Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ НЕСОВМЕСТИМ СО СВОБОДОЙ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА.

Для того, чтобы понять, что это не так, напомню определение промысла и свободы.
Подробное определение промысла есть в Пространном христианском катехизисе святителя Филарета Московского: Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям.
А, вот, понимание свободы у разных народов отличается. У большинства славянских народов свобода этимологически означает принадлежность к своему роду и родственно слову слобода. Оно состоит из 3-х частей сво-бо-да (своё Богу дам). Близкое значение свобода имеет у греков ελ-ευ-θε-ρια (в благо Богу посвящённость).
У латинских народов (liberty, frei, freedom и т.д.), у евреев (fre), украинцев (вольность), китайцев (цзы-ю) и японцев (дзи-ю-дзу) значение этого слова совершенно иное. Свобода у них означает право на исполнение любых желаний, вольность, произвол, независимость, автономность и т.п.
Отсюда, как мне кажется, и возникли два противоположных понимания свободы, которые присутствуют у разных авторов:
1. Свобода, понимаемая как освобождение от рабства греха и соединение с Богом (православное понимание).
2. Свобода – понимаемая как своеволие, право на самостоятельность, право на решение, право на независимость, автономность (западное, либеральное понимание).
Первое определение свободы означает воссоединение с Богом, что полностью соответствует Его Промыслу. Напомню, что дело искупления было делом освобождения - не потому, что в мире упразднялся грех, а потому, что уничтожалась власть этого греха и была восстановлена возможность соединения человека с Богом. А тем самым восстановлена и свобода. Поэтому в слове Божием говорится: "...стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5, 1).
А вот со вторым определением свободы, на первый взгляд, не всё так просто – если всё предопределено Богом, то где же свобода моей воли (моя независимость, самостоятельность и т.п.)?
Ответ здесь такой – никакой фатальности или предопределённости нет. Человек свободен в принятии решения, но это не означает, что он равен Богу. Человек свободно принимает решение, и оно может противоречить воле Бога, но результат определяет Бог. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Следует иметь в виду, что выбор дел находится в нашей власти, исход же их зависит от Бога". Таким образом, и здесь нет противоречия свободы и Промысла. Человек свободен в своём выборе и, поэтому, он несёт за него ответственность.
Это удобно пояснить на примере законов физического мира, установленных Богом. Может ли человек на какое-то время устранить притяжение Земли в отношении себя или спутника? Да, может (уравновесив его притяжением других планет, например). Может ли он отменить закон всемирного тяготения и воздействие гравитации? Нет. Предопределяет ли наличие гравитации свободу его выбора? Нет. Направляет ли она выбор решений человека? Да, безусловно.
То же самое справедливо и по отношению к законам духовного мира. Они существуют объективно и помогают нам сделать правильный выбор (по совести). Но они его нам не навязывают. Как поётся в одной песне – есть ли на свете Родина, каждый решает сам.
Наилучший результат получается, когда свобода воли человека совпадает с волей Бога и получается синергия. Применительно к физическому миру это означает, что человек не противоречит законам и силам природы, а использует их.
Это справедливо и по отношению ко всему бытию человека. Об этом хорошо говорит святой Иоанн Тобольский: “Никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческого желания (воли) не принесет пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде. Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши все на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил все вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно: от всего, что может вредить нам, Бог отводит нас, а что для нас полезно, к тому Он побуждает нас и помогает нам”.
В заключение хочу сказать, что человек свободен тогда, когда он с радостью исполняет волю Божию - такой человек, прежде всего, ищет Царствия Божия, и тогда все остальное ему дается.
Одно небольшое добавление. Первоначально и у латинян, евреев и других народов свобода означала принадлежность к определённой социальной или этнической группе людей (рождённый свободным - а не рабом). Вспомните, что сказали фарисеи Христу - Мы дети Авраама и рабами никогда не были (не рабы, т.е. свободные - потому, что принадлежим к роду Авраама). Позднее под влиянием "либерализма" (а проще говоря, сатанизма) слово свобода изменило знак. Вместо принадлежности к чему-то оно стало означать независимость от чего-либо.

Доклад М.А Коняхина

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем