Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Протоиерей

Дети в культах

Дети в культах

протоиерей Александр Мирошниченко,
кандидат богословия,
психолог-консультант Запорожского городского центра
помощи жертвам деструктивных культов «ДИАЛОГ»

«Сузан – Канка – вытерпела очень многое за те восемь лет, что она провела в Нью-Вриндаване. Она терпела все это, потому что глубоко верила, что Господь благословил Прабхупаду на служение в роли Его посланника и направил его в Америку с тем, чтобы тот нес единственную истинную религию народу Соединенных Штатов, и считала, что «Золотой дворец» существует для того, чтобы донести это до всех.
Сузан оправдывала многое: Адваиту и наркотики, жестокое обращение Дхарматмы с женщинами, жульничество групп санкиртаны и даже убийство Чака Сент-Дениса Томасом Дрешером. Она стерпела и то, что Киртанананда заставил ее обручиться с одним из учителей коммуны даже, несмотря на то, что она все еще была замужем за Стивеном Хибелом.
– Послушай, я же не говорю тебе, что ты больше не замужем за Стивеном, – сказал он ей, когда она попыталась выразить недовольство по этому поводу. – Ты можешь иметь двух или трех мужей. У Драупади, одной из принцесс Пандавы, их было пятеро.
Сузан позволила Киртанананде выдать ее замуж за Дэнни Уокера, вдовца и отца пятерых детей. Его предыдущая жена Сильвия умерла от болезни сердца. Ее закопали, как кучу мусора, и забыли о ней – до тех пор, пока ее тело не обнаружил экскаваторщик, копавший канаву.
Сузан даже притерпелась к Уокеру. Он постоянно требовал секса. Когда же она возражала или отказывалась, он швырял ее об стену и избивал ее. Как и многие другие подвергавшиеся насилию женщины из числа обитателей Нового Вриндавана, Сузан уже обращалась к Киртанананде с просьбами о помощи.
– Терпи – и все тут, – приказал он ей тогда.
Сузан находила оправдание всему. Но только не тому, о чем ее тринадцатилетний сын Скотт рассказал ей ветреной ночью в ноябре 1986 года. Это вытерпеть она не могла. И вот сейчас она ворвалась в кабинет Киртанананды и с силой захлопнула за собой дверь. Киртанананда поднял на нее взгляд и нахмурился.
– Я почти всю прошлую ночь проговорила со Скоттом, – сказала Сузан гуру. – Он сказал мне, что вот уже три года, как он и другие мальчики в гурукуле подвергаются сексуальным домогательствам со стороны Шри Галимы и его помощника.
Когда она облекла свое обвинение в словесную форму, кипевшая в ней ярость сменилась печалью. Она простояла несколько мгновений перед гуру, не в силах произнести ни слова, а затем зарыдала. Слезы текли ручьем по ее щекам Киртанананда откинулся к спинке кресла и стал молча наблюдать за ней.
– Я чувствую себя жестоко обманутой, – наконец произнесла она сквозь рыдания. – Все эти годы я отказывалась от своих детей. Когда им исполнялось пять лет, я отправляла их в гурукулу, веря, что их будут любить и заботиться о них, и они смогут стать преданными Кришны. Я и представить себе не могла, что кто-нибудь станет их растлевать.
– Ты, глупая баба! – прервал ее Киртанананда. – Ты не имеешь никакого права говорить такое! Секс – это секс. А сколько секса было у тебя самой? Его гнев заставил Сузан замолчать. Собрав все силы, она продолжила:
– Киртанананда, нельзя сравнивать секс между мужем и женой и растление беззащитных маленьких мальчиков, которым занимаются учителя, – сказала Сузан.
– Секс – это секс, – повторил Киртанананда. – Кроме того, Шри Галима исправился: он женился.
– Его нужно убрать из гурукулы, – сказала Сузан. – Шри Галима болен. Ему нужна помощь.
– Он останется на своем месте, нравится это тебе или нет! – заорал Киртанананда.
Затем он приказал ей убраться прочь».

John НUBNER and Lindsey GRUSON
MONKEY ОN А SТIСК
Мurder, Маdness, аnd the Наrе Кrishnas
New York, 1990
Нагсоurt Вгасе Jоvаnоvich, Рublishers

Трудно представить, что нами может кто-то манипулировать. Большинство из нас уверены в том, что обладают иммунитетом против манипуляции, особенно те, кто имеет высшее образование. Мы забываем о тех случаях, когда мы подвержены стрессу (смерть, развод, болезнь) и соответственно менее критично воспринимаем информацию. В такие моменты, мы легко позволяем нашим эмоциям вести наши мысли.
Те систематические манипуляции и психологическое давление, которым подвергается человек в культе, ведут к тому, что человек становится эмоционально, психически и когнитивно нестабильным. Это давление ведет к химической реакции в мозгу, который начинает производить эндорфины, или "гормоны счастья ", которые приводят человека в состояние эйфории. Но как только напряжение уменьшается, адепт переживает ощущения схожие с синдромом отмены. Человек становится возбужденным, испуганным, раздражительным, его мучает бессонница и наконец, становится угнетенным и невротичным. Чтобы ослабить боль, он возвращается к группе. Этот синдром называют по имени бога из древнегреческой мифологии, Sisyphus синдромом.
А как же быть с детьми, которые оказались вовлечены в деятельность подобных групп? Во-первых, необходимо разделить детей на тех, которые принадлежат к подобным культам с рождения из-за того, что их родители являются культистами. Во-вторых, дети, которых вовлекли без ведома их родителей. То, что такое случается, подтверждает документ "Рансеньеман Женеро" - спецслужбы МВД Франции, выделяющий критерии по которым можно судить об опасности той или иной культовой группы.
В первом случае необходимо упомянуть, что дети, рождённые в культе, сразу впитывают извращённую модель семейных отношений. Во многих деструктивных культовых группах создание «семьи» происходит исключительно по команде лидера. Часто имеют место такие явления как многоженство, беспорядочные половые отношения по приказу лидера. Иногда женщинам, членам культа, приказывается забеременеть от чужого человека. Во многих тоталитарных сектах адепты вынуждены расторгать законный брак по приказу лидера, иногда вообще существует запрет на брак и супружескую жизнь.
Родители, в различных культах, инфантилизируются лидером. Им говорится, что они должны "стать ребенком Бога", и что они должны отказаться от своей властной родительской роли. Дети, растущие в культах, не имеют родителей. Они принадлежат лидеру и его идеологии.
В некоторых культах, дети отделяются от родителей немедленно после рождения и посылаются за границу, в школы-интернаты культа, приюты, или отдаются бездетной паре из того же самого культа. От рождения эти дети лишены всех основных прав как люди.
Они лишены:
• Родителей
• Семьи
• Родного языка
• Национальности
• Страны
• Существования (те, кого не зарегистрировали)
• Имени (часто лидер дает им имя, отличное от имени которое дают родители).
Особое значение имеют первые годы жизни ребёнка. Если мать уделяет любви и внимания ребенку больше, чем лидеру культа, её могут разлучить с малышом. Часто дети недокормлены из-за большой занятости матери в культовой практике. Многие культы практикуют вегетарианство, что не может не сказываться негативно на здоровье младенца. В 2001 году в Новокузнецке разгорелся религиозный скандал. После месяца пребывания в секте "Страна Анура" девочка 1 года и 9 месяцев попала в больницу с истощением, рахитом и гипотрофией. Ребенку запрещалось есть мясо, рыбу и сметану, продукты, богатые кальцием, белком и углеводами. Естественно, девочка не получала никаких возрастных прививок. Причем родной 22-летний отец девочки, яростный адепт секты и его новая жена (родная мама ребенка умерла от рака) убеждены, что они "на верном пути". Часто дети недосыпают. Они вынуждены просыпаться ночью наряду с их родителями, чтобы просить, читать молитвы, медитировать. Дети, которые не получают достаточно сна становятся раздражительными и медлительными. Они более подвержены инфекциям, которые в некоторых случаях могут быть смертельны. В некоторых культах, лекарства и доктора запрещаются. Вакцины также запрещаются во многих культах. Часто лечение происходит исключительно при помощи самого лидера, который якобы обладает целительной силой. В секте Виссариона «Церковь последнего завета» людей держат в состоянии постоянного недоедания, не дают лечиться (вместо лекарств у них так называемая "эстетотерапия" - выходишь в лес, смотришь на травку, облачка и все должно пройти), заставляют чистить зубы мочой и делать множество других бессмысленных, а порой и вредных вещей.
Позже учение секты запрещает детям посещать детские сады, иногда школы. Кроме того, что дети в данном случае не получают необходимых знаний, дети так же лишены возможности социализации. Лишены возможности приобрести навыки взаимодействия в малых группах. Навыки, которые формируются в младшем школьном возрасте.
Ещё одной проблемой для детей школьного возраста является использование культами «новояза», передёрнутого, клишированного языка. Одно и то же слово может иметь разное значение в школе и в культовой практике. У детей посещающих общеобразовательную школу формируется мессианское мировоззрение. Они обладают абсолютной истиной, если кто-то их не понимает или не разделяет их взглядов, значит он ограниченный и недалёкий. Формируется надменность. В сознание детей внедряется клише, что закон лидера выше законов общественных. По этой причине дети-культисты редко имеют друзей.
Подростковый возраст имеет так же свои сложности. Не секрет, что подростки это бунтари. Для смирения таких бунтарей секты используют специальные лагеря, закрытые общины. Для подросткового возраста актуальна тема пола. Многие культы и эту тему не обходят стороной.
Дэвид Берг - основатель порноцентричной секты "Дети Бога" (современное название "Семья") настойчиво призывал развращать детей для дальнейшего их использования
в т. н. технике «men fishing» (ловле флиртом) - проституцией с целью вербовки в секту. "Я надеюсь, - писал "пророк Мо", - что все наши маленькие детки могут заниматься сексом сколько угодно. Можно заниматься этим с детьми до 12 лет, не волнуясь ни о чем".
Речь идет о широком распространении среди сектантов педофилии и прочих сексуальных преступлений. На протяжении многих лет секта практикует массовое растление малолетних. О сексуальном насилии над детьми и принуждении адептов секты заниматься "ритуальной проституцией" в свое время сообщали газеты многих стран мира: Великобритании, Аргентины, Франции, Австралии. Из этих публикаций мы знаем, что хотя секта официально объявила о прекращении практики детского секса, тем не менее, известно о таком "феномене" как так называемые "лагеря победителей" или "программы для победителей". В свое время, в секте, был выделен ряд общинных домов, и началась разработка методов для решения "трудных случаев".
Эта практика имела своим объектом молодежь и старших детей членов секты, но потом распространилась и на взрослых. Используя такие методы, как содержание взаперти, чтение целых списков соответствующих "Писем Мо" (посланий Берга), "изгнания бесов", физические наказания, тяжелый труд, письменные признания в проступках и публичное унижение, подростков и взрослых держали под подобным "наблюдением" в течение разных периодов времени (неделями и даже месяцами), пока они не "побеждали" свои слабости или не оставляли секту. Это было документально зафиксированы бывшими членами движения, взрослыми и подростками. "Семья" и доныне не отказалась от этой практики, разве что лишь стала осторожнее ее применять. В некоторых культах первый опыт половой близости дети должны получить со своими родителями. В некоторых группах, детей учат быть «самокритичными» и "признаться" публично в поступках осуждаемых культом. Детей также поощряют обвинять других детей. Система слежки и доносов используется, для того чтобы управлять адептами. Детей даже учат обвинять собственных родителей, а иногда и наказывать их.
Тоталитарное движение, или культ, препятствуют полноценному развитию ребёнка и становлению его как взрослого человека и гражданина. Культ отрицает право ребенка на его идентичность, его индивидуальность, интеллект и критическое мышление.
Гуру создает вымышленный, виртуальный мир, в котором ребенок заперт, как в видеоигре, где лидер создаёт все правила. Ребенок становится автоматизированным его мышление заключено в рамки клише и набора стереотипов. Если он оставляет культ, он не имеет никакой идентичности, никакого собственного прошлого, не имеет гражданства. Первая проблема, с которой ему необходимо будет столкнуться это социализация.
Доверие - следующая проблема для экскультиста. После нескольких лет идеологической обработки и пропаганды, о том, что мир вне культа является «злым» прежний член, должен учиться доверять себе, доверять обществу и доверять другим людям.
Один из принципов определяющих работу центра «Диалог» - предупрежден, значит вооружен. Наша цель заключается в сборе как можно более полной информации о той или иной секте, которая развернула или еще только пытается развернуть свою работу в Запорожье и Украине. Нередко секты действуют не от своего лица, а от лица своих фронтовых организаций, зарегистрированных как общественные, общественно-политические движения, организации, предприятия. Секты скрываются также под вывесками оздоровительных центров.
Как узнать, являемся ли мы членами культа, который контролирует наше сознание?
Следующие утверждения, составленные руководителем Международной ассоциации по изучению культов (ICSA), доктором Майклом Лангоуни, характеризуют манипулятивные группы. Сравнение этих утверждений с группой, в которую Вы или член Вашего семейства вовлечены, может помочь Вам определять, является ли эта причастность причиной для беспокойства. Проверьте все пункты, которые характеризуют рассматриваемую группу. Если Вы находите много соответствий, исследуйте группу более тщательно.

1. Группа сосредоточена на харизматическом лидере, к которому члены, кажется, показывают чрезмерно рьяную, несомненную привязанность.
2. Группа озабоченна привлечением новых членов.
3. Группа озабоченна добычей денег.
4. Сомнение и инакомыслие не поощряется или даже наказывается.
5. Использование техник изменяющих восприятие и мышление (например: пение и скандирование, говорение на языках, изнуряющая однотипная работа), чтобы сформировать зависимость, подавить сомнения относительно группы или ее лидера (ов).
6. Руководство группы предписывает, часто очень детально, как члены должны думать, действовать, и чувствовать.
7. Группа является элитарной, требуя специального, возвеличенного статуса для себя, его лидера (ов), и членов (например: лидера считают Мессией или его олицетворением; группа и/или лидер имеют специальную миссию спасти человечество).
8. Группа имеет поляризованный, “ мы - они” менталитет, который вызывает конфликт с широким обществом. Внедряется дихотомия мира.
9. Лидер группы обладает абсолютной властью.
10. Группа учит, что высокая цель, к которой она стремится и ведёт своих последователей, оправдывает те, порой неэтичные методы, которыми она пользуется.
11. Руководство группы формирует чувство вины в членах, чтобы управлять ими.
12. Привязанность адептов к группе заставляет их разрывать связи с семейством, друзьями. Отказываться от личных целей и интересов.
13. Адепты должны посвящать большинство своего времени группе.
14. Адепты должны жить и общаться только с другими членами группы.
К сожалению, из-за недостаточной правовой базы мы можем эффективно бороться с сектами только в информационном пространстве (радио, пресса, телевидение, лекции). Прошедшие судебные разбирательства, в которых наш Центр принимал участие, по поводу негуманного отношения к детям со стороны родителей-сектантов показали, что вырвать ребенка из рук матери-сектантки, которая морит ребенка голодом и заставляет весь день медитировать, почти невозможно - нет соответствующего закона, позволяющего это сделать.
Сегодня становится совершенно очевидным, что ситуация с привлечением детей в секты год от года будет только ухудшаться. Надеяться на то, что все устроится само собой глупо и преступно с нашей стороны.
Следует признать - идет самая настоящая война за души наших детей. Известное высказывание "Дети - наше будущее" секты понимают как никто другой. И они борются за свое будущее яростно и беспощадно. Искусно прикрываясь "фронтовыми организациями" и благотворительными миссиями, налаживая крепкие связи в органах власти, умело манипулируя сознанием людей, откровенно покупая чиновников, сектанты несут свои тлетворные идеи в общество, похищая у нас с вами наших детей. Дальше допускать этого нельзя! В противном случае сектантам удастся повсеместно внедрить в школьные программы оккультные науки, извратить историю государства, совершить в детских умах переоценку ценностей, что в конечном счете приведет к падению культуры и разрушению государственности.

Да, дети - наше будущее, но будущее это полностью зависит от нас с вами.

Литература:

1. Anne Edelstam. CHILDREN IN CULTS
2. John НUBNER, Lindsey GRUSON. MONKEY ОN А SТIСК. Мurder, Маdness, аnd the Наrе Кrishnas. New York, 1990. Нагсоurt Вгасе Jоvаnоvich, Рublishers
3. O.S.Walters. RELIGION AND PSYCHOPATHOLOGY. "Comprehensive Psychiatry", 1964, vol. 101, N 5.
4. Галицкая И. А., Метлик И. В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск №2. Москва, «Сентябрь», 2001.
5. Журнал практического психолога. № 1-2 январь – февраль. Москва, 2000.
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. Материалы международной научно-практической конференции 7-8 ноября 2007 года, г. Днепропетровск. ISBN 978-966-96484-7-1