Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Отец Иоанн Кронштадтский. Беседа двенадцатая. Протоиерей Артемий Владимиров

Приветствую вас, дорогие друзья,
сегодня мы побеседуем с вами о педагогике, вспомним опыт учительский святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Знаете ли вы, что этот дивный всероссийский пастырь в течение многих десятилетий был законоучителем в одной из гимназий города Кронштадта. Еженедельно он неупустительно посещал классы и встречался с детьми разного возраста, преподавая им закон Божий. В России были десятки тысяч преподавателей духовной дисциплины, но, подобного отцу Иоанну Кронштадтскому, конечно, не нашлось. Дело в том, что главным законом преподавания является закономерность, открытая Блезом Паскалем, западноевропейским религиозным мыслителем – в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Педагог никогда не сможет, если речь идет о духовных нравственных дисциплинах, передать детям больше, чем он накопил в собственном сердце. Если, к несчастью, внутренняя жизнь педагога, его личная частная жизнь находится в противоречии с высокими истинами, им декларируемыми и возвещаемыми, то результат всех поучений будет обратный. Его слушатели никогда не поверят, не будут увлечены, воспламенены никакими моралями, доктринерством и назиданием. Вот почему иногда из семинарий или духовных училищ, гимназий выходили революционно настроенные юноши с ядовитым ироничным отношением к своим наставникам, обращавшие недюжинные душевные силы на разорение, разрушение, а не на созидание. Такова была очень сложная атмосфера в России в преддверии во время майдана, на иностранные деньги проведенных революционных беспорядков 5-го - 7-х годов, и, впоследствии, кошмара 17-го года. Но вернемся к отцу Иоанну. Вот он входит в класс, сияющий, как будто бы на пегасе вдохновения. Лицо его радостно, улыбка его исполнена доброжелательства и чарующей любви. Отец Иоанн видит перед собой детей, как будто это райские соцветия. Чуждый ложного сентиментализма, и уж тем паче сюсюкания батюшка берется читать с ними Евангелие (напомню, что это всежизненное чтение отца Иоанна) и, когда говорит о учителе Иисусе, когда приводит на память Его слова, то отрывается от Евангельского текста и как будто обращается к самому себе, а вместе с тем к присущему здесь Господу. Батюшка не любил ставить плохие отметки, но вместе с тем мог пожурить учащегося, дать ему шанс на следующем уроке исправить свой ответ. Он был необыкновенно великодушен, благороден с учениками, общался с ними, употребляя мягкий юмор, а главное, ту сердечную любовь, которая привлекала к святому старцу сотни и тысячи людей. У батюшки никогда не было неуспевающих, потому что он, очевидно, не топил своих учеников, не самоутверждался за их счет. Мне кажется, что это просто педагогическое преступление, которое часто встречается в современных школах, когда не слишком умный, а главное, недобрый педагог, используя свои возрастные преимущества, загоняет ученика в угол, делает его козлом отпущения с плохо скрытой издевкой, а иногда и бранным словом, как будто уничтожает личность учащегося, вступая с ним в состояние холодной войны. Отец Иоанн Кронштадтский был образом Отца Небесного. Часто ему сдавали на поруки разленившихся, совершенно бесталанных учеников, и не было случая, чтобы батюшка своей милующей любовью не вытаскивал бегемота из болота, образно выражаясь. Но он настолько уважал человеческую личность, видя в каждом из подростков образ Божий, умел прикоснуться к нежным струнам ученика, может быть разуверившегося в себе самом, и, через личное общение от сердца к сердцу, давал такой мощный импульс к маленькому человечку, что тот, забывая свои прежние обиды и конфликты, буквально как на дрожжах возрастал в знаниях, обретал уверенность в себе, а главное, внутреннюю мотивацию, желание учиться во славу Божию. В большом двухтомнике, посвященном отцу Иоанну Кронштадтскому (автор его господин Сурский, личный секретарь отца Иоанна) есть особый раздел, в котором приводятся имена десятков учеников, ставших не просто образцовыми гражданами Империи, но достигших степеней, известно, получивших от отца Иоанна мощный импульс как преподавателя. Истина проста, говаривал батюшка, никогда не нужно переусложнять учебный материал. Самое главное для педагога – единство слова и дела, а главное, внутренняя опора на воскресшего Христа, воплощенную премудрость и силу Отчую, ибо от Господа нашего мы черпаем и разум, и прозрачность мысли, и силу слова, и дар убеждения, и особенно любви, которая всегда превращала уроки отца Иоанна Кронштадтского в ослепительное счастье и блаженство для его воспитанников.

Протоиерей Артемий Владимиров

"post

Посмотреть предыдущие комментарии
09 марта 2018 в 21:44
Любовь# 09 марта 2018 в 21:15

Не верю в хороших и добрых учителей! Их не было ни в моей жизни, ни в жизни моих детей! Одни изверги и фашисты! Я в детском доме воспитывалась. Учителя нас бездомными тварями обзывали. Они чётко знали, что нам нЕкому пожаловаться. А сын учился в г. Урай ХМАО-Югры. Там все учителя ненормальные: ск...

Развернуть

Любовь Алекс, а когда вы учились, вы были хорошей и доброй ученицей? Уважали педагога, любили предметы? Послушны были?

09 марта 2018 в 21:47

Кроме огромной благодарности ко все учителям и любви, ещё есть чувство стыда, за непонимание и не послушание. И хочется сказать, простите мои хорошие и спасибо Вам!

22 февраля 2019 в 22:13

11 апреля 2019 в 20:26

Спаси Бог! Только добрые Воспоминания и БлагоДарность практически ко всем учителям и педагогам...Слава Богу за Всё!

19 августа 2019 в 19:28

Спаси Бог, Батюшка! Храни Вас и Вашу семью Господь!Божьей помощи и молитв Божьей Матери! ❤

09 февраля 2020 в 06:36

Благодарю Вас, Батюшка!!!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем