Святыня

Источник свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца

О святыне

Никольский источник села Луги.

На территории Рославльского района есть святыни, которые духовно тесно связаны с событиями происходившими в этих местах. Это Никольский источник и икона святого Николая, находящиеся недалеко от села Луги.
По всему миру почитают угодника Божия, во всех областях России есть ему посвященные храмы. Чудотворный образ св. Николая села Луги - то же для всего далеко вокруг него простирающегося края, что и Великорецкий образ для Вятского, Можайский - Московского, Зарайский - Рязанского, Ратный - Курского краев, - благословение Божие, источник неоценимых благодеяний. Как будто в соответствии этому, село Луги - один из живописнейших уголков Рославльского района. Оно раскинулось по скату отлогого холма. Дремучим вековым лесом и двумя извилистыми ручьями у подошвы горы оно как будто отрезано от остального мира. В стороне светлеет глубокое озеро, куда бегут быстрые струи источников. До 1932 г. над селом и его окрестностями возвышался красивый каменный храм. Старожилы уверяют, что в ясный солнечный день блеск его золотого креста был виден на 25 км кругом и был заметен даже в Рославле. Храм привлекал в село Луги множество богомольцев. Место это было прославлено явлением чудотворного образа святителя Николая.
Около 300 лет назад на месте нынешнего села был только дремучий лес, принадлежавший помещику Швыйковскому. Сюда заезжал для охоты сам владелец, и лесники обходили территорию, оберегая деревья от порубщиков. Во время одного из таких сторожевых обходов Богу было угодно явить дивный образ Своего Угодника.
Был жаркий летний день. Усталые лесники спешили утолить жажду. Не дойдя немного до ключа, они вдруг заметили свет, шедший от одной из сосен. Когда приблизились к дереву, то увидели на нем образ святителя Николая, который разливал вокруг себя чудное сияние. Пораженные этим явлением, лесники упали на колени перед иконой, но не осмелились взять ее с собой, а сообщили о чудесном явлении образа своему господину. Скоро весть о дивной иконе разнеслась по всем окрестностям и множество народа поспешило к роднику. Узнали об образе и в Смоленске. Высшее духовное начальство, по благоразумной предосторожности, сочло недостаточным одних рассказов о чудесном образе лесников и помещика и, опасаясь обмана и суеверия, приказало взять с сосны у родника новоявленную, загадочного происхождения икону и привезти ее в Смоленск. Икона была поставлена в архиерейской ризнице, «впредь до какого-либо чудесного знамения». Такое знамение не замедлило явиться.
Скоро после изъятия образа помещик Швыйковский лишился зрения. Все усилия, направленные к излечению, остались безуспешными. В горе он обратился с молитвой к Богу. В ответ на молитву явился ему во сне святитель Николай и велел отправиться в Смоленск, помолиться там перед явленной иконой и возвратить ее на место явления. После исполнения этого святой обещал больному возвратить зрение. Швыйковский так и поступил: отправился в Смоленск и здесь, после молитвы перед иконой, усердно просил епископа Гедеона вернуть образ на место. Помещик рассказывал епископу о бывшем ему видении и обещал построить на месте явления иконы часовню. Епископ, убежденный рассказом помещика, удовлетворил его просьбу. И тот отнес икону к роднику, где она явилась. Тогда совершилось чудо, обещанное святителем. Уже после молитвы перед образом в Смоленске Швыйковский почувствовал улучшение зрения, теперь же, когда он умылся водой на месте явления иконы из родника, зрение к нему совершенно возврати лось. Благодарный владелец тотчас поспешил исполнить свой обет, данный Святителю перед епископом Гедеоном, и устроил для образа над родником часовню. Это было в 1730 г.
О дальнейшей судьбе чудотворного образа и прославленного им места известно следующее. От Швыйковского место с родником и чудотворным образом перешло к новому владельцу, графу Салтыкову. Так как стечение паломников к образу не уменьшалось, а возрастало, и некоторые из них стали здесь селиться, то граф построил в 1764 г. недалеко от часовни деревянную церковь, куда был перенесен образ из часовни. В 1858 г. он же возвел большой каменный храм в русском стиле с главным престолом во имя Святителя и двумя приделами. Здесь за правым клиросом и хранился чудотворный образ.
Над целебным родником граф Салтыков устроил колодец, названный в народе святым. Во избежание осыпания стенок колодца в него установлено было чугунное кольцо глубиной около 2-х метров. С течением времени на пожертвования благочестивых богомольцев над этим святым колодцем была выстроена красивая каменная часовня.
Явление образа и исцеление Швыйковского были не единственными чудесами от иконы Святителя. После них много было явлено чудес от иконы и святой воды из источника по молитвам святого угодника и других знамений небесной помощи верующим. Большая часть этих знамений осталась, конечно, незаписанной, но многие из них были внесены в церковную летопись села Луги для назидания верующих.
Но самыми сильными и наглядными доказательствами дивной силы, связанной с образом святителя Николая, являются его благодеяния городу Рославлю.
Дважды, в 1832 и 1848 гг., город и окрестности были поражены занесенной азиатской гостьей - холерой. Каждый раз ее опустошительные действия прекращались после усердного общего моления Господу на городской площади перед чудотворным образом Святителя. С великим сокрушением, слезами и раскаянием при этом граждане специально приносили икону из ее постоянного места пребывания села Луги, и за веру и искренность молитвы были утешаемы от Угодника Божия - эпидемия прекращалась.
После этих двух испытаний не раз выпадали городу новые бедствия в виде частых и сильных пожаров, и местное предание свидетельствует, что всегда в таких случаях, как только приносили честный образ святого Николая и молились перед ним, небесная помощь являлась бедствующим и спасала их. Особенно сильное испытание поразило город 18 июля 1855 г. До того времени пожары в Рославле случались редко и скоро прекращались. Но пожар 1855 г. надолго разрушил установившееся благосостояние рославльчан.
Пожар угрожал всему городу. Все усилия человеческие не могли ничего сделать с бушевавшим пламенем, горожане были в отчаянии. Как всегда, еще при начале пожара послали за чудотворным образом. Никогда так не нуждались горожане в вышней небесной помощи, никогда не молились они с таким усердием, сокрушением и горячностью перед принесенным образом. Тотчас после общего моления перед ним пошёл дождь, пламя утихло и пожар прекратился. Сила молитвы и действие внешней помощи были для всех так очевидны, что пораженные граждане в избытке благодарности к Святителю и умиления от Божественного милосердия к ним, с разрешения высшего духовного начальства, постановили с того времени ежегодно в этот день, 18 июля, приносить чудотворный образ святого Николая из Лугов в Рославль и совершать перед ним благодарственный молебен и крестный ход вокруг всего города.
Сохранилось описание этого торжества в книге А. Вознесенского и Ф. Гусева «Житие св. Николая и слава его в России». Ниже оно приводится для утешения людей, почитающих Святителя и молитвенно совершающих его память.
«Знаю, что не в гнев и сетование, а в угоду и удовольствие будет православным, если я опишу им образ этого нового священного веселия граждан Рославля, веселия, исходящего из смирения и сокрушения перед Господом и переходящего в хвалу и благодарение пред Его Святителем. По обыкновению, за несколько дней оно начинается и долго после главного дня продолжается. 16 июля большая часть христолюбивых, благоговейных граждан отправляются к началу торжества в Луги, местопребывание образа. Это предварительные послы к святому Угоднику с просьбой о снисхождении его. Они первые молятся ему и, как настойчивые просители, остаются около его крова и на ночь. Усердие их так велико, что они не смущаются, если многим из них не остается места под кровом гостеприимных селян, и ночь укрывает их только своим звездным шатром.
Наутро (17-го) граждане опять притекают с новыми мольбами к Святителю, и затем уже многочисленные «оброчники» из них «поднимают» и несут к себе в киоте честную икону вместе с прочими церковными образами. Селяне и священнослужители Лугов провожают от себя на время своего благодатного сожителя до ближайшего поселения, а отсюда народ идёт с одним пастырем дивным во главе - святителем Николаем. Земное и небесное торжество это шествие! Луговские и рославльские старожилы говорят, что на их памяти с начала этого крестного хода еще ни разу природа не омрачала собой дней его.
Ласка летнего дня с его жарким солнцем, с его ярко синеющим небом, с набегающими иногда на эту лазурь белыми, дымящимися тучками, простые красоты сельского края, его полей и лесов, кроткая прелесть проселочного пути, извивающегося среди частью созревших и убранных, частью еще зреющих нив, - вот чем земля, воздух и небо присоединяются к чествованию Святителя. А люди наполняют безмолвие и неподвижность этих земли, неба и воздуха широкой и полной жизнью. Длинная и пестрая толпа их кругом «обручников» с киотом, хоругвями и образом в праздничных нарядах движется по пути, и далеко по сторонам разносятся звуки незатейливого народного хора, славящего Святителя словами, пением особо составленного ему для этого торжества канона.
Нет конца, кажется, этому множеству (версты на две тянется оно), и удивительно его усердие. И старый и малый находят в себе силы участвовать в этом шествии, не отстают от всех и с одинаково светлым настроением и радостным лицом следуют за иконой. Только самые немощные, самые малые, да самые старые и слабые передохнут иногда на середине пути на тянущихся в конце процессии подводах и опять потом идут, и так почти до самого Рославля. По мере приближения к городу толпа начинает все больше возрастать от новых встречных толп. Наконец, за несколько верст от него, снова священнослужители -теперь уже городские - всем собором, со всеми хоругвями и образами, от всех церквей, со всеми уже гражданами, принимают образ, и несметное множество со стройным церковным пением направляется к городскому Собору.
Это бывает уже к вечеру, и Рославль молебствует Господу и Его Святителю долгим и усердным всенощным бдением. Вот наступает и памятная годовщина милости Божией и заступничества Угодника- 18 июля. Торжественной литургией начинается этот день. После нее, как в тот первый 1855 год, бывает общенародный на площади под открытым небом молебен Святителю с покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Чин этого трогательного моления вновь нарочито составлен с разрешения Св. Синода- применительно к воспоминанию о прошедших великих бедствиях холеры и пожаров, как о наказаниях города за грехи.
Вслед за общенародным молебствием совершается не менее трогательное и умилительное, но уже торжествующее и победоносное, защитительное, общенародное крестное шествие с чудотворным образом кругом всего города, в знамение «ограждения от огня и всякого поветрия», и этим кончаются общественные моления. Город, однако, еще не расстается со спасительной святыней: теперь каждый приход, каждая семья жаждет принять милостивого Святителя в лице его образа у себя. Начинается частное хождение образа. Поочередно в каждой церкви перед ним бывает литургия и молебен, и каждый дом принимает его у себя - причем ищут помощи и предлагают свое радушие Чудотворцу даже иноверцы. Так святая икона с молитвословием и хвалебным пением путешествует и гостит в городе до четырех недель и более, пока не обойдет всех, потом с тем же смирением, хвалой и благодарением, так же торжественно провожается обратно.
Со времени установления крестных ходов зато - говорят - не было в Рославле больших пожаров и до сего дня».
Крестные ходы с Луговской иконой совершались и после революции 1917 г., вплоть до закрытия храма в Лугах (1932 г.). Известно, что икона посещала Рославльский монастырь и перед ней служились молебны. Последним перед закрытием монастыря принимал икону и служил перед ней молебны настоятель архимандрит Рафаил (Баутин, f 1947 г.).
Икона находилась в Никольском храме села Луги до 1932 г. Затем храм был разрушен, часовня над святым колодцем стерта с лица земли.
Святой образ был утерян, и судьба его неизвестна. До наших дней сохранились описание иконы и ее фотография в книге Воскресенского и Гусева.
«Интересующемуся внешним видом славной иконы мы прежде всего скажем, что она, как и все почти святыни этого рода, не отличается никакими наружными красотами. Основной материал ее - кипарисная доска в форме продолговатого четырехугольника. Святитель на ней изображен по пояс, в епископском облачении, в митре, письмом древнегреческим, правда, очень хорошего стиля. От древности изображение так сильно потемнело, что только с большим трудом можно разглядеть в нем черты лица Угодника. Сверху образ усердием благочестивых поклонников обделан изящной серебряной вызолоченной ризой, богато украшенной драгоценными камнями. Ею не покрыты только лик Святителя и две руки: правая - благословляющая и левая - держащая Евангелие».
«Никола — имя знаменито,
Победе тензоименито;
Побеждает агаряны,
Утешает христианы».
Несмотря на то, что икона исчезла, храм разрушен, надкладезная часовня стерта, люди не забывали святое место. Сохранился колодец с вделанным в него чугунным кольцом. Этот колодец собирал к себе верующих. И до Великой Отечественной войны, и после тек людской ручеек в лес, к источнику с целебной водой.
Верующие помнили о былой славе этого места и пытались сохранить хотя бы искорку того светлого чувства, которое они испытывали после молитвы к святителю Николаю.
Спасо-Преображенский приход г. Рославля оставался единственным хранителем церковных традиций на святом месте. В годы испытаний для Русской Православной Церкви прихожане этого прихода посещали Луги. Молились на холме, где стоял храм, молитвенно вспоминали усопших священников и селян, погребенных на этом холме. Затем шли в лес, к святому колодцу, где читали акафист святому Угоднику и брали воду для исцеления своих недугов и освящения домов. И по одному расходились. До Рославля шли пешком, добирались кто как мог. Иногда посещали колодец священники. Приезжали из Смоленска, Брянска, Рославля и других городов и селений. Но тайно. Пока. До времени. Было время гонений на церковь.
Чугунное кольцо покрывалось налетом изо мха, гнилых листьев. Местность вокруг святого источника превращалась в болото, зарастала кустарниками. Власти были заинтересованы в уничтожении колодца и не разрешали чистить его, вырубать заросли. Несколько раз делались попытки засыпать источник мусором, пытались, но безуспешно, вырвать из земли чугунное кольцо. Как-то подогнали три гусеничных трактора, тросами подцепили кольцо и пытались его вытащить. Тросы рвались, а кольцо оставалось на своем месте.
Чем можно объяснить эти помехи при попытках разрушения святого места? Слабостью техники? Случайным стечением обстоятельств? Для неверующих - может быть и так. Но для нас, верующих, места случайностям в этом мире нет. На все воля Божия, и все в Его руках. Мы верим, что сам Святитель охранял свое земное достояние для нас, потомков тех рославльчан, которые помнили ужасы эпидемий и пожаров. Мы верим, что святой Николай охранял святое место для нашего духовного и телесного здоровья, берег до времени возрождения, духовного возрождения России.
После торжественного празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. власти изменили взгляды на Церковь. Верующие получили право свободно, без страха молиться, строить храмы и посещать святые места. В это время обретает второе рождение и Луговской источник.
Впервые за многие годы колодец был вычищен от накопившейся в нем грязи. Во время этого доброго дела на дне колодца были найдены остатки кованой ограды, видимо, некогда украшавшей часовню, кадило, монеты и многое другое. Камни, служащие природным фильтром, лежащие на дне, были извлечены, очищены от ила и помещены обратно. Само чугунное кольцо металлическими щетками вычищено до блеска.
Спасо-Преображенский монастырь города Рославля, по установившейся традиции, является хранителем святого колодца. В день памяти св. Николая Чудотворца, теперь уже 22 мая, после окончания литургии в Преображенском соборе все желающие размещаются в специально заказанных автобусах и отправляются в Луги. По прибытии в село первоначально служится заупокойная лития на месте, где стоял храм, а теперь установлен поклонный крест. Затем, в преднесении иконы святителя Николая, процессия направляется к колодцу. Там служатся молебны Святителю с чтением ему акафиста и совершается водоосвящение. После молитвословий все черпают воду и отбывают в Рославль. Но до самого вечера тянутся машины с людьми к святому источнику.
В 1998 г. была воссоздана часовня над колодцем. Ранее болотистое место преобразилось. Лесная дорога выложена теперь бетонными плитами, все неровности и ямы засыпаны дробленым камнем. Недалеко от колодца верующих встречает деревянная часовня. Сам колодец закрыт срубом, а над ним на металлических столбах установлена сень с главкой, увенчанной крестом. Рядом сооружена купальня для желающих омыться святой водой, куда вода поступает по металлической трубе из колодца. Купальня обшита деревом, на крыше ее также укреплен крест.
Необходимо сказать о воде из святого источника. Она холодна, прозрачна, с легким серным запахом и необыкновенно вкусна. При хранении не портится и не теряет своих свойств. За водой приезжают из Рославля и Десногорска, употребляя ее вместо водопроводной. Люди, пившие воду из этого источника, отмечают прекрасное самочувствие после ее употребления, благоприятную духовную атмосферу в домах после окропления ею.
Устанавливается традиция освящения воды на источнике 19 января, в день Крещения Господня. Вечером 18-го, в 23 часа, собираются люди из Десногорска и Рославля в Лугах на источнике. Возжигаются свечи, и все ждут полуночи. Ровно в полночь начинается великое освящение воды, после чего все желающие посещают купальню.
В 2001 г. постановлением районной Думы муниципального образования «Рославльский район» источник села Луги включен в число наиболее важных объектов культуры и истории.
Проезд: «Дорога на Москву, проехать д. Коски и повернуть направо, возле указателя «Луги». По просёлочной дороге 7 км до указателя «Святой источник»».

При подготовке статьи использованы материалы из книги Иеромонаха Рафаила (Ивочкина): «Святыни земли Рославльской», Смоленск: Свиток, 2007.

Читать далее
добавлено 14 сен 2015 20:50

Описания | 0

    Партнеры проекта