Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

СЛОВО В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. О ТРАПЕЗЕ.

Дорогие братья и сестры, с Праздником Успения Пресвятой Владычицы Богородицы!
Вот и проводили мы нашу Матерь Небесную Крестным ходом к месту Ея погребения, как некогда это сделали апостолы.
И теперь мы вернемся в наши дома, приступим к праздничной трапезе. Вспомним ли мы как вспоминали апостолы, что за каждой трапезой с ними за одним столом присутствует Господь? В знак этого присутствия они всегда оставляли одно место в возглавии свободным, где клали часть хлеба для своего Учителя.
Вспомним ли мы за нашей трапезой, как апостолы, на третий день по Успении Богородицы, вознося хлеб, сказали "Пресвятая Богородица, помогай нам"? По преданию Церкви апостолы всегда после обеда призывали к помощи Своему Учителю. Они, вознося хлеб, который всегда оставляли во время трапезы на возглавии стола, говорили так: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святыя Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам». И вот, когда в этот преславный третий день по Успении Владычицы, апостолы после трапезы произносили обычное для них молитвословие, вдруг на словах: «Велико имя», увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную Ангелами и обещающую пребыть с ними всегда; невольно апостолы тогда воскликнули вместо «Господи Иисусе Христе помогай нам» — «Пресвятая Богородице, помогай нам». Отправившись после этого ко гробу Богоматери и открывши его, апостолы не нашли там пречистого тела Ее и уверились, что Она вознесена на небо к Божественному Сыну Своему.
Так и вошел этот обычай в Церковь Христову, который потом оформился в отдельный чин, называемый «Чин о панагии». Панагия в переводе с греческого значит Всесвятая или Пресвятая, как мы часто именуем Богородицу. Этот чин молитв перед трапезой, благодарственных молитв после вкушения и вознесения хлеба строго соблюдается в православных монастырях и по сей день.
Благочестивые же миряне перед трапезой и после трапезы читают краткие молитвы, заимствованные из этого чина. Но не соблюдая всего монастырского чина можем ли мы забывать слова великой радости Самой Пречистой, которая она сказала ученикам Христовым: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни»?
Через апостолов эти слова была сказаны всем Ее чадам, то есть всем кто уверуют в Ея Сына. Значит не только подвижники монастырей должны помнить это, но и мы. Не соблюдая чина мы должны помнить его суть: во время трапезы христиан при церкви или дома, как в малой церкви, с нами невидимо присутствует Господь и Его Пресвятая Матерь.
С самых древних времен человек к принятию пищи относился с большим благоговением, как к особому таинству. В православных монастырях трапеза проходит в совершенном молчании, кроме читающего жития святого дня или поучения Святых Отцов. Принятие пищи начинается, заканчивается и несколько раз прерывается во время самого вкушения краткой молитвой. Таким образом, трапеза становиться как бы продолжением богослужения. Потому она в свое время заключилась в рамки особого чина, освященным Церковью с древних времен. Поэтому в канонах Православной Церкви существует правило о не вкушении пищи вместе с еретиками, так как православный духовный разум в совместной трапезе всегда видел больше, чем обычное физическое поглощение яств. Он видел в совместной трапезе молитвенное общение людей.
Не исполняя в нашей повседневной жизни внешнего монастырского устава, по невозможности того, в частности и к трапезе, постараемся достигать примера благоговейного отношения к принятию пищи, что нам вполне под силу.
Позволяем ли мы своим детям во время литургии или молебна бегать по храму? Или позволяем ли себе говорить и смеяться? Чин о панагии исполняемый во время принятии пищи, много древнее того же молебна, столь нами любимого. Если мы будем помнить, что наш завтрак, обед или ужин это особое молитвенное действие, во время которого мы как бы находимся в храме, то многое из того, что мы обычно себе позволяем за столом, само собой отпадет. Во всяком случае, мы будем о том стараться.
Не можем слушать жития во время еды, так постараемся и на время вкушения не смотреть телевизор, играть в компьютер, слушать музыку или вести пустые разговоры. Будем помнить о важности молитвы до и после молитвы. Наиболее во время самой трапезы будем помнить о невидимом присутствии с нами Самих Царя и Царицы Небесной, как мы об этом помним в храме. Для такого памятования хорошо в наших домах иметь уголок с иконами в том месте, где мы едим.
Особенно важно такое благоговейное отношение к трапезе внушать с детства. На самом деле заученный скороговоркой «Отче наш» в пятилетнем возрасте менее даст пользы ребенку, чем если он научиться не махать руками во время обеда, вставать, убегать и садиться за стол, когда ему вздумается, капризничать или говорить с набитым ртом. Ведь дети часто ведут себя так с попустительства взрослых, принимающих такие «шалости» с легкой улыбкой.
По мнению многих принятие пищи за столом есть малое и незначительное действие, удовлетворение физической потребности, ни сколь не сказывающееся на нашей духовной жизни. Праздник, который мы отмечаем сегодня, Успения Пресвятой Богородицы, внимательного человека научит иному. Также иному нас научит Предание и богослужения Святой Апостольской Церкви.
Будем уверены в том, что человек не умеющий соблюдать малого – вкушения пищи в молчании с благоговением и страхом Божьим – не сможет этого чувства к Богу иметь и в других сторонах своей жизни. Не положив основания в малом, таковой может легко соскользнуть в пропасть. К месту вспомнить слова Господа
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Лк.16:10)
Братья и сестры, труды над внешней составляющей нашей жизни, как и ее частностью – принятия пищи, частности очень важной – есть прочная основа здоровой духовной жизни и всех будущих духовных трудов православного христианина. Потому что, по согласному мнению святых Отцов, страх Божий есть начало добродетели. А страх Божий начинается с поминовения того, что мы всегда находимся в присутствии Господа, Пречистой Владычицы и всех святых.
Начало такого памятования положим за каждой нашей трапезой, начиная с сегодняшнего праздничного дня. Проводив Матерь Божью, подражая апостолам, будем подражать им в трапезе. И тогда и мы, если и не услышим, то явно ощутим в нашей жизни исполнение Ея слов:
«РАДУЙТЕСЬ! Я С ВАМИ – ВО ВСЕ ДНИ»?
Пресвятая Богородица, помогай нам! Аминь.