Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

САМЫЙ «СПОРНЫЙ» ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ

Статья для школьной газеты

ОРКСЭ – это насильственное обучение верам?

Надо понимать, что Основы религиозных Культур и Светской Этики, которые введены для обязательного изучения в среднеобразовательных школах в формате конфессионально-аконфессионально выборочных модулей не преследует цели обучить тем или иным верам, этот курс имеет чисто культорологический характер и имеет своей целью во-первых – ознакомить с базовыми нравственными нормами тех или иных конфессий, во вторых,
ознакомить с культурной, внешней стороной данных конфессий, если это конфессиональный модуль, или общечеловеческими нравственными ценностями, если это аконфессиональный (светская этика) или панкофессиональный (основы мировых
религиозных культур) модуль.

А как быть с компетентностью преподавателей?

Я уже несколько лет участвую в родительских собраниях по выбору модуля ОРКСЭ как официальный представитель Департамента Образования г. Москвы и Русской Православной Церкви и накопил
какой-никакой опыт общения с родителями и преподавателями этих модулей.

Все преподаватели проходят соответствующие курсы. Между Департаментом Образования и Русской Православной Церковью заключен договор о взаимном сотрудничестве. В рамках этого договора духовенство, с согласия конечно родителей, может участвовать в проведении уроков по Основам Православной Культуры, общаться с детьми, отвечать на их вопросы, подсказывать
преподавателям как разрешить возникающие недоумения в понимании каких-то пунктов изучаемого материала и донесения их до детей. Для этого планируется проводить семинары или лекториумы для преподавателей на регулярной и постоянной основе. Очень важно при этом, чтобы была практическая поддержка в этом деле со
стороны руководителей образовательных учреждений и инициатив преподавательского состава.

Не спровоцирует ли этот предмет межконфессиональной напряженности?

У некоторых родителей, преподавателей и руководителей существуют опасения, как бы этот предмет не спровоцировал между
детьми межконфессиональных конфликтов. Это неправильное опасение. Межконфессиональные конфликты возникают на почве непросвещенности. Цель этих предметов состоит в том числе и в том, чтобы дать понимание детям, что мы живем в многоконфессиональной стране и должны уважать друг друга как равноправных граждан одной великой страны.

Зачем нужен этот предмет?

Если мы не заложим в детях основ нравственности, то это приведет к соответствующим последствиям, о которых все знают и нет смысла это перечислять. Как священник могу добавить, что нравственность
без духовности – это пустое морализаторство, которое обречено на провал. Есть такая фраза: «Если Бога нет, то все позволено». В подростковом возрасте, когда дети начинают видеть, что взрослые их учат одному, а сами поступают по-другому – у них возникнет протест и отторжение от морализаторства. Поэтому процесс нравственного воспитания не может быть односторонним. Дети прежде всего берут
пример со своих родителей.

А что родители?

Когда я провожу опрос, кто из родителей православный – поднимают 99 процентов. Из этих 99 процентов – 2-3 процента регулярно исповедуются и причащаются. Остальные даже не знают, что это
такое. Родители не знают Православия. Чему они могут научить детей и какой пример они могут подать, если не знают даже основ православной веры? Что они могут рассказать своим детям о Боге, о Церкви, о Православии сами, если они ничего не знают? Поэтому я рекомендую родителям заняться во-первых самообразованием: прочитать учебник «Закон Божий», а потом его в домашних условиях изучить с детьми, во-вторых, становится православными не только по
своей самоидентификации, но по существу, начать жизнь во Христе, прийти на исповедь и причастие, сделать это главнейшей частью своей жизни, потому что важнее этого нет ничего для православных, если они так себя идентифицируют. Без Христа нет никакой духовности, нет никакой подлинной нравственности, нет
духовного стержня. А если мы не причащаемся, то мы живем без Христа.

Почему Основы Православной Культуры?

Я рекомендую выбирать все-таки этот модуль и причем не только православной аудитории. Очень хороший пример дал, как ни странно, для своих мусульман их муфтий. Он сказал примерно так:
исламу детей мы научим в мечетях, а в России пусть наши мусульманские дети изучают российскую культуру – православную, потому что Россия это по всем международным нормам все-таки православная страна, где русская православная культура
является государствообразующей культурой. Вся русская культура базируется на Православии, поэтому, если ребенок не знаком с Православием, то он не может во всей глубине понять русскую культуру, литературу, историю, живопись, музыку и т.д. Поэтому это было бы полезно даже детям атеистов.

Священник Алексей Есипов

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: