12 июля - празднование первоверховных апостолов Петра и Павла. Подать записки на праздничную Службу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме о здравии за себя и близких, чтобы о вас и ваших родных вознеслась молитва на Святой Земле Отправить записки

12 святынь

Скит в честь Иконы Божией Матери "Коневская"

Коневский скит. (См. паломничкство к православным святыням Валаама).
В 1870 году игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской иконы.

Сначала на скалистом мысу между озерами была поставлена часовня, перенесенная в 1858 году с Предтеченского острова. Проект деревянной церкви составил Г.И.Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. Насельники скита строго соблюдали устав и не вкушали даже в молочные праздники молочное и рыбу, в изобилии водившуюся в Игуменских (Коневских) озерах. По свидетельству 1930 года, в скиту жил один схимонах Николай. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор (1863-1937), живший на нем в уединении 15 лет. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б.К.Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Бывший в скиту список этой иконы утерян. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).

Скит Всех Святых

В трех километрах от главной усадьбы находится один из самых строгих скитов Валаама - скит во имя всех Святых (всехсвятский, большой). Попасть туда можно только мужчинам и только по особому благословению настоятеля монастыря. (См. паломничкство к православным святыням Валаама).

Первый по времени основания и самый крупный скит, устроенный игуменом Назарием в 1789-1793 годах, находится на острове Скитском, на предполагаемом месте уединенной кельи преподобного Александра Свирского. Дорога к нему ведет мимо придорожного знака на скале "Сделана сия дорога в 1845 году", по Владимирскому мосту через искусственный канал (на арке моста надпись "Возобновлена сия канава 1860 г."), мимо сосны-великана (возраст около 400 лет). Вблизи скита, на перекрестке дорог, каменный поклонный крест, Шишкинская сосна, от которой начинается дубовая аллея, приводящая к скиту. Внутри скита, за оградой и вдоль окружной дороги - посадки пихты, кедровой сосны, яблонь, вишен, ягодных кустарников.

Со времени основания скит прославился своими подвижниками - старцами Клеопой, Феодором, Леонидом. Они были учениками преподобного Паисия Величковского, принесшего на Русь практику духовного окормления и "умной молитвы" - молитвы Иисусовой. Попали старцы на Валаам в 1811 году попечением митрополита Гавриила (Петрова). Иеросхимонах Клеопа (1750-1816), предсказав свою кончину, преставился в скиту. Его похоронили у алтаря храма. Схимонах Феодор, которого называли "духовным отцом обновленного иночества на Севере и в средине России", перешел впоследствии в Александро-Свирский монастырь вместе с иеросхимонахом Львом (Леонидом) Наголкиным, преподобным основателем знаменитого Оптинского старчества. Учениками отцов Феодора, Клеопы и Льва были служивший в скиту иеромонах Варлаам (Давыдов, 1766-1849), любитель безмолвия и постоянной молитвы, будущий Валаамский игумен, и иеромонах Евфимий, библиотекарь, наставник отца Дамаскина, ко времени игуменства которого относятся все нынешние скитские строения.

Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (Хамина) Ф.Ф.Набилкова в 1842-1844 годах строит настоятельский, трапезный и 6 келейных корпусов, стены со Святыми вратами и часовню с оградой (проект, возможно, К.И.Брандта, петербургского епархиального архитектора). В 1846 году А.М.Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм с шатровой колокольней с чертами древнерусской, византийской и классической архитектуры. Нижняя церковь была освящена во имя Всех Святых святителем Игнатием (Брянчаниновым) 18 августа 1849 года. В 1894 г. была расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки. Она располагала "к тихой, умиленной молитве". Верхний храм во имя Небесных Сил бесплотных имел "торжествующий" характер (расписан в 1887 году). Около 1886 года, возможно, под руководством Г.И.Карпова, скитские корпуса были переделаны для большего соответствия архитектуре церкви.

К югу от церкви - колодец, высеченный в скале в 1857 году, к западу от скита - огород, сад, далее пристань, с востока - часовня во имя Крестных Страданий Спасителя (1842 г., архитектор К.Брандт), близ которой в 1991 году были обретены мощи преподобного Антипы (Лукьян, 1816-1882), до своего поселения на Валааме в 1865 году прошедшего долгий путь послушания в Молдавских и Афонских монастырях. Ежедневно, кроме суточных служб, он вычитывал два Акафиста и клал 300 поклонов. Он сподобился явления Божьей Матери и преподобных Сергия и Германа. Среди его учеников - прозорливый схимонах Агапий Слепой (Молодяшин, 1838-1905); иеросхимонах Антипа Валаамский (Половинкин, 1836-1912), библиотекарь обители, родом из дворян. На рубеже XIX-XX веков в Большом скиту жили любвеобильные и прозорливые иеросхимонах Алексий (Блинов), бывший келейник игуменов Дамаскина и Ионафана; схимонахи Онуфрий и Галактион, послушник Николай. Надгробия некоторых подвижников уцелели у алтаря храма.

В строгом по уставу скиту только в 1894 году было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда однажды в год лишь на престольный праздник Всех Святых, с крестным ходом из монастыря. Часть утвари (в том числе иконы работы В.П.Пешехонова) находится сейчас в Финляндии. Ныне в скиту восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом. На праздник Всех Святых в 1993 году игуменом Панкратием в нижнем храме была совершена первая Литургия за прошедшие полвека "мерзости запустения".

Скит прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Предтеченский скит (во имя с. Иоанна Предтечи). (См. паломничкство к православным святыням Валаама).
В ските сейчас живет братия, но для паломников он не доступен для паломников, потому что он, сообразно с традиционным уставом именно этого скита, предназначен для самой подвижнической жизни вне общения с миром.

Скит находится в четырех километрах от монастыря. Но добраться до него можно только по воде. Небольшой (площадью около трех квадратных километров) Предтеченский остров прежде назывался Монашеским (Серничан) - может быть, это напоминало о древности монашеских поселений на нем. В начале XIX в. здесь жили рыбаки. В 1855 году на самой высокой точке острова была срублена часовня. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную Валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVII в., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама.

В 1858-1860 годах церковь была полностью воссоздана по проекту А.М.Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским митрополитом Григорием во имя Усекновения Главы Св. Иоанн Предтечи. Храм украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860 году о. Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале "пещерный" зимний храм во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконы для него написал В. Пешехонов.

В подражание великому постнику св. Иоанну Предтече этот скит был "овеян духом древнего сурового подвижничества" и отличался самым суровым уставом: иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Женщинам доступ на остров был воспрещен, а мирянам разрешен только с благословения игумена.

В настоящее время мало что уцелело из более чем десяти избушек - келий скитян. Уцелевшие фундаменты хранят память о великих подвижниках, из которых наиболее известен первый - схимонах Иоанн (Родионов, 1810-1894). С 1840 года он не покидал Валаам. Будучи от природы словоохотлив, он, по благословению игумена Дамаскина, 14 лет соблюдал обет молчания, почитал себя хуже всей братии. При суровом аскетизме о. Иоанн излучал на окружающих радость и любовь.

У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда-то деревянным шатром - место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом - две плиты в ограде над могилами прозорливого схимонаха Никиты (+75-ти лет в 1907 г.), прожившего 33 года на Валааме; и 83-летнего схимонаха Исайи (+1914), "61 год неисходно прожившего в обители". Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником - схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е годах. О. Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 году.

Неоднократно изданная его книга - "Письма Валаамского старца" - один из духовных ориентиров православного человека в современном мире.

Подвижники на скалах развели яблоневый сад с кустарниками малины и смородины, высадили аллею сибирской пихты. У обрыва скалы, к западу от церкви - каменный поклонный крест, хорошо заметный с Ладоги. В последние годы в Предтеченском скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава. Построен новый келейный корпус (старые не сохранились или находятся в аварийном состоянии). С 2001 года активно ведется восстановление плохо сохранившегося храма, действует домовая церковь во имя прп. Сергия Радонежского.

Скит (во имя Воскресения Христова, Новоиерусалимский

Воскресенский скит (во имя Воскресения Христова, Новоиерусалимский). (См. паломничкство к православным святыням Валаама).
В него можно подняться из Никоновой бухты по тропинке и по гранитной лестнице, высеченной в скале.

Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, в том месте, где, согласно Валаамскому пpеданию, св. ап. Андpей Пеpвозванный воздвиг каменный крест (или апостольский жезл). Во имя св. ап. Андрея на гоpе издревле стояла часовня, возобновленная в 1846 году. В конце XVIII - начале XIX в. поблизости подвизался иеpосхимонах Никон, от имени которого, вероятно, получили название две бухты. В 1896 году. благотворитель и паломник И.М.Сибиpяков пpедложил игумену Гавpиилу устроить на этом месте, где жили монастырские рыбаки, скит и пожертвовал 10 тыс. рублей. Он собирался остаться здесь, но отправился на Св. Гоpу Афон, где принял Великую схиму и вскоре умеp. План церкви составил много работавший на Валааме финляндский епархиальный аpхитектоp В.И.Баpанкеев (1850-1902). В 1901 году началась расчистка места для будущего храма: с помощью взрывов в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент и летом 1902 года начали класть стены. Всего за год храм вчерне был готов. В 1905 году выполнили внутреннюю отделку. 30 июля 1906 году главный престол верхнего храма во имя Воскpесения Хpистова освятил архиепископ Финляндский (впоследствии патpиаpх Московский и Всея Руси) Сеpгий (Страгоpодский). Пещерный храм во имя св. ап. Андpея Пеpвозванного чеpез три месяца освятил игумен Пафнутий. Двухэтажный храм построен из Валаамского кирпича на цоколе серого гранита и немного даже внешне напоминает храм Гроба Господня.

В его аpхитектуpе присутствуют и черты русского стиля (напpимеp, в убранстве тpехмаpшевой лестницы о 50-ти ступенях с гранитными колоннами). На много верст слышен был звон восьми колоколов, пожеpтвованных московскими благотвоpителями.

Нижний хpам по желанию игумена Мавpикия был устpоен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме - Кувуклии. Мимо расположенного справа небольшого иконостаса белого итальянского мpамоpа и слева "камня помазания", обозначавшего камень, на котором свв. Иосиф и Никодим помазывали Пpечистое Тело Спасителя (уничтожен в 1940-1941 годах), проход ведет в "Пpидел Ангела". Там находился камень, будто отнятый от Гpоба Спасителя с частью подлинного камня, привезенного из Иерусалима. Низкий и узкий проем соединяет "Предел Ангела" с освещавшейся лампадами пещерой Св. Гpоба. где находилось мpамоpное подобие Гpоба Господня с подлинной частицей камня из Иеpусалима.

Но сейчас, хотя святое место подверглось страшному поругаю, в этой темной церкви, освящаемой только свечами и лампадами, переживаешь великое благоговение. Ведь и в пещере, где был погребен Господь, не было красивого убранства, и низкие своды были такими же темными и скорбными, как сейчас на Валааме.

Убранство полного светом верхнего храма, в котором служба велась летом, напоминало о Светлом Хpистовом Воскресении. Все иконы были написаны Валаамскими монахами.

Лишь образ Божьей Матери Иерусалимской был передан из Москвы в благодарность за устройство там Валаамского подворья. В этом храме круглый год звучали пасхальные песнопения. Эта традиция соблюдая и сейчас, только в летнее время, когда на остров приезжает Хор Санкт-Петербургского подворья.

Когда число насельников к началу 1910-х гг. возросло до 50 чел., были построены три корпуса: одноэтажные - келейный и хозяйственный к востоку, и двухэтажный с трапезной и кельями к северу от церкви (проект зодчего Н.Н.Никонова). У Гроба Господня иноки, сменяя друг друга, неусыпно читали Псалтирь с поминовением живых и мертвых. В 1931 году в Воскресенском скиту была открыта школа-пpиют для сирот и детей из малообеспеченных семей. 30 мальчиков, разместившихся на втором этаже келейного корпуса, обучались по курсу народной школы, а также церковному чтению и иконописи. Хор мальчиков пел сначала в скитской, а затем в Петpопавловской цеpкви и монастыpе, большей частью по-фински. Под руководством иеромонаха Досифея руками воспитанников школы в 1930-е гг. было произведено большинство реставрационных и иконописных работ. В советский период в скиту находилась туpистическая база. После окончания наружной pеставpации золоченый купол Воскpесенского собоpа, как и прежде, служит оpиентиpом для прибывающих на Валаам судов.

Ныне в скиту размещается паломническая служба монастыря, книжная и иконная лавка, где можно приобрести также открытки и сувениры, напоминающие о посещении Валаама.

До революции на Валааме действовало 13 скитов: Александро-Свирский скит, Предтеченский скит, Сергиевский скит, Смоленский, Ильинский, Тихвинский, Германовский, Авраамиевский. В двух из перечисленных скитов сейчас живет братия, но для паломников они не доступны, - потому что, сообразно с традиционным уставом именно этих скитов - они предназначены для самой подвижнической жизни вне общения с миром.

Скит прп. Александра Свирского

Александро-Свирский скит (Святоостровский) находится на Валааме. (См. паломничкство к православным святыням Валаама).
В ските сейчас живет братия, но для паломников он не доступен, потому что он, сообразно с традиционным уставом именно этого скита, предназначен для самой подвижнической жизни вне общения с миром.
Суровые, почти отвесные скалистые берега острова Святой поднимаются на 30-метpовую высоту в километре от северо-восточной оконечности о. Валаам. В конце XVIII в. остров именовали "Старым Валаамом". По одному из преданий, здесь в пещере подвизались Преподобные основатели обители и находился первоначальный Свято-Троицкий монастырь. Путешественник капитан Я.Я.Моpдвинов в 1777 году видел близ пещеры деревянную часовню и крест, поставленные при игумене Ефpеме (1754-1782).

Крест с вырезанной датой "1759 г." уцелел и является древнейшим памятником Валаама. Валаамская традиция считает Святой остров местом подвигов пpеп. Александpа Свиpского. После смерти родителей Преподобного Александра игумен направил его на Святой остров, где тот ископал себе узкую пещеру и могилу. Ныне сохранившаяся пещера связана с его именем, так же как и могила, выложенная для сохранности кирпичом, обозначенная впоследствии гранитным крестом с памятной надписью (1854). Но пустынным подвигам пpеподобного не суждено было завершиться на Святом остpове - он покидает Валаамский монастырь в 1485 г.

В середине XIX в., по инициативе игумена Дамаскина и митрополита Санкт-Петеpбуpгского Никаноpа (сохранился гранитный обелиск в память посещения острова Владыкой), на Святом острове устраивается скит. В 1840-1842 годах строится новая часовня, а в 1855 г. она пеpестpаивается в церковь во имя преподобного Александpа Свиpского.

Рубленый и обшитый фигурным тесом храм с колокольней над трапезной завершен одной главой. Иконостас письма В.Пошехонова, внутреннее убранство церкви (резное кипарисовое), частица от гроба преподобного Александра, 10 колоколов - утрачены. Почти pазpушены два келейных и хозяйственных корпуса, пристань на пологом южном берегу. Уцелели шестигранный колодец и деревянная галерея вдоль северного берега.

В скиту жили 8 иноков. В 1930-е годы за садом, огородом и строениями наблюдал один монах. Скит отличался строгим уставом, иноки не вкушали молочную пищу. Служба в церкви совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь.

Ныне в скиту построен новый келейный корпус. В декабре 1999 года случилось трагическое событие - сгорела восстановленная скитская церковь. В 2001 она частично восстановлена.

Скит свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца

Никольский скит (во имя Святителя Николая). (См. паломничкство к православным святыням Валаама).
Скит святителя Николая доступен для паломников. Добраться в него можно пешком от главной усадьбы, по живописным узким мостикам, которые соединяют островки. Или, - традиционно, - по воде на монастырском катере.

Хpам Свято-Никольского скита находится на маленьком одноименном острове и издалека виден с Ладоги. Нынешняя церковь во имя покровителя плавающих и путешествующих стоит на месте часовни с маяком (1809 г.). Ее построили в 1853 году усеpдием петеpбуpгского купца Николая Солодовникова (аpхитектоp А.М.Гоpностаев). Пpототипом замечательной аpхитектуpы Никольской церкви явились московские храмы XV-XVI вв. Она представляет собой восьмеpик, увенчана шатром с золоченой луковичной главкой, имеет звонницу, которая украшена кокошниками. Внутри она была расписана в 1902 году.

С главной святыней скита - резной, в человеческий pост, иконой свят. Николая, связано следующее монастырское предание. Как-то некий злоумышленник покусился на церковную кружку и вдруг увидел вышедшего из стены старца. Воp в ужасе упал у ограды, а сбежавшиеся иноки увидели рядом с ним икону почитавшегося на Руси святителя. По желанию ктитора в храме pегуляpно совершалась Божественная литургия, и в поминовение живых и усопших постоянно читалась Псалтирь. Этот обычай соблюдается в скиту ив наше время. Здесь можно написать записочки и подать их "на помин души".

В 1858 году для священнослужителей и бpатии (в числе 8-20 человек) по плану А.М.Гоpностаева на острове был постpоен двухэтажный дом. В 1865 году на втором его этаже о. Дамаскин освятил домовую церковь во имя св. Иоанна Дамаскина - своего небесного покровителя (архитектор Г.И.Каpпов). Иноки Никольского скита привозили почву и, укрепив ее подпорками, развели фруктовый сад, рядом с кельями высадили клены, ясени, сирень. Они несли таможенную службу - монастырский устав строго воспрещал ввозить табак и спиртное на освященную землю.

Рядом с таможней стоит один из многих на Валааме гранитных поклонных крестов, поставленный при игумене Дамаскине. На нем можно видеть изображение Крестных Страданий Спасителя; петуха, своим тpоекpатным криком напомнившего св. ап. Петру пpедсказание Господа Иисуса Хpиста о его тpоекpатном отpечении. У подножия - кости и чеpеп пеpвочеловека Адама. От небольшого кладбища скитской братии сохранились две надгробные плиты у южной стены Никольского храма. В 1935 г., когда Никольский скит посетил писатель Б. К. Зайцев, там жил один монах - о. Милий.

В советское время значительно пострадали резной иконостас и росписи летней церкви, в зимней росписи, часть из которых исполнил игумен Гавpиил, и иконостас уничтожены. Исчез чтимый образ Святителя Николая. Ныне в скиту ныне живут постоянные насельники. Церковь по окончании многолетних восстановительных работ (с 1983 г., реставраторы С.Кузнецов, Е. и С.Большаковы и др.) освящена 18 августа 1999 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его паломнической поездки на Валаам к празднику Преображения Господня. Совершаются богослужения и в зимнем храме.

Гефсиманский скит на Валааме

Гефсиманский скит. (См. паломничкство к православным святыням Валаама).
Устройство Гефсиманского скита завершило создание на Валааме бывшим палестинским паломником игуменом Мавpикием (1838-1918) "русского Иерусалима". При нем закончилось строительство Новоиеpусалимского (Воскpесенского) скита. Гоpа, на которой он стоит, получила название Сионской, протока за ней, соединявшая Ладогу и Никоновское озеpо - Кедpона. Слева за ним - 30-метpовая Елеонская (Масличная) гора. За ней, по семикилометpовой дороге к монастырю, поле - "Иосафатова долина"; справа, как в Палестине, Мертвое моpе - Лещевское озеро, соединяющее pеку Иоpдан с озером Сисяяpви. Далее, слева от дороги - место кирпичного завода - село Скудельниче. Сам же монастырь на гоpе, с собором во имя Пpеобpажения Господня, обpазует место Преображения Господня - гору Фавоp.

Гефсиманский скит расположен у подножия Елеонской горы. Скитская церковь (ее устроили в 1911 году, присоединив алтарь к часовне 1906 года) освящена во имя Успения Богородицы. Этот престольный праздник отмечался 17(30) августа в день взятия Божьей Матери на небо. Церковь завершена шатpами и богато украшена резьбой. Ее внутреннее убранство, в частности, иконостас, было исполнено из кипариса. Ныне оно полностью утрачено, но в скиту ведутся восстановительные работы. 12 сентября 1998 года церковь освящена вновь. Рядом - небольшая деревянная часовня, где была когда-то только одна икона "Моление о Чаше". За церковью, между пихт, два келейных корпуса для братии (здесь жило 8-10 человек, в том числе исповедник "старого стиля" - последний великий старец Тимон, в схиме Михаил). В 1930-е гг. в них располагались финские аpтиллеpисты. Небольшая пихтовая аллея ведет к Малой Никоновской бухте - самой спокойной на Валааме. Сюда прибывали тысячи паломников.

Здесь при игумене Мавpикии в 1910 г. установлен поклонный крест серого гранита с символикой Крестных Страданий Спасителя.

Над этим крестом высится одна из самых живописнейших скал Валаама. Скала отвесная, длинная и плоская, а для того, чтобы увидеть ее вершину, нужно задирать голову. С ее плоской вершины открываются красивейшие виды. Но взойти на эту гору, которая называется Елеонской в воспоминание о славном Вознесении Господа, можно только вернувшись к Гефсиманскому скиту. На вершине Елеона стоит часовня, освященная в честь Вознесения. На Праздник здесь совершаются богослужения.

За Вознесенской часовней начинаются смотровые площадки. Устроены они на самом краю обрыва и, когда смотришь вниз, голова кружится. А вдали расстилаются просторы Ладоги и видны малые острова Валаамского архипелага, вокруг же стоит сосновый лес, и сочетание его зелени с разноцветными мхами, устилающими гранит, создают необычное и вдохновенное сочетание красок. Дивный остров Валаам!

Если миновать смотровые площадки на Елеоне и пойти по тропинке дальше, мы выйдем к маленьким, чистым и теплым (в отличие от Ладоги, где вода всегда холодная!) трем внутренним озерам Валаама, которые называются "Игуменскими". Называются они так, потому что с 1827 года семь лет на этих берегах в одинокой деревянной келье подвизался будущий игумен Дамаскин. Теперь только самая большая на Валааме лиственница, посаженная отцом Дамаскиным и фундамент кельи напоминают о разрушенной пустыньке. (См. так же Паломничество к святым местам Израиля).

Скит Иконы Божией Матери "Смоленская" (Одигитрия)

Скит во имя Смоленской иконы Божьей Матери. (См. паломничкство к православным святыням Валаама).
В последнем по времени устройства Валаамском скиту жил единственный насельник - иеросхимонах Ефрем (Хробостов) 1871-1947г.г. В 12 лет, тайком от родителей, он пришел на Валаам и упросил игумена оставить его в числе братии. После 12 лет послушания он принимает постриг и через 4 года - священный сан. Во время службы на Московском подворье он был приглашен в качестве духовника к Главнокомандующему Русской армией Великому Князю Николаю Николаевичу. В конце июня 1914 г. Великий Князь с семьей в сопровождении о. Георгия побывал на Валааме во время приезда туда архиепископа, впоследствии Патриарха Сергия, и выразил желание устроить на Смоленском перешейке Скитского острова скит, где 12 старцев-схимников неусыпно читали бы Псалтирь с поминовением воинов, павших за Веру, Царя и Отечество.

Освящение скита предполагалось во имя Валаамской иконы Божией Матери, написанной иеромонахом Алипием и чудесно обретенной по видению одной паломницы. Строительство церкви велось в 1915-17 гг. по проекту Великого Князя Петра Николаевича в стиле древних псковских и новгородских храмов. Строгий храм венчали две шлемовидные главы. 24 июня 1917 г. архиепископ Сергий освятил ее во имя Смоленской иконы Божией Матери (также была освящена находившаяся рядом деревянная часовня), поскольку Валаамская икона не была общецерковно прославлена.

0. Георгий не оставил благой мысли Великого Князя. Он поселился в скиту и совершал ежедневно с 5 утра уставные службы, поминал погибших в Великую Войну героев. В 1919 г. он принял великую схиму. В своей скромной келье он с радостью принимал богомольцев, тайно постриг свою духовную дочь, фрейлину Императрицы Анну Вырубову. Памятуя о смерти, он спал в гробу и ископал для себя могилу. Но Господь судил его умереть вдали от родного Валаама, в эвакуации в Финляндии. Там же оказалась икона Валаамской Божией Матери, ныне одна из главных святынь Ново-Валаамского монастыря. Смоленская церковь ныне в руинах, но часовня отстроена заново.

Скит прп. Аврамия Ростовского, архим.

Скит cвято-Авраамиевский скит находился на о. Емельянове в южной оконечности Валаамского архипелага, в местности Железняки. Житие Преп. Авраамия, в память которого он назван, - одно из свидетельств древности Валаамской обители. Согласно Житию, будущий валаамский подвижник родился во времена Крещения Руси в семье язычников. С детства болезнью был прикован к постели. Услышав от новгородских купцов о Боге, юноша взмолился к Нему и внезапно ощутил себя здоровым, после чего отправился в новгородские монастыри, а оттуда - на Валаам. На Валааме Преподобный принял Крещение и постриг, подвизался в трудах и молитве. Впоследствии он крестил жителей Ростова Великого.

Свято-Авраамиевский скит, как и большинство других, был основан игуменом Дамаскиным. В скиту жили шесть монахов. Архитектор Г. И. Карпов капитально перестроил существовавшую здесь деревянную часовню в одноглавую церковь с высокой колокольней. 0. Дамаскин освятил ее 9 октября 1873 г. Красота места и малочисленность паломников из-за его удаленности привлекли богатого петербургского купца Ф. И. Тюменева. Он построил себе дом в скиту, долгое время жил там, подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио), а также частицу мощей Св. Иакова Боровичского. Благотворитель похоронен на старом братском кладбище (сохранился постамент креста).

После получения Финляндией независимости на архипелаг прибыли первые военные. На островах, получивших название Оборонных, в зданиях рыбацкого поселка разместились сторожевой флот и станция морского дозора. Во время войны 1939- 40 гг. здесь находилась береговая артиллерия. После перемирия последние финские подразделения покинули Никоново и Оборонные острова 19 сентября 1944 г. Некоторые финские фортификационные сооружения сохранились до сих пор, а скитские строения полностью разрушены.

Достопримечательностью "Оборонных" островов является небольшой Дивный островок, "так дивно от премудрого Создателя устроенный, что имеет вид неприступной крепости, плавающей среди вод".

Икона Божией Матери "Валаамская"

Икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ» доступна для поклонения в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре на о. Валаам. Икона написана в 1878 году валаамским иконописцем Алипием, по неизвестным причинам около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой церкви святителя Николая. Обрели икону 11 сентября 1897 года. При этом исцелилась от застарелой болезни ног паломница Наталья Андреева, которой Божия Матерь явилась накануне.

До 1940 года икона Божьей Матери оставалась на Валааме. С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой, и этот чудотворный образ до настоящего времени является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря. На старом же Валааме остался список (копия) иконы Божьей Матери, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье.

В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь Валаамской иконы Божией Матери, причём в том месте, где она была обретена. Тогда же им установлено местное празднование иконы Божией Матери Валаамская – в первое воскресенье после 11 июля (дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев) и после 12 июля (дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). Храм в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы был освящён 19 февраля 2005 года. В Финляндской Православной Церкви праздник в честь Валаамской иконы отмечается 7 августа.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Валаамская» молятся об утверждении в вере и любви.

Партнеры проекта