Церковный раскол. Староверы или старообрядцы? Иеромонах Макарий Маркиш
Добрый вечер, друзья!
Сегодня отвечу на вопрос такой, уже не нравственный, не вопрос из нашей повседневной жизни, а вопрос церковно-исторический, познавательный. Вопрос о так называемых старообрядцах, которых некоторые наши читатели почему-то называют староверами. Это неправильное название, сразу отбрасывайте. Слово «старовер» для себя и своих собеседников нужно разъяснить: разницы в вере между старообрядцами и Русской Православной Церковью не существует, существует разница в обрядах. А отличие веры от обрядов очень ясно и четко зафиксировано в решениях Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, и в особенности Собора 1971 года, который подвел итог, я бы сказал, подвел черту под церковным расколом 17-го века, который разделил Русскую Православную Церковь от большого числа старообрядческого населения. Вообще в подробностях у нас сейчас нет возможности вам излагать, вы можете посмотреть в учебниках, на сайтах интернета, что старое старообрядческий раскол. Споры возникли об обрядах в 17-ом веке. Уже в 18-ом стало ясно, что об обрядах спорить не надо, что это – лишний спор, что проблема-то не в обрядах, а в отсутствии дисциплины, в отсутствии любви к церкви, отсутствии единства церкви, независимо от обрядов. Потребовалось еще 200 лет, ну, на фоне наших русских трагедий, большевизма и всего остального, но, тем не менее, 200 лет прошли, и к 1971 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил, что разница между обрядами, существовавшими до 17-го века, и обрядами, несколько измененными в 17-ом веке – равно спасительны. И те из старообрядцев, кто желает следовать своим старинным обрядам, могут практиковать это, могут молиться, служить службу, в том числе и Божественную Литургию, пользуясь теми обрядами, которые наследованы с древних времен, оставаясь при этом в Русской Православной Церкви. Вот поэтому понятие такого следования дореформному обряду называется у нас единоверием. Единоверческие приходы РПЦ – это старообрядческие приходы, которые находятся в единении с Русской Церковью. И они от нас ничем не отличаются. Кроме обрядов. Те же самые православные, что и мы с вами. Но, к сожалению, не все старообрядцы воссоединились с церковью, но это немножко другой вопрос. Ну, те, кто не желает воссоединяться с церковью – это уже их свободная воля. По крайней мере, мы сегодня мы можем с уверенностью сказать, что обряды не отделяют нас друг от друга. Спаси Господи.
Иеромонах Макарий Маркиш
Мне очень нравится известная картина Сурикова "Боярыня Морозова": вот её везут в темницу, а она тянет вверх своё двоеперстие и что-то кричит по этому поводу народу. За что она страдает, простите, -- за два пальца?
Спаси Господи, о.Макарий!
Как сказал мне однажды один священник:"старообрядцы большие молитвенники", и я с ним согласна, нам до них далеко...
СПАСИ ГОСПОДИ!!!!!!!!!!!
Спаси, Господи!
Если человек фанат внешнего, он не имеет любви, не имеет сути, если же он ВСЁ отвергает из переданного отцами, то он и не их сын. Обряд есть необходимая форма передачи сути веры, т.е. средство, а когда он становится целью, то теряется суть. Ничего плохого не было в том, чтобы установить общий обр...
Развернуть
Если человек фанат внешнего, он не имеет любви, не имеет сути, если же он ВСЁ отвергает из переданного отцами, то он и не их сын. Обряд есть необходимая форма передачи сути веры, т.е. средство, а когда он становится целью, то теряется суть. Ничего плохого не было в том, чтобы установить общий обряд с единоверцами-греками. С другой стороны, если человек хранит суть, имеет любовь и применяет старый обряд именно как СРЕДСТВО, а не цель, то это тоже спасительно. А хранящий суть веры, имеющий любовь, не станет фарисейски отвергать и новый обряд, ибо не было бы нового обряда, ему пришлось бы отвергнуть в таком случае единоверцев-греков, а тот, кто отвергнет какого-либо "малого сего", Самого Бога отвергнется, "Берегитесь закваски фарисейской"... Очень ясный и точный ответ отца Макария, спаси Бог!
Свернуть
Валерий,