Диалог с Хромогиной Мариной Юрьевной
Границы личности и христианская духовная жизнь.
Христос воскресе! Марина Юрьевна, пожалуйста, разъясните понятие границ в отношениях между людьми, которое я не раз встречал у православных психологов. Интересует в первую очередь то, откуда это понятие происходит, и насколько оно безопасно с христианской точки зрения (то есть, для развития любви...
Воистину воскресе! Павел. Вопрос у Вас глубокий, требует размышления. Я над ним думала, думала и решила вынести свои рассуждения сюда. С Вами вместе подумать. В православном богословии какой вопрос не рассматривай, в результате всё упрется в Бога, в Его отношения с человеком, миром. Поэтому начну с Бога. Вы пишите: «Интересует в первую очередь то, откуда это понятие происходит, и насколько оно безопасно с христианской точки зрения (то есть, для развития любви в себе)». Понятие психологических границ – термин психологический. Он описывает феномен, который руками не пощупаешь, как, впрочем, и все феномены нашей психики. Пощупать не пощупаешь, но проявления этих феноменов наблюдать можно. Так же и Бога увидеть не возможно, познать Его сущность не возможно. Но это не значит, что он вообще не познаваем. Познать Его можно по Его проявлениям. Я знаю, что термин границ стали применять представители глубинной психологии и гештальт-психологии. Эти направления возникли в начале 20 века. По фамилиям это Зигмунд Фрейд и Курт Левин. Фрейд использовал это понятие для топического разграничения сознательного, предсознательного и бессознательного, а затем для описания и выделения трех структур психики: Я, Оно и Сверх-Я. В самом широком смысле данный термин понимался автором в контексте пространственной протяженности психики. Левин в своей теории поля, определяя человека в терминах структуры как целостность, отдельную от всего. Что же такое психологическая граница человека и границы между людьми. С телом проще, границу тела видно и не поспоришь о том, что её нет. А у психики ( души) есть границы? Рассмотрим людей без тел. А только по душам. Душа некоего Петра это ведь не душа некоего Николая или Ольги, не так ли? Значит границы есть и у душ. То есть одна из психологических функций границы – отделить одно творение от другого.
Но давайте снова к Богу обратимся. Христиане знают, что Бог един, но при этом у Него Три Лица. Пусть эти Лица равны друг другу, но мы ведь их различаем. И все три Лица Пресвятой Троицы различаются личными (ипостасными) свойствами, которые (внимание !!!) несообщимы Друг Другу и принадлежат исключительно Божественному Лицу Отца, Сына или Святого Духа. То есть говоря антропоморфическим языком, имеют Свои психологические границы. Свойство Ипостаси Отца – нерожденность. Свойство Ипостаси Сына – рожденность. Свойство Ипостаси Святого Духа – исхождение. Или вот пример: человек сотворен Богом отдельной от себя личностью так, что не зависимо от выбранного направления уподобления ( Богу или сатане) человек все равно остается личностью. И еще пример: в пантеистическом понимании Бог растворен в Своем творении, христианский Бог отстоит от Своих творений, с ними не слит, в них не растворен.
А теперь снова к Вашим вопросам. Вы спросили: «Как искать здоровое равновесие между индивидуальным и коллективным?». Ответ на него прост и сложен. Идеальной моделью здорового равновесия между индивидуальным и коллективным является наш Господь. Но Бог – это абсолютное совершенство. А мы, люди, живем в эпоху посткатастрофную, имея в себе последствия этой катастрофы, в том числе в виде нарушения когда-то целостного существования. Из вероучения мы знаем, что полноту бытия, полноту своих возможностей человек имеет только в соединении с Богом. Из этого и ответ на Ваш вопрос: здоровое равновесие между индивидуальным и коллективным можно обрести только в соединении с Богом, которое приобретается кропотливым трудом духовной жизни в Церкви. Человек, который ищет это равновесие сам неизбежно будет приходить к одному –к нарушению равновесия разной степени. Но это общий ответ, который, потерявшим былую мыслительную возможность людям, мало что даст. А даст только детальность и конкретика.
Подведем итоги этой части моих рассуждений. Границы – понятие психологическое, описывающее один из феноменов психической жизни людей. В Евангелии не используется этот термин, но оно наполнено примерами существования границ и построения границ. Пример из Евангелия: Христос разогнал торговцев из храма. Говоря антропоморфическим языком, Он обозначил границы Своих требований к людям, что можно по отношению к Нему, к месту, в Котором совершаются особые службы, а что нельзя. В Нагорной проповеди Он обозначил границы условий попадания в Царствие Небесное. Сама Церковь по сути является границами, установленными Богом людям на предмет общения с Ним. Вот только тут и таким способом ( Евхаристия, исповедь, молитва)
Спустимся ниже. На уровень отношений между людьми. Как и везде у человека с измененной природой после грехопадения, в отношениях с собой и друг с другом у людей много путаницы.
Вы пишите: «К примеру, насколько мне известно, преимущественно восточный стиль жизни и общения, который прижился и у многих славян - можно зайти в гости к другу или родственнику без предупреждения, тебе зачастую будут рады или, по крайней мере, не покажут недовольства».
Да можно зайти, почему нет-то? Но если зашел ко мне кто-то из друзей, родственников, а я занята, например, стиркой, или ремонтом, или болею, или ухожу в магазин или мало ли что, что делать-то? Если у меня есть хорошее понимание себя, других, не страдаю ложными чувства вины, стыда, то я, хоть и порадуюсь его визиту, но предупрежу его ( обозначу границы) что не смогу оправдать его ожиданий, так как есть дела. Если его устраивает то, что он один посидит у меня, пока я все дела не закончу, то пожалуйста. Но это его право решить, будет дожидаться или нет. И если у моего друга или родственника тоже всё в порядке с границами, его не заденет тот факт, что я занята, потому как он изначально понимал, что пришел без предупреждения.
Вы пишите: «Западный стиль - о визите нужно предварительно договориться. И если у нас попросить родителей или друзей предупреждать о желании навестить (то есть, начать выстраивать границы), то близкие люди могут обидеться - мол, какой деловой... И могут чувствовать себя отвергнутыми, будто с тобой всё так сложно, что лучше не связываться и не просить о помощи»
К сожалению, бывает, что обижаются. Но не потому, что это обидно, а потому, что у них сложности с пониманием границ между людьми. Говоря психологическим языком в ответ на просьбу предупредить, возникает реакция переноса. Чувствовать себя отвергнутыми – это тоже иррациональна привычка реагирования, которая сформировалась в детстве как страх быть отвергнутым своим родителем ( а дети реально этого бояться, так как для них отвержение связано с угрозой для жизни) . И этот страх так силен что лучше на него не натыкаться. Отсюда и защитная стратегия – видеть сложности в ком-то, а не в себе, так как увидеть сложность в себе сложно( масло масленое получилось) по причине еще одного страха – наткнутся на подтверждение своей плохости. Это чувство тоже очень разрушительное. Еще одна защитная стратегия, которая позволяет избежать страх отвержения и страх столкнуться со своей плохостью, дистанцироваться от других под разными предлогами, в том числе и под предлогом, что это в них что-то не так.
Делаю вывод. Таким образом феномен с психологическим названием "границы личности, границы между людьми" и духовная жизнь христианина не вступают в противоречия. Здоровое равновесие между индивидуальным и коллективным можно достичь только в Боге.
На Ваш вопрос "как правильно выстраивать границы и при этом учиться любви, милосердию, гостеприимству?" я скажу вот что: чтобы правильно выстраивать границы с любовью необходимо привести в порядок свои представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо,; разобраться при каких обстоятельствах нужно и должно сделать что-то плохое, чтобы предотвратить катастрофически плохое; допустимо ли отказывать людям в помощи и при каких обстоятельствах; предполагает ли любовь к другому следование каким-либо ограничениям; чем отличается настоящая помощь от спасительства. Может еще что есть, но это тогда в другой раз.
Вот как-то так. Что скажете на это?