Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

МОЖНО ЛИ ОБЛИЧАТЬ, НЕ ПОВИНОВАТЬСЯ ВЛАСТЯМ И ПР.

Довольно часто приходится слышать, что нельзя делать кому-либо замечания, поскольку — это осуждение; нельзя не повиноваться властям, поскольку — вся власть от Бога; нельзя противиться неправедным делам, поскольку Бог это допустил, и т. п. В связи с тем, что отношение к данным вопросам является мотивационным основанием ежедневных поступков (мыслей, слов, действий), и, следовательно, существенно влияют на жизненный путь человека, ниже приводится анализ этих мнений с точки зрения библейского и святоотеческого учения.

1) Нередко отождествляют понятия «осуждение» и «обличение», или «порицание». Из этого, в свою очередь, делают вывод, что нельзя говорить о плохих действиях человека, поскольку это — осуждение. Однако не следует смешивать приведённые понятия, поскольку они различные. Так, осуждение относится к человеку в целом, поэтому, фактически, мы осуждаем образ Божий в человеке. А обличение (порицание) относится не к человеку в целом, а к его конкретным поступкам. И поскольку обличение — это справедливое указание на неправедность поступков (слов и/или дел) обличаемого, то в собственно обличении — нет греха. Кроме того, Священное Писание не только прямо призывает к обличениям (напр. Лев. 19: 17; Мф. 18: 15; Лк. 17: 3, 4), но и наставляет внимать им и не отвергать их (напр. Прит. 3: 11; Евр. 12: 5; Откр. 3: 19). Да и в «Учении 12-ти апостолов» (Дидахэ) сказано: «Не имей ненависти ни к одному человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей» (гл. 2).

Отметим, что лицеприятие иногда может выдаваться или восприниматься как нежелание или боязнь человека обидеть своего ближнего. Однако это различные и противоположные по своим причинам понятия. Первое из них — лицеприятие — обусловлено исключительно корыстными причинами и является грехом. Второе — нежелание человека обидеть своего ближнего, — наоборот, обусловлено причинами добродетельными, порождающими праведные мысли и поступки. Боязнь человека обидеть ближнего, по сути, представляет собой выполнение одной из основных заповедей Божьих — «возлюбить ближнего своего, как самого себя» (Лев. 19: 18; Мф. 19: 19; 22: 39; Мк. 12: 31, 33; Лк. 10: 27). Кстати говоря, и любовь Божья, в отличие от страха Божьего — боязни перед наказанием, — является нежеланием или боязнью человека огорчить Бога своим непослушанием, или грехом.

2) Апостольский призыв к смирению (1 Петр. 5: 5, 6) иногда воспринимается, как призыв к полному самоуничижение. Однако здесь говорится не о самоуничижении, а о подчинении друг другу и смиренномудрии. Иначе говоря, наше повиновение и смирение должны быть мудрыми, поскольку не снимают личной ответственности перед Богом за личную жизнь. Кроме того, пастыри призываются не господствовать, а подавать пример праведной жизни (1 Петр. 5: 3).

Действительно, если личная жизнь пастыря будет соответствовать Божьим заповедям (являющимся духовной оградой, предохраняющей от падения в пропасть греха, и организующей жизнь человека), то такая жизнь станет его воплощенной проповедью, а проповедь, соответствующая такой жизни, — начнёт воплощаться в жизнь паствы! Смирение перед таким пастырем — будет являться мудростью для пасомых, а их мудрость — будет выражаться в смирении перед ним.

Если же личная жизнь проповедника, — наоборот, явно и систематически не соответствует Божьим заповедям, — а его проповеди и слова, — внешне соответствуют им, то тогда, — по выражению свт. Григория Паламы, — даже истинное слово, будет неуместно на лживых устах (1. Триада I, ч. 1, гл. 1, п. 10). По вопросу о людях, наставляющих других «святителю Григорию Богослову принадлежат следующие классические слова: “Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к нему других; освятиться, потом освящать” (2: 57 со ссылкой на: «Свт. Григорий Богослов. Т. 1. С. 50). При этом, «если целитель не исцелится сам, то он “ничтожен” (2: 58 со ссылкой на: «Творения отца нашего Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского, СПб., 1898. Т. 1. С. 438).

3) Апостольский текст об отношении к властям (1 Петр. 2: 13-16; Рим. 13: 1-5; Тит. 3: 1, 2) также иногда неправильно понимают, как необходимость полного подчинения любой власти. Однако по толкованию свт. Иоанна Златоуста здесь речь идёт не о том, что всякий начальник поставлен от Бога, а о самом существе власти. Это, например, аналогично браку, который, хотя и установлен Самим Богом, однако Он Сам не сочетает каждого вступающего в брак. Ведь вступать в брак могут и с дурными намерениями, что, конечно же, не следует вменять Богу (3. См. толкование на Рим. 13: 1). Свмч. Иреней Лионский говорит, что если правители «будут действовать к ниспровержению справедливости, нечестиво, противозаконно и тиранически, то за это и погибнут, потому что праведный суд Божий равно простирается на всех и никого не минует» (4. Книга 5. Гл. 24).

Свт. Феофан Затворник, блж Феодорит, блж. Иероним, прп. Исидор Пилусиот, блж. Фиофилакт Болгарский полагают, что благочестивых правителей поставляет Бог, а нечестивых — Бог попускает в наказание за грехи людские. И если они приказывают что-либо противное Богу, то им нужно не повиноваться и открыто прекословить (2. См. толкования на Рим. 13: 1; Тит. 3: 1; 1 Петр. 2: 13). Аналогичного мнения придерживаются также известный толкователь Библии А. П. Лопухин (2. См. толкование на Тит. 3: 1), русский философ И. А. Ильин (5: 447-450), проф. Н. Н. Фиолетов (6: 250-261).

Проф. Н. Н. Фиолетов, в частности, отмечает, что «есть существенное различие между властью, основанной на праве и нравственности, и тиранией, действующей исключительно в своих интересах, господствующей ради господства. И это различие проводится в святоотеческой литературе. Государство в подлинном смысле не мыслится вне связи с правовыми началами, без которых оно превращается в голую силу и по существу ничем не отличается от “шайки разбойников”. Данное положение с особенной ясностью раскрывает блж. Августин. “При отсутствии справедливости, — пишет он, — что такое государство, как не простая разбойничья шайка, так же, как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства” (“О граде Божием”, IV). И, конечно, не такому государству предлагает заповедь повиновения “не за страх, а за совесть” Апостол Павел» (6: 253, 255, 256).

Приведём и другие примеры праведного неповиновения неправедной власти. Так Апостолы Пётр и Иоанн в ответ на запрет: «не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян. 4: 18), сказали начальствующим: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4: 19). И продолжали «с великою силою» свидетельствовать «о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян.4: 33). И Савл (будущий первоверховный Апостол Павел), ранее являющийся гонителем христиан (Деян. 9: 1, 2), и имеющий от первосвященника власть вязать всех, призывающих имя Иисуса Христа (Деян. 9: 14), после встречи с Господом (Деян. 9: 3-6), и крещения (Деян. 9: 18), — «тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9: 20). При этом св. Апостолы ясно говорили, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 29).

4) Поскольку Бог всемогущ (см., напр., Быт. 17: 1; Пс. 32: 6, 8, 9; Откр. 15: 3) и всеведущ (см. напр. Пс. 138: 16; Мф. 10: 30; Лк. 12: 7), то, следовательно, всё в мире совершается по Его воле! Из этого умозаключения иногда делается вывод, что, например, и неправедную власть, и неправедное богатство нужно принимать со смирением и не противиться им, поскольку — это проявления божественной воли и, следовательно, Богу это угодно.

Однако с данным выводом нельзя согласиться. Ведь с таким же основанием можно сказать, что если всё происходит в соответствии с волей Божьей, тогда и грех — тоже происходит по воле Божьей и угоден Богу! Но ведь грех — это, наоборот, — неугодный Богу поступок (мыслью, словом, делом), или нарушение Его воли!

Здесь всё дело в том, какой смысл мы вкладываем в понятие «воля», и всегда ли, что происходит по воле Божьей, или что Богу угодно, означает, что Богу это приятно (нравится)? В начале отметим, что термин «воля» является многогранным, т.е. имеет различные значения. Так, например, он означает: власть (Иерем. 10: 23), желание (Лк. 12: 47), одну из психических сил души (19: 319. Книга 1), свободу (Исх. 21: 26, 27), возможность выбора (1 Кор. 7: 37).

В рассматриваемом же нами случае «воля» имеет два значения: власть и желание. Таким образом, слова: «всё в мире совершается по воле Божьей» означают: «всё находится во власти Божьей и всё совершается по Его желанию». При этом воля Божья проявляется двояко:
● когда Бог не вмешивается в происходящие события и позволяет им происходить в соответствии со свойствами, которыми Он наделил созданные Им объекты (т. е. в соответствии с «законами природы»). В этом случае имеет место попущение Богом определённых событий, в том числе, греха;
● когда Бог вмешивается в происходящие события и направляет их определённым образом. В этом случае нарушаются «законы природы» и имеет место чудо. Ибо, «где пожелает Бог, там нарушается порядок природы, ибо Он творит, что благоизволит» (7. Песнь 4).

Следует отметить, что, когда Бог попускает грех (см. напр., Иезек. 20: 25, 26; Зах. 8: 10), то данное попущение происходит, как очевидно, по воле Божьей, Его желанию и, следовательно, угодно Ему. Однако из этого вовсе не следует, что и собственно грех — также угоден Богу и приятен Ему. Грех не может быть приятен Богу. Ведь Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), а грех отводит от спасения. Грех приятен и привлекателен не для Бога, а — для человека, готового его совершить: «…у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). О приятности для человека греха и его горьких плодах, святые отцы пишут: «Сладок человекам грех, но горьки его плоды им. Семя горькое горькие и плоды рождает» (свт. Тихон Задонский) (цит. по 8: 265 со ссылкой на: «Творения свт. Тихона. 6-е изд. 1899 г. Т. 5. С. 221»); «Вместо Евы чувственной во мне восстала Ева мысленная — страстный плотский помысел, обольщающий приятным, но вкусу доставляющий всегда горький напиток» (7. См. «Великий канон, читаемый в понедельник первой недели Великого поста. Песнь 1»).

Из того, что Бог попускает грех следует только то, что Богу угодно вместо нарушения свободы воли (возможности нравственного выбора) разумного существа, — попустить ему грех!

Отметим, что слово «вместо» имеет здесь важное значение, поскольку говорит об ограниченности выбора, допускающего, в том числе, и выбор из «двух зол». В этом случае, как известно, из двух зол выбирают — меньшее. Так, например, если человеку должны отрубить одну из рук, то, как известно, правша выберет — левую. Если же, при этом просто сказать, что человек сам захотел отрубить себе левую руку, то (при такой неполноте информации) возникнет подозрение, что, этот человек, либо — самомазахист, либо — сумасшедший. А вот, если сказать, что человек сам захотел, чтобы ему отрубили левую руку вместо правой, то тогда всем будет понятен его выбор! Таким образом, здесь человеку угодно не собственно отрубание его левой руки, а отрубание левой руки вместо правой!

Иными словами, всё происходит по воле Божьей, проявляющейся, в том числе, в виде угодного Богу попущения неугодного ему греха, вместо, — ещё более неугодного Богу, — нарушения свободной воли, дарованной Им разумному существу.

При этом между всемогущей волей (властью) Бога и свободной волей (свободой выбора) человека, — дарованной ему Богом, — нет несоответствия или антиномии (как это иногда считается). Ибо, свободная воля человека — это и есть одно из проявлений Божественной воли.

Таким образом, хотя всё в мире и совершается по воле Божьей, однако это не является основанием для принятия со смирением неправедной власти и неправедного богатства и не противления им. Кстати говоря, и в обыденной жизни иногда приходиться делать выбор из того, что не нравиться. В этом случае, как говорит известная пословица, «из двух зол выбирают меньшее». Здесь, какое-бы зло мы не выбрали, — большее или меньшее, — оно всё равно, являясь злом, не может нам нравится. Хотя, при этом наш выбор был в нашей воле (власти), нам угоден и сделан по нашему желанию. Так, например, родители, относясь к своему ребёнку, — как к личности, и уважая его свободу, — могут попустить ему определённый поступок, который им не нравится. И сделают они это потому, что, в данном случае, им ещё больше не нравиться нарушить выбор ребёнка, его свободную волю.

5) Нередко считают, что должно бороться только с внутренним злом (т. е. — со злом внутри себя, или собственным злом) и не противиться внешнему злу (т. е. — злу, исходящему от других людей).

Одним из оснований такого мнения полагают слова, сказанные Антонию Великому о «внимание себе» и «не подверганию исследованию судеб Божиих». Однако данные слова относятся к неисповедимости путей Господних и вовсе не противоречат борьбе с конкретным внешним злом.

Другим основанием — является некоторая неопределённость собственно понятия зла. В связи с этим за зло может быть принято и то, что таковым не является. Так Савл в начале был гонителем христиан, искренне считая их учение злом (Деян. 9: 1, 2), а затем полностью изменил своё мнение (Деян. 9: 3, 6, 18, 20). И наоборот, — зло может быть принято за добро. Также иногда и действия с добрыми намерениями могут привести к вреду. Здесь показателен известный рассказ — притча о девочке, которая пожалев котёнка стала тыкать его мордочкой в блюдце с молоком. И делала это столь усердно, что котёнок захлебнулся!

Однако, как следует отметить, основы того, «что такое хорошо и что такое плохо» известны даже детям (см. одноименное стихотворение В. Маяковского). Кроме того, вполне понятно, что выполнять заповеди Божьи — это хорошо, а не выполнять — плохо. «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12: 13-14); «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло … Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30: 15, 19, 20). «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6: 8). «Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (Сир. 15: 17).

Да и широко известное золотое правило нравственности — основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» — даёт определённый критерий поступков с точки зрения зла и добра. Человеку также, для выбора своих действий, даны ум и совесть, в которой, как на духовных скрижалях, начертаны заповеди Божьи.

И хотя после грехопадения в психическом состоянии человека и произошли изменения, направленные на уклонение ко злу, все же его ум и совесть допускают принципиальную возможность (т. е. возможность, заложенную в природе человека) различать зло и добро. Иначе человеку вообще нельзя было бы вменить в вину зло. Ведь не будут же обвинять, например, слепого в том, что он случайно отдавил кому-то ногу. Свмч. Ириней Лионский говорит: «Человек получил познание добра и зла. Добро есть повиноваться Богу, веровать в Него и соблюдать Его заповеди и в этом состоит жизнь человека; а не повиноваться Богу — зло, и в этом его смерть» (4. Книга 4. Глава 34).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих.
2. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. — Свято-Троицкая Лавра, 2004. Перевод с греческого выполнен А. Крюковым.
3. Толкование Священного Писания. Монастырь «ОПТИНА ПУСТЫНЬ».
4. Свмч. Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).
5. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. — М., «ДАРЪ», 2005.
6. Фиолетов Н. Н., проф. Очерки христианской апологетики. Изд. 3-е. Предисловие проф., доктора наук прот. Глеба Каледы. — Клин, «Христианская жизнь», 2007.
7. Великий канон. Творение св. Андрея Критского.
8. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит – издат, 2003.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы.Записки

    Сообщество