Свеча памяти
1993 год. Валик был шебутным пацаном, мама не раз плакала от его выходок, вразумляла, как могла, очень боялась, что сын пойдет по скользкой дорожке…. Слава Богу, материнские опасения и страхи не сбылись. Как-то Валентин узнал, что на базе 110 профтехучилища г. Орши создан патриотический поисковый клуб «Русич», и он пошел в этот клуб, но не из чувства патриотизма, а с одним желанием – «ствол нарыть».
Руководитель клуба многое понимал про своих питомцев, чувствовал каждого, он знал, как надо с ними разговаривать. Никакого нажима и наезда, никаких деклараций и поучений не было. Перед раскопками ребята заступали на «Вахту памяти». Руководитель прекрасно знал историю, он просто делился с ребятами знаниями и умениями. Они проходили боевыми дорогами-тропами пешком, с полной нагрузкой, а старший товарищ тихо и спокойно рассказывал им о тяготах военной поры, и предлагал прочувствовать, что испытывали бойцы тогда. Говорил: «Вы сейчас с ног валитесь на проселочной дороге, а тогда война была, они отступали, им некогда было себя жалеть. Их ждал первый в жизни бой…. Для большинства – последний…. Представьте, как трудно было солдатам войны….» Так он им говорил обо всем: раскопают что-то из оружия, экипировки, гильзы, или останки, а он: «Посмотрите сколько гильз вокруг этих останков, видно, как до последнего солдат сражался…»
Ребята так проникались неведомыми им прежде чувствами, что на руководителя смотрели с обожанием, а на поисковую работу - как на главное дело своей жизни. Валентин и не заметил, как исчезли из его жизни прежние интересы и дружки, теперь он с трепетом думал о Родине, стал читать книги о войне, начал изучать историю. Как-то на уроке учительница сказала, что мужчина – это воин! И парень задумался о службе в армии. Так начинался путь воина….
С тех пор, 22 июня, у Валентина всегда при себе есть свеча. И где бы он ни оказался в этот день, какие бы ни были обстоятельства, он зажигает ее в память о начале Великой Отечественной войны.
Офицер рассказал один эпизод, это было 22 июня на учениях. После «боевых» действий воины, выжатые как лимон, попадали в траву, кто, где стоял…. Сильный ветер подсушивал на них пропотевшие камуфляжи и тельняшки. Валентин достал свою свечу и стал искать ложбинку, ямку, где можно зажечь свечу памяти так, чтобы ветер не задул. И помолиться.
Нашел такое место, начал обустраивать под свечу, зажег фитилек и прилег на землю, чтобы ладонями закрывать огонек от ветра. Молился. К нему стали подходить сослуживцы с вопросом, что он делает?
Валентин тихо ответил: «Сегодня 22 июня…»
Кто-то из воинов: «Ну и что?», а другой голос, приглушенно: «Война началась в этот день….»
И все притихли, замерли разговоры и смех, на лица легла тень скорби. Мужчины становились на колени, плечом к плечу, поближе к горящей свече. Теснились, давая место подходившим товарищам, протягивали руки к свече, старались закрыть от порывов ветра святой огонь памяти. Все хотели быть причастными к возникшему таинству, которое незримо соединяло их с теми, кто отдал жизни за ближних своих и Отечество. Каждый вспомнил своих родных и близких, погибших и переживших ту войну. Это было по-настоящему сильно - живой щит, живая память, живое обещание….
Людмила Голубенко
Интересные личности
- Протоиерей
- Митрофорный протоиерей
- Священник