Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Четверток Великого канона.

Священник Константин Корепанов объясняет Канон Андрея Критского
(Часть 6):

На горе спасайся, душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай.
То есть «спасайся, душа моя, на горе, как Лот спасся на горе, беги (“угонзай” – значит “стремись”, “поспешай”) в Сигор».
Историю помните? Когда Лот бежал из Содома, Бог направил его в гору, и он побежал в гору, иначе сгорел бы вместе с этим городом.
Тут такой же образ: «беги на гору, душа, стремись наверх».
Слово «гора» всегда должно вызывать у нас определенное представление, потому что мы сами говорим каждую литургию: Горе имеим сердца.
Фраза как раз к этому напрямую относится. То есть сердца мы должны поднимать вверх. Оно такое, сердце.
Вот уму подняться не то что легко, но несложно, потому что ум достаточно легкий: он может подумать о Божьем одной мыслью, может подумать о земном одной мыслью. Может так привыкнуть думать о Божьем, что о земном больше не будет помышлять.
Сердце не такое, сердце – плотяное, кровяное, оно здесь живет, и здесь ему все нравится. Березка, сосенка, девушка, дом, река, солнце. Все такое приятное, радостное, греет, пахнет, цветет, благоухает. Приятно сердцу здесь. А то, что там, – оно не знает, оно этого не испытывало. Поэтому сердце надо поднимать.
Кто может поднять сердце в душе человеческой?
Ум для того и нужен душе, чтобы поднимать ее к небу.
А как это сделать? Молитвой.
Ум, собранный в молитве, погружается в сердце, берет его за грудки или на рамена (у кого как получится) и несет его туда. Это и делает молитва; молитва приводит к тому, что сердце поднимается вверх, воспламеняется.
И, почувствовав горний воздух, почувствовав дыхание духа и пережив сладость общения в духе с Богом, сердце уже не хочет возвращаться на землю, ему уже неинтересно.
Но пока оно не почувствует радость богообщения, оно все время будет любить этот мир. Так все святые отцы и говорят.
Поэтому в данном случае он и говорит: «ты спеши, поднимайся в молитве вверх, поднимайся к Богу».
Если сердце почувствовало Божественную любовь, на что оно еще сможет променять эту любовь?
С нею ничто не сравнится. Поэтому надо, чтобы сердце пережило эту любовь, а это возможно только в молитве.
...
Вопрос: «Кто молится только тогда, когда молится, тот никогда не молится?»
Феофан Затворник об этом пишет.
Для него сама мысль о Боге, размышление о Боге, сознание того, что Бог тебя видит и ты находишься в присутствии Бога, тоже является молитвой. И он, рассуждая именно на основании шестой главы Книги Второзаконие, говорит о том, что главный смысл молитвы в чем? Память Божья, помнить о Боге всегда. И смысл именно в этой памяти. Если я только молюсь, то я ведь только молюсь. А когда я делаю что-то? Ну ладно, если это рутинный труд, скажем – вспашка. А если я сижу за книгами? Я же не могу читать книгу и молиться. Я читаю книгу, но это уже не молитва (по мысли этих людей именно вот этой традиции).
А он говорит: почему? Если я читаю книгу и, скажем, на каком-то месте у меня полились слезы умиления и я ощущаю себя униженным, обнаженным, гадким, грязным или восхищаюсь творением Божиим или милостью Божией, это ведь тоже, по существу, молитва, хотя никаких молитвенных действий нет.
Смысл в том, чтобы привязать память человека, ум человека к Богу. Потому что человек согрешает тогда, когда забывает о Боге. Чтобы не забывать о Боге, он должен помнить Его, всегда помнить. Потому что заповедь дается конкретно: возлюби!
Возлюби Бога всем сердцем.Молитва этому помогает.
Но любовь к Богу не исчерпывается только молитвенным деланием. Вся жизнь должна выражать любовь к Богу: читаю ли я, стою ли, ем ли, еду за рулем. Что бы я ни делал, вся моя мысль может быть связана с Богом, при этом не будучи связана с произнесением какого-то молитвенного текста.
Поэтому мысль именно в этом: если мы молимся только, когда молимся, – что мы делаем в остальное время? Не молимся. Значит, мы не с Богом, мы о Нем забыли в этот момент. А надо научиться, чтобы даже тогда, когда мы не молимся, мысль наша была с Богом, память была привязана к Богу. Тогда это будет подлинное молитвенное состояние всегда, а не только тогда, когда я произношу молитвенные слова.
tv-soyuz.ru/peredachi/velikiy-pokayannyy-kanon-andreya-kritskogo-obyasnyaet-svyaschennik-konstantin-korepanov-chast-6

tv-soyuz.ru/korepanov-kanon-andreya-kritskogo

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Новости Елицы

    Сообщество

    ЕлицыМедиа

    Сообщество