Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Многое в своей обычной жизни мы делаем почти не задумываясь. Я не о рефлексах, а о том, что огромное число людей не задумываясь, заболев идут к участковому терапевту, покупают первые попавшиеся продукты в соседнем магазине... Дело не в том, плохо это или хорошо, так или иначе, но у людей попросту нет ресурсов, ни интеллектуальных, ни временных, для того, чтобы во всем разбираться, каждый должен быть специалистом в своей области... А в остальном? В остальном, потребляя, мы все вынуждены доверять друг другу.
Это относится и к религиозной жизни. У большинства прихожан нет и не может быть ресурсов быть богословски образованными, все понимать и все осмыслять... Но у них есть епископы и священники, которые как раз и являются пастырями, которые должны жить осмысленной религиозной жизнью и транслировать плоды этой осмысленности другим. Кто такие семинаристы? В большинстве своем - будущие священники. Почему же они не стали причащаться на общей литургии? Предположения были разные... Не вижу смысла их обсуждать, но я думаю, что главная проблема в том, что они просто не задумались над этим. То есть дело не столько в каком-то небрежении или лени, сколько в том, что они видят в литургии просто "службу", видят не особенное евхаристическое богослужение, но часть богослужебного круга. Я как-то спросил студента, почему он не причащается, на что он ответил "Я не готовился". Дальше спрашивать не стал, потому что из ответа было понятно, он просто пришел помолиться, он даже не понял моего недоумения. И дело не в студентах и не в духовной школе. Это факт, что огромное количество людей до сих пор "просто" приходят на литургию, как на утреннюю службу, которая почти ничем от вечерней не отличается. Там помазывают - здесь причащают... А так служба и служба. Помню ужасающую историю, как священник причащал людей после литургии или даже после треб. Т.е. всех обычных - "нормальных" прихожан, которые не причащаются, он отпускал, а тех, кто решил причащаться исповедовал и причащал после. Ну а зачем затягивать службу? На самом деле, если продолжить логику, можно отслужить обедницу, много всяких хороших молитв в нее добавить, таких которые были бы про конкретные нужды людей, а не про все эти далекие от них материи.
Но ведь именно будущие священники в первую очередь должны понимать, литургия - это не просто служба. Ведь она, с одной стороны, наше путешествие во времени на тайную вечерю. И как на тайной вечери нельзя просто посидеть с боку припеку, на литургии нельзя "просто" поприсутствовать. С другой, Евхаристия - эсхатологическая трапеза, брачный пир жениха, на который всех зовут, но если ты не желаешь одевать брачную одежду, лучше, как известно из причти, не приходить.
Совершенно поразителен параллелизм этой притчи и 8 апостольского правила. Хозяин пира спрашивает: "Друг, почему ты не брачной одежде?". По 8-му правилу к человеку, который не стал приобщаться, тоже нужно подойти и попросит объяснить причину. И если уважительной причины не будет, такой человек должен быть извергнут.
Но что же может быть уважительной причиной?
Я прекрасно понимаю, что люди есть разные, они могут быть разного духовного уровня, и на тайной вечери был тот, кто причастился недостойно. Но беда как раз в том и есть, что многие непричащающихся делают это не потому что считают себя недостойными, они просто приходят на службу. Если человек чувствует себя недостойным это уже гораздо лучше, потому что он хотя бы понимает куда пришел. Однако, учитывая, что совесть церковного человека нередко бывает мнительной, я совсем не уверен, что он сам может однозначно решить, достоин он или нет. Все потому, что достоинство и недостоинство пусть не в полной мере, но все же регламентируется канонами. Нельзя быть просто "недостойным". А если у тебя просто ощущение без всякого нормального основания, то не смущает ли тебя лукавый, чтобы отвести от причастия. Подумай, чего ты боишься больше, причаститься недостойно или остаться без Христа?
Если есть грех или проблема, которая делает человека недостойным, он должен ее решать. А когда он говорит: я буду причащаться раз в месяц, а чаще я не достоин, хочется спросить: недостоин по расписанию? Что это за недостоинство по расписанию. Может быть, это лукавство, а не недостоинство?
Иногда говорят, что у каждого свой "евхаристический ритм". Так вот ритм есть церковный, а уже мы до него или дотягиваем или не дотягиваем. Свой ритм был у анахоретов, но тех, кто живет в пустыне без литургии, невозможно сравнивать с теми, кто стоит воскресенье за воскресеньем и смотрит как причащаются другие.
Напоследок скажу, что я против того, чтобы загонять людей к Чаше и как-то их заставлять. На приходе я ни одного человека ни к чему не понуждаю, для этого человек должен созреть. Но для того и есть священник, что он ведет человека к этой зрелости. А для того, чтобы вести других, он должен сам осмысленно и вдумчиво относиться к своей церковной жизни, духовным центром которой и является литургия.

священник Стефан Домусчи

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: