Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Трудные места Пасхального канона

Пасхальный канон не так прост как кажется. Встречаются в нем и сложные места, которые мы вместе с вами и разберем.

Ирмос 3 песни:

На церковно-славянском языке: Прииди́те пи́во пие́м но́вое, не от ќамене непло́дна чудоде́емое, но нетле́ния исто́чник, из гро́ба одожди́вша Христа́́, в Не́мже утвержда́емся.

На русском языке: Придите, станем пить питие новое, чудесно изводимое не из камня безплодного, но из произведшего нетление гроба Христова, на котором мы утверждаемся.

Текст этого ирмоса имеет в виду сразу 3 сюжета Священного Писания: 1) Чудо изведения Моисеем воды из камня; 2) песнь пророчицы Анны, которая говорит «утвердися сердце мое в Господе» (2 Царств 2:1); 3) слова Христа самярянке о том, что Он может дать всем верующим воду, которая утолит жажду людей навсегда.

В древности Моисей извел жаждущим людям словом Божиим воду из скалы, но это была обычная вода. Испив ее, люди вновь и вновь испытываю жажду. Истинная живая вода здесь — из другого камня, камня гроба Воскресения Христова. И это благодать Святого Духа. Она изливается на нас как дождь, как река течет к нам. Это праздник и счастье, потому что мы нашли воду в пустыне, мы не будем больше страдать от духовной жажды. Пейте все эту воду, новую воду веры и благодати!

Ирмос 4 песни:

На церковно-славянском языке: На Боже́ственней стра́жи, Богоглаго́ливый Авваку́м да ста́нет с на́ми, и пока́жет светоно́сна А́нгела, я́сно глаго́люща: днесь спасе́ние ми́ру, я́ко воскре́се Христо́с, я́ко всеси́лен.
На русскому языке: Богоглаголивый Аввакум, да станет с нами на божественной страже и покажет светоносного Ангела ясно восклицающего: ныне спасение миpy; ибо воскрес Христос, как всесильный (Авв.2:1; Ис.9:6).

Святой Иоанн Дамаскин, написавший пасхальный канон, имеет в виду в данном ирмосе изречение из книги пророка Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?» (Авв.2:1). Пророк Аввакум не был охранником или стражником, но имеет в виду здесь совсем другую стражу. Он хотел получить от Бога ответ на свой вопрос: «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор?» (Авв. 1:3). Поэтому он заступил на молитвенную стражу, на стражу своего ума, боясь пропустить ответ от Бога. Ведь только ум человека, свободный от суеты, способен слышать голос Божий.

Вторая же часть ирмоса рассказывает нам о видении, которое видел уже новозаветный святой — Григорий Богослов. Пребывая на молитвенной страже, в духовном созерцании, он увидел святого Ангела, который воскликнул: «Сегодня спасение миру!» (предисловие св. Григория к слову на Пасху).

Так в этом ирмосе чудным образом в духовном созерцании встречаются ветхозаветный пророк Аввакум и ангел из видения святого Григория. И вместе они восклицают (и мы с ними тоже):

ныне спасение миpy; ибо воскрес Христос, как всесильный!

Священник Валерий Варнашов