Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Заголовок 109 ПСАЛОМ - ПСАЛОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

109 ПСАЛОМ -
ПСАЛОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Радость и ликование,
прославление и благодарность Богу
в этот великий день Рождества Христова!

Собравшись на молитву в храме, мы внимаем чудным словам богослужения, многие из которых составлены из стихов Псалтири. Пророк Давид праотец Господа нашего Иисуса Христа предвидел пришествие на землю Агнца Божьего, и не только предвидел, но и раскрыл великие догматы о нашем Господе. Давайте же вместе с пророком познаем любовь Спасителя, которая раскрывается нам и в стихах рождественского псалма. Таким псалмом здесь мы назовем 109 псалом, который часто можно услышать за рождественским богослужением.

Псалом 109
Стих 3. Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается.

Торжественное чтение Евангелия на Всенощном бдении Рождества Христова предваряется произнесением прокимна, состоящего из стихов 109 Псалма. Евангелие Рождества рассказывает нам о Рождении Христа во плоти от Девы Марии, а прокимен, предваряющий чтение его, говорит нам о Рождении Христа от Отца прежде творения мира.
«Из чрева прежде денницы (солнца) родих Тя» - это слова Отца к Сыну. Этот стих раскрывает нам важнейший догмат нашей веры — Предвечное рождение Сына Божиего от Отца. И здесь по объяснению святых отцов слова «из чрева» означают — из Существа Бога Отца. А слова «прежде денницы» - означают, что рождение Сына от Отца произошло прежде творения и вне всякого времени. А если Сын рожден из Существа Бога Отца, значит Он — Единосущен Отцу.
Стих 1 (2 стих прокимна): Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги Твоя в подножие ног Твоих.
Эти слова псалма процитировал Сам Господь Иисус Христос в Своем знаменитом вопросе к книжникам о том, как Давид называет Мессию — Христа Господом, если Он Сын ему (Мф.22:41). Книжники не смогли тогда ответить на Его вопрос.
А как же мы ответим на вопрос Христа, почему Давид называет Мессию Господом? Потому что Мессия и есть Господь и Бог Давида и именно к Нему обращены эти слова. Что же сказал Отец Небесный Сыну Своему? «Седи одесную Мене...». Сидение одесную (по правую руку) — образ, означающий равенство власти и силы Отца и Сына: «Видишь ли равенство чести? Престол знак царствования: где один престол, там одинаковая честь одного и того же царствования» (свт. Иоанн Златоуст).
Но, прочитав следующие слова, можно подумать, что царство Христа временно: «дондеже положу враги Твоя в подножие ног Твоих» - и как бы закончится с победой над врагами. Но такая мысль в корне ошибочна, так как по указанию блаженного Феодорита Кирского «слово «дондеже» не время означает, но есть особенный образ выражения, свойственный Божественному Писанию». И далее святой вспоминает слова Самого Бога «Я есмь, и доколе состаришься Я есмь» (Ис. 46:4). Что же после старости человека и Бог прекратит бытие? Нет конечно не такой смысл слов. Но слово «дондеже» означает здесь «всегда» когда есть время и когда времени не будет. Ведь в Апокалипсисе сказано, что времени уже не будет после Второго Пришествия Христова.
Кто же эти враги Христовы, которые будут положены у подножия Его ног? Это диавол и демоны, это грехи и страсти, потому что «брань наша не против плоти и крови...»/
«Подножие ног Твоих» - в древности подножием ног Бога называли крышку Ковчега завета. Сейчас же святые отцы называют подножием ног Христовых Крест, Голгофу, а блаженный Феодорит — Церковь. Если же подножие ног его — Церковь, то слова «дондеже...» означают: «доколе все противящиеся не обратятся к вере».
4 ст. Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову.
Отец Небеcный в этом стихе называет Сына Своего священником по чину Мелхиседека. Мелхиседек встретил Авраама после победы над царями Месопотамии и принял от него десятину. Священство по чину Мелхиседека — это священство дарованное Самим Богом. Да и сам Мелхиседек по указанию апостола Павла был прообразом Христа. Итак Христос и есть истинный первосвященник, поставленный Своим Отцом на служение. А Его жертвоприношение — Голгофская жертва на Кресте.
7 ст. Из потока на пути пиет, сего ради вознесет главу
Этот стих говорит нам о том, что Христос по Своему человечеству будет прост и беден настолько, что будет пить воду из ручья по дороге. И действительно Он не только родился в пещере, но всей Своей жизнью показывает нам пример простоты и жизни без роскоши.
Наш пророк же и псалмопевец увидел и плод такой жизни, указав, что «сего ради вознесет главу, то есть Христос прославится перед Богом праведной жизнью.
«Такую любомудренную жизнь Он вел для того, чтобы научить и других воздерживаться от чревоугодия, презирать пышность, отвращаться от тщеславия» (святитель Иоанн Златоуст).
Увидев Младенца в пещере, склонимся к Нему со смирением. Да явит Он нам величие и смирение Своего спасительного подвига, да откроет Он нам красоту жизни в правде, величие благодати в скромности.
Священник Валерий Варнашов

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности