Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

СИЛА МОЛИТВЫ ПО ЧЕТКАМ.

Один монах из монастыря святого Павла поехал однажды к святому Герасиму (известному своим даром изгонять бесов — перев.) в Кефалонию. Во время Божественной литургии он стоял в алтаре и молился по чёткам — произносил в уме молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», а в храме в это время пели. В церковь привели одного бесноватого, чтобы святой Герасим исцелил его.

Когда монах молился в алтаре, беса в храме жгло, и он кричал:

- Эй, ты, монах, не тяни эту веревку — она жжет меня!

Это услышал служивший священник и говорит монаху:

- Брат, изо всех сил молись по чёткам, чтобы создание Божие освободилось от беса.

Тогда бес, рассвирепев, закричал:

- Эй, ты, старый поп, что ты говоришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!

Тогда монах с еще большим усердием начал читать молитву, перебирая чётки, и человек, которого мучил бес, наконец освободился от него.
---
О кончине иеродиакона Серапиона

О том, что чётки — это не просто механическое приспособление, говорит и очень интересный случай из жизнеописания одного глинского подвижника, иеродиакона Серапиона. Этот подвижник, благочестивый, ревностный, всю свою жизнь избегавший даже посвящения в сан иеромонаха, несмотря на то что был достоин этого, просил, чтобы, когда он скончается, не погребали его три дня. И вот, когда он почил, братья увидели необыкновенное чудо: уже после кончины, когда тело его лежало на смертном одре, он три часа непрерывно перебирал чётки, и это показывало его внутреннее возвышеннейшее состояние — все, что было в его сердце [10].
---
Молитва с утруждением

Отец Арсений Пещерник говорил: «Когда я молюсь по чёткам стоя, то ощущаю сильное Божественное благоухание. А когда молюсь сидя, едва его чувствую».

Несмотря на свой девяностопятилетний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался, а также постоянно духовно обогащался, хотя у него и без того был уже накоплен большой духовный капитал. [12]

---

ЧТО ТАКОЕ ЧЕТКИ:
Название четки, согласно В. Далю, происходит от слов считать, честь (отсчитывать) и обозначает, таким образом, приспособление для счета -нитку бус или ремень с узлами - для счета молитв и поклонов. Кожаные четки называются лестовка. Внешне четки представляют не что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых бабочек (или иной вариант - бобочек). Лестовка по своему назначению совпадает с четками, также служа для счета молитв и поклонов; она сохранилась в обиходе староверов и единоверцев, хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей Церкви. На некоторых изображениях (например, на известной иконе моления на камне) в руке преподобного Серафима видна именно лестовка. Лестовка знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы.

Четки введены в обиход еще святым Василием Великим (по иным источникам - Пахомием Великим и даже святым Антонием, но в любом случае очень давно, в первые века христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения - ни практического, ни символического - они не имели.

Основная молитва, которой молятся по четкам, - Иисусова молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного" (есть и более короткие формы, самая краткая из которых - "Господи, помилуй мя"). В этой короткой молитве человек, имеющий настоящий глубокий молитвенный опыт, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы и как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае четки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума.

Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусот-ница и т. д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила.

Молитва по четкам не исключает также возможных вставок других молитв - например, на каждой большой бусинке можно читать "Отче наш", или "Богородице Дево, радуйся", или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва по четкам должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на то особое благословение.

Все эти сравнения, связанные с внешним видом четок, нужны нам для того, чтобы возбудить в себе ревность к занятию Иисусовой молитвой. Можно также найти некое сходство четок - их узлов, которые между собой соединены, - с Христовыми узами, наложенными на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконный суд, на страдание и позорную смерть - распятие. Апостол Павел говорит: прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (Гал. 6, 17). На четках мы также видим изображение креста, то есть язв Господа Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, которая также часть нашего тела), мы не должны заниматься никакими прочими трудами, кроме единого угождения Господу, и в особенности, Иисусовой молитвы. Наконец, крест оканчивается кистью - так называемым воскрилием, четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. В данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться успешной и достигнуть своей цели, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей. Но, кроме того, эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя. ...Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (См. Мф. 21 -22). И по вере своей она получила просимое, т. е., едва прикоснувшись к краю ризы Господа (а именно - к кончику вос-крилия), исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться к этому воскрилию с верой, подобно кровоточивой жене.

Мы видим, что четки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае - с вечностью. Апостол Павел говорит: Видимое временно, а невидимое вечно (2-е Кор. 4, 18).

Будучи внешне простым предметом, четки отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Поэтому отношение к четкам должно быть благоговейным. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов.

Малопонятная мода носить четки на шее, обматывать вокруг запястий, крутить на пальце явно не благочестивого происхождения. Как ко всякому священному предмету (а четки обязательно освящаются), к ним надо относиться благочестиво и не демонстрировать напоказ. В Армении, Азербайджане и Грузии используют плоские, так называемые перекидные, или армянские, четки — плоскую ленту, не соединенную в кольцо и набранную из небольшого числа прямоугольных пластинок. Обычное число элементов в таких четках — 13, но возможны также четки с 8, 10 и 12 элементами. Четки подобной конструкции (так называемые болтухи) нередко на территории бывшего СССР (в местах лишения свободы) изготавливаются из разного материала - от плексигласа до хлеба. Перекидные четки используются как атрибут «крутого» человека и не связаны с каким бы то ни было религиозным культом. Подобные четки крутят, перехватывая пальцами, вокруг пальцев или всей ладони, что требует определенного навыка.

02 октября 2015 в 19:22

Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусот-ница и т. д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и...

Развернуть

02 октября 2015 в 19:46

Если бы это было удобно, то монахи бы молились по счётам.

Протоиерей
01 февраля 2016 в 09:58

Монахи так и поступают молятся по счетам, чтобы было не удобно, но трезвенно

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: