Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Митрофорный протоиерей

ПОКАЯННЫЙ ПУТЬ

t.me/Kerigma_orthodox
Деятельный путь спасения души еще называется покаянным. Чем больше мы соединяемся с Богом, тем больше познаем его Непознаваемость и тем более осознаем свое несовершенство. Беда наших дней в том, что христиане каются не раскаиваясь. Вместо прямого движение получается круговое, когда человек ходит годами в церковь и повторяет на исповеди одни и те же грехи. Когда не происходит возрастания в молитве, когда не меняется строй духовой жизни, не изглаживается ветхость души.
Греческий термин μξτανοια (изменение ума) точнее и выразительнее нашего «покаяния». Смысл покаяния - изменение сознания, а от него образа мыслей, чувств, поступков и как плод - самой жизни. Русский термин более образный, окаянный (о-каинный) уподобившийся Каину, и раскаяние (рас-каивание) выход из состояния Каина. Покаяние - это процесс. Стремительный, или замедленно развернутый во времени, он в любом случае имеет свои этапы.
РАСКАЯНИЕ - это осознание своей греховности, ИСПОВЕДЬ - таинство примирения человека с Богом, и ИЗМЕНЕНИЕ - плод покаяния. Если хоть что то в этой триаде упущено, не пережито, не преодолено - покаяние не совершились. Не преодолев третьего этапа мы возвращаемся к первому, и так может продолжаться всю жизнь. В процесс покаяния вовлекает весь человек, его ум, чувства, воля. Умом мы осознаем грех, сердцем сожалеем о своем падении, а волей ему противимся. Благодаря этому мы меняемся внутри себя. Без этого изменения жизни, покаяние не будет истинным.
В нашем Уме фокусируются все энергии нашей личности. Таким образом μξτανοια это изменение всего внутреннего состояния человека, обновленное восприятие себя, окружающего мира, преображающая перемена чувств и мыслей. Такая обновленная жизнь не может быть чем то внешним, но глубокой внутренней реальностью, в которой рождается Новый человек. Если через гордыню мы упали во тьму, то через смирение мы выходим к свету. Это и есть возвышение через снижение, погружение в восход, стяжание «смирением высокая». Без этого покаяние - глупое и опасное заигрывание с Богом. Бог сказал чем эта игра окончиться; всякую ветвь не приносимую плода Он отсекает, всякое дерево не приносящего плода доброго, срубают и бросают в огонь вечный. Все бесплодное подлежит проклятию и огню. На практике большинство из нас страдают главной ошибкой - отсутствием третьей ступени. Мы осознаем, каемся но…не меняемся. Почему? Например, мы каемся в злости к человеку, но выйдя с исповеди, мы не меняем к нему свое отношение. Значит проблема не в нем, а в нас. Мы не можем расстаться с тем, в чем каемся. А тот на кого мы злимся, лишь индикатор моего состояния, такая себя душевная лакмусовая бумажка, но вся проблема во мне самом. Без переноса центра отвественности из вне во внутрь себя покаяние не возможно. ВСЕГДА НУЖНО УЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ ТОЛЬКО В САМОМ СЕБЕ. Без этого никаких покаянных плодов быть не может.
ВАЖНО понять что если мы говорим на исповеди Богу «каюсь», это означит что когда тот же грех снова подойдет к порогу моего сердца, я буду драться с ним до последней капли крови, до смерти, до полного изнеможения. И не важно какого размера будет этот гаденыш, большой, или маленький. По сути жизнь христианина - это ежедневный подвиг, это война не на жизнь, а на смерть, только так можно завоевать подлинную чистоту и богоподобие.
Есть и еще один закон который нам нужно усвоить. Нет ни одного человека, который бы вышел со «сладкого» сада греха на дорогу праведности, и смог бы передумавши вернуться обратно. Вернувшись он найдет не сад, а его сгоревшие останки. Т.е если кто-то разочаровавшись в вере, решит вернуться к прежней жизни, он уже не сможет получать радость и удовольствие от того, что его прежде радовало и доставляло удовольствие. Нет, ни одного монаха, или монахини, которые оставив монастырь и заключив брак, смогли бы обрести счастья в семейной жизни. И таких примеров не мало.
Дорожным посохом на пути к Богу является наша молитва. Молитва - есть по существу своему действие Бога внутри нас. Истинная молитва есть борьба со смертью и отрицание смерти. Но дается она тому, кто за этим Даром простирает руки к Богу. Странное дело то, что многие считают за необходимое учиться водить автомобиль, или шить платье. Но учиться молиться, знать хотя бы основные теоретические положения считают не нужным. «А что тут сложного? Стой и молись себе». Но, на самом деле в мире нет сложнее науки, чем наука о молитве. Беда нашего времени в том, что мы загнаны в информационную реку быстрого течения. Для молитвенной практики нужны тишина, уединение, внутренний покой. Иметь молитву в миру сегодня то же самое, что сидеть неподвижно на лодке которая несется по горной реке. Но, то что невозможно человеку, возможно Богу. Нам нужно дать Ему возможность действовать в нас и верить в то, что Он податель всех Благ, в том числе и молитвенных.
Окружающая среда, в которой живет современный человек, агрессивна по отношению к его душе. Пропаганда низменных страстей рассыпана на каждом шагу и насилует наше сознание. Если человек живет без духовного фильтра в него насильно всаживаются семена диавольского мировоззрения. Мировая революция, о которой мечтали большевики, сегодня совершилась в виде глобальной цифровой сети которая станет главной коммуникацией в Новом Мировом Порядке. Конечная цель ее информационных потоков в том, что бы переформатировать сознание человека в законопослушного гражданина царства антрихриста.
Но эта сеть взаимодействуют только по линии человек + диавол + человек, т.е. творение взаимодействует с творением. Этот союз беспомощен там, где установлена коммуникация Бог + человек, т.е где тварное взаимодействует с нетварным. Только в союзе с тем, «что не есть тварь», можно достичь победы над тварным. Этот духовный союз называется Церковью. Диаволу важно внушить людям что вертикальной иерархии у Церкви нет. Что вся жизнь Церкви находится лишь в горизонтальной, земной плоскости. Ценностные духовные ориентиры, имеющие надмирный порядок нивелировать к ориентирам политическим, экономическим, государственным, национальным и прочь. Все хитросплетения нашего противника «лжеца искони», строятся исключительно на обмане и лжи. Если ум человека не просвещен благодатью, то он не сможет защититься от этих тонких хитросплетений бесовской лжи. Когда в период рассвета монашества было много богатырей Святаго Духа они наполняли собой Церковь и подобно полноводной реке и увлекали за собой многих людей идущих к Богу. Сегодня все происходит с точностью наоборот. Люди готовы штурмовать массово магазины в «черную пятницу», выстаивать ночные очереди и за новой моделью айфона, и только единицы присутствуют за богослужением в Страстную Пятницы. Допустимо предположить что это и есть процентное соотношение спасающиеся и погибающих сегодня.
В бурном потоке современной жизни очень тяжело молиться. Нам мешает постоянное возбуждение помыслов, впечатлений, забот. Гиперподвижность помыслов формирует ущербное состояние психики. Колебание ума не дает ему выстояться в тишину, а без нее невозможно молиться. ДЛЯ МОЛИТВЫ НУЖНЫ ПОКОЙ УМА И РОВНОСТЬ СЕРДЦА. Беседа, слушание, чтение богословской литературы, никогда не заменит собой молитвы. Увлеченность православным интернетом должна иметь свои разумные пределы. Нельзя заменять духовный труд, мышлением или чтении о нем.
Главная задача христианина найти свой собственный СРЕДНИЙ ПУТЬ к Богу, который находится между нерадением и дерзновением, т.е между расслабленностью и чрезмерным напряжением в духовной жизни. И та и другая крайность губительные. Признаком правильности выбранного пути будет выступать САМОПОЗНАНИЕ. Это плод покоя, мирного духа и молитвы, когда обнажается собственная нищета и нагота. Крепостная стена на покаянном пути - гордыня. А гордость рождается от неведения самого себя. Для такого духовного самопознания необходимо также хранение чистоты совести, самоукорение и простота жизни. Христос в обращенной к нам просьбе говорит очень просто: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Нам не нужно ничего больше «придумывать». Мы созданы из «Ничего», и сами по себе являемся абсолютным нулем. Все что у нас есть хорошего - Божий Дар, там нет нашего ничего. Понимание того, что ты без Бога и есть «Ничто» - необходимое условие спасения.
Как это не парадоксально но лучшими учителями для нас этом являются враги Церкви. Наши гонители это непосредственные слуги диавола, люди вручившие свои души его злой воле. И если человек думает что без Бога может им сопротивляться он быстро понимает то это не возможно. Демонический ужас парализующего страха легко сломает любое сопротивление. Только полностью предавшись Богу, Его водительству, душа получает Благодать Духа Святаго, а против нее враг бессилен. Так происходит чудо бессилия палачей перед мучениками во время самых страшных пыток и истязаний.
Для приобретения спасительного смирения по мысли афонских духовных практиков нам нужно «возвратиться в ничто». Спуститься в «ничто» - это высота и восхождение. Не вырастить крылья, а стать землей, что бы по тебе ходили. Только на человека ставшего пылью, сходит Благодать которая из этой глины начинает лепить нечто новое, то чего до этого не было. Так происходит начало обожения и спасения души.