Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 19/2

КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.
XIX. Добрый Пастырь Христос.
XIX.II Пастырь и паства.

1. В идеальном варианте в Православной Церкви вообще не должно быть лицемерных верующих и ложных учителей, которые лишь притворяются благочестивыми верующими в с помощью формального обрядоверия, а все представители клира обязаны быть буквально святыми. Тем не менее, из-за человеческой греховности "положение с церковными кадрами" в наше время мало отличается от ветхозаветных и евангельских времен.
Взаимные обязанности священнослужителей и мирян заключаются в следующем - судить служителя Церкви, получившего благодатный дар священства в Таинстве рукоположения, имеет право лишь Один Господь. Одновременно каждый сознательный христианин обязан понимать - церковный сан и богословское образование, не подтвержденные практическим исполнением христианских заповедей, имеют небольшую духовную ценность и приносят мало пользы церковному организму. Отсюда происходит прямое повеление Спасителя всем верующим - праведность любого верующего должна строится на сознательном исполнении Божественных заповедей. И здесь даже слово священнослужителя имеет вторичное значение.
Священнослужитель не имеет право быть только исполнителем Таинств и обрядов, но обязательно праведным пастырем, наставляющим людей на путь спасения собственным примером христианской жизни. Греховные слабости и фарисейство представителей церковного клира не имеют никаких оправданий. Когда человек выбирает путь священства, он получает особенную возможность для личного спасения и особые дары для духовной помощи окружающим людям. Но за реализацию великого дара священства и пастырства, приходится нести ответственность несравненно более строгую, чем у простых верующих-мирян.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Мф 5 (17-20)

В Таинстве Рукоположения священник получает великое Божественное благословение на совершение церковных Таинств и пастырское служение. Вместе с тем священническая благодать, как и благодать Таинства Крещения, не является неким магическим даром, воздействие которого абсолютно не зависит от духовного состояния священнослужителя. Господь, как и всем грешным людям, многое прощает священнослужителям, давая мирянам возможность получать благодать даже через недостойного служителя Церкви. но здесь тоже есть предел, когда пастырь откровенно превращается в антипастыря, уже не имеющего права вести за собой людей и служить у престола Божия.
Божественные дары всегда остаются действенными для нашего спасения, однако наши грехи не дают им реализоваться, поскольку благодать Святого Духа не может войти в грешного человека и тем более действовать через него против его воли. Естественно, что служитель Церкви не имеет права и просто не может распоряжаться богоданными дарами самовольно, в личных корыстных целях. Благодатная сила и знание даются нам Господом, и Он же может отнимать их от грешного человека.
Христос признает, что в земной Церкви всегда есть "фарисеи и книжники" - ревнители формального обрядоверия, Господь не требует полностью уничтожить священство, но призывает христиан исполнять смиренномудрое евангельское правило - соблюдать церковное учение на деле, не ограничиваясь пустыми словами о праведной жизни.
Данное правило касается большинства жизненных ситуаций, когда, несмотря на недостатки священнослужителей, верующие обязаны слушаться представителей клира, принимая во внимание, что все мы являемся грешными людьми. Не только священник призван исправлять своих прихожан и духовных детей, но и сами миряне обязаны буквально воспитывать священника. Причем не словесными наставлениями, а образом праведной жизни, который лучше всех обличений и доказательств действует на совесть человека, призывая его к исправлению.
Со Своей стороны Господь всеми возможными способами исправляет и делает духовно полезным служение неопытных и даже недостойных священнослужителей. За таких пастырей служение буквально исполняют Господь и Ангелы, ведь иначе страдали бы простые верующие, не виноватые в грехах пастырей. Одновременно приходится признать, что в церковной жизни Церкви возникают ситуации, когда благодать уже не может обитать в недостойном, предельно оскверненном сосуде, когда Церковь просто необходимо очистить от грешного лжепастыря.
Смиренное послушание церковной власти не исключает сознательное осмысление поведения священнослужителей вплоть до их критики и вынесения вопроса о устранении из Церкви недостойного священнослужителя на общецерковное обсуждение, в результате которого епископ может отстранять священников от служения и лишать их сана.

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их... Мф 23 (1-4)

2. Христианский священник и пастырь обязан применять свои способности и данную свыше власть только для служения Богу и спасения людей, хорошо понимая величайшую ответственность за применение пастырских даров. Для того, чтобы иметь веру необходимо сознательно и самоотверженно творить волю Божию без всяких корыстных претензий к Богу условий с нашей стороны. Это требование касается всех членов Церкви - клира и мирян, и является обязательным условием для всех верующих.

5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. 7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? 8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? 9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. 10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. Лк 17(5-10)

Священнослужитель, который отделывается формальным церковным служением, не желая помогать людям через личное творчество праведной жизни, и тем более использует свое положение пастыря в корыстных целях для обретения церковной власти и земных благ, неминуемо теряет пастырскую благодать и право духовного руководства. Мало того - по мере утверждение личного гордого авторитета он начинает служить силам зла, сознательно выбирая погибельный путь фарисейского отрицания Бога.
Священнослужитель ничем не отличается от простых верующих-мирян, также являясь грешным человеком, призванным Богом к беспрерывному личному совершенствованию, к подтверждению своей веры праведной жизнью, отречением от телесных и душевных грехов, бескорыстным творчеством добрых дел и самоотверженной любви. Единственное отличие - Господь дает служителям Церкви особые благодатные дары, однако в силу своего положения они неизмеримо больше остальных верующих подвержены искушению религиозной гордости. Вместе с пастырскими дарами неизмеримо возрастают не права, а духовные требования к тому, как священнослужитель творит волю Божию.

Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. 45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? 46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, -- 50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Мф 24(44 - 51)

Сознательная ответственность за исполнение воли Божией требуется от всех христиан без исключения, но для священнослужителей она возрастает в разы. Прежде чем становится служителем Церкви, верующий обязан предельно строго осмыслить ответственность за плохое, нерадивое служение Богу и людям. Когда пастырь начинает позволять себе послабления, считая, что имеет на это «право» в силу своего особого положения, он быстро превращается в лжепастыря, таящего под благочестивой внешностью духовную пустоту и сознательное лукавство. Духовная погибель такого верующего, который не только гибнет сам, но и губит души людей, неизмеримо страшнее, чем наказание обычных мирских и неверующих грешников.

35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. 36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. 37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. 38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. 39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. 40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. 41 Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? 42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? 43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. 44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, -- 46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. 47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; 48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Лк 12 (35-48)

3. При нормальном состоянии церковной жизни пастырь и паства развиваются как единый «духовный организм». Настоящий священник естественным образом становится для верующих духовным отцом, а его прихожане становятся духовными братьями и сестрами, которые учатся у пастыря и друг у друга взаимному смирению и непритворной любви. Это скорее даже не учитель и ученики, а братья и друзья, среди которых священник превосходит свою паству праведностью, самоотвержением и бескорыстием. Ибо именно тогда он становится настоящим учителем и пастырем.
Священник-пастырь не только учит людей правильно творить волю Божию личным примером праведной жизни, но обязательно смиренно принимает и усваивает опыт своих духовных детей, воспринимая волю Божию через окружающих людей. Видя непритворное смирение пастыря, простой верующий добровольно учится у него всесторонне творить волю Божию, исполняя заповеди Христа предельно сознательно и самостоятельно. А смиренный пастырь только радуется, видя возрастание своих духовных детей.
Простые верующие вовсе не обязаны фанатично и слепо верить всему, что говорят и делают служители Церкви. Искаженное «ложное смирение», когда верующий оправдывает свои недостатки и даже греховные падения тем, что он якобы без раздумий слушается всех и любых служителей Церкви, не имеет ничего общего с христианским смирением. Каждому верующему необходимо сознательно разбираться в законах духовного развития. Нормальный пастырь никогда не препятствует развитию сознательности своих духовных детей, ведь это его первый долг.
Естественно, что самостоятельное восприятие христианского учения вовсе не дает «рядовым» верующим право неограниченно критиковать, судить и учить священнослужителей. Судить их будет Сам Господь, Который дал им власть управлять Церковью. Искреннее послушание церковной власти, даже если эта власть принадлежит духовно неопытному и ошибающемуся священнику, есть непременное условие успешного совершенствования для каждого верующего. Настоящее смирение перед церковной властью мирянин проявляет не тогда, когда слепо исполняет любое требование священника. Для этого необходимо выслушать священника и если его совет противоречит Божественным заповедям, спокойно сделать все правильно, тем самым показав ему его ошибки.
Вообще, когда речь идет о недостойных членах клира, миряне, за исключением явно антихристианского поведения священнослужителя, не имеют права определять данную недостойность. Это преимущественно право епископа, который посвящает священнослужителей и потому имеет право судить и лишать их сана.

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. 2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, 3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. 6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? 7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. 8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. 9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. 10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. 11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. 12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? 13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. 15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. 17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Ин 13 (1-17)

4. Настоящее смиренномудрое послушание Богу и Церкви учит христианина добровольному и сознательному исполнению Божественных заповедей. Когда человек искренне стремится к познанию спасительной Истины Христианства, Господь обязательно помогает ему избегать пагубных ситуаций, главных ошибок «пастырей и паствы», возникающих при неправильном понимании отношений мирян и пастырей Церкви.
Это правило одинаково касается и клира и мирян. И те и другие одинаково обязаны идти за Христом и нести свой крест, чтобы обрести спасение вечной жизни. Потому что как среди клира могут быть лицемерные фарисеи, отвергающие Бога, так и среди мирян подобные "пасомые", пытающиеся скрыть греховную жизнь под обрядовым благочестием.

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. 22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! 23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. 24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, 25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 2626 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? 27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. 28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. Мф 16(21-28)

Первое заблуждение мирян в отношении клира основывается на неправильно понятой «духовной свободе», когда человек впадает в анархию и начинает полностью отрицать земную Церковь и её пастырей. Вторая ошибка заключается в «слепом» повиновении любым повелениям любых представителей «духовной власти», явно противоречащим Божественным заповедям.
Анархисты уходят из Церкви, которая якобы целиком состоит из «нераскаянных грешников и лицемеров». В «лучшем» случае они теряются в лабиринтах человеческих мудрований, а в худшем впадают в погибельные демонические «прелести» и ереси. Верующий человек, фанатично боготворящий «духовную» власть, наоборот начинает видеть в клире Церкви собрание абсолютно безгрешных людей, воля которых заменяет для него волю Божию.
Поведение «духовных» анархистов и еретиков всегда более-менее ясно - это люди, «никого не слушающие и не слышащие», самолюбиво желающие исполнять свою волю, вернее волю падших ангелов. А вот ошибки верующих, идеализирующих клир Церкви, намного опаснее. Такие верующие сильно рискуют обрести внезапное и трагическое развенчание своего идеала. Из-за искаженного и завышенного понимания назначения и сущности служителей Церкви, одни «духовно слабые» верующие нередко впадают в отчаяние и отходят от веры. Другие превращаются в ленивых фарисеев, оправдывающих свои грехи тем, что «послушание выше поста и молитвы».
Во избежание подобных разочарований и падений, необходимо с самого начала правильно относится к служителям Церкви, сочетая смиренное послушание церковному клиру с личным сознательным исполнением заповедей Христа. Господь дает церковнослужителям величайшие благодатные дары, требующие от мирян благоговейного отношения. Понятно, что и священнослужители должны более-менее соответствовать своему богоданному предназначению, чтобы применять богоданные таланты по воле Божией и на благо людям.

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.. 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте... 13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. 14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому... 17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. 19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас... 32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным... 40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мф 10 (1-42)

Одной из грубейших и пагубных ошибок для любого верующего и неверующего человека, является отрицание соборного опыта и учения Христианской Церкви на основании неблагочестивого, ошибочного и греховного поведения отдельных священнослужителей, монахов и верующих-мирян.
Несмотря на особые богоданные дары, благодатную силу и знание, священнослужитель, как и все земные люди, является несовершенным человеком, подверженным влиянию телесных и душевных грехов. Понимая это, миряне и тем более нецерковные люди, не имеют права судить его грехи, поскольку священнослужители всегда необходимы Церкви. Понятно, что при этом надо подражать только тем делам священнослужителей, которые согласны с волей Божией, с христианскими заповедями и учением Христианской Церкви.
Естественно, что служитель Церкви обязан неизмеримо строже, чем миряне, следить за собой, показывая пример благочестивого поведения простым верующим. Знаменательно, что истинные пастыри Православной Церкви никогда не стыдятся прислушиваться к мнению мирян, при необходимости смиренно признаваясь в своих ошибках и буквально исповедуя свои грехи перед церковным сообществом, что идет на пользу, всей Церкви.

*******
Священное Писание и Священное Предание Церкви призывает каждого христианина лично проходить процесс крещения «от воды и Духа», путь очищения тела и души с помощью традиционных средств духовного развития - поста и молитвы, аскетизма и личного благочестия, творчества добрых дел и церковной деятельности. Каждый верующий обязан отвечать, прежде всего, сам за себя, ведь спасение души зависит от практического осуществления нами традиционного учения Православной Церкви. Только так мы можем обрести благодать Святого Духа, дающую человеку возможность понимать и творить волю Божию, создавая правильные взаимоотношения между мирянами и клиром Церкви.
Принцип полного неосуждения церковного клира вовсе не отменяет для мирян необходимость «трезво думать «своей головой». Если священнослужитель начинает открыто проповедать опасные еретические учения или явно разрешать своим прихожанам грешить, он фактически перестает быть служителем Церкви. Безоговорочно слушаться его, значит не спасать, а губить свою душу, доверяясь в послушание сознательному еретику.
По сути дела ни один нормальный священнослужитель не будет «пропагандировать» ересь, грех и зло от лица Церкви. В подавляющем большинстве священнослужители проповедуют миру учение Христа, обязательное для практического применения всеми членами Церкви. Но нередко возникает иная ситуация, когда слова служителей Церкви расходятся с их конкретными делами и, в той или иной мере, противоречат воле Божией. Тут на помощь сознательному христианину снова должно приходить трезвое понимание происходящего, которое учит нас избегать ошибок священнослужителей, подражая в их поведении лишь тому, что соответствует христианскому учению.
Обычное расхождение «слова с делом» заключается в том, что некоторые служители Церкви учат простых верующих очищению от власти телесных и душевных страстей, призывая к благочестивой церковной жизни, но сами втайне позволяют себе грешить телесно и душевно. Наиболее опасный для церковнослужителей грех заключается в стремлении к церковной власти и человеческой славе, в желании использовать свое положение для материального обогащения.
Каждый священник должен быть образцовым христианином, показывая своим прихожанам идеал христианской жизни. Но, увы, в силу человеческой греховности, так бывает не всегда. Поэтому простые верующие должны уметь правильно вести себя в отношении любого типа священнослужителей. Во-первых, прихожане сами должны являть образец праведной христианской жизни, лучше любых слов обличающий человеческие грехи и недостатки. Тогда они не будут впадать в грех гордого осуждения священнослужителей. А во-вторых, мирянам не надо смущаться ситуациями, когда пасомые вынуждены обличать пастыря, получая на это право от Бога, если поведение пастыря становится явно греховным, противоречащим догматам Православия и христианским заповедям.

*******
Принцип смиренного послушания пастырям Церкви и запрет на осуждение их дел, требует от мирян ясного различения «духовной сущности» ложных и истинных пастырей.
Ложный пастырь характерным образом очень любит учить людей, или вернее навязывать им свою волю, обязательно требуя, чтобы его почитали за учителя Церкви. В то время как истинный пастырь не столько учит, сколько дает советы, смиренно считая себя самым незначащим и простым членом Церкви. В отличие от лжепастыря истинный пастырь понимает, что все дары и способности даются нам от Бога, что в них нет никакой «личной заслуги», и потому решительно не желает называться учителем. Подлинно христианским наставником является тот священник, который больше и смиреннее других самоотверженно служит людям, решительно отвергая «церковное» властолюбие и корыстное использование своего положения.
Знаменательно, что сами миряне нередко лучше понимают и признают самодовольных учителей, авторитарно навязывающих свое личное мнение вместо опыта Церкви. Подобное поведение соответствует нашей гордой греховности, и к тому же «слепое послушание» намного легче и удобнее. Поэтому, хотя истинный пастырь строго держится неукоснительного исповедания-исполнения догматического и канонического учения Церкви, его, несмотря на следование Преданию Церкви, нередко обвиняют в «неправильном, неправославном» понимании христианского учения. Естественно, что подобные обвинения исходят со стороны ограниченных фанатиков, не понимающих глубинной сущности Божественных заповедей. А также фарисеев, не желающих реально трудиться в соответствии с волей Божией.

*******
По внешней форме наставления настоящего пастыря не сильно отличаются от наставлений приверженцев примитивного формального благочестия. Все проповедники, богословы и миссионеры говорят о праведной жизни и творении воли Божией, но в проповеди пастыря «от Бога» присутствует одно главное, специально «незамечаемое и непонимаемое» отличие. Подлинный пастырь подчиняет жизнь христианина обретению благодатного духа сознательной святости и смиренной любви по отношению к Богу и людям. То есть учит полноценно исполнять главную заповедь Христианства примером собственной жизни, даже если это противоречит обрядовому благочестию.
Тщательно исполняя обрядовый закон, ложный пастырь не понимает или специально лукаво замалчивает высшее значение сознательной праведности, искажая образ истинной православной веры и не давая людям реально исполнять волю Творца. Если судить по внешним, видимым признакам, лжепастырь-фарисей мало отличается от истинного пастыря. Однако небольшое «смещение акцентов», незаметное умолчание о главенствующей роли смиренной святости и любви, лишает слова и дела фарисея благодатной силы и пользы.
В итоге путь спасения становится недоступен самолюбивому лжепастырю и тем, кто его слепо слушается. Можно делать, что угодно в смысле поста и молитвы, аскетизма и богословия, потому что отсутствие благодатного духа сознательной праведности, лишает смысла и цели любое религиозное творчество. Именно в результате потворствования лукавому духу религиозной гордости в земной Церкви нередко возникает весьма странное для Христианства явление, когда благочестивый церковный человек превращается в духовно ограниченного «слепого вождя слепых», готового гнать и убивать всех, кто не слушает его «наставлений» и сомневается в его «святости».
*******
Истинный пастырь самоотверженно служит Богу и людям от чистого сердца, бескорыстно отдавая себя в жертву любви во имя спасения мира. Для исполнения христианских заповедей он может мудро «нарушить» обрядовый закон, вернее требования видимого, формального благочестия, если это служит на пользу людям и Церкви.
Несмотря на внешне безукоризненное благочестие и буквальное следование правилам канонической дисциплины, лжепастырь исполняет церковное служение как наемник, ставящий перед собой антихристианские цели удовлетворения властолюбия и корыстного материального обогащения. Только самоотверженный и любящий пастырь, несмотря на отличия его поведения от общеустановленных обрядовых правил, может исполнять волю Божию, действительно спасая человеческие души. Неудивительно, что люди идут именно за ним, чувствуя реальную спасающую силу благодати Святого Духа.
1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2 а входящий дверью есть пастырь овцам. 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Ин 10 (1-18)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности