Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Презентация книги Юлии Балакшиной о Братстве ревнителей церковного обновления

Побывала недавно на этой презентации в "Умных книгах" в Москве. Очень понравилось!

Разрушительница мифов
psmb.ru/church/article/razrushitelnica-mifov-5292/

3 декабря 2014
«Настоящее церковное открытие», «яркая, обаятельная и исторически объективная картина», «развенчание мифа», «событие в жизни церковно-исторического сообщества» – так характеризовали книгу преподавателя кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института Юлии Балакшиной «Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст» одни из самых известных историков церкви, принявших участие в презентации издания.

psmb.ru/typo3temp/_processed_/csm_001_dd3cb3_75761fce9b.jpg

Монография посвящена истории возникновения и развития группы «32-х» петербургских священников (в дальнейшем известной как Союз церковного обновления и Братство ревнителей церковного обновления). Какой характер имело это сообщество? как долго оно просуществовало? кто являлся его организатором и вдохновителем? — на эти и другие вопросы автор монографии Юлия Балакшина, отвечает, опираясь на авторитетные документальные и печатные источники. В частности, в приложениях к монографии впервые опубликована переписка одного из лидеров Братства ревнителей церковного обновления свящ. Константина Аггеева с профессором Киевской духовной академии Петром Кудрявцевым, переданная автору главой издательства YMKA-пресс Н.А.Струве. Также при подготовке издания автор использовал материалы из личных архивов членов группы «32-х» – священников Иоанна Слободского, Иоанна Егорова, Павел Лахостского. Особое внимание уделено культурному контексту возникновения и существования данного церковного движения.

В презентации издания в Культурном центре «Покровские ворота» приняли участие прот. Георгий Митрофанов, доктор богословия, к. филос.н., профессор, заведующий кафедрой церковной истории СПбДА; свящ. Илья Соловьев, к.ист.н., директор Общества любителей церковной истории; Елена Белякова, к.ист.н., старший научный сотрудник Института российской истории РАН; Константин Обозный, к.ист.н., заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ; а также свящ. Георгий Кочетков, профессор, ректор СФИ; Александр Копировский, к.пед.н., ученый секретарь СФИ и Ольга Евдокимова, д.филол.н., профессор, преподаватель кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена. Также на презентации присутствовали потомки членов группы «32-х» священников Иоанна Слободского и Константина Аггеева.

Миф: группа «32-х» – предтеча обновленчества

Как отмечалось на презентации, концептуальное значение книги в том, что она опровергает ставшее расхожим представление о том, что группа «32-х» являлась предтечей обновленчества. В монографии приводится материал, показывающий, что ни о чем подобном говорить не приходится. И дело не в том, что ни один член Братства ревнителей обновления не перешел позднее в обновленческую церковь. А в том, что группе «32-х» совершенно не была присуща основная отличительная черта будущего обновленчества – беспредельный сервилизм. Наоборот, группа «32-х» пыталась вывести церковь из зависимости от государства, сделать ее самостоятельной, восстановить соборность и общинность.

– Выход в свет книги Юлии Валентиновны является событием в жизни церковно-исторического сообщества, событием замечательным, поскольку значение этой книги еще предстоит оценить. Группа «32-х» – живые люди, которые болели за свою церковь, стремились изменить ее положение в обществе, ответить на актуальные вопросы современников, – сказал священник Илья Соловьев, директор Общества любителей церковной истории. – Существует некий страх перед самим словом и понятием «обновление», несмотря на то, что на каждой литургии священник призывает Святой Дух, чтобы Он обновил нас… Одна из причин возникновения этого страха – историческая: есть такое явление, возникшее после революции 1917 г., правильно оно называется «советское обновленчество». Такого рода обновленцы старались всеми силами восстановить симфонию между властью и церковью, идя на действительно предосудительные поступки.

Свящ. Илья Соловьев
– Нельзя, на мой взгляд, путать обновление и обновленчество. То, что мы называем «обновленчеством», – это самый первый советский проект, который описывает ту ситуацию сервилизма, предательства, – продолжил свящ. Георгий Кочетков. – «Обновление» же всегда мыслилось как обновление Духом Святым.

То, что мы боимся этого слова сейчас – неудивительно, имел место некий исторический подлог, когда обновленчество пытались распространить на тот процесс обновления, который как-то нащупывался в начале XX века. Из-за этого подлога отрицались решения Поместного собора 1917-18 гг., все, что с этим было связано, – весь тот опыт, что был накоплен святыми новомучениками, – и поэтому их опыт с таким колоссальным трудом прививается в современной церковной жизни.

Свящ. Георгий Кочетков
– То, что Юлия Валентиновна в своей монографии развенчала миф, по существу доказала, что нет никакой генетической связи между группой «32-х» и обновленчеством, – принципиально. Это очень важно, потому что мы можем смело себя причислять к людям, вдохновляющимся этим наследием, наследием старой, еще синодальной, еще имперской России… Мы даже должны чувствовать себя наследниками тех великих людей, – подчеркнул о. Георгий.

Не равнодушно, но беспристрастно

По словам прот. Георгия Митрофанова, Юлия Балакшина «написала удивительно добротную книгу, с установкой на постижение личности, яркую, обаятельную»:

– Перед нами очень убедительная историческая картина попыток санкт-петербургского духовенства принять деятельное участие в преображении церкви. И Юлия Валентиновна, не пытаясь идеализировать митрополита Антония (Вадковского), дает нам понять, насколько трудно было не только для священников, но и для митрополитов вступить на этот путь. Здесь мы встречаем полноценную картину деятельности всех представителей иерархии, включая мирян, в частности, Николая Петровича Аксакова [богослов, историк, исследователь церковного права, славянофил – прим. ред.], которые шли по этому пути, просто живя церковной жизнью.

Прот. Георгий Митрофанов
– Для самой Юлии Валентиновны славянофильская парадигма участников группы «32-х» представляется убедительной, но важно, что она не стала педалировать эту тему и дала возможность остальным признать эту книгу в высшей степени объективной. И в современной научной литературе это редкий пример произведения, в котором не автор заявляет о себе, а являет предмет своего исследования не равнодушно, но беспристрастно, а значит – объективно, – отметил он.

Константин Обозный, зав. кафедрой Церковно-исторических дисциплин СФИ указал, что выход монографии имеет большое значение для исторической науки: о группе «32-х» так или иначе все историки знали и писали, но ранее всегда это была «скудная поверхностная информация»:

– Юлия Валентиновна сделала настоящее церковное открытие – высветила лики этих во многом незаурядных людей… Часто группу «32-х» обвиняли в том, что они дали ход будущему обновленчеству, выпустили джина из бутылки, однако автор четко показывает, что тема обновления жизни церкви была воспринята прогрессивным санкт-петербургским духовенством от славянофилов – тех, кого невозможно было заподозрить в разрушении традиций православия и русской культуры.

В свою очередь похвальную оценку изданию дала Елена Белякова, старший научный сотрудник института РАН:

– Книга удивительно объективна, нет предвзятой попытки, повесить ярлыки, дать собственные оценки, есть в первую очередь попытка разобраться с тем, что было, показать исторический момент.

Елена Белякова, Юлия Балакшина, Дмитрий Гасак
***

Сергей Чертков

Ольга Евдокимова
Ведущий презентации Дмитрий Гасак, проректор СФИ и председатель Преображенского братства, подчеркнул, что для СФИ было особенно важно издать книгу, посвященную Братству ревнителей церковного обновления, т.к. кафедра Церковно-исторических дисциплин СФИ уделяет отдельное внимание опыту новомучеников и исповедников Российских и опыту движения за церковное обновление. «Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников)…» – первая монография из серии книг, которые созданы на базе исследовательских работ выпускников СФИ и готовятся к публикации в издательстве института.

Издание можно приобрести в интернет-магазине «Предание» и в книжном киоске СФИ (Покровка, 29, ст. м. Чистые пруды/Тургеневская/Сретенский бульвар).

Посмотреть содержание книги

Дарья Макеева

Фото Николая Токарева

01 января 2016 в 18:04

Презентация книги канд фил. наук Юлии Балакшиной «Братство ревнителей церковного обновления (группа “32-х” петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст» (М.: СФИ, 2014)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: