<p id="eow-description" class="">Когда закончилась затяжная Кавказская война, в Закубанье поселились русские казаки. И захотелось православным устроить на Кавказе монастырь, да такой, чтоб паломники потянулись к нему из самой России!
Об этих казачьих чаяниях узнал афонский иеромонах Мартирий...
<p id="eow-description" class="">Когда закончилась затяжная Кавказская война, в Закубанье поселились русские казаки. И захотелось православным устроить на Кавказе монастырь, да такой, чтоб паломники потянулись к нему из самой России!
Об этих казачьих чаяниях узнал афонский иеромонах Мартирий, выходец из России. В его сердце поселилось желание во что бы то ни стало основать в Закубанье горную обитель. Иеромонах Мартирий отправился на Кавказ и был поражен красотой тех краев. Он стал хлопотать перед церковными и светскими властями и в 1877году получил необходимое разрешение на строительство монастыря.
С Афона на Кавказ приехали иноки, чтобы помочь своему собрату. Казаки поддерживали монахов щедрыми пожертвованиями, и в самые короткие сроки на горном плато Кавказа выросли братский корпус, гостиница, и, конечно же, храм, освященный во имя архистратига Михаила. Свято-Михайловской стала называться и обитель, усвоив при этом также имя Афонская – в память о том, что ее строители пришли со Святой горы.
Вслед за Михайловским в монастыре было возведено еще четыре храма. Особо выделялась в монастырском комплексе Успенская церковь. Высокая и просторная, она могла вместить до тысячи человек! И вмещала – на праздники в обитель собирались казаки со всех окрестных станиц.
Обитель стала центром не только церковной, но и общественной жизни. При монастыре открыли больницу и церковно-приходскую школу. Число иноков росло, двадцать братских корпусов едва вмещали всех насельников. Труд монастырских мастерских был востребован жителями Закубанья. В обители были свои иконописцы, токари, слесари, кузнецы, маляры, кровельщики, портные и сапожники. Подсобное хозяйство славилось пасекой и рукотворными прудами, в которых разводили карпов. Масштаб производства рос, и к началу двадцатого века в монастыре запустили два цеха – сыроваренный и кирпичный.
В Михайловскую обитель, как когда-то мечтали казаки, стремились богомольцы из России. В год монастырь принимал более ста тысяч паломников. Бывало, что на обед приходилось варить триста ведер щей! Жители окрестных станиц гордились своей «казачьей лаврой» и очень любили бессменного ее настоятеля, отца Мартирия.
Настоятель Михайло-Афонской Закубанской пустыни архимандрит Мартирий трагически погиб в 1909 году. Он возвращался из Ставрополя по безлюдной дороге, лошади испугались волков, понесли, и повозка разбилась. А через десять лет и история понеслась бешеным галопом. Казалось, и детище отца Мартирия, славная Михайловская обитель, прекратит свое существование.
Но нет – в 2003 году монастырь вновь принял под свои своды иноков. И что интересно – первым настоятелем после многолетнего запустения стал иеромонах по имени Мартирий.
Православная соцсеть "Елицы" - https://elitsy.ru/
Видеоканал "Елицы" - https://www.youtube.com/channel/UCL1d...