Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

История храма

читать на сайте
Село Троицкое в Закулжьи находится на северной оконечности Любимского района в 18 километрах от города Любима.

Территория прихода примыкает к соседней Вологодской области и граничит с селениями ее через так называемый большой лес, который в былые времена считался непроходимым.

Троица в Закулжье до революционные годы
Троица в Закулжье
до революционные годы
Некоторые названия деревень и мест этого прихода связаны с нашествием татаро-монгол и периодом царствования Ивана Грозного, о чем и существуют многие народные предания.

Искателям древностей и любителям истории нашего края нелишне будет познакомиться с такими преданиями.

Почему называется Троица Закулжье? Недалеко от прихода протекает река Куза, но почему не Закузье, а Закулжье? Об этом существует предание со времен XIII века, со времен татаро-монгольского нашествия.

Предки нашего края много терпели мук и страданий от лютых завоевателей. Очевидно, в селе Кинтоново находился татаро-монгольский стан. От татарского «КИН» — собака и древне-славянского «ТОН»-голос (собачий голос, собачий лай), так стали называть наши предки то страшное место «Кинтоново».

Спасаясь от лютых врагов, из окрестных селений, расположенных по берегам реки, которую стали называть «Руша» (нарушить), жители целой ватагой, выражаясь на древне-славянском языке — «Кулыгой» (глыбой) (в последствии выговор этого слова стал звучать смягчённо-«Кулигой) двинулись еще дальше к северу, где в бассейне лесных речек Шарны и Сивозы раскинули свои новые шатры.

Но не все нашли приют на новых стоянках, многие ушли еще дальше в глушь, за пределы Кулиги и здесь, по берегам лесных ручейков и речек или на лесных полянках организовали свои селения, которые стали называться «Закулжье»( от слова за Кулигой).

Первый стан наших предков был раскинут на гористом лесном ручейке, где теперь стоит деревня Починок (от слова Починать). В верховьях реки Сизовы создали пять небольших деревень — Мелентьево, Лыково, Шадрино, Семушино, Косиково – именуемых Малой Кулыгой. Такое название укрепилось за ними до настоящего времени.

Здесь, в непроходимых местах, жители чувствовали себя в большей безопасности, но, если к ним и проникали непрошенные гости, то они уже давали им отпор, о чем и говорят некоторые названия основанных здесь деревень: Лиховидово, Тютюково. Предки деревни Тютюково для того, что бы быть незамеченными врагом и в тоже время его высматривая со всех сторон, вполне оправдали название своей деревни: от древне-славянского слова «Тю-тю» -значит выглядывать и «Ков»-мятеж, заговор (выглядывать с целью нападения).

Лиховидово служила тютюковцам как бы прикрытием, из которого хорошо выслеживала приближающегося противника. От сюда – «Лихо», т.е. – хорошо, «Видово»-смотреть, выслеживать- «Лиховидово». Лиховидовцы сообщали тютюковцам об опасности и сообща, невзначай, нападали на врага и творили над ним справедливую месть.

Эта воинственность предков тютюкавцев передавалась из рода в род, и даже в начале нашего столетия там бывали еще кулачные бои с дрекольями, нередко оканчивающиеся увечьем, а-то и убийством.

В последствии, деревня Починок стала называться Малютин Починок. И об этом есть свое предание, но здесь надо коснуться истории основания города Любима.

В XVI веке, во время царствования царя Иоанна Грозного был основан город Любим.

Ка известно из истории, царь Иоанн IV всю свою энергию положил для сплочения России в единое, прочное, могучее государство. Его неугомонная натура часто делала походы для покорения городов и княжеств.

Кроме того, он много предпринимал путешествий и внутри России для водворения в ней порядка и усмирение междуусобиц. Ему со своей свитой и опричниками – не один раз приходилось ездить по большой проезжей дороге из Костромы в Вологду, где ему и полюбилось место слиянии реки Учи с Обнорой, где он останавливался для охоты, это было любимое место царя. От сюда и название «Любим».

По красоте своей, это место остается очень привлекательным до сих пор. Для любителя-путешественника по реке Обнора множество отрадных мест, от сюда и название селений: Красавино, Красногорье, Отрадное, а в самом устье при впадении ее в реку Кострому-Сандогора, что значит Святая гора».

За свою жизнь мне посчастливилось пройти Обнору от ее начала до самого устья. Обнора-значит «Обе норы». Она образуется от слияния двух нористых рек Нурмы и Комелы- в бывшем Грязовецком уезде Вологодской области, близ Павло — Обноровского монастыря. Берега ее гористые, песчаные, в некоторых местах обрывы достигают 15 метров высоты и более, от чего и называются «Белые горы».

В былые времена, в больших лесах, здесь было много дичи, пушного зверя, в реках — рыбы. Так как сам Грозный был большой любитель соколиной охоты, то он приезжал сюда несколько раз и специально для такой охоты. Где сейчас город Любим — раньше была небольшая деревушка. На берегу Обноры, царь заложил церковь в честь своего Ангела – Иоанна Предтечи, чем положил начало основанию города. До наших дней сохранилось в городе название одной из улиц – «Соколёвская», которая уверенно говорит за то, что в былые времена, здесь размещалась соколиная дружина царя Иоанна (охотились с соколами). То место, где нынче прошла железная дорога, до сих пор называется «Соколёна». В ту пору здесь были дремучие леса, останки которых я еще припомню, в которые и выезжала царская дружина с соколами.

Царедвоским начальником дружины был Малюта Скуратов, человек очень жесткий, который был не только царским телохранителем, но и охранником ее царских сокровищ. Особый ларец, с бармой, он носил постоянно с собой.

Однажды, на охоте, он ушел далеко от всех и заблудился. Долго блуждал по дремучему лесу, пока не встретил охотника, который и рассказал ему, как выйти в ближайшее селение – наш Починок. Здесь он нашел хороший отдых у одной бобыльской вдовы. Как передает народное предание Малюта, потом, делал у нее такие пристанища не однажды, почему, с тех пор эта деревня стала называться не просто Починок, а Малютин Починок.

Жители соседней деревни, прослышали, что Малюта носит с собой царский ларец, в котором, по их мнению, хранилась царская казна. Однажды, подкараулили его спящим, украли этот ларец и спрятали его в тюрик, отчего и деревня эта, после, стала носить название Тюриково.

Увидев, что в ларце казны нет, а только царская барма (украшение из драгоценных камней, привешиваемое к воротнику верхней одежды) и боясь расправы, они закопали этот ларец в гумнах соседней деревни, от чего эта деревня стала носить название Барманово.

Когда Малюта проснулся, узнал, что он одурачен, сразу же повел кровавую расправу. Но дело было сделано, так аккуратно, что истиный виновник так и не нашелся. Вместо Тюрикова и Барманова расправа была учинена в противоположной деревне, где Малюта многих жителей невинно перебил. Несчастные, после, долго несли обиду на своих соседей. Долго пеняли им, от чего и деревня назвалась Пеняево.

Услышав о расправе в Пеняеве, жители соседней деревни за одну ночь огородили свою деревню плетнем, чтобы не допустить к себе царедворца. От чего и деревня стала называться – Плетнёво.

А что же стало с малютинским ларцом, какая судьба его постигла? С точностью неизвестно, но очевидно его до сих пор хранят в себе недра земли Бармановской. По крайней мере об этом говорит народная молва, передаваемая из рода в род. Я вспоминаю одного старожила нашего села, церковного сторожа Дмитрия Захарыча Ильина, который мне говаривал, когда я был еще в раннем детстве, лет пяти или шести, а ему было около девяноста – «Пойдем, Андрийко, в Борманово, клад искать между утренней и обедней». И эта молва, я думаю, была не напрасной.

В последствии, несколько лет спустя, Плетнёвские жители, в благодарность за свое спасение от нападения на них Малюты Скуратова, решили построить церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, так как упомянутое событие происходило около этого праздника, по первой пороше, когда более всего охотники любили охотиться на зверя. В начале, церковь закладывалась в Плетнёве, но так как здесь не было удобной земли для погоста, к тому же и ни какого протока, поэтому господа Даниловы-Домнины деревни Кунеева (далекие предки нынешних дворян Домниных и Поленовых из Бутарина) выделили из своей вотчины 50 десятин земли на бугристом берегу ключевого, невысыхающего и в знойные лета ручейка «Поволки». В начале это был деревянный храм. Точной даты его построения не установлено, но надо думать, что он выстроен был в конце XVI века, во времена царствования Иоанна Васильевича Грозного и существовал он немного более двух столетий, то есть тот период, который вполне выдерживали деревянные постройки.

В церковных документах хранилась такая летопись: «Когда пришел в ветхость старый, деревянный храм, было приступлено к сооружению нового, каменного, который отстроен был в 1810 году».

Новый храм, как великан, стоял на сельской площади, величественно подняв в небо шпиль, как бы маяк корабля, указывая путь к высшему Сиону пловцам по житейскому морю.

Освящен был храм не в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, а во имя Пресвятой Троицы, от чего и село стало называться Троица в Закулжье.

Церковь Троицы Живоначальной. с.Троица бывшее Троицкое в Закулижье

Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем