Быстрая регистрация
Вход без регистрации
Используйте другие сети для доступа в Елицы
Вход
Забыли пароль? Восстановить

Дорогие друзья! По вашим просьбам, "Елицы" организовывали прием Записок и треб к достопочитаемым православным Святыням.
Подать Записку к Гробу Господня в Иерусалиме, к мощам блж.Матроны Московской, к иконе "Неупиваемая чаша", к мощам вмч. и целителя Пантелеимона

69 святынь

Икона Божией Матери "Скоропослушница"

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» находится для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург.

«Невская Скоропослушница» была написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре. Этот образ вместе с некоторыми другими святынями из Афо­на (частицей Древа Креста Господня и частицей мощей св. вмч. Пантелеимона) был привезен в Россию в 1877 г. двумя русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Они приехали в Петербург для сбора по­жертвований на возрождение древнего храма в Мирах Ликийских в Турции — месте первоначального пребывания мощей Святителя и Чудотворца Николая. Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, однако вскоре, по благословению Святейшего Синода, в их ведение была передана Александровская часовня, возводимая на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц близ Старо-Александровского рынка. Часовня, построенная на средства купцов Калашниковых, была задумана в память о спасении императо­ра Александра II от покушения в 1867 г. После ее передачи в ведение афонских иноков, святыни, помещенные в часов­не, помогали собирать средства на возрождение Мирликийского храма.

Проекту возрождения храма в Турции помешала русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.), монахи-сборщики вернулись на Афон, передав собранные средства в Синод, а Александровская часовня оказалась в ведении Санкт-Петербургского епархиального управления.

Вскоре часовня сгорела, и на пе­пелище был обнаружен лишь частично опаленный, но с сохранившимся ликом об­раз Богоматери «Скоропослушницы». Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и всколыхнуло невиданную волну народной любви и почитания. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (основано в 1883 г.). Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. Средства, собранные на возрождение Мирликийского храма, были перенаправлены на строительство русского храма в г. Бари (Италия).

После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем, часовня была расширена и преобразована в храм во имя свт. Ни­колая и блгв. кн. Александра Невского. В дальнейшем, одновременно с возведением храма в г. Бари, на месте этого храма был построен другой, так называемый Николо-Барградский, исполненный по образцу древних русских храмов. Почитаемый образ «Скоропослушницы» занял место слева от царских врат. Для иконы был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями.

Храм и находящийся в нем образ «Скоропослуш­ницы» пользовались почитанием представителей императорской семьи и в особенности — вдовы великого князя Сергея Александровича, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фе­доровны. После убийства царской семьи в Екатеринбурге, в доме, где они жили, в числе других икон были обнаружены и три образка петербургской «Скоропослуш­ницы».

В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, будущему священномученику митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Петербурга, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». В Николо-Барградский храм был назначен настоятелем священник Владимир Шамонин, который спас «Скоропослушницу» от передачи в музейный фонд после закрытия и уничтожения храма в 1932 г. Икона была перенесена в храм свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, где находилась до закрытия и этого храма. Затем в 1934 г. ее перенесли в Святодуховскую церковь Александро-Невской Лавры (закрыта в 1936 г.), и далее — в Троице-Измайловский собор (закрыт в 1938 г.).

С 1938 по 1958 годы икона «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божи­ей Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь. Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы.

12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия.

В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую».

В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга.

Икона вмц. Параскевы Пятницы

Чудотворная икона Параскевы Пятницы доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург.
Недалеко от входа в Троицкий собор в правом приделе находится скульптурное изображение Великомученицы Параскевы Пятницы. Икону украшает киот размерами (130Х82). В житии святой сказано: «Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа - пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою - по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями».

В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXвв. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. В связи с большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был перестроен и расширен храм шатрового типа с большой колокольней. По сложившейся традиции в день чудесного явления совершался Крестный ход. Из храма икону несли к часовне на специально изготовленных носилках. У часовни совершался молебен великомученице. В этот день на торжества в Ильешу из Петербурга приезжали викарные епископы и священство. В 1940 г. храм был закрыт коммунистами, а в 1941г. сюда прибыли священники из «Псковской миссии» и его опять открыли для совершения богослужений. В 1960 г. первый раз Крестный ход не пошел, а уже в 1961 году часовню взорвали, колодец же засыпали землей. И, не смотря на то, что в хрущевские времена 60-х была борьба властей со святыми источниками и мощами, местные жители восприняли это несчастье как наказание Божие за их маловерие. Место чудесного явления иконы сейчас расчищено от зарослей и поставлен памятный крест. Заложен и новый фундамент под часовню. Каждый год в последнюю пятницу перед праздником святого Пророка настоятель Ильешского храма привозит из Лавры (где она постоянно хранится) эту чудотворную скульптурную икону. Продолжая благочестивые традиции, икону с Крестным ходом из Николо-Пятницкого храма несут сначала к месту явления, а затем по храмам Гатчинского и Волосовского районов.

Икона св. блгв. кн. Александра Невского

Икона благоверного князя Александра Невского доступна для поклонения и паломничества верующих в Александро-Невской лавре. (См. паломничество к святыням Санкт-Петербурга)
Создание этого образа неразрывно связано с возрождением профессиональных иконописных традиций в нашей святой обители и созданием иконописной мастерской, которую возглавил Димитрий Геннадиевич Мироненко. Мастерская была создана в 1997 году. И первой коллективной работой иконописцев стала икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». В этом же году была написана икона святого благоверного князя. По своей иконографии образ напоминает поясную икону Александра Невского XVIII века из собрания домашних икон священномученика митрополита Серафима (Чичагова), находящуюся сейчас в Покровском приделе Свято-Троицкого собора. Святой благоверный князь изображен в рост. Мечь в его руках указывает на историческую роль Александра Невского как защитника Русской земли. Он молитвенно предстоит образу Троицы. Смиренно склонив главу князь молится и об обители, и о городе, и о всей земле Российской. Внизу расположен символический образ Александро-Невской Лавры. Горки внизу символизируют те земли, которые русский народ смог отстоять благодаря подвигу великого князя.

Икона Божией Матери "Закланная" (Эсфагмени)

Икона Божией Матери "Закланная" (Эсфагмени) доступна для поклонения и паломничества верующих в Александро-Невской лавре. (См. паломничество к святыням Санкт-Петербурга).
Икона Божией Матери также находится в древнем Ватопедском монастыре на Святой горе Афон. Это название она получила после того, как один из диаконов монастыря в припадке злобы замахнулся на образ Богоматери ножом и воткнул нож в правую щеку Божией Матери. Тотчас же из иконы полилась кровь, и диакон ослеп, рука его, наносившая удар, онемела, а сам он лишился рассудка. Только через три года пресвятая Богородица помиловала безумца и возвратила ему рассудок и здоровье по молитвам монастырской братии. После смерти этого диакона братия была поражена тем, что его правая рука, которой он нанес удар по иконе, долгое время не была подвержена тлению подобно правой руке апостола Фомы, осязавшей раны Спасителя.

Список с этого образа помещен в лаврском соборе и почитается прихожанами и паломниками Лавры.

Икона св. блгв. кн. Александра Невского

Поясная икона Александра Невского XVIII века доступна для поклонения и паломничества верующих в Александро-Невской лавре. (См. паломничество к святыням Санкт-Петербурга).
Икона из собрания домашних икон священномученика митрополита Серафима (Чичагова), находящаяся сейчас в Покровском приделе Свято-Троицкого собора - одна из досточтимых святынь нашей Лавры. Интересна история иконографии этого образа. Ведь наиболее древние изображения князя выглядят иначе. Дело в том, что до указа ПетраI его изображали как преподобного - в иноческом облачении, потому что он перед смертью принял монашество под именем Алексий. После указа Священного Синода от 15.06.1724 года, повелевшего изображать Александра Невского в торжественных великокняжеских одеждах, и был написан сей образ. Позже в него была вставлена частица мощей. Эта икона - одна из немногих икон с врезанным в нее мощевиком с частицей св. мощей св. блгв. вел. кн. Александра. Киот с иконой размерами (80Х64) украшает правый придел Троицкого собора.

Икона Божией Матери "Достойно есть"

Икона Божией Матери "Достойно есть" доступна для поклонения и паломничества верующих в Александро-Невской лавре. (См. паломничество к святыням Санкт-Петербурга).
Прославилась эта икона Богоматери и получила свое название благодаря чудесному случаю, произошедшему на Святой горе Афон, в монастыре недалеко от Карей. По преданию, там жил отшельником один старец - священноинок со своим послушником. Однажды старец в воскресенье отправился в монастырь к всенощному бдению, благословив ученика совершить службу дома. Во время всенощной раздался стук в дверь. Ученик, отворив, увидел незнакомого инока, которого впустил с приветливостью и с которым вместе стал совершать молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред иконой и послушник было запел "Честнейшую Херувим...", как вдруг удивительный гость запел ангельским голосом "Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу...", а после этого - "Честнейшую Херувим". Молодой инок, умилившись до слез ангельским пением гостя, стал просить его записать эту песнь, но так как записать оказалось нечем и не на чем, дивный гость сказал: "В таком случае я запишу эту песнь на этом камне, а ты ее заучи и всех других христиан научи именно таким образом славить Пресвятую Богородицу". Гость начертал песнь на камне, который умягчился под его рукою, как воск, назвался Гавриилом и исчез.

С тех пор Православная Церковь воспевает архангельскую песнь "Достойно есть", а икона, пред которой она была воспета архангелом Гавриилом, названа "Достойно есть" и перенесена в соборный храм Карейского монастыря, где и поныне стоит в алтаре на горнем месте. Один из списков этой иконы находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и почитается верующими петербуржцами.

Партнеры проекта