Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Православие "последних времен" . Глава 31. Часть 27-28

Глава 31. Духовная история мира. Откровение Бога - Отца.
*** 27 ***
Бог-Абсолют и сотворение мира.

Люди, исповедующие веру в Единого Бога - Творца неба и земли, закономерно задают себе три взаимосвязанных вопроса: почему, для чего и как Бог сотворил мир? Тут мы вторгаемся в область Божественного знания, которое человеку приходится смиренно принимать на веру, довольствуясь тем, что нам открывает Сам Господь. Причем этого вполне достаточно для выбора правильного духовного пути, дающего возможность благодатно познавать Божественное откровение, недоступное чисто человеческим усилиям.
У совершенного и самодостаточного - ни в чем не нуждающегося Творца не было необходимости создавать видимый материальный мир. Бог есть Абсолют разума и мудрости. Он также есть Абсолют Любви, творящий мир по преизбытку любви к Своему творению. Божественная Любовь находит полное удовлетворение в совершенном единстве Лиц Пресвятой Троицы, но чаша Божественной Любви переливается через край и Бог вызывает из небытия сознательное и живое творение, чтобы оно причастилось блаженству Его Любви. В этом понятии заключается главный ответ на вопросы, почему и для чего Бог творит мироздание, населенное разумными существами.
Один Бог есть несотворенный чистый Дух, все остальное есть сотворенная материя. Мы просто не способны понять, что такое Дух. В самом примитивном приближении можно сказать, что Дух есть «чистейшая энергия». При сотворении Господь дает каждому разумному существу бессмертную и вечную частицу Своего Духа, которая, если говорить, например, о человеке, создает для себя материальные облачения души и тела.
В Боге все свято. Если бы Бог имел ту же природу, что и мир, Он не был бы Абсолютом. Природа сотворенного материального мира иная, она отдалена от Божественного Духа и представляет нечто самостоятельное, подверженное несовершенству. Поэтому в материальном мире, не полностью соединенном с Богом, возможен отрицательный свободный выбор и духовное падение. Впрочем, несовершенство сотворенного мира временно. Он имеет возможность двигаться по пути благодатного обожения, поскольку все мироздание пронизано Божественной энергией-благодатью, являющейся его творческой духовной основой. На всем созданном Богом лежит творческая печать Божества, все живет и развивается Духом Божиим, продвигаясь к обретению высшего Божественного просветления.

*******
Понимание того как Бог сотворил мир, также фактически непостижимо для разума земного человека. Бог творит мир из «ничего» силой Своего Духа. Вопрос: что было до сотворения мира? - лишен смысла, так как само время сотворено вместе с миром. Вне мира и вне времени есть только вечный Бог и Божественная вечность. Там нет ни прошлого, ни будущего, а одно вечно-настоящее. Живя во времени, мы не можем по-настоящему знать какова вечность. Но наше незнание временно и даже на земле вечность всегда открыта для нас через познание Единого Истинного Бога и посланного Им Сына Божия Господа Иисуса Христа.
Став совершенным Человеком или вернее Богочеловеком, Воплощенный Господь Иисус Христос жил нашей временной жизнью, по Своему Божеству пребывая в вечности. Через совершенного Бога и Человека Христа мы общаемся с Богом и познаем вечность в наивысшей доступной нам мере. Праведная жизнь и пламенная христианская любовь делают нас причастными бытию Сына Божия, выводя за пределы времени и материального пространства в полноту благодатной Божественной Жизни.
Только святость, добро и любовь достойны вечности и имеют непреходящую ценность, потому что они уподобляют человека Творцу, давая нам возможность учиться вечной жизни уже на земле, отдавая себя на служение Богу и людям. Сверхсущий и неприступный Бог не только творит мир. Он с любовью промышляет о его правильном духовном развитии, открываясь миру в спасительной заботе о нашем духовном благе. Божественная Любовь никогда не оставляет человечество без Божественного Откровения, подавая людям постоянную возможность причаститься блаженной благодатной жизни, которая есть цель и смысл богосотворенного мира.
Мир сотворен в подобии Божественного Образа и несет на себе Божественную печать творческой свободы. Творец создал мир по особому плану, в котором всему сотворенному соответствуют Божественные «логосы» - образы, мысли и слова, имеющие самостоятельную творческую силу. Священное Писание говорит, что Всемогущий Творец создает творение силой Божественного Слова. Сын Божий есть Логос или Слово Бога, творящее наш мир и человека. В отношении материального мира Слово Божие есть Слово всех слов, Смысл всех смыслов. Это основополагающая Премудрость Божия, содержащая сущность всего Божественного творения.
Бог-Отец есть Творец неба и земли. Мир создан Его творческим Словом, с участием Сына Божия и животворящего дыхания Святого Духа. Вся Святая Троица участвует в сотворении мира и спасительной заботе о нем. Мир творится и содержится силой Божественной энергии-благодати. Без присутствия благодати мироздание сразу исчезает в небытие. Творческие слова, воления или веления, которыми Бог вызывает из небытия Свои творения, неразлучны с животворящими силами или особыми энергиями Божества, которые созидают мир и навсегда пребывают в нем как печать Божественной красоты и высшего смысла.

*******
После мира «неживой» неорганической и «неразумной» органической материи (которые тоже живут и существуют особой формой жизни), после мира полуразумных животных существ, Божественная печать особо отмечает человеческую личность, давая нам возможность познавать мир и творить новое. Один Бог обладает полным знанием, полностью ведая Свое творение. Другие разумные существа - Ангелы и люди, могут иметь подлинное познание в той мере, в какой они благодатно приобщаются Божественному Разуму.
Человек изначально способен познавать Бога, мир и самого себя через изучение всего сотворенного, получая знание как естественное откровение окружающего бытия. Однако, подобное косвенное познание мира и Бога несовершенно, как несовершенна сама природа, испорченная грехопадением. Но даже такое осознание бытия приближает нас к реальному познанию Бога через изучение Его прекрасного творения.
В сотворенной природе отражается совершенство Творца и Его сокрытая Истина, которые могли бы сказать нам очень многое, если бы не падение человека. На протяжении человеческой истории естественное откровение постоянно искажалось греховной жизнью человечества и влиянием демонических сил. Следствием подобного духовного «торможения» стало появление языческих религий, дохристианских и нехристианских философских учений, современной безбожной науки, которые наряду с частицами истины содержат много неправильных понятий и явной демонической лжи.
Реальное и полноценное познание мира совершается только путем личного благодатного богообщения, личного Откровения Божия, запечатленного в Ветхом и Новом Завете. Смысл естественного «природного» откровения решительно меняется в свете откровения Нового Завета. Знания нехристианских религий, философских учений, искусства и науки, продолжают сохранять свою подлинную ценность в той мере, в какой они могут быть преображены Истиной Нового Завета. Имеет настоящую духовную ценность только то, что учит нас жить в соответствии с христианскими заповедями, являющимися основой духовных законов мироздания.
Сотворенный Богом мир получил не только бытие, но и особое задание, цель, духовное предназначение: стать богоподобным, достойным Божественной славы и блаженства. Мир сотворен Божественной Любовью, которая есть высшая красота, ведущая творение к полноте духовной гармонии. Но человек, поставленный во главе творения, пал в грех и тем самым отдал мир во власть лукавого духа. Так наш мир стал ареной борьбы между добром и злом.
Прошло много времени от сотворения мира, прежде чем добро, красота и истина были восстановлены Крестными страданиями и смертью Богочеловека Христа. Теперь Бог ждет, чтобы человек свободно вернулся к своему Творцу, следуя путем Сына Божия Господа Иисуса Христа, в Котором восстановлено истинное назначение первозданного мира и безгрешного человечества. Через христианскую жизнь мы призваны освободиться от рабства греха и зла, вернувшись в состояние свободных и сознательных сынов Божиих.

*** 28 ***
Сознательное творение - Ангелы и люди.

Сначала Бог творит невидимые «духовные» миры или «небо», где обитают Ангелы, являющиеся орудиями Божественного Промысла и вестниками Божией воли для остального мироздания. Священное Писание раскрывает действия Ангелов в решительные для человеческого спасения моменты истории. Ангелы - это могучие бестелесные духи-личности, неизмеримо превосходящие по своим знаниям и силам земного человека. Впрочем, называть Ангелов бестелесными духами не совсем правильно. Они обладают особым «тонкоматериальным телом», максимально приближенным к одухотворенному обожженному состоянию. Лишь Один Бог есть чистый Дух, а все остальные разумные существа в той или иной мере материальны. То же самое можно сказать о различных невидимых «духовных» мирах.
Каждое творение, его роды и виды, имеют своих Ангелов, например Церкви, народы, семьи, природные стихии. Ангел отдельного человека называется Ангелом-Хранителем. Он оберегает человека от зла и направляет его в деле спасения. Ангелы помогают Богу управлять мирозданием, способствуя духовному совершенствованию Божественного творения и закономерному бытию материального мироздания.
Ангелы постоянно невидимо присутствуют в храме во время Божественной Литургии, и там, где неверующие видят «счастливый случай», а верующие проявления Божественного Промысла, действие светлых ангельских Сил опознается наиболее ясно. Ангелы Света не могут творить зла и всецело определены к добру, но служат ему вполне свободно и сознательно, добровольно избирая наилучшие пути к осуществлению воли Божией. К невидимому миру принадлежат также падшие ангелы-демоны, которые в незапамятные времена самолюбиво отступили от своего Творца и превратились в духов тьмы. В нашем грешном мире воздействие темных сил постигается весьма отчетливо, а верующие люди сознают реальность падших ангелов намного яснее, чем неверующие.

*******
Бог создал человека по Своему образу и подобию, вдунув в него дыхание жизни, подарив ему частицу Своего бессмертного Духа, которая становится высшим «Я», подлинной личностью человека. Причем бессмертные частицы Божественного Духа, различные по своему творческому и разумному потенциалу, получают все сотворенные Богом существа - Ангелы, люди, животные и даже элементарные частицы, лежащие в основе «живой и неживой» материи.
Земной человек, созданный из наиболее плотной материи, «из праха земного», двойственен по своему составу. Человеческая «плоть» включает душу - тонкоматериальное «тело» и грубоматериальное физическое тело. Земной человек еще не полностью соединен со своим духом. Он одновременно принадлежит к миру физическому природному и миру духовному невидимому. Человеку изначально даны дары бессмертной жизни и творческой свободы. Но мы не способны правильно применять Божественные таланты по своей греховности, из-за недостатка самоотверженной любви и бескорыстного добра.
Истина о сотворении человека по образу и подобию Божию, наиболее полно постигается в Образе воплощенного Сына Божия, в Личности Богочеловека Иисуса Христа, воссиявшего во всей полноте Божественной Святости и Любви. Христос пришел на землю даровать людям единство в любви с Богом и друг другом, по образу единства Лиц Пресвятой Троицы.
Образ Божий в человеке и человечестве, наиболее полно раскрывается в стремлении христианина к благодатному соединению с Богом, в духовном единении человека с человечеством. Единосущное первозданное человечество, созданное единым по своей природе, должно было с Божией помощью все более полноценно уподобляться Творцу, совершенствуя свое единство. Но грех разделил людей духом самолюбивой гордости.
Сын Божий специально стал человеком. Победив грех своей Святостью и Любовью, Он открыл человечеству возможность осуществления богоподобного единства. Христос подает людям объединяющую любовь - высший дар Святого Духа. Благодатное единство людей достигается через Христа в Церкви. Христос - центр истинного единения человечества, Он его Собиратель, Он - Глава Церкви, представляющей союз любви сознательных творцов спасительной воли Божией.

*******
Каждый человек и вся множественность человечества, способны и призваны полноценно осуществить образ Божий, который мы имеем в себе. В отдельном человеке образ Божий выражается в стремлении к Богу, в способности воспринимать Божественную Любовь, восходя к благодатному единству с Творцом и другими людьми. Сознательная свобода, без которой не бывает личности, творческие способности человека, его царственное положение в отношении природного творения, его стремление к совершенству во всех областях бытия - все это проявления образа Божия. Человек причащается к всемогуществу и всеведению Творца через творчество науки, философии и искусства, но особенно важна здесь духовно-религиозная область - творчество сознательной святости и самоотверженной любви.
Высшее творчество человека заключается в духовно-религиозном устроении личности и всей земной жизни. Главным для нас является одухотворенная жизнь по воле Божией, невозможная без благодатной помощи свыше. Она начинается с очищения души и тела человека от всего злого и греховного, продолжаясь восприятием благодатного Света Божественной Святости и Любви.
Дух человека, напрямую общающийся с Богом, призван управлять нашей душой, а душа телом. Дух выражает способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Именно через дух, голос которого наиболее ясно звучит в нашей совести, человек общается с другими богосотворенными личностями и Богом.
Обрести подлинную совесть или вернее по настоящему ее услышать, способен лишь верующий человек. Без общения с Богом дух человека или вернее его отделенная от духа душа, не способна воспринять подлинный критерий для определения высших ценностей. Только Бог-Дух, Который Сам есть абсолютное Благо, Истина и Красота, может верно указать человеку выбор жизненного пути и решение жизненных проблем. Без благодатного общения с Богом даже религиозное творчество искажается ложью вместо истины, заменяя творение воли Божией уродливым морализмом и обрядоверием, фарисейством и законничеством.
Совокупность духа, души и тела составляет личность земного человека. Дух - это высшая личность, подлинное «Я» человека. Душа - это «низшая» личность, низшее «я» соединенное с физическим телом. На деле абсолютно Личен только Бог. Но при сотворении человеку дается частица Божественного Духа и потому нам становится доступно раскрытие духовного потенциала личности через благодатное соединение нашего естества с Богом.
Бог безусловно свободен. Его свобода наиболее полно выражается в бескорыстной Любви, царствующей в Святой Троице. Человек тем более личен, чем полноценнее и самоотверженнее он исполняет волю Божию, чем больше он способен к общению с Богом и людьми в духе бескорыстной любви. Естественно, что свобода земного человека ограничена, так как он является частью материального космоса и космические силы влияют на него извне и изнутри. Однако это лишь временное ограничение, обязательно преодолеваемое с Божией помощью на пути личного благодатного просветления, который указывает нам Богочеловек Иисус Христос.

*******
Творя человека, Бог целенаправленно создает мужчину и женщину, давая им заповедь плодиться и размножаться, дабы отдельный человек приближался к Богу не в одиночестве, а в любовном общении с себе подобными. Единый образ Божий в человеке отражается в нем по-разному, в зависимости от пола, возраста и духовных талантов. Все люди равны в своем духовном достоинстве, но мужчине и женщине даны отдельные и особые дары, дополняющие друг друга.
Мужчине более присущи сила и знание, женщине дано преимущество милосердия и любви. Поэтому мужчина и женщина призваны учиться друг у друга использованию недостающих духовных даров, обретая гармоничное, всестороннее развитие личности. Мужчина имеет некоторое первенство в творчестве и ответственности, а женщина сотворена как помощница и вдохновительница мужчины.
Адам создан первым, получив власть именовать животных и возделывать райский сад первозданной земли, что явно означает большую ответственность мужчины. У ветхозаветных патриархов и в избранном израильском народе, мужчина главенствует в семье и священнодействует. В Новом Завете первенство в творчестве и ответственности мужчины продолжает раскрываться. Сын Божий - Создатель нашего мира, вочеловечился в мужском роде. Став «Новым Адамом» Он творит новую тварь, восстанавливая образ Божий в человеке. К мужскому роду принадлежат Иоанн Креститель и апостолы, мужскому роду вверено новое христианское священство.
Любое знание и сила, не одухотворенные благодатным духом милосердной любви, присущим женщине, не приносят полноценных результатов. Христианское учение раскрывается и реализуется в духе бескорыстной, самоотверженной любви к Богу и людям. Недаром превыше всякой твари почтена Богом Его Матерь Приснодева Мария. Первая Ева вдохновила человека на зло. «Вторая Ева» - Богородица низводит на землю благодать Святого Духа как высшее вдохновение, необходимое в строительстве святой христианской жизни.
В Своем Приснодевстве Божия Матерь открывает нам образ высочайшей целостности и гармонии, к которому призван стремиться весь мир, все человечество - мужчины и женщины. Как Матерь Божия и как Матерь обновленного человечества, «Вторая Ева» - Приснодева Мария, дает миру пищу бессмертия - благодатные дары Плоти и Крови Своего Сына. Своим универсальным жертвенным материнством Она указывает путь всякой матери-христианке - путь заботы об умножении, питании, хранении и преображении всего живущего. Недаром наравне со святыми мужами Господь прославляет в Церкви множество святых жен, показывая нам необходимость гармонично сочетать полезную духовную разность мужчины и женщины.