Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Память святителя Феодора, архиепископа Ростовского (1394), племянника преподобного Се

Память святителя Феодора, архиепископа Ростовского, совершается 28 ноября/11 декабря.

Святитель Феодор (в миру Иоанн) – племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского. Иоанну было двенадцать лет, когда в 1354 году Стефан привел своего сына к преподобному Сергию, в Троицкую обитель. Еще в раннем детстве Иоанн услышал о подвижнической жизни преподобного Сергия и с тех пор горел желанием увидеть его. Наконец желание отрока сбылось. Иоанн остался жить в монастыре. В Троицкой обители он прошел суровую и благодатную школу иноческого воспитания.

Преподобный Сергий провидел в своем племяннике будущего подвижника. На 14-м году жизни он постриг Иоанна в монашество с именем строгого аскета первых веков христианства преподобного Феодора Трихины, память которого совершалась в день пострижения. Новопостриженный монах отличался необычайным усердием к церковной и келейной молитве, смирением и послушанием. Под неослабным руководством преподобного Сергия он возрастал в чистоте и благонравии. Приняв священнический сан, Феодор продолжал совершенствоваться в духовных подвигах. Однажды, когда он сослужил преподобному Сергию во время литургии, некоторые иноки видели в храме у престола Божия ангела в блистающих ризах.

Около двадцати трех лет подвизался Феодор в Троицком монастыре, где он освоил иконописное мастерство. Днем и ночью открывал он свои помыслы и сердечные побуждения преподобному Сергию. Все чаще Феодора посещала мысль об основании собственного монастыря. Однажды во время ночной келейной молитвы он услышал голос: «Феодор, иди в пустыню. Ты устроишь обитель, соберешь в ней многих подвижников и получишь великую награду на небесах». В желании Феодора основать собственный монастырь преподобный Сергий видел действие промысла Божия. Он сказал племяннику: «Я, чадо, надеялся, что, пре-дав кости мои гробу, ты станешь после меня игуменом на этом месте, ноесли хочешь теперь начать задуманное тобою дело, то да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица». Преподобный Сергий благословил племянника и тех монахов, которые вызвались идти с ним на поиски места для будущего монастыря.

Согласно второй Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского, свой выбор Феодор и его спутники остановили на Симонове, в шести верстах от Москвы, недалеко от Крутицы. Преподобный Сергий осмотрел и нашел это место подходящим для основания нового монастыря. По его благословению начались строительные работы. В 1377-1378 годах монахами сначала был сооружен храм Рождества Пресвятой Богородицы, позднее – Успения Пресвятой Богородицы и другие монастырские постройки. Вскоре здесь собралась многочисленная братия. Новый монастырь был учрежден как общежительный. Феодор подавал инокам пример строгой подвижнической жизни. Протоиерей Иаков Остроумов, долгие годы возглавлявший приход храма Рождества Богородицы в XIX веке, писал о начальном периоде в истории монастыря:

«Глуха и пустынна была местность, скромна и тиха была жизнь пустынников. Сосредоточенные на молитве и труде, они проводили время или в храме за чтением молитв и общем пении псалмов, иногда, быть может, при тусклом свете дымящейся лучины или в келиях, занятые каждый своим трудом, своей работой, чуждые суеты внешнего мира.
Но как ни таились, как ни укрывались эти любители уединения и безмолвия, совершенно укрыться они все-таки не могли».

Обитель начала привлекать большое число паломников. Это начало тяготить отца Феодора, и он решил подыскать глухое место, где ничто не могло бы нарушить его уединения. Такое место он нашел в чаще леса, отделенной от обители глубоким крутым оврагом. Здесь он поставил келию и наложил на себя строгий подвиг поста и молитвы. Но и на новом месте Феодор не смог долго находиться в уединении. Вскоре и здесь собрались его ученики и последователи. Так возник Новый Симонов монастырь. На его основание преподобный Сергий также дал свое благословение. Новая обитель была более обширной, чем Старый Симонов монастырь, где стали хоронить усопших иноков. Здесь обрели место последнего упокоения монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Богослужебная жизнь нового монастыря, однако, еще долгое время протекала в храме Рождества Пресвятой Богородицы, вплоть до освящения Успенского собора вновь учрежденной обители, которое состоя-лось уже после кончины ее основателя.

Архимандрит Феодор принял и воспитал многих великих и славных подвижников земли Русской. Среди них особенным почитанием пользуются преподобные Кирилл и Ферапонт – основатели Кирилло-Белозерского, Ферапонтова Белозерского и Ферапонтова Лужецкого под Можайском монастырей. Преподобный Сергий считал Троицкую обитель и Симонов монастырь родственными по духу. Посещая Москву для бесед со святителем Алексием и святым благоверным великим князем Димитрием Иоанновичем Донским, он приходил в Симонову обитель, где для него была устроена специальная келия. Во время таких посещений Преподобный имел обыкновение трудиться вместе с братией. Слава о Феодоре и его монастыре быстро достигла великокняжеского двора. В 1378 году великий князь избрал его своим духовником. В 1380 году, согласно «Запискам» Екатерины II, игумен Феодор Симоновский сопровождал Димитрия Иоанновича во время его похода против войск Мамаевой Орды. В 1382 году игумен Феодор крестил сына Димитрия Иоанновича, будущего можайского и белозерского князя Андрея Димитриевича. Лица, облеченные властью, часто обращались за советом к игумену Феодору. Великий князь Димитрий Донской дважды посылал его с ответственными поручениями к патриарху Константинопольскому, который почтил игумена Феодора особой честью – патриарх сделал Симонов монастырь ставропигиальным, то есть подчиненным непосредственно патриаршей власти.

В 1389 году во время второй поездки в Константинополь вместе с митрополитом Пименом Феодор был возведен в сан архиепископа Ростовского. В Ростове он основал женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Этому предшествовало чудесное видение. Как говорится в тропаре святителю Феодору, он «извещением Святаго Духа обитель воздвиже». По преданию, святитель написал для монастыря икону, на которой была изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, благословляющим преподобных Феодосия и Антония Печерских, Стефана Нового, святителей Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского, преподобных Афанасию, Марфу, Февронию, Феодору и Ксению. Внизу иконы была сделана подпись: «Сие изображение образа Пресвятой Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, чудотворцу, коим основана наша богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы». Ранее святитель Феодор написал множество икон для Симонова монастыря и целого ряда московских церквей, в том числе и первый образ преподобного Сергия.

По молитвам святителя Феодора происходили чудотворения. В древних источниках описывается, например, такой случай. Когда ослеп сын ростовского князя, его отец обратился за помощью к святителю. В присутствии больного был совершен молебен. В тот же день сын князя прозрел. Святитель Феодор управлял Ростовской епархией около пяти лет.28 ноября 1394 года наступила его блаженная кончина. Преподобный Епифаний Премудрый задумывал написать Житие Феодора Симоновского. Однако этот замысел ему не удалось осуществить. Отдельные его материалы при переработке Жития преподобного Сергия Радонежского позднее использовал Пахомий Логофет. В XV веке были написаны тропарь и кондак святителю Феодору. Они сохранились в рукописи, происходящей из Кирилло-Белозерского монастыря, которая датируется третьей четвертью XV века. В конце XVI – начале XVII века возрастает интерес к духовному подвигу святителя Феодора, а в середине XVII века создается его Житие. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике святых. Честные мощи святителя покоятся под спудом в Успенском соборе Ростовского Кремля.