3 святыни

«Игольное ухо»

"Игольное ухо", расположено в архитектурном комплексе Александровского подворья в Иерусалиме. Здание подворья было построено архимандритом Антонином в конце XIX в.
"Игольное ушко" - маленькое отверстие, в сохранившемся фрагменте древней городской стены Иерусалима, служило для ограниченного прохода в город, когда большие ворота закрывались на ночь. Пролезть можно было только человеку без поклажи. Чтобы не остаться на улице (а улица не подходящий ночлег для незнакомца), запоздавший путешественник снимал с себя все, кроме одежды и проходил этими способом.
Иерусалимского путешественника трудно представить без верблюда в то время. И насколько невозможно было провести свое средство передвижения через этот маленький проход, обвешенное разными поклажами, тюками, представить не трудно.
Чувствуется символичность сказанной Спасителем фразы. Иисус Христос сказал: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное". Следовать за Христом по узкому пути спасения весьма не удобно имея большое богатство. "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше",- сказал Спаситель. Не платить налоги миру, лежащему во зле, а стяжать Небесные сокровища призывает Иисус Христос. Это божественное изречение говорит о невозможности спасения при большой привязанности ко всему земному, отказаться от богатства многим составляет большого труда. Привязавшись к земным благам трудно пройти сквозь заветный барьер, освободиться от лишнего груза становится невозможно.
Символом божественного изречения стало иерусалимское "игольное ушко". Много паломников стекается в Иерусалим посетить Александровское подворье, попробовать пройти через узкие ворота, убедиться своими глазами в неудобстве узкого пути, символизирующего путь спасения. Однако, многим так и не удается осознать до конца смысл фразы Спасителя. Многие думают, скинуть груз богатства можно непосредственно, стоя перед воротами в Небесный город, избавиться от бремени богатства перед лицом смерти. Но кто знает свой последний, смертный час? Предсказать судьбу человек не может, но и зная наперед о грядущих событиях не все способны сделать правильный выбор. Мамона (богатство) настолько порабощает волю человека, что он становится неспособен думать о чем-либо другом, кроме наживы. "Нельзя служить Богу и Мамоне" - это выражение становится без компромиссным, альтернатива исключена. Человек должен выбрать, что для него важнее, желаннее.
Чтобы не оказаться верблюдом, (в другом переводе "канат", "веревка") пытающимся пройти сквозь игольное ушко (понятно, игла - совершенно непреодолимый барьер), Христос предлагал оставить свое богатство, совершенно неприменимое в Царстве Небесном, поклажу, мешающую пройти в Небесный Иерусалим, еще при земной жизни. Взамен обещал дать иную награду - вечную жизнь. Обрести Царство Божие - задача христианина. Есть выгодный, удобный обменный пункт, где меняются земные богатства на богатства Небесные, успеть совершить обмен при жизни главное для следователей за Христом. Кому предназначались слова Спасителя "Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное",- богатому юноше, юноше слышавшему это изречение из уст Господа и Бога нашего Иисуса Христа! Однако, как трудно, осознав смысл божественной фразы, взять и оставить все, взамен взять свой крест и следовать за Христом! "Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" - говорит Евангелие. Юноша не смог совершить такой невыгодный по его мнению обмен. Земное притяжение богатства оказалось сильнее. Настолько сильно может прельстить животный инстинкт многостяжательства, практически лишающий человека любой возможности получить жизнь вечную.
Многие побывавшие в иерусалимском Александрийском подворье, рассказывают о неописуемых ощущениях в момент прохождения через столь маленький проход. Некоторым людям там открывается смысл божественного послания, ведь, исполнение оного, является необходимым условием для прохода в Царство Небесное. Попытавшись пройти самостоятельно через "Игольное ухо", паломнику уже не хочется оказаться верблюдом, застрявшим там на веки со своими тюками. Убедиться в этом можно самостоятельно, побывав в иерусалимском подворье не забудьте попробовать пройти через "Игольное ухо".

Церковь св. блгв. кн. Александра Невского

Церковь Святого Александра Невского в Иерусалиме — русский православный храм в комплексе Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима.

Александровское подворье находится на участке, выбранном в 1859 г. для покупки на имя российского правительства чиновником по особым поручениям Морского министерства Борисом Павловичем Мансуровым (по другим источникам, по инициативе русского дипломата в Иерусалиме В. И. Доргобужинова). Участок расположен примерно в 100 метрах от Храма Гроба Господня. Выбор участка был одобрен великим князем Константином Николаевичем, совершившим паломничество в Святую Землю весной 1859 г., после чего участок был куплен у двух эфиопских священников (по другим источникам, у коптского священника Георгия и его брата Ризке Алле за 40.859 франков). (Интересно, был ли этот участок записан на их имя или все-таки на имя эфиопской (или коптской) церкви и получили ли они соответствующее благословение на его продажу.) На этом участке изначально предполагалось построить здание российского консульства в Иерусалиме. Во времена крестоносцев на части этой земли была католическая церковь девы Марии (Santa Maria Latina). До того это место, судя по всему, захватывала юго-восточная часть построенного свв. Еленой и Константином первого Храма Гроба Господня, который был разрушен персами в 614 г. После покупки участка на нем производились археологические раскопки. В результате них, помимо мелких артефактов, были надены остатки двух разновременных стен.
в результате которых был обнаружен участок городской стены с воротами, относящийся, судя по особенностям кладки, к периоду Второго Храма.
Врата эти известны как Судные, ибо римляне у них повторяли вынесенный преступникам приговор, после чего он уже не мог быть обжалован. Слева от Порога Судных Врат в кладке имеется бойница, размеры которой позволяют пройти человеку. Эта бойница атрибутируется как «игольное ушко», упоминавшееся Христом («Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие небесное» (Матфей, 19:24; Лука, 18:25)). Видимо, при разрушении города в 70 г. городские стены были срыты не до основания и их остатки впоследствии были использованы во время строительства стен Элии Капитолины при императоре Адриане после посещения им захваченного города в 130 г.

Сегодня в Александровском подворье, занимающим площадь в 1.433 кв. м., реконструированы и доступны для обозрения двое ворот. Одни – уже упомянутые Судные врата, другие – арка в более узкой стене, которая явно не была частью городской стены. Предлагается два варианта ее атрибутации. Первый: это часть стены языческого храма, построенного при Адриане. Распространенная ошибка на различных сайтах – упоминание «Капитолия Адриана» и храма Юпитера. Очевидно, что Капитолий был в Риме, а в Иерусалиме при Адриане был построен форум, который так и назывался – Форум Адриана. Форум этот находился примерно в 500-600 метрах восточнее нашей арки, так что к нему она никакого отношения не имеет. Другая распространненная ошибка – храм Юпитера. Храм этот был построен на месте Второго Храма на Храмовой горое (г. Мория). А на месте Храма Гроба Господня стоял храм Афродиты, к которому имеющаяся арка и могла относиться. Второй вариант атрибутации – это арка, бывшая частью Храма Гроба Господня свв. Константина и Елены. В этом случае ее следует датировать не II, а IV веком.

По окончании раскопок в связи с важностью обнаруженных находок русское консульство было решено открыть вне Старого города. Сегодня это так называемоеРусское подворье. А на выкупленном участке 13 сентября 1887 г. было заложено здание, которое должно было включать археологические реликвии, жилые и рабочие комнаты Духовной миссии ППО и церковь во имя Александра Невского, ангела основавшего ППО императора Александра III.

Строительство церкви завершилось в 1896 г. и 22 мая она была освящена. Церковь представляет собой прямоугольное в плане бескупольное здание, с двускатной крышей, своего рода базилику. Престол церкви – это древний престол, найденный в этом месте при раскопках, возможно, престол одного из приделов первого Храма Гроба Господня. К востоку от него установили алтарь и иконостас, за которым, в отличие от обычных церквей, начинается широкая лестница, спускающаяся к Порогу Судных Врат. На задней стороне иконостаса большая картина, изображающая Христа, вынесшего крест из Судных врат.

7 станция Виа Долороса. Порог Судных врат

Всегда очень волнительно оказаться на месте, где вершились судьбы людей. Одной из таких достопримечательностей для православных паломников является Порог Судных Врат. Эта христианская святыня находится в пределах Александровского подворья в исторической части Иерусалима, и представляет собой брус в нижней части проема древнейших ворот. Говорят, что две тысячи лет назад через них переступал Спаситель, идущий на казнь. Именно здесь Он сделал седьмую остановку во время своего Крестного пути (Виа Долороса).

Нынешней стены, отделяющей с западной стороны Старый Иерусалим от Нового, в евангельские времена не существовало. Тогда она проходила на востоке и имела ворота, которые в народе прозвали «Судные врата». Возле них осужденным на казнь провозглашался окончательный и бесповоротный приговор – отсюда и такое название. Построил стену иудейский царь Езекия перед самым наступлением на город ассириан еще в VIII веке до Рождества Христова. Через два столетия ее восстановил Нехемья, наместник Иудеи под властью Персии. Именно в том виде, который стена получила при нем, и видел ее Иисус Христос, когда проходил через Порог ворот.

С 1858 года на месте бывшей стены начались археологические раскопки, в которых принимали участие ученые со всего мира. Их первой находкой стали пропили и остатки колонн Константиновской базилики, построенной в 335 году. Также была обнаружена большая комната длиной почти 15 метров, и шириной в 5, 5 метров.

И вот, спустя 25 лет русские археологи наткнулись на Порог древних городских ворот. Первым, кто предположил, что через них переступал Мессия во время своего пути на Голгофу, был архимандрит Антониан (Капустин). Позднее он сам оспорил свою гипотезу. По его словам, петлицы найденных ворот были очень мелкими и могли быть сделаны только из дерева. Деревянные же затворы для городских дверей тогда нигде не делали.

Надо сказать, что к моменту обнаружения Порога, территория, на которой он находился, была выкуплена Российской империей. В 1884 году, с целью уберечь найденную святыню, было принято решение о строительстве на этом месте Александровского подворья. Для реализации данной идеи Императорским Православным Палестинским Обществом были собраны средства со всех губерний страны. Однако решающее слово о строительстве «Русского места в старой части Иерусалима» было за чиновниками Османской империи. Получить одобрение от них удалось только в 1887 году.

Руководителем проекта был назначен первый уполномоченный Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, уроженец Перми – Дмитрий Дмитриевич Смышляев. На тот момент он также принимал участие в строительстве Нового (Сергиевского) подворья на Мейдамской площади. В 1889 году его сменил новый уполномоченный Обществом Н.Г. Михайлов.

Приглашение стать архитектором проекта получил известный на Святой Земле Георгий Франгья, за плечами которого уже был опыт в строительстве Сергиевского подворья в Иерусалиме и храма Святой Марии Магдалины в Гефсимании. В качестве подрядчика выступил православный грек Николай Г. Вальсамаки.

В 1887 году, 11 сентября, в Иерусалиме прошло торжественное мероприятие, посвященное закладке первого камня будущего Александровского подворья. Сооружение было построено всего за три года. Помимо всего прочего, в нем также начали обустраивать место для церкви. Вот только освятить ее долгое время не получалось – турецкое правительство не давало на это своего разрешения.

Кстати, завершить работу над проектом планировалось к 1890 году, в то время, когда цесаревич Николай Александрович планировал посетить Палестину и договориться с турецким султаном о строительстве церкви. В итоге эту поездку пришлось отменить.

Общая площадь готового здания Александровского подворья составила 1342 квадратных метров. Его освящение состоялось 5 сентября 1891 года. Церемония была проведена начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонианом (Капустиным) в присутствии уполномоченного Императорского Православного Палестинского Общества Н.Г. Михайлова.

Что же касается Порога Судных Врат, то он был огорожен с трех сторон красивой решеткой. Неподалеку от него на Иерусалимском камне водружено распятие. Здесь же, правее от святыни, установлены черные мраморные доски, на которые помещены фотографии и имена людей, чья деятельность пошла во благо Святой Земле.

Партнеры проекта