- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 477
- |
- Мероприятия 0
Я так привыкла! - Не пора ли отвыкнуть? Психолог Маркелова Виктория & Иеромонах Макарий Маркиш
- Здравствуйте, дорогие друзья. Добрый день, Вика.
- Здравствуйте, батюшка, здравствуйте, наши дорогие.
- В жизни люди, как правило, знают, что существуют нравственные нормы, что существуют догматы, что существуют принципы, руководства, правила и т.д. Но большинство из нас, едва ли не все, руководствуются привычками. Про себя не скажу, у нас, в монашестве, привычка идет неразрывно с церковным обычаем. Вот я сижу в черных носках. У меня нет привычки носить черные носки, но если я надену носки синие, то это будет выглядеть странно и не очень-то красиво. Но у человека, который не носит подрясник, могут быть другие привычки. Кто-то носит джинсы, женщины носят платья, кто покороче, кто подлиннее – это их привычки. Так вот, казалось бы, стоит ли говорить об этом? А вот таки стоит.
- Да, я думаю, что да. Потому что иногда привычки бывают добрыми, ничему не мешающими, как цвет носков, они безопасные, а иногда бывают привычки, которые могут мешать в жизни. Особенно это происходит тогда, когда человек, допустим, жил один, а потом он решил вступить в брак. И тут мы натыкаемся на то, что у другого человека могут быть свои привычки.
- Или просто его привычка противоречит брачной жизни.
- Да, и тогда нам приходится говорить, что не все привычки бывают добрыми, что привычки нужно пересматривать, оценивать. Что такое привычка? Это такое стереотипное поведение, мышление, свое личное…
- Не потому, что так принято в обществе, а потому, что так принято у меня.
- Или в нашей семье, в детской, в родительской семье. Иногда бывают хорошие привычки, а иногда бывают и не очень. Они бывают вроде как хороши, но бывают очень жесткие. Например, в воскресенье, что бы ни происходило, должен быть семейный обед в родительском доме. И если он вдруг не произойдет, то это приравнивается просто к катастрофе.
- Если не приедет дочь или сын, оставив свою семью, к папе с мамой на обед, то это может вызвать скандал.
- Да. А получается, что супруга хочет или не хочет, есть общие планы…
- Ну, мало ли, заболела или есть другие дела.
- А каждое Божье воскресенье ты должен там к вечеру или днем явиться на обед.
- Совершенно верно, привычка, которая сводится к насилию.
- Хорошая привычка, но сводится к насилию. Иногда мы говорим о том, что многие привычки в течение жизни полезны. Но их нужно пересматривать.
- Я думаю, что их постоянно нужно пересматривать и держать под контролем. И когда один супруг говорит другому: «Я так привык (или привыкла)!», то в этот момент нужно спросить, хорошо ли это? Полезно ли это, нужно ли это нам, нашей семье? Я думаю, что это, к сожалению, достаточно редкий навык. Такая нравственная оценка наших собственных привычек.
- Да. Это такое взросление, потому что взрослый человек пересматривает эти жесткие установки, которые у него когда-то появились и никогда в жизни не пересматривались, - то это такое нежелание двигаться с места.
- Да, для молодежи это – одно. А бывает, что человек не вступает в брак лет до 35-ти, у него уже много привычек накопилось, и многие привычки уже нельзя назвать инфантильными.
- Инфантилизм тут в том, что «я хочу, чтобы было так, как я хочу!». И, несмотря на изменение моей жизни, моя привычка незыблема.
- Это эгоизм, проще говоря. А эгоизм – это главный враг брака. И он наступает под видом привычек.
- Очень многие вещи нужно пересматривать. Знаете, я в качестве такой метафоры хочу Вам рассказать историю, когда-то я прочла ее в книге Хорхе Букая, он с юмором описывает такой случай, что молодые люди поженились и запекают они окорок, вместе. И жена говорит: «Обязательно нужно обрезать корочку, потом все это посолить-поперчить, а потом в фольгу и в шкаф». А он ей отвечает: «Нет, почему это нужно обрезать корочку? Ни в коем случае! В моей семье никогда корочку не обрезали». И они начинают ссориться из-за того, что каждый начинает отстаивать свое. «С чего ты взяла, что нужно обрезать корочку?» - спрашивает он. «Так говорила моя мама!» - отвечает она. «Пойдем к твоей маме!». И они идут к маме. «Мама, ну как же так, вот он говорит, что не нужно обрезать, а я говорю, что нужно, ты же мне так всегда говорила. Почему?» - «Ну, потому что так говорила моя мама!» Идут они к бабушке, все это пересказывают, а бабушка говорит: «Мы обрезали эту корочку для духовки, чтобы этот окорок мог туда вместиться». И вот образовалась такая привычка. И больше ничего.
- Ну, эту сказку можно на гораздо более оптимистичных тонах вывести. Этот муж мог сказать: «Дорогая, кто здесь, на кухне, хозяйка, как тебе кажется?» Вот и все. Будучи мужчиной, я даю такой рецепт. Потому что здесь проявление некой инфантильности, что они ходят по мамам и бабушкам.
- В этой истории, возможно, немного другой смысл. Такой, что за этим правилом, привычкой, стояла совершенно банальная вещь. А целая ссора получилась.
- Но не нужно было давать ей разгореться. Муж и жена не должны выносить свои споры за пределы дома.
- Да. Тогда как мы с вами можем подытожить? Привычки пересматривать, переоценивать…
- Исходя из норм брака. А нормы брака – это всегда самоотдача. Это всегда любовь, всегда забота друг о друге. Ну, иногда привычки бывают труднопреодолимы. Например, привычка заикаться.
- Но это не привычка, это дефект.
- Да, дефект… Или другая – привычка к словам-паразитам. Через слово «так сказать». Или бывают слова-паразиты вообще непечатной формы. Я как священник встречал людей с такой речью, неприемлемой, прямо скажем, а они мне говорили, что так привыкли. И тут нужно отвыкание, которое требует прямого труда. Опять-таки, исходя из чего? Исходя из общих интересов. Пусть я и сам считаю, что эти слова не вредят, не вредят. Вот такая идея у меня есть, пусть она ошибочная, но она есть. Но исходят из интересов семьи, из интересов детей, я бы свое мнение ликвидировал.
- Да. Здесь самое важное – это желание, осознанность и работа.
- И желание добиваться. Нужно помнить, что ты на этом свете не один. А в семье – тем более. Давайте стараться. Всего доброго!
- Всего хорошего!
С вами беседовали: Иеромонах Макарий Маркиш и психолог Маркелова Виктория Борисовна
Спасибо за Ваши беседы!!! Так все просто и все понятно! С сильной горечью и болью смотрю на свою уже прожитую замужнюю жизнь. Замужем 30 лет! Я могла придти с работы в пятницу вечером и не застать мужа дома. Потом оказывается, что уехал на "свою" дачу на рыбалку и приехать в воскресенье вечером. ...
Развернуть
Спасибо за Ваши беседы!!! Так все просто и все понятно! С сильной горечью и болью смотрю на свою уже прожитую замужнюю жизнь. Замужем 30 лет! Я могла придти с работы в пятницу вечером и не застать мужа дома. Потом оказывается, что уехал на "свою" дачу на рыбалку и приехать в воскресенье вечером. Это норма для него. На мои слова возмущения, что хотя бы предупредить меня надо. Он в крик: Я что должен отчитываться перед тобой!!! Это так, маленький пример, к беседе. Сейчас, прожив столько лет, я понимаю, что сломал меня, ему просто удобно со мной, живет своей жизнью. А по молодости, я все ждала чуда, что вот буду хорошей хозяйкой, буду хорошо готовить, буду зарабатывать деньги, буду-буду-буду!!!! и он будет хотя бы уважать меня... А я так и осталась "дочкой дворника", как называла меня моя свекровь за глаза. Теперь я понимаю, что мне прежде всего надо было научиться уважать саму себя! Поезд ушел, а я словно продолжаю сидеть на полустанке... так и не дождавшись своего чуда.... Да и ждать уже нечего, большая половина жизни уже прожита. Дай Бог, чтобы у моих детей сложилась крепкая, дружная семья! И правило, что все идет из родительской семьи, пусть обойдет моих детей.
Свернуть
Спасибо за беседу!
Спасибо за Ваши беседы!!! Так все просто и все понятно! С сильной горечью и болью смотрю на свою уже прожитую замужнюю жизнь. Замужем 30 лет! Я могла придти с работы в пятницу вечером и не застать мужа дома. Потом оказывается, что уехал на "свою" дачу на рыбалку и приехать в воскресенье вечером. ...
Развернуть
Спасибо за Ваши беседы!!! Так все просто и все понятно! С сильной горечью и болью смотрю на свою уже прожитую замужнюю жизнь. Замужем 30 лет! Я могла придти с работы в пятницу вечером и не застать мужа дома. Потом оказывается, что уехал на "свою" дачу на рыбалку и приехать в воскресенье вечером. Это норма для него. На мои слова возмущения, что хотя бы предупредить меня надо. Он в крик: Я что должен отчитываться перед тобой!!! Это так, маленький пример, к беседе. Сейчас, прожив столько лет, я понимаю, что сломал меня, ему просто удобно со мной, живет своей жизнью. А по молодости, я все ждала чуда, что вот буду хорошей хозяйкой, буду хорошо готовить, буду зарабатывать деньги, буду-буду-буду!!!! и он будет хотя бы уважать меня... А я так и осталась "дочкой дворника", как называла меня моя свекровь за глаза. Теперь я понимаю, что мне прежде всего надо было научиться уважать саму себя! Поезд ушел, а я словно продолжаю сидеть на полустанке... так и не дождавшись своего чуда.... Да и ждать уже нечего, большая половина жизни уже прожита. Дай Бог, чтобы у моих детей сложилась крепкая, дружная семья! И правило, что все идет из родительской семьи, пусть обойдет моих детей.
Свернуть
Елена, Вы умная, с красивым внутренним миром женщина! Смогли бы они "не потомки дворника" (свекровь и муж), так ясно, лаконично, с внутренним достоинством передать свою боль, изложить свою мысль? Дай вам Бог, и вашим детям, внутреннего спокойствия и душевного равновесия!
Психолог: Да. Тогда как мы с вами можем подытожить? Привычки пересматривать, переоценивать…
Батюшка: Исходя из норм брака. А нормы брака – это всегда самоотдача. Это всегда любовь, всегда забота друг о друге. Ну, иногда привычки бывают труднопреодолимы. Например, привычка заикаться.
Мне кажется чт...
Развернуть
Психолог: Да. Тогда как мы с вами можем подытожить? Привычки пересматривать, переоценивать…
Батюшка: Исходя из норм брака. А нормы брака – это всегда самоотдача. Это всегда любовь, всегда забота друг о друге. Ну, иногда привычки бывают труднопреодолимы. Например, привычка заикаться.
Мне кажется что стоит обратить внимание на слова батюшки о САМООТДАЧЕ как норме брака. И тут, в идеале, должна быть самоотдача с обеих сторон. Но что прослеживается в комментариях - боль из за отсутствия самоотдачи с другой стороны. То есть, мы ждём со стороны другого проявления любви (может при этом и сами проявляем любовь) но, не находя этого проявления начинаем испытывать боль, обиду, сильную горечь, то есть, страдать. Но мы не можем изменить другого человека. Означает ли это что наше счастье зависит от кого то другого а не от нас самих? Нет! Ведь речь идёт о САМОоттаче! О нашем отношении ко второй половине! И вот это НАШЕ собственное отношение мы идолжны исправлять по заповедям - проявлять терпение, не видеть злая, не превозноситься и всё что описал апостол Павел говоря о Любви. Тогда только мы станем свободны, так как Бог, излечив нас от НАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ нелюбви к ближним, то есть от нашего эгоизма, гордости, сластолюбия и т.д., сделает нас в нашем счастье НЕЗАВИСИМЫМИ ни от кого из людей и обстоятельств. Любовь, настоящая Любовь, НИКОГДА не перестаёт, даже если нам не помогли, не предупредили что уехали на дачу, не оказали поддержку... Это идеал, но именно движение к этому идеалу, то есть к Богу, и делает человека действительно свободным и счастливым всегда... ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! Чего и себе желаю. Причина, дорогие мои, в НАС, а не в родственниках, в муже, родителях... которые недопоняли, недодали, недолюбиди... в детстве, а потом и во взрослом возрасте... Это и есть инфантилизм - когда мы ищем проблему не в себе, а в детстве, в окружающих, в обстоятельствах и т.д... Духовный инфантилизм. Божьей всем помощи!
Свернуть
***Следующее примечание – ЧТО ЗНАЧИТ "МОЁ"? Я снова процитирую абзац, касающийся притяжательного местоимения «моё». «Мы скрываем от людей, как меняется смысл притяжательного местоимения в зависимости от предмета – начиная с «моих туфель», к «моей собаке», «моей прислуге», «МОЕЙ ЖЕНЕ (мужу)», «МОЕ...
Развернуть
***Следующее примечание – ЧТО ЗНАЧИТ "МОЁ"? Я снова процитирую абзац, касающийся притяжательного местоимения «моё». «Мы скрываем от людей, как меняется смысл притяжательного местоимения в зависимости от предмета – начиная с «моих туфель», к «моей собаке», «моей прислуге», «МОЕЙ ЖЕНЕ (мужу)», «МОЕМУ ОТЦУ», «моему владыке» и «моей стране», до «моего Бога». Можно внушить им, что смысл всегда один и тот же, смысл «моих туфель», смысл собственности».
По этому поводу священник Александр Ельчанинов сделал в своих замечательных Записях такое вот примечание, касающееся брака. «БЕСКОНЕЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕСЧАСТНЫХ БРАКОВ ИМЕННО ОТ ТОГО, ЧТО КАЖДАЯ СТОРОНА СЧИТАЕТ СЕБЯ СОБСТВЕННИКОМ ДРУГОЙ». Александр Ельчанинов писал ещё до Льюиса, это ещё до войны написано. Количество несчастных браков на сегодняшний день несравнимо большее, а это замечание о собственности, оно работает как динамитный патрон, раскалывает любовь, раскалывает верность, раскалывает всё, убивает брак.
https://elitsy.ru/profile/15728/1426958/
Свернуть
Елена, Вы умная, с красивым внутренним миром женщина! Смогли бы они "не потомки дворника" (свекровь и муж), так ясно, лаконично, с внутренним достоинством передать свою боль, изложить свою мысль? Дай вам Бог, и вашим детям, внутреннего спокойствия и душевного равновесия!
Ольга, спасибо Вам за внимание и понимание. На сердце потеплело. Дай Бог нам всем душевной радости и утешения.