М.Масленниковым в 7-ми частях был очень подробным и убедительным. Просто наверное о.Георгий не совсем разобрался в этой теме и поторопился с выводами, а такое может случится с каждым.
Вообще, очень советую почитать комментарии к этому видео- не группы недружелюбно настроенных оппонентов в "Поисках истины", а мнения совершенно разных и незнакомых людей на такие важные вопросы как грех и покаяние.
В заключении от себя хочу добавить, что устами очень хорошего, истинно православного клирика РПЦ о. Георгия проговорила сама наша Церковь о своей большой беде: в ней утеряно учение о покаянии, самые лучшие священники- и те с ним знакомы весьма поверхностно. А жизнь человека в Церкви стоит на двух ногах- догматическом и нравственном богословии. Оттого и такое непонимание между группами людей в той же "В поисках истины": потому что то, что одни говорят другим о покаянии и страхе Божием для других просто чуждо- им про это в церкви никто не говорил и этому не учил. Люди нахватались в поисках духовной пищи тем, что попадалось на глаза, и то, что приняло их сердце- в том теперь и стоят. Можно ли их винить в том? Скажу честно- не знаю. Раньше бы сказал категорично- безусловно виновны.
Прочитайте штук 30 комментариев там, не пожалейте 15-20 минут.
Свернуть
Комментарий был удален.
Владимир, облегчение своих мук по нашим домашним молитвам и подаче милостыни за них усопшие грешники получают, пока мы творим эти молитвы и подаем милостыню (не копейки, разумеется). Это можно сравнить, по словам старца Паисия Святогорца и свящ. Даниила Сысоева, как переход из одной камеры предв...
Развернуть
Владимир, облегчение своих мук по нашим домашним молитвам и подаче милостыни за них усопшие грешники получают, пока мы творим эти молитвы и подаем милостыню (не копейки, разумеется). Это можно сравнить, по словам старца Паисия Святогорца и свящ. Даниила Сысоева, как переход из одной камеры предварительного заключения в другую, более просторную. Если вспомнить разговор в пустыне прп. Макария Египетского с черепом жреца-язычника, то по молитвам преподобного за находящихся в аду они получают некоторое утешение, когда видят друг друга. В остальное время они находятся во тьме и огне. Церковь молится только за крещеных православных христиан. Об этом почитайте у архим. Рафаила (Карелина): https://elitsy.ru/communities/86683/1750644/
Свернуть