Ветхозаветный календарь
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт.1, 14)
Каждый, кто брался за изучение или хотя бы чтение Библии, в особенности Ветхого Завета, понимал необходимость изучения той системы счета времени, которую использовали древние евреи для наилучшего понимания Священной истории и доносимых ею до нас смыслов.
Но для начала нужно разобраться в том, какие же типы календарей существуют в принципе. Все их можно разделить на три типа: солнечный, лунный и лунно-солнечный.
Солнечные календари ― это привычные нам Юлианский, тот, что мы называем старым стилем, и Григорианский, по которому живет большая часть планеты. В их основе лежит тропический год – время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Это 365 дней 5 часов 48 минут. Солнечные сутки ― это время оборота Земли вокруг своей оси, примерно 24 часа.
Лунный календарь не привязан к движению Солнца. В его основе лежит лунный месяц ― это время, за которое Луна успевает пройти полный путь от одного новолуния до другого, то есть период полного обращения Луны вокруг Земли. Он может длиться от 27 суток и нескольких часов до 30 суток. Такое непостоянство связано с тем, что скорость вращения Луны вокруг Земли неодинаковая. Луна движется вокруг Земли не по кругу, а по эллипсу. В моменты приближения к Земле ее скорость увеличивается, а при отдалении уменьшается. Именно поэтому продолжительность лунных суток непостоянно.
Лунно-солнечный календарь основан на периодичности движения Луны и Солнца. Год в солнечном и лунном календарях равен 12 месяцам, но продолжительность их неодинакова. Лунный месяц – это в среднем 28 дней от новолуния до новолуния. Поэтому в году оказывается 354 или 355 дней. Солнечный месяц равен 30 и 31 дню, поэтому общее число дней в году составляет 365. В итоге каждый год накапливается разница между календарями в 10–11 дней. Сутки по лунно-солнечному календарю тоже имеет свои особенности: они начинаются не с восхода луны и не с 12 часов ночи как в солнечном календаре, а с заката солнца, и это характерно для многих древних отсчетов времени. Например, так считают время Афонские монахи, да и весь круг богослужений православной церкви соответствует именно этому типу календаря.
Описывая все сложности еврейского календаря, выдающийся хорезмийский ученый Бируни (973–1048 гг.) назвал его «тенетами и сетями для уловления простых людей». О первоначальном еврейском календаре известно немного. В Библии упоминаются четыре месяца: первый ― Авив ― месяц колосьев (Исх. 13, 4), второй ― Зиф ― месяц цветения (3 Цар. 4, 1), седьмой ― Афаним ― месяц бурных ветров (3 Цар. 8, 2) и восьмой ― Бул ― месяц произрастания (3 Цар. 4, 38). Как видно из названия, наименования этих месяцев тесно связаны с земледельческими периодами. Вероятно, это месяцы древнего лунно-солнечного календаря, месяцы которого делятся на 29 и 30 дней, хотя, судя по ведению порядкового счета дней по декадам («асор»), можно предположить о заимствовании из Египта солнечного календаря, в котором месяцы имели ровно по 30 дней. Так, в более поздних Маккавейских книгах уже можно встретить упоминание месяцев Пахон и Епиф древнеегипетского календаря (3 Мак. 4, 35), впрочем, как и двух месяцев календаря македонского ― Диоскоринфий и Ксанфик (2 Мак. 9, 21;30;33;38).
В дальнейшие века истории еврейского народа, примерно в IV в. до Рождества Христова, лунный календарь начал постепенно вытесняться лунно-солнечным календарем. Его разработка продолжалась много столетий, и полное завершение обычно относят к 499 г. н.э. Освобождение евреев из египетского плена произошло в 15-й день месяца Нисан. В ознаменование этого события был установлен праздник Пасхи, а сам нисан стал первым месяцем года. Чтобы этот месяц всегда оставался весенним, и был разработан календарь, сочетающий период изменения лунных фаз с годичным движением Солнца. Так еврейский календарь стал лунно-солнечным. Как указывалось выше, продолжительность солнечного года больше лунного примерно на 11 суток. Для согласования солнечного года с лунным пришлось создавать систему октаэтериды (восьмилетнего цикла), то есть время от времени вводить добавочный 13-й месяц. Годы, состоящие из 12 месяцев, называются простыми или обыкновенными, а состоящие из 13 месяцев — эмболисмическими (с др.-греч. «вторжение») и являются високосными.
Для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре афинским астрономом Метоном в 433 году до Рождества Христова был предложен особый календарный цикл, приблизительно равный 19 годам. В основу еврейского календаря был положен метонов цикл, так называемый «Махзор-катан» ― малый предугаданный цикл, который содержал 12 простых лет по 12 месяцев и 7 високосных лет по 13 месяцев (со вставным месяцем). Любопытно, что год с 13 месяцами древние евреи называли «иббур», то есть «беременный». Дополнительный месяц всегда вставляется перед 12-м месяцем Адаром, а Адар становится следующим месяцем и получает название Веадар (буквально «дополнительный Адар», «Адар II»). Метонов цикл применяется для расчета и даты православной Пасхи.
Однако количество дней в 19-летнем цикле не является одинаковым: в нем бывает то 6939, то 6940, то 6941 день. Дело в том, что по религиозным мотивам началом нового года у евреев не может быть воскресенье, среда или пятница. Если же по расчетам новый год приходился на один из этих дней, то его переносили на следующий, а иногда даже на два дня вперед. Поэтому в еврейском календаре как простой, так и високосный год может быть:
1. кратким или недостаточным («хасарин»), содержащим 353 или 383 (високосный год) дня;
2. правильным или нормальным («кесидран»), ― 354 или 384 дня;
3. полным или избыточным («шаламим»), ― 355 или 385 дней.
Находясь в вавилонском плену, древние евреи заимствовали у вавилонян названия месяцев для своего календаря. В этом можно убедиться, сопоставив наименования еврейских и вавилонских месяцев и знакомясь с текстом Библии. Там упоминаются такие месяцы как Нисан (Неем. 2, 1), Сиван (Есф. 8, 9), Элул (Неем. 6, 15), Кислев (Неем. 1, 1) или Хаслев (Зах. 7, 1), Тевет (Есф. 2, 16), Шеват (Зах. 1, 7) или Сават (1 Мак. 16, 14), Адар (1 Ездр. 6, 15). Это первые по тексту упоминания, так как некоторые месяцы упоминаются по нескольку раз.
Зачастую даются и просто порядковые номера месяцев: «…в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу… в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой…» (Лев. 23, 5-6; 24).
За начало месяца в еврейском календаре принимали неомению ― момент первого появления новой Луны на вечернем небе. Даже в I в. по Рождестве Христовом при иерусалимском синедрионе была специальная комиссия из трех человек, которая 29-го числа каждого месяца высылала свидетелей за город, чтобы они следили за появлением серпа новой Луны. Таких свидетелей появления Луны должно было быть не меньше двух. Каждый еврей-очевидец был обязан при всех условиях и даже в субботу или праздничный день отправляться в Иерусалим для показания. Заслушав очевидцев, коллегия принимала решение считать наступающий 30-й день текущего месяца (в противном случае, а также при облачной погоде таковым объявлялся лишь следующий день). Новолуние (неомения) провозглашалось словами «оно освящено», которые все присутствующие повторяли хором. Об этом событии население окрестностей Иерусалима оповещалось с помощью огней, зажигавшихся на холмах, а позже ― посылкой гонцов.
Такая запутанная и громоздкая система времяисчисления, безусловно, не была принята христианами. Именно поэтому ими и был воспринят повсеместно распространенный в Римской империи Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введенный Юлием Цезарем 1 января 45 г. до Рождества Христова. Некоторые поместные православные церкви, такие как Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская и Польская, до сих пор придерживаются в своей практике именно этой системы летоисчисления. Впоследствии Юлианский календарь был заменен папой римским Григорием XIII в католических странах на так называемый Григорианский 4 октября 1582 г. Сегодня можно встретить различные мнения среди православных, как мирян, так и священнослужителей, о календарных реформах и предпочтительной хронологии для православных церквей, но важно не забывать слова святого апостола Петра: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3, 8), которые служат лучшим свидетельством о том, что в Вечности никаких календарей нет, и не будет.
Егор, благодарю за очень неплохой рассказ о древнееврейком календаре. Но с этим Церковь с введением Александрийской Пасхалии справилась.
А вот неточность Юлианского календаря - проблема куда как посерьезнее будет.
Спасибо за отзыв. Уверен, что раз Церковь справилась с древнееврейскими календарными хитросплетениями, то и со старо-новостильными проблемами справится. Конечно, на это потребуется время и как умственные, так и волевые усилия и простых верующих, и иерархов православных Церквей всего мира.
Спасибо за отзыв. Уверен, что раз Церковь справилась с древнееврейскими календарными хитросплетениями, то и со старо-новостильными проблемами справится. Конечно, на это потребуется время и как умственные, так и волевые усилия и простых верующих, и иерархов православных Церквей всего мира.
Егор, с древнееврейским помнится за 6 веков более менее разобрались. С ошибкой юлианского разбираются уже около 5, и воз и ныне там же.
Ну помоги нам всем Господи, искушения и разделения по календарному вопросу преодолеть к вящей Славе Церкви Христовой.
Аминь.