Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Не DоGмат_24_1 Преподобный Василиск Сибирский


Каждый христианин волен выбирать себе небесного сомолитвенника. Чаще всего им оказывается либо святой тезка, либо Николай Чудотворец. Ничего против не имею. Никола-Угодник положительно зарекомендовал себя как при жизни, так и после смерти, поэтому люди тянутся к нему. Это их право, пожалуйста... Но лично для себя я выбрал других святых. И не потому что хочу "выделиться из толпы". Просто меня не покидает мысль, что некоторых угодников Божьих несправедливо забывают в миру. Например, вы знаете, кто такой Василиск Сибирский? Некоторые вообще не слышали про такого человека. И именно этот преподобный стал для меня тем, кому можно адресовать свои молитвы. Во-первых, это святой представитель Каменской епархии, на чьей территории я и живу. Во-вторых, этот человек достиг всего своим трудом (как физическим, так и духовным), а значит его житие можно смело ставить в пример своему собственному. В-третьих, я не люблю того, что сильно разрекламировано. В случае с нашей епархией - это прподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Я уважаю ее, но из-за причины, указанной выше, я обращусь к ней в последнюю очередь. Да, грешен, играет человеческий фактор, который трудно приглушить.

Для тех, кто не знает ничего о Василиске Сибирском, предлагаю ознакомиться с данным материалом. Наверное, начать стоит с небольшой молитвы:

"Избрал еси, Господи, угодника Твоего Василиска, из млада сердце чисто созиждя в нем, и, дары духовными изрядно его украсив, явил еси земли Сибирстей подвижника дивнаго, иже, пустыни тяжкая волею претерпевая, молитвы чистыя благодать воистинну стяжа, темже подвигни и нас, Христе Боже, горняя помышляти, предстательством блаженнаго отца нашего, да поем тому: Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю" (кондак (глас 1))

ДЕТСТВО И ЮНОШЕСТВО
--------------------------------------------

Сегодня точная дата рождения святого остается неизвестной. За «отправную точку» исследователи жития преподобного Василиска берут 1740 г. Он родится в богобоязненной семье. Родители, Гавриил и Стефанида, были крестьянами деревни Иваниш, Калязинского уезда Тверской губернии. При рождении мальчик получил имя Василий, и был младшим из трех братьев. С детства он познал тягость крестьянской жизни и нужду. Одно время он выходил на улицу и просил милостыню. Будучи отроком, Василий стал пастухом.

Прошло время, и Василий, не смея перечить родителям, женился. Семейная жизнь оказалась недолгой. Имея мысль посвятить себя Господу, молодой человек, с согласия жены, оставил ее, начав вести иноческий образ жизни.
Первым делом он обратился за советом к иеромонаху Клеопе, ученику святого Паисия Нямецкого. Тот благословил Василия на пустынножительство. Некоторое время он пребывал со своим братом Косьмой, который слыл аскетом (носил вериги и власяницу из конского волоса). Затем в компании двух подвижников, Иоанна и Павла, будущий святой отправился в Чувашию.

В ЛЕСАХ ЧУВАШИИ
----------------------------------

Вместе в чувашских лесах отшельники пробыли недолго. Сначала умер Павел, затем Иоанн. Василий остался один. Его жизнь была полна молитв и труда. Он постоянно стремился чем-то себя занять, не давая слабины, мало ел и спал. Если его клонило в сон, он принимался класть земные поклоны, петь духовные песни или колоть дрова. Все предпраздничные ночи проводились в бдении, после чего – вновь работа.

Об отшельнике начали говорить в округе. Иногда к Василию приходили странники. Он всех любезно встречал, давал советы. Если кто-то из посетителей жаждал поселиться рядом – Василий отказывал в этом. Он говорил, что недостоин быть духовным учителем, ибо живет грешной жизнью и нелюдим. Иногда замечал, что дал Господу обет уединения. Если же пришедший настаивал на своем, отшельник, с присущей ему кротостью, отвечал: «Если хочешь остаться в моей келье – оставайся. Я же пойду в другое место, ибо жить нам вместе никак нельзя».

Как-то один из путников рассказал Василию о виденном им в брянских лесах. Оказалось, что там проживал иеромонах Адриан, многоопытный и простой в общении старец. Кроме того, в пустыне у Адриана были ученики. Василий сразу пожелал отправиться туда. Он считал, что ему необходим духовно опытный учитель, ибо его нынешняя жизнь проходила не в духовном безмолвии и безумно. Вскоре Василий собрался и отправился в путь.

У СТАРЦА АДРИАНА
------------------------------------

Обитание при старце Адриане стала новой вехой в жизни будущего святого. Передав себя ему на послушание, Василий быстро преуспел в молитвенных и постнических трудах. А вскоре настал знаменательный момент – Василия постригли в монахи. При получении мантии, ему был дано и новое имя – Василиск.

Иеромонах Адриан относительно недолго был духовным наставником молодого монаха. По указу митрополита Петербургского Гавриила, старец и все его ученики переехали в Коневецкую обитель для обновления в ней жизни и налаживания хозяйства. Василиск пожелал остаться в пустыни, дабы быть в уединении, к которому издавна стремился. Отец Адриан дал на то свое благословение.

Жизнь эта, однако, стала настоящим испытанием для Василиска. Нередко по ночам он просыпался от угрожавших ему голосов. Нечистые говорили: «Ты одинок, а нас – тьма. Уходи или мы погубим тебя!». От переносимого ужаса отшельник стал часто впадать в уныние, претерпевать искушения. Его тело «выглядеть стало немощно и болезненно». Но монах не смел роптать на Господа, а наоборот, продолжат усердно молиться и изнурять себя работами. Он по-прежнему очень мало ел, и пища эта была простой и скудной. Иногда к Василиску приходили паломники. Каждого он встречал с любовью и дарил от себя небольшой «сувенир». Памятным подарком была грубо выстроганная деревянная ложка; делать изящные изделия Василиск не умел. Но путники с радостью принимали этот подарок и щедро жертвовали за него. Все, что получал инок, он отдавал нуждающимся, ничего себе не оставляя.

ЗНАКОМСТВО С ЗАХАРИЕЙ ВЕРХОВСКИМ
-------------------------------------------------­------------------------

Однажды в лесную келью Василиска постучался юноша. Звали его Захарией Верховским. Молодой человек многое слышал о духовном подвиге отца Василиска и, наконец, решился прийти к нему, чтобы по его примеру стать отшельником. Как ни странно, но Василиск не стал отказывать ему. В дальнейшем он вспоминал: «Всегда просил я Господа, чтобы послал мне друга духовного, искреннего, сердечного, единодушного, ибо и в безмолвии трудно жить одному. Сказано: «брат от брата помогаем, яко град тверд» и «горе единому». Итак, я просил Бога, а сам не решался никого принимать, ожидая, пока Сам Господь, «ими же весть судьбами», явит мне такового. И вот душа моя прилепилась к тебе столь сильною любовью, что как будто известился я, что в тебе дает мне Господь просимого мною».

Однако сразу принять к себе юношу Василиск не мог. Было необходимо испытать его, убедиться в твердости намерения оставить мир. Он отправил Захарию в Коневецкий монастырь на послушание к старцу Адриану. Три года он жил в обители, где занимался выпеканием просфор и служением у алтаря. Убедившись в искренности, Захарию постригли в монахи с именем Зосимы. Только после этого отец Адриан благословил его на житие с пустынником Василиском.

Отшельник искренне полюбил нового брата. Он полагал, что Зосима во многом лучше его. Молодой монах в миру получил прекрасное дворянское образование, был сведущ в Писании и творениях святых отцов. А еще именно Зосима открыл Василиску значимость и чудодействие Иисусовой молитвы. Василиск так полюбил это моление, что Господь стал активно помогать ему.

ВИДЕНИЯ СВЯТОГО ВАСИЛИСКА
-------------------------------------------------­--------

Со временем святой Зосима Верховский напишет рукопись «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска». Среди этих записей встречаются интересные фрагменты:

- «Случалось несколько раз таковое действие. Сидя с чистейшею молитвою, весь умно вперен он в Бога в сладчайшей сладости, трепетом сильным весь одержим и светом неким полностью окружен. И, так во свете сидя, видит он по левую сторону Создателя своего Господа Иисуса Христа, на Кресте висящим, и перед Ним предстоящую Матерь Его, Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Видя же это, и сам весь сильно воспламеняется несказанным желанием и горящей любовью ко Христу, Господу Богу нашему, но скорбит и болезнует, что так отдаленно от него виден Господь, ибо крайне желает поклониться Ему и лобызать пречистые Его язвы. И, так объят будучи этим великим и нестерпимым желанием, не ведает и сам, как приближается к Нему и осмеливается прикоснуться к пресвятым и животворящим язвам Его, одну за другой осязая, объемля и лобызая, — те, что на руках Его и на ногах; а ту, что в пречистом Его ребре — уже не рукой осязает и не устами к ней прикасается, но сердце свое к язве той прилагает. Едва же прикоснется он к язве в пречистом ребре Господнем сердцем своим, как тотчас нестерпимо закипит оно и восчувствует он сильнейшую, непостижимо действующую сладость, сильно вскипевшую в сердце и как бы пронзающую его. И бывает уже он тогда вне себя, как бы в исступлении чувств, пребывая только в одной своей чрезмерной любви ко Христу. Но, видя, что из-за его приближения к Спасителю (ради прикосновения сердцем к животворящей язве в пресвятом Его ребре) Божия Матерь позади стоит, болезненно опечаливается, ведь он тому причиной, что не стоит Она близ, пред Лицом Христовым. И от такого размышления и соболезнования начинает он приходить мало-помалу в память и видит на Кресте висящего Господа снова в отдалении, — пока совсем не утихнет и не отойдет это действие. Таковое несколько раз с ним бывало за непродолжительное время»

- «Случилось однажды, что, сидя, по обычаю внимал он молитве и восчувствовал, как она изменяется в лучшую. Потому внимательнее и с большим усилием стал понуждать себя, дабы еще и свое приложить старание. И так весь умно простерся он к Самому Господу Богу и распалился «Божественным желанием» (ибо недоумевал он, как наименовать тогда действующую в нем ко Господу любовь, бывшую в сердце, во внутренности и во всем теле его, из-за радости, сладости и несказанного утешения от нее). И от такового ощущения до того был восхищен ко Господу, что почувствовал всего себя изменившимся, светлым и светом объятым, и будто исшел из тела, но как — изъяснить того не мог. Ибо тогда от великой радости о Боге и всего его объемлющей сладости не чувствовал он на себе своего тела, но видел себя вознесенным на воздух, сидящим без тела в совершенной памяти и бодрствовании. До того он был трезв в памяти, что даже мыслил и размышлял, как держаться на воздухе без тела, ибо бодрственно и явственно видел свое тело мертвым, бездушно лежащим внизу, в отдаленности от себя. И так долго видел он самого себя удерживаемым на воздухе. А каковые в нем были к Богу чувства: любовь, благодарение и надежда на Его благость — ради величия их не мог мне изъяснить. Но так сказал мне: «Все чувства эти сами собой производились, одно другое предваряя, и тем самым всего меня восхищая и распаляя в желание ко Христу, в любовь и благодарение, с непостижимою сладостию».

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем