О протестанском догмате предопределения
Давно существующая и остро дискуссируемая проблема протестанского догмата предопределения видится мне надуманной и не существующей. В моём понимании эта "проблема" снимается простым пониманием того, что Господь, сущий в вечности, знает то, какой свободный выбор (греха, или добродетели) сделает человек. И это никак не отрицает справедливости Суда Божьего над людьми. Таким образом, Божественное предопределение заключается в том, что Господь предопределил свойство воли человека быть свободной, предопределил Своё предзнание цепочки свободных поступков каждого человека на протяжении всей его жизни, и предопределил Свой план благодатного спасения человека. Об этом, например, говорит отец Олег Стеняев в своей 9-й беседе на "Послание к Римлянам" (место с 43-й по 47-ю минуты). Исходя из этого, логическая ошибка протестантов заключается в подмене Причины её следствием. Поэтому неточное употребление протестантами термина "предопределение" может быть заменено использованием более точного термина "предзнание". Об этом пишет Св. апостол Павел: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего..." (Рим. 8:29). Вместе с тем, есть другой вопрос: о грешниках, идущих после воскресения и Суда в Геенну на вечные мучения. Содержательное понимание вечности мучений грешников в Геенне скрыто от нас Богом как неактуальное и неполезное для нашего спасения.