Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 19/1 (продолжение)

КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.

XIX. Добрый Пастырь Христос.
XIX.I Пастырь и наемник.

3. Правильность поведения истинного пастыря и обманчивый вид ложного духовно-религиозного «учителя» или «пророка», легко познаются и "разоблачаются" их делами и "духовными плодами". Причем здесь имеются в виду не церковное положение верующего, не аскетические подвиги и богословское знание, даже не какие-то «чудесные» дела, явно неподвластные обычному человеку. Все это ничего не значит в духовном плане, если человек, имеющий в руках духовно-религиозную власть, не любит людей и стремится к гордому авторитарному подчинению окружающих. Подлинного «ведущего» христианина и подлинного пастыря Церкви Христовой, посланного на проповедь учения Сына Божия по благословению свыше, в первую очередь отличает смиренное отсутствие "религиозной" гордости.
Настоящий христианский пастырь самоотверженно и бескорыстно отдается служению людям во славу Божию, не думая о себе. Подлинный пастырь искренне видит себя худшим грешником, который получил власть и знание учить людей только по милости Божией, потому что такова спасительная воля Божия.
Лжепастырь наоборот, никогда не признается в гордом лицемерии, в корыстном притворстве, в личной греховной слепоте, потому что для этого надо отречься от себялюбия, лишая себя власти, материальных благ и человеческой славы.
Благодатный дух сознательной праведности и смиренной любви, противостоящий духу самолюбивой гордости, прячущей свои страсти - вот главное отличие пастыря от лжепастыря, пророка Бога от лжепророка, служащего силам зла. Умение различать данные качества одинаково необходимо служителям Церкви и простым верующим.
*******
С одной стороны православный христианин обязан твердо, неукоснительно держаться смиренного послушания учению и служителям Православной Церкви, чтобы не угодить в ловушку религиозной гордости, не впасть в самовольную «прелесть». С другой стороны послушание не должно быть слепым и бездумным, иначе оно приводит к тем же самым ошибкам.
Трезвое и смиренное осознание признаков лжепастырства вовсе не является гордостью. Оно обеспечивает как полноценное личное развитие каждого христианина, так и реальную полезность его общественно-церковной деятельности. Безрассудно доверяясь ложному наставнику, верующий быстро движется к духовной гибели по своей вине. Не менее опасна фанатичная уверенность в личной правоте, которая отрицает все авторитеты и внешнее влияние, утверждая гордое «право» лично воспринимать волю Божию и командовать людьми.

*******
При рассмотрении жизни Церкви можно выделить два основных типа ложных учителей. Это лицемерные, фактически неверующие сознательные обманщики и «духовно слепые» фанатики, под влиянием темных сил находящиеся в состоянии духовно-душевной «прелести». Часто данные типы сливаются в одно целое, причем гордое нарушение психики не обязательно проявляется буквально, как явное сумасшествие. Непреклонная уверенность в своей правоте, упрямое нежелание слушать кого-либо кроме себя, стремление самовольно учить всех подряд с одновременным притязанием делать все, что хочется - вот главные признаки «духовной болезни» всех и любых лжепастырей.
Земной человек всегда теряет благодатное духовное прозрение, переставая понимать смысл и цель человеческого бытия, не говоря уже о сущности христианской жизни, из-за телесных страстей и самолюбивой гордости. Душевные страсти, развиваемые губительным влиянием гордости, практически равнозначны душевным или психическим болезням в их обычном понимании. Не менее погибельно и влияние телесных страстей, обычно связанных с душевными грехами. Души и тела всех верующих и неверующих людей одинаково искажаются и болеют в следствии безблагодатного состояния, происходящего от грешной жизни, лишенной спасительного духа сознательной праведности и смиренной любви.
Единственно непрощаемый грех «хулы на Святого Духа» есть преимущественно грех сознательного целенаправленного фарисейского отречения от исполнения воли Бога. Это главный грех любого лжепастыря, который скрывает свои телесные и душевные страсти под лживой маской обрядового благочестия, напрасно пытаясь обмануть себя, окружающих и Бога.
Знаменательно, что большинство корыстных, властолюбивых фарисеев не совсем ясно понимает, что они делают и кому в действительности служат вместо Бога. Подобное непонимание ситуации характерно также для «искренних» фанатиков-самолюбцев. Если бы эти люди ясно видели, что грозит им после смерти, то многие сразу бы покаялись из-за одного страха адского наказания. Впрочем, здесь весьма трудно отделить "слепой" фанатизм от сознательно фарисейства, поскольку для действительно искреннего отрицания воли Божией, верующему надо быть буквально умственно отсталым человеком.

39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. 40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? 41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Ин 9 (39-41)

Настоящих фарисеев, с полным пониманием поклоняющихся силам зла, всегда очень мало, но они к несчастью есть. Поэтому падшие ангелы, учитывая наличие немногих сознательных творцов своей воли, целенаправленно развивают у верующих слепую гордость и бездумный фанатизм. Демоны специально лишают гордого и самолюбивого человека реального видения духовного бытия для того, чтобы верующий не боялся творить зло, был фанатично уверен в своей непогрешимости и грешил, искренне считая, что служит Богу.
Можно с уверенностью сказать, что большинство лжепастырей и подражающих им «верующих», являются людьми душевнобольными. Отсутствие мудрого смирения, ведущее к порабощению человека духом безумной самолюбивой гордости, в любом случае есть явление ненормальное. Это одновременно духовно-религиозная и психическая, то есть душевная болезнь, происходящая от потери спасительной, вразумляющей благодати Святого Духа.
Одновременно говорить о «несознательном» фарисействе можно лишь условно, с «большой натяжкой». Фактически любой верующий и неверующий человек, если он не безнадёжно психически больной, знает о наличии совести, Божественных заповедей, нравственных и духовных законов, инстинктивно чувствуя запретность греховной - самолюбивой и злой жизни.
Если неверующие нецерковные люди имеют хоть какое-то извинение, то верующие члены Церкви постоянно слышат слова Евангелия, призывающие нас к добровольному творчеству праведной жизни и смиренной любви. Другое дело, что наша патологическая греховность, жажда наслаждений, желание славы и власти нередко берут вверх над совестью, заставляя человека убеждать самого себя в наличии «права» творить любой грех и зло в ущерб людям.

30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. 31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными. 33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? 34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. 35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. 36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. 37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. 38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. 39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. Ин 8 (30-39)

В силу человеческой греховности, среди православных верующих в любые времена встречаются «духовные» авантюристы и анархисты, лжепророки и фарисеи, претендующие на безгрешность и абсолютное познание Истины. Такие люди целенаправленно пользуются формальной принадлежностью к Церкви для удовлетворения своих корыстных целей. С виду они обычно благочестивы и «церковны», в смысле исполнения обрядового закона, нередко имеют богословское образование, умеют красиво рассуждать о духовном смысле жизни и творении христианских заповедей. Вместе с тем за такими «пустышками» никогда не видно конкретных дел праведности, добра и любви по отношению к людям, и к тому же обязательно прячется тайная греховная жизнь.
Подлинный - смиренный, кроткий и праведный пастырь предпочитает молчать о своей духовной жизни, по мере сил скрывая данные Богом таланты. Лжепастырь наоборот без ограничений пользуется своим умом, хитростью и ложью, умело создавая «духовно-религиозный авторитет», необходимый для получения власти над людьми.
Истинный пастырь не обязательно имеет «блестящие», внешне заметные таланты. Пастыря, посланного Богом и получившего благодатные дары, отличает главный дар - предельное смиренномудрие, неотделимое от практического исполнения воли Божией. Большая часть богоданных даров настоящего пастыря проявляется в «простой» праведной жизни, в делах самоотверженной любви и бескорыстного добра по отношению к людям. В отличие от лежпастыря, праведник помогает людям предельно незаметно, не выставляясь напоказ.
Если какой-либо духовный талант используется верующим в корыстных целях, для удовлетворения тщеславия, личного материального обогащения и обретения власти над людьми, можно твердо говорить, что этот человек не служит Богу и при помощи темных сил обманывает окружающих лживым фарисейским «благочестием».
Умело преподнесенное внешнее благочестие лжепастырей весьма эффектно воздействует на сознание неопытных «ведомых» верующих, которые еще не понимают правильного соотношения внешнего и внутреннего образа веры. В подобном обмане всегда действует потусторонняя темная сила, антиблагодатный «демонический гипноз». Но не менее виновата здесь наша греховность и обычная лень, выбирающие «легкие» пути видимого благочестия, не требующего усилий.

*******
Лжепастырь может «красиво» учить людей творить волю Божию, но сам он почти ничего не исполняет, отрицая Божественные заповеди если не телесными, то душевными грехами. Религиозное служение Богу лишь отчасти означает исполнение обрядового закона и формальную принадлежность к церковной организации. Это, прежде всего, добровольная и сознательная праведная жизнь.
Настоящий христианский пастырь смиренно совершает служение спасению погибающего человечества в духе самоотверженной любви к Богу и людям. Если человек использует Церковь и религию для гордого самоутверждения, удовлетворения властолюбия и материального обогащения, он, несмотря на внешне правильный вид, не является верующим и тем более христианином. Такой человек неминуемо творит волю сил зла и служит вместо Бога падшим ангелам.
Господь Иисус Христос предельно ясно обличает самый страшный грех - гордое демоническое «творчество», противоположное Божественному творчеству смиренной святости, любви и добра. Несмотря на самый "блестящий" религиозно-церковный облик, силы зла обязательно заставляют гордого верующего творить подлинное «беззаконие», целенаправленно отрекаясь от Бога и Его спасительной воли.
Христианин исповедует учение истинной православной веры через добровольный отказ от личной греховной жизни, через исполнение главной заповеди о любви к Богу и людям. Если верующий отрекается от эгоизма и гордости во имя бескорыстного служения Богу и людям, он действительно исполняет закон Божий. Если верующий служит своим греховным страстям, основанным на самолюбивой гордости, он поклоняется силам зла, исповедуя безбожную и беззаконную волю падших ангелов.
Других путей, определяющих правильность духовного бытия человека, просто не существует. Данной закономерности одинаково подчиняются простые «ведомые» верующие, еще не накопившие собственного опыта и идущие путем «полного» послушания учению Церкви, и духовно мудрые «ведущие» праведники и святые, получающие от Бога благодатную власть и силу для свободной, творческой помощи погибающему человечеству.

*******
Обличая фарисейство, Спаситель обращается не только к верующим Ветхого Завета, жившим две тысячи лет назад. Не меньшим образом православная евангельская критика «книжников и фарисеев» относятся к христианам всех времен и народов. Проблема фарисейства изначально является предельно важной для жизни Христианской Церкви. Вовсе не иные религии, ереси и вероисповедания, а «внутреннее православное» фарисейство является главной, самой страшной и опасной ересью, которая искажает и разрушает здание земной Церкви изнутри, лишая верующих спасительной благодати Святого Духа.
Когда речь заходит о фарисействе, особенно среди священнослужителей, нередко возникают двусмысленные, соблазнительные ситуации. Одни православные «ревнители» запрещают "выносить сор из избы", заявляя, что это "подлая" клевета неправославных еретиков, а фарисейства никогда не было и не будет в Православной Церкви. Таким образом, они якобы защищают «святость Православия», забывая о повсеместной человеческой греховности и простейшем смирении.
Нецерковные обичители наоборот утверждают, что все без исключения христиане - миряне и священнослужители «поголовно» являются корыстными лицемерами. Неверующие Д Подобные неверующие или иноверующие критики также противоречат сами себе, ссылаясь на факты фарисейства отдельных верующих и «не замечая» православных праведников.

*******
Специально отметим, что искреннее уважение к священнослужителям и представителям церковной власти, является непременным условием нормальной жизни каждого верующего и всей земной Церкви. Добровольное послушание представителям клира необходимо и полезно проявлять по отношению ко всем священнослужителям, даже если они имеют те или иные недостатки. А иначе церковная организация быстро развалится под действием «духовных» анархистов, утверждающих полное отрицание церковной власти. Подобным образом мы уважительно слушаемся представителей мирской власти во имя предотвращения общественной анархии, что конечно не исключает возможность и необходимость здравой критики их неправомочных и противозаконных действий.

*******
Все люди на земле подвержены греховным слабостям, но особенно сильно падшие ангелы нападают на священников и монахов, ведущих за собой простых верующих-мирян. Человек, трезво понимающий данное положение вещей, относится к представителям церковного клира с пониманием и уважением, что вовсе не означает умалчивания и тем более оправдания их грехов и ошибок.
Осмысленное сознательное уважение служителей Церкви Христовой прямо противоположно как слепому, фанатичному повиновению любым приказам любых представителей церковной власти, так и неуемной критике, не замечающей в Церкви положительных сторон.
По сути дела наилучшее послушание служителям Церкви и одновременно лучшая критика церковной жизни представляет собой смиренномудрое творение воли Божией, которое христианин совершает, следуя Священному Писанию, Священному Преданию и соборному опыту Православной Церкви.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. 41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. 42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. 43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. 44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. 45 А как Я истину говорю, то не верите Мне. 46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? 47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. 48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? 49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Ин 8 (30-49)