4 святыни

Икона Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа

Чудотворный Образ Спасителя доступен для поклонения и паломничества верующих в храме Преображения Господня, г. Гомель в Беларусии. (См. Паломничество к православным святыням Беларусии).

Одной из знаковых для Спасо-Преображенского храма святынь следует считать список иконы Спаса Нерукотворного, день почитания которой приходится на 29 августа.

Образ Спаса Нерукотворного занимает особое место в иконописи. Традиция гласит, что известная нам икона является рукотворной копией чудесно обретенного оригинала. Согласно преданию, в 544 году н.э. два нерукотворных изображения Иисуса были найдены в надвратной нише стены города Эдессы. Когда нишу открыли, в ней горела свеча и лежал плат с чудесным изображением, которое в то же время оказалось отпечатанным на керамической плитке, закрывающей нишу. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке).

В 944 г. Мандилион перемещается в Константинополь и через два десятилетия тем же путем следует и Керамион. Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Храма Богоматери Фаросской. Эта знаменитая церковь была также местом хранения других сопоставимых по значению реликвий. Сосуды никогда не открывались и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного нам иконописного канона. После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции.

Существует несколько версий предания о первоначальном происхождении Мандилиона. Наиболее популярное в средние века повествование гласит, что больной проказой эдесский царь Авгарь послал письмо Иисусу с просьбой приехать и исцелить его. Иисус ответил письмом, которое позже получило широкую известность в качестве самостоятельной реликвии, но оно не исцелило Авгаря. Тогда Авгарь прислал слугу-художника, чтобы тот нарисовал образ Христа и привез с собой. Приехавший слуга застал Иисуса в Иерусалиме и попытался его зарисовать. Видя неуспешность его попыток, Спаситель попросил принести воды. Он умылся и утерся платом, на котором чудесно запечатлелся Его лик. Слуга увез с собой плат и, согласно некоторым версиям рассказа, с ним вместе отправился апостол Фаддей.

Проходя мимо города Иераполя, слуга спрятал на ночь плат в груде черепицы. Ночью произошло чудо и изображение плата отпечаталось на одной из черепиц. Слуга оставил эту черепицу в Иераполе. Таким образом появился второй Керамион - иерапольский, который также в конце концов оказался в Константинополе, но имел меньшее значение, чем эдесский. В конце слуга возвращается в Эдессу, и Авгарь исцеляется, дотронувшись до чудесного полотенца. Авгарь поместил плат в надвратную нишу для всеобщего поклонения. Во времена гонений реликвия была замурована в нише ради сохранности, и о ней забыли на несколько столетий.

Не менее интересна и история появления списка данной иконы в Спасо- Преображенском храме. Она была подарена приходу в день освящения храма и стала одной из первых его святынь. При этом никто не знал первоначально о таком подарке, что сделало его также своеобразным чудом. С тех пор в храме еженедельно читается акафист данному образу, а он сам явил немало чудес для прихожан, о чем символизирует большое число драгоценностей, коими молящиеся украшают икону. Их было настолько много, что часть из них перенесены на вечное хранение.

Традиция украшения иконы различными драгоценностями давно распространена в Православии и пришла к нам, вероятнее всего, из Греции. Прихожане украшают образ во свидетельство помощи, полученной после молитв. В знак благодарности Господу люди отдают цепочки (крестики, кольца). Это скорее не украшение, а именно зримое свидетельство помощи.

Икона свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца

Икона святителя Николая Угодника доступна для поклонения и паломничества верующих в храме Преображения Господня, г. Гомель в Беларусии. (См. Паломничество к православным святыням Беларусии).

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре (на южном побережье Малоазийского полуострова).
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 342-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной базилике и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.

Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца – 19 декабря, а празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар приходится на 22 мая по новому стилю.

Святитель Николай является одним из самых почитаемых святых в православном мире, он покровительствует путешественникам и мореплавателям.

Старинную икону Николая Чудотворца передали в дар нашему Спасо-Преображенскому храму две женщины, две родные сестры: Буглак Раиса Васильевна и Бочарова Алла Васильевна. Эта икона досталась им от матери Приваловой Нины Евдокимовны, а той в свою очередь перешла по наследству от ее матери Петренко Харитины Федоровны, которая спасла эту икону во времена массового разрушения церквей от уничтожения.

Историю спасения иконы Николая Чудотворца из храма в честь Архистратига Михаила, который находился в деревне Борщовка Тереховского района (сейчас Добрушский) нам рассказала жительница г. Гомеля Бочарова Алла Васильевна:

«Церковь стояла в самом центре деревни еще с дореволюционных времен (1870 год), сейчас на этом месте находится школа. Когда в послереволюционные годы безбожники стали рушить церковь, верующие люди старались спасти все, что можно было спасти, они разбирали церковную утварь и иконы по домам, прятали как могли. К моей бабушке прибежали: «Харитинка, спасай икону, безбожник (имени его не сохранилось) хочет распилить ее, говорит, что ворота из нее будет делать» Харитина бросилась туда и стала уговаривать отдать ей икону: «Я рассчитаюсь, только отдай мне икону, я рассчитаюсь, возьми что хочешь». Так икона досталась Петренко Харитине Федоровне.

Но часть иконы уже была отпилена. Раньше эта икона была больше, Николай Чудотворец стоял на облаках… Когда дом Харитины сгорел, она перебралась вместе с семьей (икону тоже взяли с собой) в дом своей родной сестры Пелагеи, так и жили все вместе. Церкви в деревне не было, поэтому верующие люди на все праздники приходили к нам домой, молились перед иконами, была у нас и свеча Архистратига Михаила…

Моя бабушка Харитина на девять лет попала в ссылку за хранение икон, но иконы все-таки сохранились. Умерла бабушка в 1962 году 5 января (родилась в 1877), а икона досталась моей маме Приваловой Нине Евдокимовне. Когда мама заболела, мы забрали ее в город, забрали и две большие иконы, одна из них икона Николаю Чудотворцу. Когда мама умерла в 2007 году, мы решили передать икону Николая Чудотворца храму Преображения Господня в городе Гомеле…»

Икона Божией Матери "Сладкое Лобзание" (Гликофилуса)

Икона Божией Матери "Сладкое Лобзание" (Гликофилусса) доступна для поклонения и паломничества верующих в храме Преображения Господня, г. Гомель в Беларусии. (См. Паломничество к православным святыням Беларусии). Икона написана афонским монахом и привезена со Святой горы Афон.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание» молятся об укреплении в Православной вере, о защите православных икон, при бедах и невзгодах, при телесных и душевных недугах.
Празднование иконе Божией Матери Гликофилусса совершается в понедельник Светлой седмицы.

Сладкое Лобзание (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы, находится в Филофеевском монастыре на Афоне. Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа. По преданию, она принадлежит к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой.
Икона прославилась во времена иконоборчества. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее по морю. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы.
Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.

Св. мощи свт. Амвросия, еп. Медиоланского

Частица мощей святителя Амвросия, епископа Медиоланского доступна для поклонения и паломничества верующих в храме Преображения Господня, г. Гомель в Беларусии. (См. Паломничество к православным святыням Беларусии).

Одной из наиболее почитаемых и редких в Православии святынь Свято-Преображенского храма является частица мощей святого Амвросия Медиоланского, день памяти которого почитается 20 декабря.

На гомельскую землю святыня была доставлена в 2011 году, после церемонии передачи частицы мощей, состоявшейся в итальянском городе Ориджио. Проходила она по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, Архиепископа Гомельского и Жлобинского, а делегацию Гомельской епархии возглавлял руководитель епархиального информационного отдела, настоятель прихода храма Преображения Господня протоиерей Олег Кострома. 29 октября 2011 года, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы, икона с частицей мощей святителя Амвросия прибыла в Свято-Преображенский храм города Гомеля, где доступна для поклонения верующих.

Святой Амвросий (Аврелий) Медиоланский родился в 340 году в северной Италии. Родители его были из числа знатных римлян, принявших впоследствии христианскую веру. В юношестве Аврелий получил прекрасное юридическое образование, свободно владел латынью и греческим языком, увлекался философией и литературой. Началом государственной службы Амвросия стала должность адвоката в судебном ведомстве префектуры. Усердие молодого юриста вскоре было замечено, и он получил должность советника, потом - губернатора провинции Эмилия- Лигурия с центром в Медиолане (так ранее называли нынешний Милан).

Епископом будущий святой стал благодаря Божественному Провидению. Во время избрания церковного предстоятеля в то время шли жаркие дебаты между православными и арианами – сторонниками еретического христианского учения. Святой Амвросий также присутствовал на дебатах по долгу своей службы, и в это время раздался младенческий голос, произнесший фразу «Амвросий — епископ». Этот голос слышали все: народ, император, и готовящийся к скорому крещению Амвросий.

Святой не считал себя достойным архиерейского сана и делал все возможное, чтобы избежать епископства. Однако, после долгих отговорок, он был вынужден согласиться на единодушное избрание, для чего принял Крещение и в течение восьми дней прошел все церковные степени: чтеца, иподиакона, диакона, пресвитера и, наконец, епископа.

Первым делом после посвящения Амвросий раздал бедным свое имущество. Стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов восточной Церкви, и только после этого выступил на поприще епископской деятельности.

Ревностный проповедник, мужественный защитник Православия и образец пастырской твердости, святитель Амвросий отстаивал интересы христианской Церкви, боролся с язычеством и арианством. Он аргументировано и убедительно раскрывал превосходство христианского нравоучения перед нравоучением язычников. По настоянию епископа жрецы и идольские капища были лишены государственного содержания, из сената вынесена статуя богини Победы.

Святой Амвросий, как выдающийся церковный писатель, оставил богатое духовное и литературное наследие. Его труды о вере, о Святом Духе, о покаянии, о Таинствах, об обязанностях священнослужителей и многие другие актуальны до сих пор.

Святой Амвросий известен также как реформатор церковного пения и удивительный поэт. В Западной Церкви он ввел пение, известное как «амвросианский напев»: такое антифонное пение исполняется попеременно двумя хорами. Святитель создал размерный такт, правильные ритмы, разнообразные мелодии. Сочиненные им гимны являются образцами латинской поэзии раннего средневековья. В память победы над арианством святитель составил гимн «Тебе Бога хвалим», который до сих пор применяется в благодарственных богослужениях, а в ряде стран использовался как государственный.

Наделенный даром чудотворения, Епископ Медиоланский исцелял от болезней, а по христианскому незлобию - даже врагов. Известно, что во Флоренции святитель воскресил умершего мальчика, а злодею, подосланному арианами убить епископа, исцелил внезапно иссохшую руку и отпустил с миром. В 387 году под влиянием его проповедей уверовал и принял крещение блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной Церкви.

Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве. После блаженной кончины святого в 397 году его мощи были положены в основанной им базилике Милана, где покоятся и по настоящее время. Амвросий, епископ Медиоланский, почитается как святой Православной и Католической Церквами.

Частица мощей святого Амвросия, находящаяся на постоянном хранении в Свято-Преображенском храме, является редкой для православного мира и первой для Беларуси святыней такого рода.

Партнеры проекта